Марш ваганьковского кладбища
На днях Владимир Галкин умер, презрев забвенье и славу, как мог бы он сказать, и эта смерть явилась живым и пророчески-грозным продолжением его творчества. Отпевание в Ваганьках, как и ожидалось, проигнорировали литчмошники, хотя многие видели некролог в ЦДЛ… оно и понятно: Галкин талантливее всех их вместе взятых. Они правы, их присутствие только осквернило бы память о нём.
Без Галкина, без талантов Россия потеряет голос, уже почти обезголосела…
Жена Валентина Ивановна и сын его, известный московский архитектор, Пётр Владимирович искренне радовались пришедшим на отпевание рядовым членам СП Юрию Рябинину, Льву Алабину и мне, грешному, хотя я членом этого СП давно себя не считаю.
К Галкину пришли, а к чмошникам не придут; может, применительно к смерти разницы тут почти никакой, но – она есть.
Скучно жить с чмошниками, циничными в свою пользу. Яркий Галкин жил как-то яростно нескучно. В творчестве для него не существовало закрытых тем, и смелости его пассажей можно позавидовать. За ним надо было записывать. Не знаю, записывал ли он за собой, но он мог бросить рассеянно примерно следующее: «хочется погрызть молодую грудь…»
Из его автобиографии: «В настоящее время безработный, подрабатываю «по случаю» фотографией. Кашляю». Так мог сказать только он.
«Заглянет Галкин, иногда скандальный, что не обходит темы генитальной. В «Московском вестнике» печатается часто, талантлив, чёрт, а говорит – несчастен», – писал я о его шумных наскоках в редакцию.
Импровизированно, не сговариваясь, в чёрном кружеве ваганьковских оград все мы читали наперебой его стихи, цитируя вперемешку прозу с фирменными словечками Володи типа «манойез», «поздоровкаться», «пианый» (вместо пьяный), «деймон», «есесссно»…
Я лежу на Ваганьковском кладбище,
На грудЕ моей тонна песка…
Знал, о чём пишет.
После отпевания Рябинин заметил: «Вот это и есть судьба русского писателя…»
Литература не нужна сегодня… да и вообще не нужна. Она нужна Галкину, а таких единицы… даже меньше, хотя написанное, если оно по-настоящему талантливо, одним фактом своего существования воздействует на психику, душу, на ход событий, на пространство и время, даже если художника замалчивают. Это нервически ощущалось в день похорон Владимира.
Мы с ним особенно сошлись на любви к Лермонтову, хотя у Галкина иная стихия, и «демон» он произносил и писал по-своему простонародно – «деймон». Для нас литература делится – до Лермонтова и после. Предшествующая подготовила появление Лермонтова, последующая живёт под его воздействием. Кто прошёл мимо этого, тот не знает, где собака зарыта. Галкин знал. Другими словами, если представить всю литературу в виде Джомолунгмы, а лучше Эльбруса, то его вершина – это Лермонтов, остальное – подножие. Какое место Владимир отводил себе в этой иерархии?..
Он знал и любил Москву, особенно любил Ваганьково, где их семейная оградка; рядом дочь лежит. Даже тут, в окружении бесконечных ваганьковских надгробий, он не давал нам впасть в траур безысходности своей неистребимой сатирически-едкой весёлостью, прорывающейся сквозь его мистику и ужасы реальности (не случайно на погребении я не заметил слёз, кроме вдовьих); неожиданно отпечаталось в памяти и беззаботно-улыбчивое лицо его малолетней внучки, не осознававшей происходящего, и мне пришло в голову написать по аналогии с классически-хрестоматийным: «весёлое имя Галкин».
Вечная память Володе…
Николай СЕРБОВЕЛИКОВ
Свидетельство о публикации №213031601122