После встречи с генералом Рафаэлем Глава XXX

XXX

    Заняв кабинет директора, просмотрел толстенную книгу с названием «Рамочный контракт». В этом документе прописаны принципы взаимоотношений между ангольским заказчиком, Технопромэкспортом с Гидропроектом, бразильскими строителями. И поразился, насколько в действительности ущемлены наши специалисты в условиях пребывания на Капанде. К примеру. Наш специалист в отпуск летал один раз в год, а бразилец несколько раз. В контракте это условие было одинаковым для специалистов России и Бразилии. Однако ж, на каком-то руководящем уровне для специалистов России урезали права. Некоторые специалисты работают несколько лет без семей! Это тяжело и им и их семьям!  Понятно, экономятся большие деньги на билетах на самолёты. Но бразильцы несколько раз в год навещают свои семьи и не экономят деньги. Почему так? Да и фактические жилищные и бытовые условия не соответствовали рамочному контракту. Чья это недоработка? Кому наплевать на условия жизни специалистов? Сразу вспомнился приезд на Капанду одного из боссов Технопромэкспорта. В большом зале нашего барака тогда были собраны почти все специалисты из России. Было собрание. Монтажники, инженеры стояли с одной стороны. Все стояли, кто-то облокотился на бильярдный стол или прислонился к стене. Босс из Технопромэкспорта и наш непосредственный руководитель в Технопромэкспорте Вишневский и здешнее руководство стояли напротив. Я был рядом с руководством. После выступления Вишневского Бориса Серафимовича и небольших речей некоторых участников собрания, в конце встречи взял слово монтажник из дирекции монтажных работ и откровенно обозначил множество проблем. Его выступление не пришлось по душе боссу. Он процедил стоявшему рядом с ним чиновнику:

    – Вы его фамилию записали?

    – Да…

    Через какое-то время  народ узнал, что этого монтажника отправили домой…

    Я просмотрел оставшиеся от Иванова бумаги, документы. В скоросшивателе с давней перепиской обнаружил письмо 2000 года в адрес  Генерального директора Кабинета по использованию средней Кванзы  от Директора проектных работ института Гидропроект Квятковского. Оно необычно тем, что автор направил письмо в адрес организации, подведомственной министерству энергетики и водных ресурсов Анголы, через головы своих руководителей в Гидропроекте и Технопромэкспорте (ТПЭ). Это был крик отчаяния! Как он был мне понятен через полтора года работы на Капанде. В главном я был согласен с автором письма.
   
     А главное в  письме было:
 
    «Считаю, что структура взаимоотношений, сложившаяся по линии Гидропроект-ТПЭ-Гамек, делает невозможным принятие и осуществление технически грамотных и обоснованных решений…

    Ситуацию на объекте расцениваю как критическую, и участие Гидропроекта, как автора проекта с функциями жёсткого авторского надзора за строительством, считаю строго обязательным. Объект идёт к очередной аварии и, если ситуация не изменится, считаю необходимым рекомендовать Гидропроекту отозвать своих специалистов со стройки с уведомлением о сложившейся ситуации правительств России, Анголы и организаций, участвующих в проекте Капанда»…

    Дверь в кабинет приоткрылась, увидел Наташу Серую.

    – Виктор Михайлович! Можно?

    – Проходите, садитесь, Наталья Зосимовна…

    Она прошла в кабинет, присела на кресло и положила на стол лист бумаги. Взяв его, пробежал глазами по тексту. Это было заявление на отпуск.

     – Наталья Зосимовна, у Вас прошло только полгода после отпуска предыдущего, не отпустят…

    – Мне надо. Если нельзя, то я напишу заявление на отъезд…

    – Наталья Зосимовна, если б Вы знали, как я этого не хочу… Попробуем…

    Подписал заявление, передал Серой со словами:

    – Передайте Ивановой, пусть сканирует и направит Фомину в Луанду…

    После обеда позвонил Фомин:

    – Вы подписали заявление Серой, но Вы же знаете, что отпуск положен через год.
 
    – Но я знаю, что бразильцы летают в отпуск, в Бразилию, не один раз в год. Я посмотрел рамочный контракт. Для специалистов там предусмотрен отпуск не один раз в год. Возможно рамочный контракт уточнялся… Но, Александр Михайлович, для дела лучше предоставить отпуск Серой, чем дожидаться потом нового специалиста, который будет изучать объект, входить в курс дел и неизвестно, как будет работать после. Прошу Вас…

    Фомин положил трубку…

    Фомин всё же заявление на отпуск  Наташи подписал…

    На день отлёта Серой я записался на отдых в Луанду… Хотелось её видеть. Умом понимал, не надо этого делать! Не надо повсюду следовать за ней… А следовал… Тянуло…

    И вот переводчик Горохов отвёз меня в аэропорт. Там уже собрались отъезжающие на отдых в Луанду и отбывающие в отпуск. Поздоровался издалека со всеми.  Началась регистрация на рейс. Все устремились к месту регистрации. Горохов зарегистрировал меня и уехал. Начали взвешивать  и принимать багаж пассажиров. У меня багажа не было. Передо мной оказалась Наташа с большой красной сумкой. Только  намерился помочь ей и поднять её сумку на весы, как откуда-то со стороны выскочил молодой мужчина и, глядя преданно, как-то по-щенячьи, в глаза Наташи, взял её сумку и поставил на весы. По их взглядам друг на друга я понял, что они близко знакомы. «Так вот какой у неё друг!» – подумал и отошёл в сторону.

    Уже в самолёте увидел Юшкевича с подругой, Мельничук Анной Степановной, и нашу, из дирекции проектных работ, Тюркину. Они общались с Серой, и было похоже, совместили свои поездки на отдых в Луанду с проводами в отпуск Серой. Молодого мужчины, помогавшего Наташе с сумкой, в самолёте не было…

    Из аэропорта Луанды все поехали  на Вила-ду  Гамек. Там разошлись по гостевым домикам.
Вечером был ужин в столовой. Пошёл. В столовой оказалась Серая и компания.  Когда они направились к выходу, я поднялся и пошёл за ними. Тюркина, заметив меня, громко сказала Наташе:
 
    – Наташ! Теперь ты можешь говорить всем, что тебя провожал в отпуск и директор дирекции проектных работ…

    Серая оглянулась  и, отстав от компании,  сказала мне:

    – Виктор Михайлович, автобус в аэропорт отправляется в девятнадцать часов, если хотите, приходите попрощаться…

    Но мне стало  неловко от слов Тюркиной и обидно от услышанного приглашения, которым Наташа отгоняла меня от себя и от сопровождавшей её компании. Неопределённо кивнув головой, направился к своему директорскому домику. Когда время подходило к девятнадцати, меня раздирали желание пойти к автобусу и  нежелание увидеть насмешки со стороны… И не пошёл…

    Прошёлся по домику. Этот домик уже давно не ремонтировался, в трёх комнатах не работали кондиционеры, всё выглядело не уютно.
 
    В одной из комнат в ящике стола обнаружил кипу бумаг. Две бумаги, написанные одной рукой, меня заинтересовали. Это, предполагаю, были проекты писем…

    Одно письмо в адрес генерального директора Гидропроекта Лапина.

    «Прошу Вас разрешить переход в фирму «Одебрешт» в составе Консорциума ГЭС Капанда.
    Обязуюсь своей деятельностью не причинять вреда ОАО «Институт Гидропроект», а также другим участникам строительства ГЭС Капанда.
В связи с вышеизложенным прошу предоставить мне отпуск на один год с ……. по ……..

Зав. гр. ГТО-1                Хечинашвили А. К.»


    Второе письмо было сразу в три адреса: Вишневскому – Технопромэкспорт, директору Кабинета по использованию средней Кванзы Соннембергу (заказчик), бразильскому руководителю от имени генерального директора Гидропроекта Лапина.

    «ОАО институт Гидропроект» информирует Вас, что исходя  из общих интересов участников строительства ГЭС Капанда, руководство Гидропроекта не возражает против дальнейшей работы Хечинашвили А. К. в структуре фирмы «Одебрешт».

    Во время работы в фирме «Одебрешт» Хечинашвили А. К. обязуется не направлять свою деятельность против интересов Заказчика и Консорциума Капанда и прилагать все усилия для успешного завершения строительства».

    Вот это да! Хечинашвили! Кто же тебя подставил, кто же тебе советовал? Теперь мне было понятно, почему прибывшего в Москву в отпуск Хечинашвили – главного инженера Дирекции проектных работ – задержали в Москве и не разрешили вернуться на Капанду. А отправили вместо него меня… Хотя, если бы ему разрешили переход к бразильцам, то он получал бы зарплату у бразильцев в несколько раз большую, чем от Технопромэкспорта. Резон был, но не получилось… И глупость какая-то… Зачем спрашивать у директора Гидропроекта разрешение на отпуск, если числишься в отделе кадров Технопромэкспорта и из Гидропроекта уволен? Вот Юшкевич это понимал, когда говорил мне, что я теперь работник Технопромэкспорта, а не Гидропроекта и…


Рецензии