Бермудский треугольник ГТС Украины

Геополитика и геоэкономика: Бермудский треугольник решения проблемы путей модернизации украинской газотранспортной системы в новом формате

By
Матвей Владимиров/Владимир Матвеев
– 13.11.2010

Политклуб.рф

После укрепления своих позиций на местных выборах и соглашений о расширении  транспортировки нефти в Беларусь, украинские власти и олигархи посылают России сигнал о смене курса и формата переговоров, инициируя создание трехстороннего соглашения по транспортировке газа между Евросоюзом, Украиной и Россией.
“Формула определения цены на российский газ для Украины уже не соответствует рыночной конъюнктуре”, – заявил премьер-министр Украины Николай Азаров на заседании украинского правительства 10 ноября 2010 г.
При этом Азаров подчеркнул, что Украина является и останется надежным партнером для России и Евросоюза в транспортировке газа, а участие РФ и ЕС в модернизации украинской газотранспортной системы позволит повысить уровень гарантий  транспортировки на долгосрочную перспективу.
Ранее президент Украины Виктор Янукович заявлял, что Украина намерена привлечь к модернизации своей газотранспортной системы Россию и страны ЕС, а украинские власти также заявляли, что для управления ГТС предлагается создать трехсторонний консорциум.
Эксперты считают, что, поддерживая идею газового консорциума, Янукович пытается «убить двух зайцев». «С одной стороны, он фактически пытается получить преференции по ценам на газ, а с другой — пытается торпедировать «Южный поток», основной конкурент для газотранспортной системы Украины. «Если „Южный поток“ будет запущен, то Украина потеряет серьезные рычаги контроля по газовому направлению. Кроме того, вполне возможно, в ближайшее годы инвестиций „Газпрома“ в газотранспортную систему будет дождаться крайне сложно»,— пояснил эксперт. В частности, заявление Януковича о намерении увеличить пропускную способность газотранспортной системы Украины в два раза можно рассматривать, как попытку торпедировать проект «Южный поток», – говорит эксперт Дмитрий Абзалов.
На встрече с представителями организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) в Вене премьер-министр Украины поднял вопрос о получении Украиной статуса страны-наблюдателя ОПЕК, а также получил согласие представителя ОПЕК на то, что формула, по которой высчитывается стоимость цены российского газа для Украины, “не соответствует рыночным реалиям”, поскольку начались серьезные разработки сланцевого газа в США и Европе.
В то время как, Россия является влиятельным игроком на рынке энергоресурсов, Украина является серьезным игроком на транзитном рынке. Попытки Украины договориться с ОПЕК о приобретении статуса наблюдателя являются сигналом о смене курса, хотя эффективность давления с этой стороны на Россию с требованием снизить цену на газ выглядит сомнительно.
Сегодня в региональной энергетической политике Украина старается максимально использовать свою решающую роль как импортера энергоносителей и как пока еще основного канала их транзита из России в Европу.
“Сам факт попытки ведения украинским правительством своей игры говорит о том, что из положения младшего брата мы теперь хотим перейти к статусу честного партнера”, – считает украинский политолог Полина Платонова. “Заявления в ОПЭК – это просто понятный и простой сигнал – роли изменились и формат переговоров – тоже”.  При серьезных геополитических сдвигах меняется геоэкономическая ситуация в мире и отношения между традиционными центрами силы становятся все менее устойчивыми.
Так, значительно более консолидированную позицию, чем весьма аморфный и слабый ЕС, сегодня занимает Южная Америка, влияющая определенным образом даже на США через поставки энергоресурсов. Все больше нефти начинает потреблять стремительно развивающийся Китай, создающий специальный резервный фонд нефти и т.п.
Наряду с этим, уже недоброй традицией на Украине стала политизация энергетических вопросов бизнес-группами. После смены власти в Украине команда совладельца трейдера “Росукрэнерго” газового олигарха Дмитрия Фирташа уверенно возвращается в газовый бизнес страны, оттесняя конкурентов. Невзирая на то, вернут ли его в схему поставки газа или нет, интересы спонсора Партии регионов, будут учтены.
Отметим, что в июне Стокгольмский арбитражный суд удовлетворил иск “РосУкрЭнерго” к НАК “Нафтогаз” о незаконном растаможивании 11 млрд. куб. м газа. Суд постановил вернуть газ РУЭ, а также вернуть дополнительно в 1,1 млрд. куб. м газа в качестве компенсации за нарушение условий контракта.
В Украине и России ни для кого не секрет, что целые президентские и иные кампании  проходили при мощном финансировании Фирташа, и сегодня отношения между Украиной и Россией в значительной мере зависят от финансовых интересов группы Фирташа, основные лоббистские интересы которого во многом совпадают с последними заявлениями премьера Украины Азарова, а главой администрации Президента Украины является давний газовый партнер Фирташа Сергей Левочкин.
Компании Фирташа принадлежит 90% акций газоторговой компании “Centragas” (Австрия), которая в свою очередь контролирует 50% акций компании “РосУкрЭнерго”, выступавшей посредником в газовых отношениях Украины и России в 2005-2009 гг.
Фирташ бросил вызов “Газпрому” еще в 2007 году, создав управляющую компанию Group DF, а после событий 2009 года испытывает неприязнь к премьер-министру РФ Владимиру Путину, что мешает налаживанию взаимовыгодных отношений с премьером РФ сегодня.
Напомним, что в 2009 году именно Фирташ предложил создать газовый консорциум при участии Украины, России и ЕС. Он заявил в интервью агентству Bloomberg, что Украина должна создать совместное предприятие с российским “Газпромом” и европейскими компаниями, включая E.ON AG и GDF Suez SA, для того чтобы гарантировать поставки газа в Европу. По его словам, Россия, Украина и ЕС должны иметь равные доли участия в данном СП.
Виктор Янукович представляет интересы крупных промышленных структур, которые серьезно зависят от газовых поставок. 9 февраля 2010 года победитель президентских выборов на Украине лидер Партии регионов, Виктор Янукович заявил, что, вступив в должность главы государства, намерен воссоздать консорциум по управлению украинской газотранспортной системой (ГТС).
Корни “газового конфликта” кроются в расхождении интересов тех групп влияния, которые сегодня стоят за Януковичем, с бизнес-интересами группы Путина, а противостояние “донецкие” – “питерские” может привести к труднопрогнозируемым результатам.
В связи с изложенным, а также из-за договоренностей Президента Украины Виктора Януковича с Президентом Беларуси Александром Лукашенко и Президентом Венесуэлы Уго Чавесом о расширении проекта транспортировки нефти в Беларусь, непосредственно затрагивающих интересы РФ, Путин не подписал соглашение о поставках нефти по украинской территории во время визита в Киев, а подтвердил намерение создать в ноябре совместное российско-болгарское предприятие по разработке технико-
экономического обоснования болгарского участка газопровода “Южного потока”.
В октябре Азарову не удалось убедить Путина в том, что следует поменять формулу цены за российский газ, и РФ согласилась лишь создать рабочую группу, которая, как сообщил на заседании кабинета министров Азаров, будет заниматься вопросом пересмотра газовых соглашений, что на данном этапе в меньшей степени беспокоит саму РФ.
“Мы за расширение сотрудничества с Украиной, перевод его на долгосрочную разумную основу, но это абсолютно не отменяет строительство “Южного потока”, – сказал 11 ноября на пресс-конференции в Москве глава Российского газового общества, вице-спикер Госдумы России Валерий Язев. РФ проводит лабильную политику и предполагает, что к 2020 году импорт газа в ЕС увеличится на 200 млрд. кубометров в год, и, по мнению Язева, “в любом случае – 100 млрд. куб. м – это будет российский газ, под это нужны новые трубопроводные мощности. Мы будем диверсифицировать потоки – будет и “Северный поток”, украинскую ГТС будем расширять, если будут найдены условия экономически выгодные и разумные для российского участия, “Южный поток” будем строить, сжиженный газ будем транспортировать в Европу, а если нужно будет – новые потоки построим”, – сказал Язев.
Официальный представитель “Газпрома” Сергей Куприянов заявил, что компанию устраивает действующий контракт с Украиной: “мы можем рассматривать разные предложения и пожелания, хотя, безусловно, как поставщика, нас устраивает этот “действующий” контракт”.
Для преодоления технологического отставания от стран ЕС и РФ перед Украиной стоит задача в партнерстве с сильным союзником проводить давно назревшую модернизацию экономического потенциала и предотвратить крах не только предприятий, а и ряда отраслей. Ведь украинские нефтеперерабатывающие заводы находятся на самом низком уровне развития среди близлежащих стран, что приводит к низкому качеству производимых ими нефтепродкуктов.
Обострение отношений между Украиной и Россией и беспокойство по поводу нормальной доставки энергоносителей из РФ в страны Европы привели к тому, что ЕБРР выразил готовность финансировать “неоднозначные соглашения” все еще находящиеся в стадии обсуждения между Киевом и Москвой, согласно которому “Газпром” должен получить “свою долю участия в украинской газотранспортной системе”.
Николай Азаров заявлял ранее, что Украина планирует пересмотреть формулу цены на газ в межправительственных соглашениях, чтобы снизить стоимость топлива на 1/3. Взамен “Нафтогаз Украины” обещал увеличить закупку у”Газпрома” и создать с ним совместное предприятие на взаимовыгодных условиях. Эти намерения во многом совпадают с ключевыми лоббистскими интересами Фирташа – посредник в схеме поставок газа в Украину и снижение стоимости газа для подконтрольных Фирташу предприятий.
В связи с изложенным, на газовых переговорах с Москвой лоббисты Фирташа будут активно торговаться, невзирая на угрозу финансового краха страны. На первый взгляд, парадоксально, но российский конкурент Фирташа Виктор Вексельберг в сложившейся ситуации выступает альтернативой фирташевским планам с угрозой тотальной монополизации газового рынка.
По мнению Азарова, все заинтересованные стороны имеют шанс повысить уровень гарантий на долгосрочную перспективу, если будет создано трехстороннее соглашение по транспортировке газа между ЕС, Украиной и Россией, когда вопрос модернизации украинской газотранспортной системы будет обсуждаться в Брюсселе 22 ноября в формате Украина-ЕС-Россия.”Это будет первая трехсторонняя встреча, которая должна дать ответ, какими темпами, силами, ресурсами и с участием каких сторон будет осуществляться модернизация ГТС”, – сказал украинский премьер.
Эксперты считают, что многое в решении сложной проблемы и возможного трехстороннего соглашения зависит от комплекса факторов и учета современных реалий и тенденции развития рынка газа в Европе, потенциальных возможностей и воли всех участников трехсторонних переговоров.
При этом представители РФ, Украины и ЕС считают возможным свое участие в консорциуме, если будут найдены условия экономически выгодные и разумные для их участия, с четким определением принадлежности отдельных частей ГТС. По мнению экс-председателя правления «Нафтогаза» Олега Дубины, планы по увеличению мощности украинской ГТС без учета потребностей ЕС в российском газе являются недальновидными. «Сегодня никто даже не говорит о потенциально обещанных финансовыми евроинститутами миллиардах долларов на реконструкцию украинской ГТС. Потому что увеличивать мощность нашей ГТС без учета планов ЕС по закупке российского газа и планов «Газпрома» – виртуальная затея», – говорит он.
Экс-спикер украинского парламента Арсений Яценюк считает, что “я уже высказывался за то, что нужно создавать трехстороннее предприятие ЕС – РФ – Украина, которое бы предусматривало возможность доступа к российским ресурсам, транзит Украиной и позицию конечного потребителя в ЕС. Если это трехсторонний консорциум, то я готов об этом говорить. Но при этом речь не может идти о том, что целью этого совместного предприятия станет доступ к управлению украинской трубой. Должен быть консорциум по добыче, поставкам и продаже газа. У нас своя часть как в добыче, так и в продаже, у россиян – в транзите и продаже, европейцев – в добыче и транзите”.
Для сохранения за Украиной ГТС в стране нет консолидированных политических сил, обладающих волей, а необходимы союзные отношения Украины и РФ, поскольку Украина неспособна принять самостоятельно равноправное участие в треугольнике РФ-Украина-ЕС, а принципиально новых форматов в ближайшем будущем не предвидится.
В настоящее время украиснкие нефтеперерабатывающие заводы находятся на самом низком уровне развития среди близлежащих стран, что говорит о невысоком качестве производимых ими нефтепродкуктов и невозможности в дальнейшем использования такогоо козыря как выгодное территорилаьное расположение и транспортная инфрраструктура. «Отсрочка введения стандартов по качеству нефтепродуктов с 2011 года для Украины будет означать очередной шаг назад. Наша нефтеперерабатывающая отрасль в экспортном направлении не сможет использовать такие козыри, как выгодное территориальное расположение и разветвленная транспортная инфраструктура только потому, что качество нефтепродуктов не будет соответствовать принятым в соседних странах нормам», – считает исполнительный директор ассоциации «Объединение операторов рынка нефтерподуктов Украины» Владимир Емелин.
При сотрудничестве в рамках обозначенного треугольника, не следует забывать о кризисе самой идеи Евросоюза, предложенной Европейской конституцией, и его неоднородности.
По мнению экспертов, в случае осуществления трехстороннего проекта выиграет прежде всего Европа, поскольку возрастет надежность поставок энергоносителей.”Сейчас вопросы, связанные с транзитом и с поставками, разделены и находятся в разных руках. Если за транзит отвечает Украина, то за поставки – Россия и Украина. Если все это будет объединено, ясно, что и надежность такого рода взаимоотношений будет выше, в том числе и для европейцев”, – сказал Куприянов.
При «многовекторной» внешней политике и нестабильности Украина при строительстве «Северного потока» и «Южного потока», а также добычи Европой сланцевого газа и развития альтернативных источников энергии, в ближайшее время постепенно утратит ключевую роль транзитера энергоносителей с Востока на Запад, поскольку оба фактора обусловливают уменьшение транзита российского газа по украинской ГТС с последующим экономическим крахом.
Уже третий газопровод из России в Германию «Северный поток» считается символом тесного российско-германского сотрудничества в сфере энергетики. Сотрудничества с мощной экономически страной, а не расплывчатым ЕС, которую Путин видел участником газового консорциума Украина-РФ-Германия. «Для Германии трехсторонний консорциум выгоден в той части, чтобы РФ поддержала Европейскую энергетическую хартию и допустила Германию к своим газовым месторождениям. Вариант консорциума, где РФ при помощи Украины получает существенные козыри за счет управления нашей ГТС, а Германия за счет Украины точно также выторговывает себе возможность добычи газа, выгоден как РФ, так и Германии», – считает народный депутат Украины Вячеслав Черновол.
Напомним, законопроект Кабмина 7249 “О внесении изменений в ст. 7 Закона “О трубопроводном транспорте” (относительно распорядителя объектами жилищного фонда)” зарегистрирован на сайте Верховного Совета Украины 13 октября. По словам народного депутата Александра Гудымы, данными изменениями в закон правительство планирует отменить запрет на передачу украинской газотранспортной системы (ГТС) в управление, консорциум или концессию.
Изложенное актуализирует поиск альтернативных источников энергии и путей поставок энергоносителей, внедрения инноваций и энергосберегающих технологий. Хватит ли Украине политической воли самой добывать сланцевый газ (как это делает США и начинает делать Польша и некоторые другие страны Европы), развивать и инвестировать в альтернативные виды энергии в Украине (ветер, солнце, биотопливо, мусор) и строить низкоуглеродную конкурентоспособную экономику в условиях доминирования на энергорынке олигархов, покажет ближайшее время. Судя по последним сигналам и шагам украинской власти, разъединенная Украина вновь мечется на распутье.
Вместе с тем, при отсутствии консолидированных политических элит, обладающих волей, конструктивная позиция Украины должна состоять, прежде всего, в правильности выстраивания отношений с Россией, стратегии внешней политики, направленной на защиту интересов всех граждан страны, а не только правящей бюрократии, олигархов.
Выкристаллизовавшиеся в октябре проблемы свидетельствуют о развитии бизнес-конфликта между российской стороной и”акционерами власти”, которые едва ли приведут к созданию предлагаемого украинской стороной газового консорциума. “И когда акционеры Партии регионов и власти это почувствуют, – а они уже это почувствовали, – они начнут себя защищать”, – полагает Яценюк.
Взаимовыгодное решение проблемы сегодня лежит в слиянии “Газпрома” и “Нафтогаза Украины”, что на данном этапе представляется труднодостижимым, поскольку украинской стороне, связанной с интересами газового олигарха, не хватает воли, а российской – определенного компромисса с учетом новых реалий и консолидированной позиции внутри самой РФ.
В то время как, основные игроки – и РФ, и страны ЕС – имеют реальные альтернативные варианты решения проблемы в ближайшей перспективе, Украина имеет перспективу утраты роли основного транзитера и вновь показывает неадекватность проводимой страной внешней политики реалиям на геоэкономической карте Европы и мира.
“Главное, чтобы бизнес-конфликт между украинскими и российскими партнерами не трансформировался в межгосударственный конфликт интересов. Какие бы гарантии ни давал аморфный ЕС, главным в решении проблемы остаются принципиальные взаимовыгодные договоренности между стратегическими партнерами – Украиной и РФ – с учетом государственных интересов на длительную перспективу с созданием экономического союза, а не продвижения интересов олигархов”, – считает эксперт Владимир Матвеев. «Украина на субъекта мировой политики не тянет».
Poilitclub.info


Рецензии