Фридерик Маслов
Все двадцать лет помню, как нам на свадьбу пианино подарили. Она разве что лук на нем не крошила, а так с утра до вечера то за ним, то возле. И все дома, дома. Я ей сколько раз говорил: «Пойди что ли в филармонию, выучи, чего не знаешь, хоть что-нибудь, кроме Шопена, может, потом выступать будешь, хоть толк какой-то, кроме твоих “экстатических” слез». А она: «Надо сначала в консерваторию сходить». Это я, дурак, филармонию с консерваторией перепутал. Консерваторию, говорит, я бросила из-за болезни матери, ухаживать некому было, старшая сестра давно за границей жила, при первой же возможности в Польшу подалась. Консерваторию бросила, а искусство, говорит, меня не бросает. Нет, говорит, хочу ребенка, потому что у женщины в жизни два предназначения — дети и искусство. А у мужчины — женщина и дело. Все остальное — прах. И все говорит, говорит. И пристально так глядит, оценивающе, то на меня, то на пианино. Ну, думаю, ребенок с меня причитается. Женился как-никак. А вот с искусством… В общем, поговорили мы тогда, и с тех пор ни одного вразумительного слова я от нее не слышал. Обед ли готовила, дом ли убирала, все со стихами, все с мелодией, все с философией. Помню, сказала она как-то, в конце очередного внутренне-внешнего монолога, что я в наитончайших материях ничего не смыслю, а я ответил, насмешливо, легко, что взяла бы она лучше вон ту материю, в ванной под раковиной, да пыль вытерла, ответил — и целый вечер ее успокоить не мог. Сути ее я, видите ли, разглядеть не хочу. Слепец я, быдло толстокожее, машина, а не человек. Сидит на полу и пальчиками тоненькими, прозрачными почти, бусинки на шее перебирает. Накатила тут на меня такая нежность, такая жалость к ней, к каштановым завиткам на шее, к поджатым по-девичьи губам, к родинке на переносице, к плечам ее, о пощаде молящим, ко всей ее вздрагивающей фигуре, что был бы кнут у меня в руке, исхлестал бы себя всего и звука бы не проронил. Кинулся было к ней, на колени упасть хотел, но вдруг как будто одернуло что-то. Стал как столб, к которому, чувствую, ее пригвождаю. И тут я понял, что и нежность, и жалость мои были к ней, той, которая вот здесь передо мной сидит, к ней, но не к ее сути. Суть ее я ненавидел. Ненавидел всею своею сутью. Ведь если один человек видит и любит суть другого, так он же всею своею сутью ее видит и любит. А моя ненавидела. Моя?! По всему выходило, что у меня-то этой самой сути и не было. Так, дохлые рыбы, всплывшие на поверхность, под которой ил. И чего опускаться? Увязнешь. Уж если один — музейный экспонат, а другой — пустое место, то надо, получается, экспонат на это место поставить, а то, что этому месту может быть нестерпимо больно, экспонат не заботит. Дерево и дерево, что с него взять?
А забеременела, взгляд и слова еще отрешеннее стали. Думал, сблизимся. Все-таки отец я, а не пианино. Я даже в последний момент бояться стал, что дети черно-белыми родятся. Нет, белехонькие оба, в один час из материнского лона вытворились. И она, отмучившаяся, все повторяла, что под колокольный звон их родила, в колокола как раз били. А как мое сердце в меня било, пока я к приходу троицы этой дом готовил, от окон до ложечек все перемывал, она не слышала. И рад я был детям, и любил без памяти, пока не осУтились до того, что мы стали гадки друг другу. И хоть и не музыканты оба, а туда же.
Живем вместе пока, в трех комнатах, не разговариваем, едим в разное время, каждый свое, да и не едим, а так, перекусываем. Двое сирот с двумя общими детьми. Вечером, как ни задерживаюсь на работе, все равно засыпаю под протяжные всхлипывания пианино. Недавно был день памяти Шопена, так оно, бедное, до утра надрывалось. А с другой стороны, думаю теперь, если не я, кто бы его слушал? Инструмент, а все-таки живее меня.
Так что, наверное, к матери поеду. Устал очень.
Да! Забыл! В ванную утром я всегда первым успеваю, раньше всех встаю, на дежурство. Хоть и незначительная, а радость. Почти все коммунальное детство и юность под дверью сортира с матерью простояли, чтобы только ведро успеть вынести, и перед глазами вечные надписи: «Сделал дело — смой за телом. Приду сам проверю», «Кто не смоет, смоется и г… умоется», а в голове: Варшава… Варшава…
Свидетельство о публикации №213031500829