Хитрость как суррогат мудрости

"...не прибегая к хитрости..." (2 Кор. 4:2).
    
Впервые о хитрости говорится в 3-й главе Бытия: "Змей  был хитрее всех зверей полевых". Кстати, хитрость и лукавство – понятия взаимосвязанные, скажем, как кротость и смирение, гордость и надменность, гнев и ярость. Потому-то сатана ещё назван "лукавым" и в молитве "Отче наш" мы просим Господа: "И избавь нас от  лукавого". Апостол Павел обеспокоен: "Но боюсь, чтобы, как змей  хитростью не прельстил Еву, так и  ваши  умы  не  повредились..." (2 Кор. 11:3).
     Есть филологи, которые считают слово "хитрый" синонимом  понятия "умный". Да, хитрость – это ум, только повреждённый  деформированный стремлением добиться своей цели, как  правило,  обманным путём. Хитрость – это умственная ловкость,  изворотливость и даже изобретательность, направленная на реализацию какого-то плана с помощью плутовства и даже мошенничества. Разумеется, подобного рода умение вызывает улыбку в том случае, если сам человек не становится жертвой такого хитреца,  поскольку никто не хочет, чтобы его провели за нос. Лукавство – близкородственное понятие, происходящее от слова "лук" – "кривой". Лукавство означает криводушие, коварство, притворство, двуличие, злонамеренность.
    Змеи, скорпионы, ядовитые пауки  представляют  опасность для людей. Когда-то Христос сказал о фарисеях, что они являются  "порождениями ехиднины" и внутри "наполнены смертоносным ядом".
     Натуралисты полагают, что скорпионы жалят себя в мозг,  когда оказываются в панике и кончают жизнь самоубийством. Другие утверждают, что яд скорпиона для него самого безвреден, он на  время как-бы цепенеет от шока.
     В тропиках живёт ядовитая змея – жёлтый бунгар. Днём  свет слепит ее, и она становится беспомощной. Даже вьетнамские дети играют с ней бесцеремонно: бросают, на шею кладут.
     А во мраке, в темноте эти змеи действуют весьма энергично. Так и злые духи активизируются в условиях духовной тьмы. Физиогномика – наука об отражении различных черт  и  качеств характера на лице, даёт нам возможность судить о хитрости, написанной  на физиономии некоторых наших ближних.
     Наблюдательные люди заметили, что лица и особенно глаза хитрых людей выглядят стереотипно, и напоминают  "физиономию  лисы". Не знаю, насколько лиса соответствует общественному мнению о ней, но "лисьи" лица я встречал неоднократно. И они всегда принадлежали хитрым людям. Английский философ Джон Локк заметил: "Хитрость есть только отсутствие разума: не будучи в состоянии достигнуть своих целей прямыми путями, она пытается их добиться плутовскими и окольными путями; и ее беда заключается в том, что хитрость помогает лишь один раз, а потом всегда лишь мешает".
     В Библии профессиональным хитрецом изображен Иаков. Кстати, его имя в переводе с иврита звучит, как "хитрый" или "запинающий", поскольку он «запинал» своего брата Исава уже в материнской утробе. Возможно, какую-то долю природной смекалки он унаследовал от своей матери Ревекки, но слова Исаака,  сказанные  Исаву,  наполняют многих негодованием по поводу обмана: "...брат твой пришёл с хитростью и взял благословение твоё" (Быт. 27:35). Кстати, Библия говорит о большом значении благословения Божьего и родительского, но нисколько не одобряет, когда люди действуют по принципу  "цель оправдывает средства". Впрочем, так поступали средневековые иезуиты, отсюда происходит выражение "иезуитская хитрость". Кстати, верно подметил Виктор Кротов, что "хитрость – это склонность ловчить в малом, проигрывая в большом".
Но возвратимся к библейскому  эпизоду, связанному  со  стяжанием благословения. Сам Иаков обоснованно опасался разоблачения своей хитрости, если конспирация затрещит по швам. Он говорит: "Может статься, ощупает  меня отец мой; и я буду в глазах его  обманщиком,  и  наведу  на  себя проклятие, а не благословение".
    Однако его мать самоотверженно готова принять удар на  себя, и по её наущению Иаков решился на этот  шаг.  Исав,  узнавший  об том трюке своего  младшего  брата,  поклялся  ликвидировать  его вместе с благословением.
     Во избежание осуществления братских угроз Иаков поспешно передислоцировался к своему дяде Лавану.  Там он познакомился с Рахилью и сделал  ей  предложение.  Однако,  её отец, Лаван, был не меньший хитрец, чем Иаков, тем более, что обладал солидным жизненным опытом. Он заявил своему родственнику:
     – Дорогой племянник, женитьба – дело серьёзное. Говорят, надо съесть для этого пуд соли. Для этого нужно время. Мы тебя плохо знаем: может быть, ты иждивенец, и не приспособлен к семейной жизни. Зачем нам иметь такого "кота в мешке"? У нас принято платить калым за невесту, а у тебя в карманах ветер свищет. Но я возьму тебя к себе на службу. Поработай семь  лет, и Рахиль будет твоей законной супругой.
  Иаков отбатрачил свой срок, но после  юридического  оформления брака обнаружил подмену. Его женой стала старшая дочь  Лавана – Лия.
     "Что это ты сделал со мною? Не за Рахиль ли я служил у тебя? Зачем ты обманул меня?  (Быт. 29:25) -  горько  сокрушался  Иаков, очевидно, вспоминая при этом и о собственном обмане и о  расплате за него.
    Хитроумный дядя, конечно, сослался на обычай выдавать  замуж сначала старшую дочь, и понудил обретающего опыт  племянника  ещё семь лет трудиться за меньшую дочурку.
     Надо заметить, что Иаков не остался в долгу и по-своему расквитался с дядей. Он уговорил Лавана дать ему ягнят и козлят с крапинками и пятнами в качестве награды. Тот, поразмыслив, что такого чуда не скоро дождёшься, охотно согласился. Тогда Иаков  тряхнул стариной и соорудил ловкую мистификацию: с  помощью  прутьев тополя, миндаля и явора он обеспечил рождение скота с крапинками и пятнами. Дядюшка Лаван, естественно, был огорошен, но сдался.
     После того, как подавляющая часть скота досталась Иакову, он тайно сбежал от своего родича.      Тот, правда, догнал его и потребовал вернуть хотя бы истуканов, однако жена Иакова, Рахиль, ссылаясь на  недомогание,  припрятала этих идолов под верблюжье седло и уселась на них. Таким путём она лишила папашу его любимых талисманов.
     Жак Лабрюйер писал: "От хитрости до плутовства –  один  шаг, переход от первой ко второму очень лёгок: стоит прибавить к  хитрости ложь, и получится плутовство".  Комментируя  происшедшее с Иаковом и Лаваном, можно припомнить слова русского писателя Ивана Гончарова: "Хитрость близорука: хорошо видит только под носом, а не вдаль, и оттого часто сама попадает в  ту  же  ловушку,  что расставляет другим". Впрочем, еще Франсуа Ларошфуко предупреждал: "Вернейший способ быть обманутым - это считать себя хитрей других". Ему же принадлежит определение хитрости как признака недалекого ума.
     В дальнейшем Иаков столкнулся с хитростью и лицемерием своих сыновей, мистифицировавших гибель Иосифа от когтей хищного зверя и притворно утешающих рыдающего отца. Очевидно, хитрость уже была в их генах.
Не удивительно, что, как правило, от хитрецов стремятся избавиться самым радикальным способом. Что делает человек, сталкиваясь с ядовитым насекомым или пресмыкающимся? Чаще  всего,  старается  ликвидировать его. Так и с хитрыми людьми поступают. Некоторые заказчики даже киллеров для этого нанимают. Вспомним клятву обиженного Исава, ставшего жертвой хитрости своего брата. Говорят, что бизнесменов  ненавидят потому, что для стяжания своих капиталов они много ловчат.
В библейской книге Иисуса Навина есть рассказ о жителях Гаваона,  которые ввели в заблуждение израильтян и "употребили хитрость: пошли, запаслись хлебом на дорогу  и  положили  ветхие  мешки  на  ослов своих... и обувь на ногах их была ветхая с заплатами, и одежда на них ветхая, и весь дорожный хлеб их был  сухой  и  заплесневелый. Они пришли к Иисусу в стан Израильский в Галгал и сказали  ему  и всем израильтянам: из весьма дальней земли пришли мы; заключить с вами союз" (И. Нав. 9:4-6). А потом выяснилось, что они живут рядом, то бишь, являются соседями. Но юридический договор о мире и дружбе был подписан.
Из известных нам библейских персонажей Давид  пользовался репутацией хитрого человека. Саул как-то сказал  о  нём: ...ибо мне говорят, что он очень хитр" (1 Цар. 23:22).  Вполне  возможно, что подобное заключение не было безосновательным, так как попытки хитромудрых Авессалома и Ахитофела свергнуть Давида  с  престола закончились плачевно.
     У Давида был и другой сын – Амнон, а у того был друг по имени Ионадав: "…и Ионадав был человек очень хитрый" (2 Цар.13:3). Узнав о проблемах Амнона, Ионадав предложил  ему  хитроумный замысел, реализация которого закончилась смертью Амнона. А хитрый советчик остался в стороне.
     В 4 Книге Царств, в 10-ой главе, рассказывается о Ииуе, который бросил клич: "Итак, созовите ко мне всех пророков Ваала... потому что у меня будет великая жертва  Ваалу.  А  всякий,  кто  не явится, не останется жив. Ииуй делал  это  с  хитрым  намерением, чтобы истребить всех служителей Ваала"  (4  Цар.10:19). Заявляя, что Ахав мало служил Ваалу, а Ииуй будет служить ему более, он притупил бдительность лжепророков и, собрав в одном доме, уничтожил.
    Троянская война, как известно, началась, когда  троянец  Парис приехал в Грецию и уговорил жену Менелая - Елену бросить  мужа и родину и эмигрировать в Трою. Греки осадили этот  город,  10 лет пытались взять его штурмом, но безуспешно: слишком  массивные стены препятствовали этому. И тогда Одиссей  предложил  построить деревянного коня, внутри которого скрылся отборный армейский  отряд.
    Греки имитировали отход и отъезд домой. Троянцы  польстились на коня и втащили его в город. Ночью спрятавшиеся в нем бойцы  выбрались из чрева коня и открыли ворота. Троя была уничтожена.
     Хитрость в виде бесплатного подарка погубила троянцев.  И  в духовной жизни дьявол пытается внедрить  в  наше  сознание  таких "коней" – страсти, греховные мысли, которые в условиях  духовного помрачения сознания дотла опустошают душу.
    Купец и  мореплаватель  Шелехов  пытался  установить  добрые взаимоотношения с туземцами острова Кыктан у берегов Русской Америки. Выведав, что они поклоняются солнцу, он объявил себя  сыном Солнца и вечером стал вызывать его. На корабле зажгли "фонарь Кулибина" с мощными отражателями, сила света была  такой,  что  его видели за 30 километров. Островитяне пали на  колени  и  признали Шелехова божеством.  Так с помощью хитрости купец подчинил себе местных  жителей.
Впрочем, Апостол Павел в Листре, когда его отождествили с Гермесом – богом красноречия, а Варнаву с Зевсом, и пытались им жертвы принести, от таких почестей отказался, и безо всяких манипуляций объяснил местным жителям, что он и его спутник – обычные люди, проповедующие Евангелие. А вот дьявол и его слуги пользуются спекулятивными приёмами "хитрого  искусства обольщения" (Еф. 4:14).
     Иногда мы удивляемся: почему люди в массовом порядке верят чародеям и колдунам, экстрасенсам и шептунам, лжепророкам и лжехристам? Говорят: "чудеса" они творят, и такое вытворяют, что  некоторые умиляются: дескать, человек "сей есть великая сила Божия".
    Ирод Великий хотел хитростью убить Христа. Он попросил  волхвов: дескать, хочу и я поклониться Христу, выясните, где Он  находится, и сообщите мне.
     Прошло много лет, а тактика сатаны не изменилась. "Тогда собрались первосвященники и  книжники  и  старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить" (Мф. 26:3-4).  Много  коварных вопросов они задавали Христу, скажем: "Позволительно ли  платить подать кесарю?" Но Господь разоблачил их хитрость.  Хитрость - это извращение ума. Иммануил Кант писал: "Хитрость – образ мыслей очень ограниченных людей, и очень отличается от ума, на который по внешности походит". Хитрость – это гибкость изворотливого ума. Недаром Джон Локк называл хитрость "обезьяньим подобием мудрости".
А я определяю хитрость как пародию ума и суррогат мудрости. Хитрость – частичная, неполноценная замена истинной мудрости. Как сахарин похож на сахар, так и хитрость лишь отчасти пародирует мудрость.
В виду этого Бог "разрушает замыслы коварных, и руки  их  не довершают предприятия. Он уловляет мудрецов с их лукавством, и совет хитрых  становится тщетным" (Иов. 5:12-13).


Рецензии
Меня вот всегда волновало различие между умом и хитростью. И сразу на помощь приходила народная присказка: "Дурак, а хитрый". И ведь действительно, хитрые люди далеко не всегда умные, но часто преуспевают.
В чём тут хитрость, извините за каламбур?
А в элементарном поиске выгоды, пожалуй. Когда оно и не человек, а запрограммированный автомат. Зато ничего лишнего!

Лев Раскин   15.03.2013 06:09     Заявить о нарушении
Благодарю за глубокие размышления. Согласен с Вами. Стремление к выгоде деформирует вектор здравомыслия, как магнит отклоняет стрелку компаса. Искажается нравственный курс, теряются духовные ориентиры. А ведь еще Соломон советовал: «Купи истину, и не продавай мудрости и учения и разума» (Прит. 23:23).
С уважением к Вашей достойной гражданской позиции –

Александр Азовский   15.03.2013 23:56   Заявить о нарушении
Соломоновы мудрости не очень доходят до моего высшетехнического образования. Я в автоматах лучше разбираюсь. Но и строчить ни в кого из-за того не собираюсь уж как пить дать.

Лев Раскин   16.03.2013 21:23   Заявить о нарушении
Извините, если немножко поёрничал.
Скучновато чегой-то стало.

Лев Раскин   16.03.2013 21:27   Заявить о нарушении