В помощь Плесу

Плес - семь шапок из одной шкуры ?
• 11 мар, 2013 at 11:36 AM

Странный вопрос -скажет не понимающий в туризме человек - конечно надо и это ХОООРОООШООО! Но я позволю себе усомниться, что это и "хорошо", и вот почему:
Я не нашел отчета посещения и проживания гостей в Плесе в 2012 году. Нашел что в 2011 году его посетило 450 тысяч туристов, и, извините, не поверил. Я как рассуждал:
Дивеево в год посещает 300 тысяч человек - неужели Плес больше.
450 тысяч, это по 1.2 человек в день, это 30 больших автобусов каждые сутки. Если знать сезонные и временные разницы посещения, то это летом в три раза больше, чем зимой, в выходные дни в три раза больше чем в будни. Тогда, летом в выходные дни, в Плесе должно отдыхать по 10 тысяч человек. Где? Сколько мест размещения в Плесе? Я насчитал около 150 - 200.http://www.plyos.info/gostevye-doma-v-plese.html  Впрочем, на сайте департамента спорта и туризма,есть сведения о том, сколько  туристов может размещаться: "Туристскую инфраструктуру области представляют более 150 туристических фирм, около 100 коллективных средств размещения туристов, а также различные объекты коллективного размещения для приема охотников, рыболовов в общей сложности на 4 830 мест." http://dst.ivanovoobl.ru/hiking/turobject/ Это во всей области.
Можем пойти другим путем:
Наверное 450 тысяч посетивших Плес, обязательно сходили в его музеи ( а зачем еще сюда ехать?). В городе действительно около 10 - 15 (с храмами)  музейно - выставочных объекта. Всего в области 21 музей, из них 8 государственных Самые большие в г. Иваново. Так вот, их в 2011 году посетило 434.9 тысяч человек http://www.rg.ru/2012/11/28/ivanovo-prog-kultura-reg-dok.html Что - же делали 450 тысяч посетивших в 20011 году Плес? Думаю, что ничего, поскольку их там и не было.  Не могло его столько туристов и отдыхающих посетить.
При этом, могу Вас немного успокоить - ни кто миллиона и не ждет. Департамент экономики , в долгосрочной целевой программе, до 2016 года, планируется довести посещаемость Плеса "всего"  до 600 тысяч человек в год. Но и  тут встает много профессиональных вопросов:
1. Кто считал рекреационный потенциал Плеса? Он способен обеспечить 600 тысяч человек рекреацией?
2. Кто считал трудовой потенциал Плеса? Он способен обеспечить качественным обслуживанием 600 тысяч. туристов и отдыхающих?
 Я думаю, что ни кто не считал, и поэтому, там строят и строят гостиницы и гостиничные дома, пытаются развивать сферу питания и торговли, занимаются историческо - культурным комплексом. Это все не плохо, но то что "развивается", не учитывает  как проводится рекреационное планирование и как высчитывается способность местности в обеспечении хорошим сервисом туристов и отдыхающих.
 Могу "открыть" маленький секрет - она высчитывается от количества проживающего местного населения в Центре туризма и технологичности оказываемых услуг. Обеспеченность гостиницами считают не на размер достопримечательности, не на количество "посетителей"  а на 1000  жителей "аборигенов". Для того, чтобы путешественник задержался возле достопримечательности более 1 дня, ему нужно что-то ещё. Проще говоря, если приехала семья, пока старшее поколение посещает храмы, младшее должно быть занято на развивающих играх, а среднее – обеспечено условиями для плодотворного отдыха от каждодневных рабочих или офисных будней. А это что-то могут обеспечить только те самые тысячи жителей, на которые рассчитывают обеспеченность гостиничными номерами. Ну так вот, удивляйтесь, в Москве планируется такая "обеспеченность" в количестве 7 номеров, на 100 жителей. Для сравнения, в городе Дубай этот показатель не превышает 17,6 номеров, в Амстердаме – 35,  в городе Сочи он равен 27-32 номера.
В Плесе 2885 жителей. ( я бы конечно вычел из них"дачников" и лиц имеющих определенное заболевание, при котором их не следует допускать к туристам, но это вопрос к СЭС)  Если даже Плесу сравниться с Дубаи, то ему "положено" иметь не больше 50 -55  качественных гостиничных номеров. Можно сравниться с Сочи, где номерами считают и все съемные квартиры и пристройки, и то это будет около 90 номеров. (не думаю, что нужно пойти по пути Амстердама, сделав Плес "столицей" марихуаны и голубизны) Ну а 90 номеров, это и есть 150 - 200 человек в день, о которых я и говорил.  Этот предел устанавливают возможные сервисные услуги, которые способны оказать местные жители.
 С рекреацией дела обстоят еще сложнее. Обеспечение ею требует значительных естественно - природных, и искусственных, созданных,  ресурсов. Пока, я даже не нашел ни одного материала, чтобы кто -то это исследовал в Плесе и этим занимался. Там есть санаторий который занимается рекреацией, но это не более 1000 проживающих в год. Что получат остальные 599 тысяч туристов и отдыхающих? Я уж не говорю, о том, какие проблемы возникают  с отходами и мусором при большом количестве посетителей. Посмотрите на Дивеево - в монастыре красота, в городе полный гадюшник. Стихийными свалками и туалетами испорчено все. (Кстати в Дивеево построили по 67, 5 номеров на 1000 жителей, и теперь продается сразу 6 гостиниц, немыслимое количество гостиничных домов и мест проживания, поскольку они не смогли стать рентабельными) Высшее достижение, 300 тысяч посетителей в год, в Дивеево, с прошлого года, начало снижаться, так как "сервис" перестал быть должного качества. Что такого можно придумать в Плесе, чтобы превысить показатели Дивеева в два - три раза, и при этом не "вытоптать" город, и не превратить его в мусорную свалку? Думаю, что ничего не придумаешь, да и придумывать не надо. Надо то, что есть сделать наиболее качественным, для того, количества что есть, иначе  те проблемы, которые в нем есть сейчас, http://www.1000inf.ru/news.aspx?id=12317 только усугубятся и умножаться. Нет, конечно, можно  "сшить" и семь шапок из одного Плеса, но кто его такой  будет носить?

В помощь Плесу 1
• 12 мар, 2013 at 9:05 AM
Написав вчера критический пост о Плесе "Плес - семь шапок из одной шкуры" http://mixmaxov.livejournal.com/812029.html Я не хочу остаться критиканом. Тем более, что Плесом мы начали заниматься еще в 1996 году, когда М.А. Меня в области еще и не было. Тогда проходили наши переговоры с банком Тейлора и его представителями, с московскими турфирмами и речным пароходством. Тогда в РМАТ, мы долго спорили и вырабатывали концепцию развития Плеса, и систему направления на него туристических потоков. Поэтому, сейчас, когда туда вложены огромные капиталы, просто обидно видеть, что Плес, имевший большиЕ шансы стать успешным, чем Мышкин, Городец, или Колязин "вчистую" проигрывает им и по тур.потоку, и по доходности. И при этом видно, что причина -то проста - плохой менеджмент. Плес, как был Туристическим центром, так и не может превратиться в Центр туризма.
  Попробую дать несколько коротких рекомендаций, для ... ( вот не знаю, для кого, потому, что там не видно единого хозяина) ну может для "Друзей Плеса", "Плеского собрания", иди для департамента туризма. Сегодня об рекреации в чем я и специалист по образованию, и понимаю, как профессор РМАТ. Что нужно сделать?
Оценка рекреационного потенциала, это вообще первое, с чего нужно было начинать все развитие Плеса. Узнав его нужно произвести рекреационное планирование. Плес должен осознать к какому типу рекреационных возможностей он относится, или какой комплекс в нем этих возможностей имеется.
В специальной литературе по туризму предлагается развернутая типологиятуристских центров в зависимости от того, какой цикл рекреационной деятельности (ЦРД) может быть в них реализован: культурно-исторический; паломнический; курортный; бальнеологический; активно-оздоровительный; коммерческо-деловой; экологический; фестивально-конгрессный; водный; спортивный; альпинистский; охотничье-рыболовный; приключенческий; экзотический; этнографический; развлекательный и т.п. Какой? Вы скажите что там всего понемногу - сколько? На сколько потребителей рассчитан каждый рекреационный ресурс? Не мешают они один другому? Похоже, что уже мешают, раз в Плесе разгорается конфликт, между состоятельными рекреантами, санаторно - дачного типа, и "дешевыми" проездными туристами. Кто -то не рассчитал, что одни больше платят и хотят тишины, а другие за один -два дня хотят получить "все и сразу". И конфликт будет развиваться и дальше, так - как рекреационный потенциал пляжей и береговой линии в Плесе ограничен, рекреационный состав услуг усреднен и для одних дешев - но не качественный (они привыкли к более качественной еде за такие деньги за рубежом)  а для других дорог, но не экзотичен.  Все это неправильная оценка рекреационных возможностей природных и искусственных объектов Плеса.
Поэтому, сейчас нужно сделать эту оценку, обойдя каждый уголок леса и реки, изучив каждый ресторан, гостиницу и другие объекты посещения. Всему нужно дать оценку и посчитать - что они рекреационного (восстановительного) могут дать людям. Тем, у кого нет, или они не понимают всего рекреационного потенциала, его нужно обозначить и научить, как из любого подъема можно сделать тропу для сердечников, как из любой столовой - лечебницу для гастритников, из любого музея -  центр интеллектуального развития и психологической разгрузки и т.д и.т.п. Каждый "хозяин" объекта посещения, должен не только знать, какой у его бизнеса рекреационный потенциал, но и уметь его использовать и развивать. Поняв какой общий потенциал Плеса  в руках и можно начинать думать кому он нужен.
В помощь Плесу 2
• 13 мар, 2013 at 10:04 AM
Помогаю  Плесу, сделаться Центром туризма продолжаю разговор, начатый вчераhttp://mixmaxov.livejournal.com/813027.html
После определения существующего рекреационного потенциала, нужно посмотреть какими способами его использовать и развивать. Рекреация, просто говоря, это возможность что -то дать туристу и отдыхающему, для улучшения психофизического состояния. Получив результаты исследования рекреационных возможностей Плеса, нужно понять кому это нужно. Из рекреационных элементов создается турпродукт. Из одних и тех же элементов, можно составить различный, уникальный продукт. Как из яблочного сока, можно сделать множество различных напитков, так и из элементов рекреации, можно сделать много программ. В Плесе же, есть санаторий? Он был построен для использования элементов рекреации этой местности. Творческие люди сюда ехали получить, свежий воздух, впечатление от пейзажного ландшафта с Волгой, эмоциональные впечатления от общения с коллегами, уединение от большого города, тишину, интеллектуальное развитие от посещения музеев, витамины, наконец, от ягод и трав в лесу, развитие сердечной мышцы от хождения по холмам, и.т.п. С постройкой бетонных дорог в городе, по которым ездят бронированные машины, с изъятием из пользования больших участков леса и берега, с увеличением посетителей города, с 50 тыс, до 1 миллиона, рекреационный потенциал санатория увеличится?  Конечно нет? Для санатория он уменьшится. Но увеличится для других категорий отдыхающих. Тем кто использует дорогу, тем, кто построит в лесу дачу, тем, кто часть берега использует для других нужд. И что тогда  самое главное? Самое главное это понять, под кого создается Центр туризма Плес. Сейчас наблюдается эклектика, в которой и для креативного класса, что -то хотят оставить, и для проездного туриста создать, и спортивную общественность не обидеть, и любителям баньки с пивком что -то дать. Все это возможно,если это позволяет рекреационный потенциал. Если же близость одного  объекта мешает другому, то потенциал их не складывается, а убавляется для обоих. Например: Я люблю отдыхать в Туапсе. У меня там облюбовано место на пляже, мне из него, по всему побережью можно ездить. Несколько лет назад, мы решили поселиться близко к центральному пляжу, чтобы маленькому внуку было рядом море. На удивление сняли ооооочень дешевое место пребывания, прямо выходящее на пляж. Днем мы купались и радовались, а не следующее утро, сбежали из домика, оставив хозяевам выплаченный залог. Почему? Потому что всю ночь на пляже была дискотека, и в радиусе километра, покоя никому не было. Я попытался разобраться. Оказалось, что дискотека сначала была не очень громкая, но жители ближних домиков начали съезжать, а те кто поселялся дискотеку ненавидели и конечно в неё не ходили. Тогда дискотека стала усиливать звук и оформление, чтобы привлечь "дальних" жителей. В общем, в неё стали ходить местные жители, о цену на билеты пришлось снизить. Но в окружающие дома, отдыхающие поселяются и терпят, только потому, что дешевые цены на жилье. Проиграли все! Дискотека не увеличила доходы  понеся затраты, а сдающие жилье потеряли богатых проживающих. Через несколько лет они победили дискотеку, заставив её закрыться, но из -за того, что несколько лет в домах проживали "дешевые" туристы, условия в них ухудшились и этот район потерял свой "элитный" статус.   
Так и в Плесе может случится, что в городе, 1.5 Х 1.5 километра, рекреационных возможностей, на все категории посетителей может не хватить. На сколько я знаю, там уже началась "драка", между теми, кто хочет жить спокойно и состоятельно, и теми, кому нужно побольше туристов, чтобы продать свои сувениры, выставки и другие услуги. Победят вторые - но из "элитного" Плеса для творческой интеллигенции, он превратится в "проходной" Мышкин, и доход уменьшится. Пааааатамуштааа, чем элитней отдых, тем больше от него доход. Один санаторный пациент, дает в несколько десятков раз больше дохода местности, чем "проездной" турист. Таков закон санаторно - курортного и туристического рынка.  Есть небольшие города, где можно сделать и то и то, как в том же Мышкине или Городце, но у Плеса, для этого, нет достаточной площади и инфраструктуры. Поэтому Плесу, придется определиться, для кого он и какой вид рекреации он будет представлять, или как, не мешая друг другу, в нем будут развиваться различные виды рекреации, для разных категорий туристов.

В помощь Плёсу 3
• 14 мар, 2013 at 10:03 AM
Продолжаем разговор о туризме в Плесе, начатый ранее :http://mixmaxov.livejournal.com/813505.html
- А много ли Плёс ваш дает молока?
- Не выдоишь за день устанет рука!
Очень бы хотелось в это верить. "Молоко" в туризме - рекреационный потенциал. Из него делают туристический продукт и предлагают его потребителям. Тур.продукт бывает движимый и не движимый. Движимый это сувениры, промышленные товары, изделия, и т.п, все что можно увезти. Недвижимый тур.продукт - то, за чем и едет турист в обозначенное место. Палех? Я всю жизнь возил туда своих знакомых и туристов, сам время от времени ездил, чтобы познакомится с творчеством. Сейчас, если в Москве заходит разговор о Палехе, я советую посмотреть на его продукцию, в магазине сзади Иверской часовни на Красной площади, или на Старом Арбате в магазине "Сувениры". Там лучшие образцы, и их можно сравнить с похожим творчеством. В самом Палехе пока было грустно ( построили новый музей, посмотрим что будет) Что получилось? Турпродукт Палеха уехал в Москву. Можно развозить его и дальше, но тогда в Палех никто не поедет.У Плеса какой недвижимый турпродукт? В предыдущем посте я уже его называл.
 После того, как определяется "чем торгуем", начинают думать "кому продавать" Организуют туристические потоки. Прямо скажем что в транспортном плане Плес находится не в лучшей ситуации. По Волге, после Ярославля и Костромы, к нему "приставать" туристические корабли не хотят, автобусное сообщение к нему только из Иваново, такси стоит 700 - 100 руб. Туристические фирмы, с которыми я разговаривал в Москве, говорят, что основной маршрут по "Золотому Кольцу", тоже трудно "сломать" ради Плеса, и решаются на это не многие. Паломнические службы вообще не видят в нем ценности, так - как, хоть и реставрировали храмы, но , пока, ничего особенного в них,  нет. В основном остается турист со своим автомобилем. Он и едет.
Из турпродукта, создается много различных видов туризма и отдыха: санаторный, лечебный, спортивный, познавательный, паломнический, образовательный,деловой и т.п.
Турист бывает по посещению:
самостоятельный (семейный одиночный) самоорганизованный (компания, команда, коллектив) организованный (турфирмы)
По оплате:
самостоятельный и бюджетный.
По пребыванию:
Проездной, краткосрочный, долгопроживающий.
Выбирая из этих комбинаций, мы можем понять, что самый "выгодный" отдыхающим, является потребитель "лечебного" и "санаторно -курортного" отдыха, бюджетный и долгопроживающий.
При государственном , многолетнем вложении в Плёс, сколько было создано мест, для такого отдыхающего? Ни сколько! Пошли по пути "познавательного" туризма, и вложились в музеи, выставки и т.п. для проездного, самостоятельно платящего туриста. Это самый жадный турист, почему и цены на турпродукт, (билеты в музеи и на выставки) который он потребляет, стоят 20 -60 рублей, что вряд ли их даже кормит.
Нужно бы еще сказать и о балансе цен на проживание, питание и "развлечение". В Центрах туризма, знают, что если если не соблюдается баланс 50% проживание и питание, и 50% развлечение, то турист считает такой центр "дорогим", и посещать массово его не будет. Турист едет не спать и жрать, а "развлекаться" в хорошем, а иногда и плохом ( как в Амстердаме) смысле. Туристы хотят "тратить" деньги, а не отдавть за вымогательство. Вот отличный отчет туристки. самостоятельно посетившей  Плесhttp://www.plesru.ru/Information/Report/report_irina.htm И хоть она и хвалит плес, но видно, что никто о балансе её затрат даже не задумался. Второй раз она (да и те кто прочитают её отчет) сюда не поедут. Так кто же теперь составляет основной "поток" туристов в Плес?
Я думал что санаторный отдыхающий, оказалось, что санаторно - курортных мест, с лечебным потенциалом там особенно и не увеличилось. Думал, что деловые люди там обосновались, чтобы провести переговоры и заключить сделки. Оказалось, что среди деловых, ходят байки о том, что из -за дачи Медведева, там каждый телефон и просто разговор прослушивается, и каждый номер машины записывается. Кому эти "записи" попадают "на стол" не известно, но лучше переговоров, там не проводить. Лично я не знаю, так это или нет, но "делового" туризма там уже быть не может. Что же оказалось? Как я обнаружил, огромный поток "туристов", это бюджетники, с разными совещаниями и конференциями. От культ.работники, соц.работники, парт.работники, медр.работник - все, все, "кому  не лень" проводят там свои мероприятия, и это все кажется что хорошо.
Ничего подобного - бюджетный, вынужденный приехать "турист" самый не выгодный для Туристического центра, и больше всего его "извращающий" Конечно это тоже бюджетная помощь Плесу и еще каакаяяяяя! Многие бы города области не отказались её получить. Но для туристического центра это плохо. Такой турист, ничего своего практически не тратит, второй раз сюда (если не будет необходимости) не возвращается, и услуги под него оказываются "общие", что не ведет ни к их улучшению, ни разнообразию. Я помню, как  Сочи объявили  центром финансового форума. Я был  во время одного из последних форумов в Сочи, разговаривал со знакомым, имеющим в Сочи турфирму. Он "плакал". На время форума, город становился одной пробкой. При этом эти люди ничего в Сочи в магазинах не покупают, туристическими маршрутами не пользуются, даже на пляжи практически не ходят. Город , кроме пары гостиниц у которых хозяева в Москве, ничего от них не имеет. При этом они "мешают" обычным отдыхающим и туристам. В Плесе  , по видимому. тоже.
Плес должен сосредоточится на создании санаторно - курортных и лечебных мест пребывания, и потихоньку отходить от проездного и бюджетного туризма. Это возможно! нужно посмотреть как сделать Оздоровительными" гостевые дома, гостиницы, рестораны. Все можно, поставив тренажеры, отрыв зал Бубновского, предложив диеты, комнаты психологической разгрузки и т.п. За год из "проездного" Плеса, можно сделать единый санаторно - курортный центр, включив все имеющиеся сейчас рекреационные элементы.
В помощь Плесу 4
• 15 мар, 2013 at 10:02 AM

Последняя публикация, все предыдущие здесь:
"Плес - семь шапок из одной шкуры" http://mixmaxov.livejournal.com/812029.html
"В помощь Плёсу 1" http://mixmaxov.livejournal.com/813027.html
"В помощь Плесу 2" http://mixmaxov.livejournal.com/813505.html
"В помощь Плесу 3" http://mixmaxov.livejournal.com/813891.html
И волки сыты и овцы целы" - это извечная загадка для русской души. Нам все время хочется, чтобы все сразу и все вместе, как винегрет, как солянка, как селедка под шубой. В мире давно установлено "разделение" туристического бизнеса в зависимости от его рекреационного потенциала. Давно стараются "развести", лечебный, восстановительный, спортивный, "сувенирный", гастрономический, и другие виды потому, что, чаще всего они мешают друг другу. Нельзя в одном месте поселять инвалидов и бодрых спортсменов, это "смущает" и тех и других, нельзя страдающих гастро -заболеваниями, помещать в пивных или ресторанных центрах, и т.д. В Плесе тоже все придет в свою "колею". Я не сомневаюсь, что ему уготована участь элитного или как у нас принято называть "коттеджного" поселка, с хорошим обслуживанием, и санаторно - курортными средствами. Я вижу, что в той -же Московской области, все так и произошло. Там, гед намеревались сделать общий туризм, с массовыми пляжами и развлечениями, при хоть мали - маля существующими рекреационными возможностями, выросли коттеджные поселки, и даже закрытого типа. Я недавно писал очередную программу в которую хочется вписать и эко -курорт,https://sites.google.com/site/cvinmasinavremeni/ и , как говорят, метр за метром исследовал береговую черту - все хорошее занято коттеджными, можно сказать, эко - поселениями. По программе Москвы и Московской области решено построить еще 120 таких экопоселений, уже с конкретно определенными рекреационными и лечебными свойствами  Плес пошел по этому пути, построив "Милую гору". Для "дешевого" туриста ей долго не просуществовать, и она обрастет более дорогими школами, залами, и другими спортивно - оздоровительными возможностями. Поедут на неё только состоятельные люди, так - как менее состоятельные поедут в Швейцарию, Австрию, и т. д. так - как там  "горнолыжный" туризм дешевле российского, а рекреационные возможности не сопоставимые.
Но ведь области хочется миллион туристов!  - скажете вы.
И Слава Богу, что хочется. Она может хотеть и два миллиона, так - как рекреационные возможности самой области уникальны и вполне востребованы на туристическом рынке. У нас прекрасные для туризма города Южа, Кинешма, Палех, Родники, селы Дунилово, Васильевское, Парское. Шуя, я вообще считаю могла бы быть популярнее Суздаля, так - как у неё есть тот -же "паломнический"  и  историко - культурный потенциал, но гораздо большие возможности по отдыху и оздоровлению. Но вот областная "долгосрочная"  стратегическая программа по туризму в области до 16 годаhttp://dst.ivanovoobl.ru/hiking/langprogram/ и что мы видим:
"1.    Создание туристско-рекреационного кластера «Плес».
2.    Проведение информационно-пропагандистской кампании и распространение социальной рекламы о туризме в Ивановской области на телевидении, в электронных и печатных средствах массовой информации, средствами наружной рекламы, проведение пресс-туров, обеспечение работы информационных центров и пунктов.
3.    Организация и проведение международных, общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок и иных мероприятий.
4.    Создание центра рекреационного туризма в г. Плес.
5.    Создание центра туризма в Южском районе.
6.    Создание центра туризма в п. Палехе на базе Палехской лаковой миниатюры."

При этом составители даже не отличают понятия "Центр туризма" и "Туристический центр" и создают "ЦТ" там где еще нет "ТЦ". Там где есть рекреационный потенциал, но он не изучен, не переведен в  турпродукт, и не  не сформирован в тур.пакет. В общем все шиворот - на выворот.
Чтобы получить в область 2 миллиона туристов и отдыхающих, нужно начинать сначала. ( см "В помощь Плесу 1" http://mixmaxov.livejournal.com/813027.html) ) но только в масштабах области. Да и вообще, есть же программа "Родниковое кольцо" и "Русское море", https://sites.google.com/site/rodnikovoekolco/  одна её реализация, дала бы этот результат, и помогла бы маленькому  Плесу спастись от толп "проездного" туриста.
П.С.
Хорошая статья о туризме и Плесе в частности, здесь http://www.rusrep.ru/article/2013/03/13/turizm


Рецензии