Выбор Рики Блих

Девочке, с детства отмеченной талантом, все давалось легко. Звезда израильского телеэкрана и кино...
Любовь красивых и известных мужчин... Казалось бы: живи и радуйся! Но в какой-то момент актриса Рики Блих задалась вопросом: «А где же во всем этом я сама?» - и отправилась на поиски себя. Легкой ее нынешнюю жизнь не назовешь, но зато она впервые чувствует себя по-настоящему счастливой.


СБЛИЖЕНИЕ ПОЛЮСОВ

Рики Блих родилась в «русской» семье: ее отец, театральный фотограф, репатриировался из Киева в 1973-м году, мама - после нескольких лет отказа – из Молдавии.

- Сейчас мы с мамой очень близки, а в детстве я больше тянулась к отцу, я выросла на театральных историях, которые он мне рассказывал в детстве, - вспоминает Рики. – В Советском Союзе папа видел лучшие спектакли, включая «Гамлета» с Высоцким в главной роли. Еще папа писал замечательные стихи. В Израиле он в профессию не вернулся... Открыл фотомагазин, но какой из него бизнесмен, когда он мог сказать покупателю: «Твоя старая камера еще очень хорошая, я бы на твоем месте не торопился менять ее на новую», - Рики смеется и продолжает. – А мама выросла в очень «советской» по духу семье, ее отец так и не смог смириться с тем, что после смерти Сталина того превратили в чудовище. Дед был чудесным человеком, но непоколебимым в своих убеждениях по поводу прошлого. Репатриировавшись в Израиль, мама ушла в религию. Ей тогда было столько же лет, сколько сейчас мне. Родители переехали в Иерусалим. При том, что мама носит парик и соблюдает заповеди, а отец – человек светский, они много лет вместе и все у них хорошо. Моя старшая сестра тоже религиозная, живет в Иерусалиме, даже не буду говорить тебе, за какую партию она обычно голосует, - улыбается и продолжает, - но при этом она настолько открытый человек... Например, сестре не помешало, что старший сын снял кипу и пошел служить в армию. Продолжая любить и поддерживать старшего сына, сестра на самом деле помогает ему оставаться по-настоящему духовным и верующим человеком.

...Рики ненадолго задумывается и произносит:

- Кстати, с родителями много лет назад был забавный случай, который уже давно превратился в семейное предание. Мама лежала в больнице, и врачи не могли понять, что с ней: она с трудом вставала с постели и таяла на глазах. Отец жутко переживал. Он уехал в безлюдное место и впервые, по его признанию, попросил Бога: «Если ты поможешь моей жене, я начну соблюдать Шабат». Вернувшись в больницу, отец рассказал об этом маме, и в тот же миг ее лицо порозовело, она встала с кровати и заявила: «Я здорова». Откуда только силы взялись! На следующий день врачи ее выписали. А отец с тех пор выполняет слово, данное Богу: соблюдает Шабат, - смеется Рики и продолжает уже серьезно, - мне было всего три года, когда мама увлекалась кабалой. К моим 12 годам она была уже настолько глубоко в религии, что я не знала, как к этому относиться. А мама не могла принять моего увлечения актерством. Отец просто не знал, что с нами делать. После нескольких довольно странных лет все утряслось. Я поняла, что мама своего пути не изменит, а она смирилась с моим профессиональным выбором. Сейчас у нас в семье полное взаимопонимание, при том, что мы находимся на таких разных полюсах: родители и сестра живут среди религиозных, а мы с братом-музыкантом ближе к тель-авивской богеме.

...Рики снова замолкает, улыбаясь своим мыслям, и неожиданно произносит:

- Знаешь, к 30 годам, наверное, каждый из нас уже успокаивается, понимая, что родители – тоже люди, и перестает на них сердиться.

ОТ ГИЛЫ-ПРОДЮСЕРА - К ГИЛЕ-ПАРТНЕРШЕ

...Первый раз я увидела Рики, когда ей было 14. Она училась с моей дочерью в тель-авивской школе искусств на отделении драмы: обе играли в учебном спектакле «Ромео и Джульета», где Рики досталась главная роль - Джульетты. Она уже тогда заметно выделялась среди одноклассников уровнем игры, приближавшемся к профессиональному.

Второй раз я увидела ее на съемочной площадке фильма «Сливовое дерево занято» по одноименной книге Гилы Альмагор. Среди тысяч подростков, явившихся на пробы, немногим посчастливилось вытянуть счастливый билет: в отличие от дочери и других ребят, Рики досталась не второстепенная, а главная роль, с которой она блестяще справилась. Я напоминаю актрисе об этой истории, добавляя, что судьба порой весьма прихотлива: когда-то звезда театра и кино Гила Альмагор открыла для Рики путь на большой экран, а теперь молодая актриса выходит с ней на сцену театра «Габима», где работает уже больше десяти лет.

Рики кивает и с улыбкой добавляет:

- Гила не упускает возможности, чтобы не вспомнить об этом. Когда мы играли с ней в спектакле «Монологи вагины», она так и сказала зрителям: «Рики пришла ко мне в фильм девочкой, я дала ей шанс и не ошиблась - теперь мы партнерши и играем в одном спектакле.
Для других Гила прежде всего «королева» театра и кино, а для меня еще и прекрасный человек, невероятно сильная личность, - продолжает Рики. - Мне близко по духу все, что она делает, влючая помощь тяжелобольным детям и активный протест против любой несправедливости. Я преклоняюсь перед ее внутренней силой, способностью выжить в трудных обстоятельствах. Никогда не забуду рассказа Гилы о том, как ее однажды уволили из «Габимы», и она не знала, что делать: ведь театр был смыслом всей ее жизни! И вдруг неожиданно для себя она написала две потрясающие книги «Лето Авии» и «Сливовое дерево занято», а потом еще сняла по ним замечательные фильмы, удостоившиеся призов международных кинофестивалей. Я уважаю таких людей, как Гила, которые находятся в постоянном творческом поиске и, в отличие от других «звезд», не успокаиваются, достигнув славы и признания.

Кстати, не раз ловила себя на мысли, насколько мы с ней в чем-то похожи, предпочитая во всем идти до конца, - добавляет Рики. – Не боимся сказать все, что думаем, никогда не промолчим. Я, как и Гила, ценю людей, не готовых себя изменить в угоду обстоятельствам и знающим, какую большую цену они могут за это заплатить.

В ПОИСКАХ СЕБЯ

В какой-то момент Рики пришла к выводу, что все дается ей слишком просто и задумалась: «А так ли это хорошо?»

- Сейчас, вспоминая себя 24-летнюю, я думаю, что тогда я была еще просто никем, хоть и считалась вполне успешной, - признается она. – На отбор для фильма Гилы Альмагор в свои 14 лет я уже явилась с серьезным «резюме», будучи героиней детских телепередач. Потом было много сериалов, в том числе «Уродина Эсти» («Эсти мехуэерет»), где я играла главные роли. Меня узнавали на улице. Но все, что падало с неба; все, к чему я не прилагала никаких усилий, не делало меня счастливее. В 24 года я решила убежать от славы, папарацци и поклонников в Индию. Думала, что там, где меня никто не знает, наконец, пойму, чего я стою на самом деле. Но как же я ошибалась! В маленькой деревне, где я провела месяц, оказалось столько знающих меня по сериалам израильтян, что поначалу я даже испугалась. И только, встретив замечательных ребят, которые хотели дружить со мной вовсе не потому, что я «звезда»: просто им нравилась моя спонтанность, чувство юмора. Они были интересны мне, а я им. Я подумала: «Может, то, от чего я пыталась убежать, на самом деле тоже часть Рики Блих, и мне просто нужно научиться жить с этой киношной и театральной известностью?».

Я вернулась из Индии обновленной, заведя кучу друзей и почувствовав в себе новую силу, помогающую мне легче сходиться с другими и принимать каждого таким, каков он есть. Но главное – принимать себя... Вскоре я встретила первого мужчину, который полюбил меня так, как я об этом мечтала, и мы поженились.

ОДИНОЧЕСТВО КАК БЛАГО

Упоминая о своих судьбоносных мужчинах – Шломо и Рами, Рики подчеркивает, как ей повезло, что они были в ее жизни. Впрочем, почему были? Замечательных, добрых и талантливых мужчин просто так из своей жизни не выкинешь, даже если они уже «бывшие». Да, Рики живет со Шломо порознь, но они вместе воспитывают дочь. И с Рами ее до сих пор связывают теплые дружеские отношения.

- Когда я жила со Шломо, а позже с Рами, мне не нужно было ни о чем заботиться: мужчины делали все, о чем я их просила, потому что любили меня и знали, за что любят. Но мне, по-прежнему, не давал покоя вопрос: «А где же во всем этом я? Чего я стою сама по себе?» Это преследовало меня с детства. Чем больше меня превозносили родители и окружающие, тем более усиливалось ощущение, что я не стою их похвал, поскольку не прилагаю для этого никаких усилий. Кстати, вот подумала сейчас, что многие ведь идут в актеры от чувства неуверенности в себе. Одни думают, что примерив на себя чужой образ, смогут узнать себя лучше. Другие просто нуждаются в том, чтобы им постоянно аплодировали и говорили, какие они замечательно талантливые.
Ну а в моей личной жизни все было так: я не понимала, за что мне все падает с неба, мне казалось, я этого не заслужила. Помню, как во время первых встреч с будущем мужем, даже сказала ему: «Ты слишком красивый для меня...».

- В конце концов я пришла к выводу, что мне стоит какое-то время пожить одной, о чем я до сих пор не жалею, - признается Рики. – Я стала более сильной, ответственной и даже получаю удовольствие от того, что впервые в жизни ни от кого не завишу и сама обеспечиваю дочку и себя. Дочке три года. Когда она вырастет и спросит меня о том, почему, когда она была маленькая, мы жили с ней вдвоем – все дети рано или поздно задаются такими вопросами – думаю, что я сумею ей это объяснить.
Обычно серьезные перемены обязательно влекут за собой что-то еще, - размышляет Рики. - Так и у меня. Став самостоятельнее, я почувствовала, что и отношение к профессии у меня теперь совсем другое. Соглашаясь на роли, которые мне близки, я снова получаю едва не позабытое - за годы легкой и беспечной жизни - удовольствие от игры. Я даю уроки актерского мастерства, с одинаковым удовольствием играю в репертуарном театре, где получаю зарплату, и в спектаклях своих друзей, не приносящих денег: никаких амбиций у меня нет.

САМАЯ ЛУЧШАЯ РОЛЬ

Переиграв множество ролей в театре, кино и на телевидении, лучшей она считает ту, которая выпала ей три года назад в реальной жизни – быть мамой маленькой девочки.

- Это занимает все мои мысли и чувства, - признается Рики. – Даже пресловутый «Оскар» не порадовал бы так, как радует меня дочь, в воспитание которой я вкладываю все, что знаю и умею сама. Я думаю, что если бы в доме жил мужчина, который бы брал часть забот на себя, мне бы не удалось почувствовать себя в роли мамы настолько полно и глубоко...

...Рики рожала дочку, как в рожали в старину, сознательно отказавшись от обезболивания.

- Это был настолько глубокий и ни на что не похожий процесс, что всего несколько часов спустя после родов я заявила мужу: «Мне так понравилось рожать! Я хочу повторить это снова».
Во время схваток ты чувствуешь боль и в то же время счастье – в этом есть что-то медитативное, - продолжает Рики. – Я не видела себя в роли жертвы, напротив, меня переполняла внутренняя сила, связывающая нас с дочкой. Это была спокойная, настоящая сила, не та, к которой обычно прибегаешь, чтобы отстоять себя. У нее была совсем другая природа – созидательная. Я хотела привести в мир ребенка, и это поднимало меня на такие высоты блаженства. Когда дочка родилась, я была такая счастливая! Целый месяц после этого не ходила, а парила, едва касаясь ногами земли.

РУССКАЯ ДУША

...Напоследок спрашиваю Рики, ощущает ли она причастность к русской культуре, учитывая, что ее родители до сих пор говорят между собой по-русски.

- Конечно, во мне есть много «русского», - признается Рики. – Откуда бы еще взяться этому драматизму, когда ты взмываешь в небо и летишь в пропасть: и то, и другое – резко и до конца. Еще я умею неплохо «пить», когда того требуют обстоятельства, - смеется она. – Мне присущи русская меланхолия и легкая беспричинная грусть. Наверное, это от папы, ведь он у меня поэт. Кстати, мечтаю поехать с ним в путешествие по России, побывать в Санкт-Петербурге, Москве... И, конечно, в Киеве. Купила недавно дочке Чебурашку, который общается с ней по-русски, когда она нажимает на нем кнопки. Например, он ее спрашивает: «Ты хочешь быть моим другом?» - последнюю фразу Рики произносит на ломаном русском. – Я бы очень хотела, чтобы моя дочка знала русский. Она так любит, когда бабушка поет ей по-русски песню «Ты у меня одна...». Мама и мне ее когда-то пела...

- Вообще то «русская» во мне совсем неплохо уживается с «израильтянкой», - с улыбкой подытоживает Рики, - в трудных ситуациях выручает израильская наглость, легкость и спонтанность помогают налаживать контакт с незнакомыми людьми, а русский драматизм я несу на сцену.


(Фото предоставлено Рики Блих)


Рецензии