Проблема Достоевского

Устремляя наши очи
На бледнеющий восток,
Дети скорби, дети ночи,
Ждём, придёт ли наш пророк.
Мы неведомое чуем,
И, с надеждою в сердцах,
Умирая, мы тоскуем
О несозданных мирах.
Дерзновенны наши речи,
Но на смерть осуждены
Слишком ранние предтечи
Слишком медленной весны.
Дмитрий Мережковский "Дети ночи".

Великий русский писатель Федор Достоевский в последние годы жизни работал над романом «Братья Карамазовы», в котором хотел художественными средствами разрешить проблему существования в мире зла.

Удивительной глубины получилось произведение, но поставленной задачи писателю решить так и не удалось!
И вот попалась мне на одном сайте маленькая притча об умном профессоре и непонятливом студенте, в которой, так мучившая Достоевского проблема, решается удивительно изящно и просто!

                ПРИТЧА О ЗЛЕ
Один умный профессор однажды в университете задал своим студентам такой вопрос. «Все, что существует, создано Богом?». Один из студентов смело ответил: «Да, создано Богом!».

«Бог создал все?» – снова спросил профессор. «Да, сэр!» – ответил студент.
Тогда профессор сделал такой вывод: «Если Бог создал все, значит, Бог создал зло, раз оно существует. И согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит, Бог есть зло!». Студент притих, услышав такой ответ.

Профессор был очень доволен собой. Он похвалился студентам, что он еще раз доказал, что вера в Бога это миф!
Еще один студент поднял руку и сказал: «Могу я задать вам вопрос, профессор?».
 
«Конечно» – ответил профессор. Студент поднялся и спросил: «Профессор, а холод существует?».
«Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?». Студенты засмеялись над вопросом молодого человека.

Молодой человек ответил: «На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом в действительности является отсутствием тепла. Человек или предмет можно изучить на предмет того, имеет ли он или передает энергию. Абсолютный ноль (-460 градусов по Фаренгейту) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла».

Студент продолжил: «Профессор, темнота существует?». Профессор ответил: «Конечно, существует!»
Студент воскликнул: «Вы опять неправы, сэр! Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его. Как вы можете узнать, насколько темным является какое-либо пространство? Вы измеряете, какое количество света представлено. Не так ли? Темнота это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света».

В конце концов, молодой человек спросил профессора: «Сэр, зло существует?» На этот раз неуверенно, профессор ответил, «Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилия по всему миру. Эти примеры являются не чем иным как проявлением зла».

На это студент ответил: «Зла не существует, сэр, или, по крайней мере, его не существует для него самого. Зло это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод – слово, созданное человеком чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло это не вера или любовь, которые существуют, как свет и тепло. Зло это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света!».

В этот раз профессор так и не нашелся с ответом, а имя молодого студента было – Альберт Эйнштейн! Теперь вы поняли, почему он на фото показывает язык?!
                ***

Вот такая любопытная притча!
А теперь хочу поделиться и своим скромным опытом дискуссий с атеистами.

Однажды в «Живом журнале» в блоге «Записки мизантропа», принадлежащего известному журналисту и предпринимателю Андрею Мальгину, возникло бурное обсуждение, прозвучавшего в одной из телевизионных передач, сенсационного заявления профессора МГИМО Юрия Павловича Вяземского, что все атеисты – это животные, которых надо лечить!

Сотни атеистов возмущались и посылали энергичные проклятия столь глубоко оскорбившему их Вяземскому!
Тогда я написал комментарий, где пояснил, что возмущаются они напрасно, т.к. верят, что произошли от обезьяны, которая принадлежит к животным, а значит и все ее потомки тоже животные! Ну, а что касается лечения, то здоровых среди нас вообще нет, а есть недообследованные!

Удивительно, но дискуссия быстро пошла на убыль, а недовольный таким поворотом дел блогер Мальгин, тут же, меня забанил, лишив возможности и дальше просвещать заблудшие души!
                ***

Другой интересный случай произошел на одной научной конференции, где почтенный девяностолетний профессор делился своими соображениями по поводу происхождения человека. Выводы его не блистали оригинальностью и сводились к дарвиновскому положению, что человек – это создание матери природы!

Да, в советские времена, в которых безнадежно застряло сознание этого старца, данное положение прозвучало бы буднично и незаметно. Но с тех пор многое в стране изменилось, и другой, более молодой профессор, стал ему возражать, ссылаясь на то, что природа – это деревья, жуки и бабочки. Так неужели они нас создали?!

Я тоже подлил масла в огонь, заявив, что известный английский психотерапевт Аллен Карр в одной из своих довольно многочисленных книг описывает случай, как приснился ему однажды сон, в котором он стоит на Луне и видит рядом с собой новенький автомобиль Роллс-ройс.

Вначале Карр очень удивился: «Откуда на Луне могло появиться такое чудо?!», – а потом стал размышлять, что подумают об этом американские астронавты, когда они сюда прилетят?
И тут его осенило: «Ну, конечно, они решат, что Роллс-ройс тайно затащили на Луну русские, просто для прикола!».

И ведь никому из них и в голову не придет приписать появление автомобиля длительной, в течение многих миллионов лет, случайной деформации лунных пород! А ведь именно так должны были бы рассуждать последовательные дарвинисты!

И здесь Карр задается вопросом, почему появление на Луне в результате эволюции ее пород автомобиля, которые производятся на Земле тысячами, люди посчитали ли бы совершенно невероятным, а в эволюционное происхождение человека так легко верят, хотя до сих пор никто из ученых не смог получить даже живой клетки!
В результате он делает закономерный вывод, что такая вера есть результат зомбирования человеческого сознания системой образования и средствами массовой информации.

Когда я озвучил эти доводы англичанина, облеченные в столь оригинальную форму, то старый профессор остался непреклонен, пробурчав, что мне лишь бы блеснуть, да себя показать!
Что ж, все это лишь дополнительно подтвердило заключение Аллена Карра о зомбированности в этих вопросах современного человеческого сознания!
                ***               
И наконец, стоит упомянуть и еще об одном споре, возникшем у меня с коллегой по работе, с жаром утверждавшим, что никакого Бога нет, а есть лишь закон сохранения энергии!

На это я ему возразил, что этот закон не выполняется! «Это как?!» – удивился мой оппонент.
     – А так, подвесьте на нитке гирьку и отклоните ее от положения равновесия. Что с ней произойдет?
     – Это общеизвестно! Она начнет колебаться, т.к. потенциальная энергия гирьки будет преобразовываться в кинетическую и обратно!
     – Хорошо, а к чему мы все-таки придем?

Почуяв подвох, коллега сделал паузу, а затем неохотно пробормотал: «Гирька остановится!».

И тут уж я пошел на добивание: «А куда же исчезла энергия? Так значит, она не сохраняется?!».

Оппонент, продолжая уже вяловато брыкаться, процедил: «Да нет, все сохраняется, просто энергия превратилась в тепло в результате трения!».

Наступил миг моего торжества: «А вот этого, строго говоря, никто не доказал, т.к. все измерения выполняются с погрешностями и точно определить сколько и куда было передано энергии наука не в состоянии. Поэтому в закон сохранения энергии вы бездоказательно верите! Кстати, Французская академия наук уже с 1775 года не принимает к рассмотрению проекты вечного двигателя, разуверившись, как видно, в сохранении энергии!».

Собеседник помолчал, а затем несколько патетически произнес: «Да Виктор, вы, конечно, правы! Доказать закон сохранения энергии я не в состоянии, но воскликнуть, как Галилей, что все-таки Земля вертится, я могу!».

– Да, можете, но хотелось бы сделать и положительный вывод!
– А какой?
– Вот вы верите в закон сохранения энергии, но несколько опрометчиво хотели ограничить область его применения лишь механическим движением. А когда я привел опровергающий пример, то вспомнили и о других видах движения материи, в частности, тепловом.
– Да, что уж там, мне о нем еще со школьных времен известно!
– Ну, раз так, то наверняка вы и о других законах физики помните!  Например, о законе всемирного тяготения?
– Конечно, помню!
– А каким образом все эти законы согласуются друг с другом, в смысле непротиворечивости? В человеческом обществе с этой целью придумана Конституция, т.е. некий главный закон, которому все остальные должны подчиняться! А в физике есть такая "Конституция"?
– Думаю, что есть, т.к. пока неустранимых противоречий между законами ученые не обнаружили!
– И я тоже верю в ее существование. Вот мы и убедились в неразрывной связи науки и веры! А дальше уж совсем недалече до надежды и любви!

За разговором мы не сразу заметили, что короткий зимний день подошел к концу, а поскольку алкогольные стимуляторы были уже исчерпаны, то, пришлось нам на этом расстаться!

По дороге домой, а она у меня долгая, я стал размышлять о Достоевском. Интересно, как он хотел оправдать добро в человеческом мире, чтобы развязать все противоречия? Какую он для этого "Конституцию" задумал?!

Ведь я знал, что роман «Братья Карамазовы» так и остался незаконченным.
В порыве вдохновения мне захотелось проникнуть в замысел великого писателя и попытаться воссоздать хотя бы контуры задуманного им сюжета!

Но здесь мои размышления были  неожиданно прерваны, автобус остановился, и вошло несколько человек таджиков, которые на своем варварском наречии стали что-то обсуждать и весьма громко!

Вот невезуха, подумал я! Только вдохновение нахлынуло и все коту под хвост!
Я почувствовал, как во мне начинает закипать злость! Но, к счастью, вспомнил об Альберте Эйнштейне и ход моих мыслей совершенно переменился.

«Видно мало любви в моем сердце, если находится место и злобе!» – решил я и неожиданно для себя успокоился.

А к обеду следующего дня, благо была суббота, к нам с женой в гости пришла дочь, и за кухонным столом я пожаловался ей на невоспитанных таджиков, лишивших мир литературного открытия!

И тут обнаружилось, что она только что прочитала «Братьев Карамазовых» и пребывает в полном восторге от образа Алеши!

– А я твоих телячьих восторгов отнюдь не разделяю!
– Это еще почему?
– Мне показалось, что Достоевским для Алеши Карамазова задумана сложная судьба!
– И на чем же основаны твои предположения?
– Главным образом на отказе старца Зосимы благословить Алешу на монашеское служение и посылающего его жить в миру!
– Ну и что из этого? Он ведь отправил его в мир, чтобы там служить людям!
– Правдоподобно, но не более того! Здесь необходимо учесть, что Зосима прозорливец и возвещает людям Божью волю! А если ее нет на монастырскую жизнь, то Богу, по его всеведению, известно, что Алексей обуреваем гордыней, и в монастыре ему побороть ее не удастся!
– Однако! А знаешь пап, ты и сам мне сейчас кажешься "всеведущим"! Есть ли в романе еще и другие указания на обуянность Алексея духом гордости? Вот я, например, их что-то не заметила!
– Это и не мудрено, их мало кто замечает! Но вспомни, как он по ночам играется с бесами! Это что, от большого смирения?!! А генерала, затравившего крестьянского мальчика собаками, кто предлагает расстрелять?

Дочь задумалась, видно нелегко ей давалось переосмысление так полюбившегося литературного образа!

Но вот она оживилась и с нескрываемым интересом спросила:
– И как же ты представляешь себе дальнейшие судьбы героев?
– Гордецы Иван и Алексей в неукротимом стремлении к справедливости уйдут в революцию, а Дмитрий на каторгу.
– Так, а что же дальше с ними будет?
– Все они умрут!
– Да ладно тебе, я ведь серьезно, а ты все шутки шутишь!
– Ну, коли серьезно, то слушай! Иван, зная о невиновности Дмитрия, когда революционеры придут к власти, несомненно, освободит его, но Дмитрий, пройдя через каторгу, где много пострадает, станет очень смиренным религиозным человеком и революцию не примет!
– Знаешь, а ведь похоже на правду! Но Зосима предсказал Алеше и возвращение в монастырь! Как же это случится?
– Молодец! Теперь ты начинаешь проникать в писательский замысел! У Дмитрия на почве неприятия революции и ее кровавых, жестоких методов, возникнет острый конфликт с Иваном, который к бесам приблизился гораздо раньше и ближе Алексея! И Иван отдаст тайный приказ убить Дмитрия, опасаясь, что тот может переубедить Алешу, которого ему так не хочется терять. Тому это становится известно и между братьями происходит решительное и бурное объяснение, в ходе которого Алексей убивает брата! А потом удаляется спасать душу в монастырь, искренне и глубоко раскаявшись во всем содеянном!
– Боже мой, какие роковые страсти и как грустно от всего этого! Да, папа, рядом с тобой Шекспир просто отдыхает!
- Нет, доченька, это не я, а Федор Михайлович так задумал! К сожалению, смерть помешала ему воплотить этот замысел. Но, как сказано, должно нам исполнить всякую правду! Реализуй Достоевский свой замысел, то, как знать, может быть, жертвенная, бесстрашная молодежь России и отшатнулась бы от революции, ужаснувшись ее чудовищного оскала?!!

Мы с дочерью посидели какое-то время молча, но тут дверь кухни, где в России традиционно происходят самые важные и задушевные разговоры, неожиданно распахнулась и появилась жена, громко провозгласившая: «Пойдемте скорей телевизор смотреть, там Андрей Малахов такого чудика в свою передачу притащил, что закачаешься!».

«Ну, вот, и здесь таджики!» – тоскливо подумал я, видно снова придется обращаться к Альберту Эйнштейну!


Рецензии
Здравствуйте, Виктор!Изображение проблемы существования в мире зла, пожалуй, проходит через все произведения Достоевского.Возможно, в "Братьях Карамазовых" она приобретает более гротескные формы.По-моему, писатель особо и не ставил нигде перед собой задачи ее решения.Важно было уже то, что он ее обнажал.Впрочем, его светлые герои-личности,- близки к Богу.Т.Е., решение как бы напрашивалось само: спасение в вере.

Мне очень понравилось, как тонко и ненавязчиво Вы протянули повествовательную ниточку от времен Достоевского до наших дней: и в диспутах с коллегой и с дочерью, и в случае с таджиками, и в непосредственной фразе жены о Малахове.

Но самой "вкусной" была середка публикации: "Притча о зле", где, действительно," изящно и просто" молодым еще Эйнштейном оригинально обосновывается идея Божественной любви,такая любимая Ф. М. Достоевским.
Спасибо за глубокое и увлекательное чтиво! С уважением и пожеланием дальнейших успехов.

Светлана Давыденкова   25.03.2013 19:00     Заявить о нарушении
Большое спасибо Вам Светлана, что вы откликнулись и написали такой замечательный отзыв. Так важно бывает удостовериться, что твой замысел понятен читателю и не оставил его равнодушным.
Здоровья Вам и удачи на нелегкой жизненной стезе!
Мне кажется, что старики Италии должны быть счастливы, что рядом с ними такой глубокий собеседник!

Виктор Солдатов 2   12.04.2013 18:42   Заявить о нарушении
Спасибо за теплые слова, Виктор! Удачи!

Светлана Давыденкова   13.04.2013 16:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.