Из цикла Былое и думы

ДЫРОЧКА В "ЖЕЛЕЗНОМ    ЗАНАВЕСЕ".


В 60-70-е годы на углу улицы Бродского (ныне Михайловской) и Невского стоял стандартный газетный киоск. Около него периодически со всего города собиралась своеобразная публика. Этих людей можно было охарактеризовать как типичных представителей научно-технической интеллигенции (от старшеклассников и студентов до младших научных сотрудников и профессоров). Это были люди разные по возрасту, образованию, специальности, но их объединяло одно качество - любопытство (или, если хотите, - любознательность). Оно  является одним из двигателей человечества. Очень хочется   узнать, что происходит у соседей, в других городах и странах. Помните, как царь Салтан из сказки Пушкина любил выспрашивать у купцов:                "Ой вы гости-господа,     ,                Долго ездили ? Куда?
Ладно за морем иль  худо?                И   какое в свете чудо ?                Советская власть нам говорила: "Не рыпайтесь, все что надо знать, мы вам сообщим, а остальное вас не касается". И, чтобы мы не отвлекались от строительства "светлого  будущего", не сравнивали, не завидовали, не сомневались, она опустила "железный занавес", отделяющий нашу страну от другого мира.
Напрашивается сравнение с театром, в котором сумасшедший режиссер ставит свои спектакли, но при этом на всякий случай отгородил сцену от зрителей непроницаемым занавесом, и говорит актерам, что все в мире восхищаются его гениальностью.
Некоторым советским людям для пользы дела социализма разрешался выезд "за рубеж". Они возвращались (не все)  и писали разгромные статьи о загнивании всего остального мира. Из приватных бесед выяснялось, что все у них не так уж плохо, что   "эта гниль  довольно вкусно  пахнет".  Наверное, народ  там нещадно эксплуатируют, но мяса, фруктов, колбас, бананов, джинсов,  кроссовок, машин, дубленок, магнитофонов  у них много.
Тогда был популярен такой анекдот. Советский человек заходит в супермаркет где-нибудь в Европе или в Америке, видит в продаже клубнику. Как любознательный человек, не потерявший советскую гордость, он говорит: "У нас клубника появляется обычно в начале лета, а у вас?" "А у нас - в начале дня", - отвечали ему. Мы смеялись. Правда, над чем? Не понятно. 
   Молодежь не знает, что раньше наши газеты писали  преимущественно о партии, правительстве, социалистическом соревновании, трудовых подвигах. Немалое  место в печати занимали материалы  и о тех, кто мешает нам жить (стилягах, диссидентах,  фарцовщиках). И  конечно  в статьях , баснях   карикатурах   народу  демонстрировали “ звериный   лик” капитализма . Нам же очень хотелось знать, что происходит там, за  рубежами нашей социалистической родины, то есть заглянуть за "железный занавес". Своеобразной "дырочкой" в нем был наш газетный киоск. Он единственный в городе торговал зарубежными газетами и журналами. Правда, были еще подобные киоски в гостиницах "Астория", "Европейская", но там у входа стояли бдительные швейцары и дежурили товарищи "из органов", не допускавшие посторонних.
Меньшую часть покупателей в нашем киоске составляли люди, знавшие иностранные языки. Им иногда удавалось покупать американские или английские газеты (в продаже было слишком мало экземпляров). Чаще всего им приходилось довольствоваться  газетой "Московские  новости ". Это была советская газета, но для иностранцев, и поэтому в ней было больше информации, чем в газетах, предназначенных для советских людей.
Плохо знающие иностранные языки покупали газеты и журналы на родственных, славянских языках : югославские газеты "Борба" и "Политика", польскую молодежную газету "Штандарт Млодых" (Знамя молодых), журнал "Докола Свят" (Вокруг света), болгарские , чешские журналы о кино, джазе и т.п. Из них мы узнавали о международных джазовых фестивалях, о фильмах Бергмана и Чаплина, о новых выставках и т.д. Пользовались популярностью юмористические журналы: венгерский "Лудаш-Мати", польский "Шпиьки", немецкий "Уленшпигель". Все это было своеобразным подглядыванием, "чужой земли язык и нравы".
Стоя в очереди у "нашего" киоска, "любознательные" гадали, какие газеты будут сегодня в продаже,  обменивались новостями, почерпнутыми из "зарубежной" печати, слухами, анекдотами.   В   общем, это была карикатура на Гайд-парк, некий островок плюрализма в советской стране.
Из-под "железного занавеса" прорывались ручейки зарубежной информации, люди делали в нем "дырочки", стараясь "увидеть" другую жизнь. Через железный занавес перелетали радиоголоса, которые  несмотря на глушилки, слушала вся страна.
Я думаю, что любознательность, любопытство - это страшная сила, которая, в конечном  счете  разрушила социализм!





Рецензии