Из цикла Былое и думы. Овощебаза 70-х

Небосклон заволокло тучей, моросит противный осенний дождь. На фоне неба темнеют сторожевые вышки. Ряды бараков и каких-то полуразвалившихся построек отгорожены колючей проволокой от остального мира. От барака к бараку перемещаются группы людей в ватниках, слышатся окрики бригадиров и лай собак. Вы думаете, это концлагерь, съемки фильма о войне, или о ГУЛАГе, Магадане и Колыме? Нет, на самом деле, все проще. Это овощебаза в г. Ленинграде. Здесь продолжается "битва за урожай". Это не ГУЛАГ, но принципы принудительного труда, "дармовой"  рабочей силы здесь тоже использовалисься.
В СССР обычно осенью на переработку овощей сгонялись научно-техническая интеллигенция, студенты, музыканты, зэки  из СИЗО и, в меньшей степени, представители рабочего класса. Чтобы заставить людей работать, использовался традиционный метод "кнута и пряника". За выполнение неподъемных норм обещали "отгулы", а за отлынивание от работы грозили лишением тринадцатой зарплаты, премии, стипендии и т.д. Несмотря  на эти угрозы  работа на овощебазе  была малоэффективной. Сотрудники  овощебазы делали свой криминальный бизнес на пересортице, списывании брака и прочих махинациях. Люди, видя бесцельность своего труда, сочковали как могли. Тянули время, и через 4-5 часов  правдами и неправдами исчезали со своих рабочих мест. Самые хозяйственные по дороге домой прихватывали овощи, подворовывали.  Воровали местные работяги и бригадиры, воровало по-крупному начальство овощебазы.
Об эффективности нашей "битвы за урожай" так писал один известный в то время журналист  -Из ста собранных картофелин только одна попадает в кастрюлю хозяйки.
Я расскажу об одном довольно типичном дне моей работы на овощебазе.  Ранним утром я встретился со своими коллегами у проходной. Промаявшись  примерно минут сорок в ожидании наряда на работу, мы, наконец, попадаем на территорию овощебазы. Местный бригадир приводит нас в "наш" барак. Как везде в советской стране, на овощебазе есть простые  работяги и "блатные". По блату можно получить  работу в относительно чистом бараке по переборке фруктов. Среди согнанных на овощебазу  ходила легенда, что одна бригада по ошибке попала на склад цитрусовых, и пока разбирались, что к чему, все вдоволь поели дефицитные фрукты.Правда это или нет, я не знаю.
В "нашем" картофельном складе грязь непролазная, запах гнилья. Рядами стоят ящики, в которых навалена картошка пополам с землей. наша задача - отделить ее от земли, от гнилья. Перебираем клубни: хорошие - в один ящик, порченные - в другой. Правда, иногда путаем. Надоело все до чертиков! По бараку ходят местные работники, чаще всего полупьяные, и дают руководящие указания. На них никто не обращает внимания. Мы как бы выполняем так называемую норму, они как бы принимают нашу работу. Все пытаются надуть друг друга.
Но жизнь берет свое. Люди  похитрее зарабатывают себе отгулы, похозяйственней - обеспечивают свою семью сельхозпродукцией. Молодежь, да иногда и зрелые люди, нередко заводят любовные интрижки, назначают свидания.
Люди привыкают ко всему.

1975-2013 гг.


Рецензии