sonoe zarstvo-chast-2

Здесь время никуда не торопилось, оно могло позволить  мне догнать себя, хотя бы не надолго. Наверно я бы долго медитировал в этом безвременье, как муха в янтаре. Однако ход часов неожиданно переменился….Жена моего брата , совершенного флегматика и молчуна, предложила мне нанести визит её матери. Вернее составить компанию, поскольку она  приглашена с мужем на день рождение своей мамы. Так как Андрей не любил застолий и всячески уклонялся от подобных мероприятий, то я как свободный человек и его брат , должен выступить в качестве заместителя  мужа. Сам увильнул под предлогом служебной занятости,в отместку супруга потребовала что бы он отвез нас в гости на служебной автомашине-Нива.
Видно она тоже не очень хотела  идти, но как взрослая замужняя дочь и как мать уже взрослых детей, должна была из уважения к родительнице присутствовать. Уже в машине она призналась мне , что едем мы собственно говоря на день рождения не тещи ,а её умершего мужа..»И как давно ваш папа умер?»-спросил я ерзая на заднем сидении. « Достаточно давно»-ответила жена брата. « У нашей мамы, ну вообщем у неё , свои привычки.»-добавила она , отвернувшись к окну. Брат ехидно глянул на меня в зеркало заднего вида.
Тёща брата жила в деревне, которая фактически примыкала к городку и называлась: Старое Бабаево. То что за городом имеется одноимённая деревня для меня стало большим открытием, в прочем в этот вечер открытия посыпались на меня как горох из дырявого мешка. Когда то я был , там куда мы сейчас ехали-когда брат женился , мы туда ездили на легковушке за невестой и обратно справлять свадьбу. Но это было так давно , да и сама свадьба запомнилась мне весьма сумбурно по понятным причинам. Больше всего меня напрягало, что в полночь я должен уехать поездом в Питер, но Андрей заверил меня , что довезёт до вокзала  в каком бы состоянии я не находился.
Уже стемнело, должно быть мы вьехали в деревню, но фонарей нигде не было (да их тут и нету)-догадался я. Машина остановилась возле какой то старой покосившейся от времени избы, чувствовалось , что изба не надолго переживёт свою хозяйку. Мы с Татьяной вылезли Андрей подал нам из машины полиэтиленовый пакет с выпивкой и закуской и уехал. Татьяна первой  вошла в тёмные сени, нам открыли дверь в избу чтобы осветить дорогу .
В маленькой горнице стоял покрытый одноразовой скатертью стол с немудрёным угощеньем,( а какое еще могло быть в деревне.) Вокруг стола бегали чьи то дети, ожидая угощенья, мальчик лет шести –внук и девочка ,его подружка, очевидно с соседнего дома. Из кухни вышла хозяйка, крепкая еще старуха, сунула детям конфет и они убежали играть к соседям. Татьяна поздоровалась с матерью и отдала сумку с дарами.
« Присаживайтесь.»-сказала тёща Андрея и указала нам на низенькую но широкую лавку возле стены, и хитровато посмотрела на меня. Татьяна перехватив её взгляд, представила меня-« Это Игорь, старший брат Андрея, он живёт в Ленинграде.» Старуха облегчённо вздохнула: « А я то думала, кто такой!» Дочка обиженно поджала губы:» Вечно вы , мама со своими шуточками.»-« Ну значит будет заместо мужа.»-сказала хозяйка  доставая из пакета запотевшую бутылку, и ставя её на стол.
Среди раставленных закусок, в виде-вингрета.варёной курицы, отварной картошки с квашенной капустой  и солёными огурцами, бутылка водки смотрелась  очень органично. Однако  она была не одна (кому тут пить то?)-подумал я с недоумением смотря на бутылки. Неожиданно раздался писк младенца, занавески маленькой спаленки-выгородкм колыхнулись и появилась миловидная девушка, очевидно младшая сестра Татьяны. Она поздоровалась с нами и пошла на кухню разогревать детскую смесь. «Ну теперь, с музыкой будем.»-смеясь сказала хозяйка дома.
Мы , с татьяной, заулыбались, так как дети наши уже выросли, но воспоминанья об их младенчестве еще не выветрелись.
Сидеть нам с братовой женой пришлось возле оконца , так как мы  рослые , то скамья оказалась  низкой ,  подоконник нам приходился возле колен, зато  коленки упирались в край стола. Сидевшая среди горшков  с цветами кошка неторопливо вылизывалась и посматривала на нас так, словно знала об нас что то такое,  чего мы сами про себя не знали. Молодая мамаша опять шмыгнула из кухни за занавеску, младенец получил соску и затих. Установилось неловкое молчание, как будто все чего то ждали.
« Это сестра моя Тася.»- сказала Татьяна. « Самая младшая, с мамой живёт.»-добавили она. Здесь старушка выразительно посмотрела на занавеску. « Пока.» -торопливо добавила  Татьяна. « Пока, опять замуж не выйдет!»-досказала за неё хозяйка. « Что же вы тут меня обсуждаете?»- вышла из спаленки сестра Тася. « С ейчас муж придёт с работы.»-добавила она. «Муж , обьелся груш!»- усмехнулась старуха. « Ну мама!»-воскликнула с досадой Тася. « Гражданский муж сестры работает на железной дороге, там же где и Андрей.»-выдала справку Татьяна повернувшись ко мне, словно я был работником собеса.
Я вспомнил мальчика-внука хозяйки (чего то многовато будет, еще и младенец.). Опять воцарилось неловкое молчание, сестра Тася сидела за столом с виноватым видом. «Однако, чего ж мы тут сидим, как на похоронах.»-обратился я к женщинам, берясь за бутылку.  Когда всем было налито по стопке, женщины многозначительно переглянулись. Хозяйка приподнялась из-за стола : « Ну, за Родю моего!»-сказала она и опрокинула стопку  -« Не чокайтесь.»-сказала она нам морщась.  Тут я вспомнил, что мы на именинах у покойника, мужа хозяйки и отца Татьяны и Тоси.
Родион благосклонно взирал на компанию с фотографии на стене, там он стоял причесаный с галстуком с женой и в окружении многочисленных дочерей всех возрастов. « Сколько же детей вы вырастили?»-спросил я у хозяйки. « Восемь девок, один сын.»-с достоинством ответила она. «  Да, мама у нас двужильная.»- добавила Тося:» Не одного в интернат , не сдала» Тут я поперхнулся куском курицы (ибо я был интернатовский, единственным ребёнком у рано овдовевшего отца). « Молчала бы уж Таська, думала отмаялась а тут снова-здорово.»-усмехнулась старуха в пустую рюмку.
Тут уже Татьяна наполнила опустевшие стопки и встав произнесла тост:» За маму нашу!». Все выпили и стали дружно закусывать. За окном послышался шум. « Иди , твой пришёл, встречай.»-толкнула хозяйка в бок молодуху. « Чего его встречать, небось не в гости пришел, а домой.»-зарумянилась Тося.  Дверь распахнулась и в горницу вошел парень невысокого роста, весь из себя ладный и пригожий в рабочей одежде. Он поздоровался с порога со всеми назвался Виктором, поцеловал жену, передал ей куртку из которой достал бутылку.
( Как еще одна!)-удивился я. Затем он прошел в спаленку проверил младенца, убедился,что не разбудил, наскоро вымыл руки на кухне, и  вернулся к столу. Зять старушки оказался на много младше её дочери. (на мой взгляд) Хозяйка подвинулась освобождая ему место возле себя на диване. « Хоть с молодым мужичком посижу.»-сказала она подмигивая нам с татьяной. Виктор засмущался , пряча руки под столом, видно недостаточно хорошо отмыл. Тося чтобы поддержать его, сказала:» Ну что ж ты, Витя, давай руководи процессом.»
Витя встал и начал откручивать пробку у своей бутылки. « Да не эту.»-досадливо поморщилась тёща, подавая ему початую. Зять Витя был краток:» За гостей!»-выдохнул он и выпил первым. Потом выпили и остальные участники процесса и дружно стали закусывать. После того как насытились опять повисла неловкая тишина, чувствовалось, что моё присутствие всех здорово замораживает. ( сейчас бы сидели тут по-свойски с шумом криком и шутками и может быть даже поругаться успели бы. А тут сидим как герои плохой пьесы.)-мелькнуло у меня в голове.
В общем то мне нетрудно было представить как я выгляжу в их глазах-очки. борода, высокий рост, городской костюм-всё это не слишком то распологало ко мне хозяев. Требовалось как то разсмешить общество. И тут я сказал: что у моего отца было-шесть жон, сам я учился в двух интернатах и одном училище и дома практически не жил. Нельзя сказать, что всё мною сказанное было неправдой-до известной степени. Реплика моя произвела ошеломляющее действие на хозяев.
Татьяна с интересом посмотрела на меня, Старуха-хозяйка оторопела и потом сказал «Врешь собака!»- молодые супруги перестали жевать. Входная дверь отворилась и вошёл мальчик, все посмотрели на него словно он стал мной или я стал им-скинув лет сорок назад. И такое могло случиться если обстоятельства повернутся к нему неприятной стороной. « Садись Васятка.»-поманила мальчика  молодая мать освобождая ему место на лавке. « Ленку спать уже положили.»-сказал Вася оправдываясь. Тося собрала ему ужин из закуски.
После моей магической фразы обстановка переменилась, все сразу заговорили друг с другом, процесс пошел. Мы с татьяной не забывали выпивать и закусывать. Только Тосин сын продолжал изучать меня. Я уже привык к таким взглядам и понимал что за ними стоит. Что я останусь в его воображении загадочной фигурой и даже став взрослым он всё равно будет строить догадки на мой счёт. Придумывать мне судьбу, а может быть и нет и я всё усложняю ,как обычно-мелькнуло в моей  голове. Как то незаметно гости и хозяева порядком поднабрались, и мысль о том что мне в полночь предстоит садиться в питерский поезд-утратила для меня свю актуальность.
Застолье близилось к своей завершающей фазе, когда уже ни пить ни есть не хочеться, а общение становится затруднительным по понятным причинам. Первой встала Татьяна и поблагодарив хозяев стала собираться, следом засобирался и я. Хозяева не уговаривали тоже видно устали. Нам опять посветили в сенях, долго не закрывая дверь в избу ,пока мы не выбрались на лужайку перед домом. Ночной воздух освежил нас, спасительная дверь захлопнулась, и мы с Татьяной оказались в кромешной темноте. Ночь была тиха и безветренна, только вот не видать было ни зги.
Я робко поинтересовался у жены брата о нашей дальнейшей судьбе полной опасностей и терний. Но она взяла меня твёрдо под руку и повела потайными тропами словно контрабандиста. « Куда ты ведеёшь нас , проклятый старик!»-воскликнул я шутливо. Компаньёнка заверила меня, что здесь прошло её детство и она знает здесь каждый камень, мне решительно не чего боятся. « С тобой хоть на край света.»-пошутил я .Она засмеялась.
Маршрут наш пролегал мимо каких то канав и заборов, которых в Старом Бабаево имелось  в избытке. В конце концов мы затянули древнюю песню, которую всегда поют подвыпившиеся гуляки. Шумела деревня , деревья осуждающе шептались во тьме и только один человек по прозвищу камыш предоставил влюблённым ночлег и в таком духе. Получалось у нас неплохо, правда знали мы несколько куплетов , потом  Татьяна замолчала. « Заблудились?»-спросил я беспечно. « Да нет.»-ответила она: « Просто тут , где то должен быть мостик, через канаву,но ничего не видать.»- и она крепче ухватилась за меня. « Вот как упадём вместе, и никто нас никогда не найдёт.»-заговорщиским шопотом промолвил я.
      После таких слов Татьяна действительно потеряла равновесие и вцепилась в меня, я обнял её за плечи. Равновесие было востановленно: « А надо ли искать то ?»-в тон мне ответила она не отстраняясь.Еще несколько мгновений и мы пожалуй сделали какую нибудь милую глупость, но тут как назло раздались шаги в темноте. Луч фонарика запрыгал по тропинке, мы мигом отстранились друг от друга. ( Сон про бабаево оборвался на самом интересном месте)
Брат пошёл встречать нас , и обнаружил пьяных и весёлых, возле мостика через роковую канаву.»Хорошо же вы набрались.»- сказал он. »Старались, за себя и за того парня.»-ответила ему жена и расмеялась. Он отвел на на свою дачу на берегу реки, где была уже натоплена печка и заварен чай. Кое как протрезвев после чаепитья с мёдом, я собрал свой нехитрый багаж попрощался с Татьяной. И брат отвез меня на вокзал, с пакетом даров земли вологодской.. где я благополучно сел на поезд, помахав ему рукой из окна. Город Бабаево уже спал, по опустевшему перону гулял нарядный милиционер, наконец поезд тронулся, увозя меня в Питер.
После этой поездки, я чудесным образом излечился от своих ностальгических воспоминаний. Уже через много лет, читая путевые заметки своего знакомого, который ехал из Питера в Нижний Тагил. Я опять наткнулся на Бабаево. Своё впечатление о городке моего детства, он выразил так: когда поезд остановился на Бабаевсклм вокзале-солидное здание дореволюционной архитектуры. Дело как и положено происходило глухой ночью, он проснулся и вышел из вагона покурить ( у русских это называеться подышать свежим воздухом).
Затянувшись сигаретой взгляд его упёрся в солидную вывеску на фронтоне здания-Бабаево, это слово решительно ничего ему не говорило. И в тоже время слишком много сказало его подсознанию. « Надо же- Бабаево?»-попробовал на язык новое для себя слово, выплюнул сигарету-«Центр вселенной.»-заключил он. Локомотив дал сигнал к отправлению , дежурная по станции достала и развернула желтый флажок. Наш герой взялся за холодный поручень и сразу почувствовал, что зазяб и полез в тёплое нутро вагона досыпать. Ни убавить не прибавить
К О Н Е Ц .  (богданов и.в.)


Рецензии
Поздравляю, Игорь! Замечательно удалось передать всю атмосферу примитивной жизни, нищету и убожество, в котором прозябает население. Почти то же состояние, о котором сокрушался и которое стремился изменить, жалея несчастный народ, Антон Павлович Чехов. Физическое и нравственное средневековье! Ниже падать уже некуда...

Антонина Каримова   06.09.2013 12:29     Заявить о нарушении
С удовольствием прочитал, Игорь. Сейчас заканчиваю "Вологодские вёрсты" о своих поездках на Вологодчину. Но Бабаево не затрагиваю, только проезжал поездом.

Гумер Каримов   06.09.2013 13:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.