Из цикла Былое и думы. Демонстрация

    


Демонстрация - странное слово. "Кажется, это что-то связанное с демонами", - сказала одна маленькая девочка.
Не знает современная молодежь о советских демонстрациях, в которых участвовали их родители. Они иногда видят кадры кинохроники тех времен: ликующие, поющие колонны людей, оркестры, транспаранты, и не представляют, что было на самом деле.
Именно поэтому я хочу рассказать о проходящих в советское время демонстрациях трудящихся. Вы, наверное, думает, что это прикольно . Собираются сослуживцы для весенней прогулки, попоют, потанцуют, помашут флагами и довольные разойдутся по домам. Нет, не тут-то было! Демонстрация трудящихся - можно сказать словами из песни - это "праздник со слезами на глазах" . Это важнейшее политическое  мероприятие.  Мы, народ, в дни советских праздников должны были демонстрировать  свою любовь к партии, к руководству нашей страны.
Требовалось рано утром появиться на своем рабочем месте. В первую очередь надо было отметиться в списке присутствующих. Тех, кто не явился на демонстрацию, ждали неприятности на работе .Это касалось всех сотрудников независимо от их возраста и-  состоянию здоровья.
Потом каждому третьему человеку,  или четвертому ,пятому (в разных учреждениях по-разному) вручали портреты "любимых вождей" или выдавали транспарант на двоих, на котором были написаны слова любви и благодарности нашей партии.
Потом начинала формироваться колонна  вашей  организации. Члены профкома, комитета комсомола, а главное - парткома, расставляли людей, знаменосцев, портретоносцев, транспарантоносцев в соответствии с рекомендациями членов райкома. Примерно через час колонна организации начинала двигаться к месту сбора колонны района. Наверное, со стороны это выглядело праздником. Каждая уважающая себя организация имела в своей колонне духовой оркестр и грузовик с макетом своего предприятия или своей продукции.
Потом надо было пройти от места сбора стройными рядами до Дворцовой площади. Там была кульминация праздника. На трибунах стояли представители городского руководства, которым мы должны были демонстрировать свою преданность делу партии. Они по очереди кричали "здравницы": "Да здравствует советский народ - строитель коммунизма!", "Слава ЦК КПСС!" и прочую чушь.
Колонны крупных предприятий приветствовали с трибуны особо. Например: "Да здравствуют трудящиеся Кировского завода!" А трудящиеся должны были в ответ кричать: "Ура-а-а-а!"
Вы думаете, что после объяснения в любви партии и правительству можно было отправляться домой? Не тут-то было! Все улицы были перекрыты милицейскими нарядами и грузовиками, стоящими поперек улиц. Можно было идти только по установленному горкомом и милицией маршруту. В лучшем случае демонстрант, не взирая  на погоду, вынужден был  находиться  на ногах три-четыре часа, а, если его организация находилась на окраине города, то и больше. Для людей пожилых и не очень здоровых это была огромная физическая нагрузка, да и для всех демонстрантов это было испытанием на выносливость.
Люди на трибуне периодически сменяли друг друга у микрофонов и, поорав минут 10-20,  шли в буфет, устроенный под трибуной выпить, закусить, согреться, передохнуть. А простым демонстрантам было хуже, им негде было передохнуть, негде было сходить в туалет, негде было попить.
Но наш народ привык преодолевать трудности: все подворотни и подъезды по ходу движения праздничных колонн превращались в туалеты, выпивка и бутерброды приносились из дома, и народ достойно отмечал советские праздники.

1980-2013 гг.


Рецензии