В. Дорожкина. Четвыерть века - с одарёнными детьми

Даже не верится, что прошло 25 лет с того дня, как в Тамбовской областной детской библиотеке впервые собрались учащиеся школ города, прочитавшие объявление о том, что библиотека организует систематические занятия с литературно одарёнными детьми. Это случилось 27 ноября 1985 года. Название объединения возникло как-то само собой – «Тропинка»: не дорога в литературу, а пока ещё именно тропинка, по которой предстояло идти долго, чтобы сделать её заметной; и, может, в будущем она выведет на творческую дорогу.
Инициатором создания «Тропинки» стала Людмила Гавриловна Овсянникова Она была тогда директором областной детской библиотеки и предложила вести занятия с детьми мне. Не скрою, страшновато было. Хоть у меня и педагогическое образование, именно филологическое, и опыт работы в школе был, но… сомнений хватало: во-первых, я тогда не была ещё членом Союза писателей (у меня к тому времени в Воронеже вышли всего два небольших сборника стихов); во-вторых, меня только что назначили старшим редактором Тамбовского отделения Центрально-Чернозёмного книжного издательства, и я боялась, что два таких ответственных груза я не осилю. Но писательская организация, которую в те годы возглавлял Иван Сергеевич Кучин, и где я состояла в литературном активе, поддержала предложение Людмилы Гавриловны.
Детей на первое (организационное) занятие пришло так много, что их едва вместил большой зал. «Столько одарённых детей?» – удивилась я вначале. А потом подумала: «А чему, собственно, удивляться? Ведь психологи не случайно утверждают, что все дети рождаются с каким-то даром. Надо его только вовремя заметить, помочь развить и реализовать…»
 И в то же время в истории клубов по интересам, литературных (и не только) кружков, студий, объединений нет ни одного случая, чтобы в них занимались по 100 и более человек. Вскоре всё, как говорится, встало на свои места. После беседы выяснилось, что учителя, как всегда, решили привести сразу несколько классов учащихся. Среди них, конечно, оказались те, кто уже не первый год пробует себя в стихосложении, и те, кто просто интересуется литературой. Кто-то хотел научиться выразительно читать стихи и прозу. Немало пришло и таких учащихся, которые думали, что на занятиях их «сделают поэтами». Такое же мнение было и у некоторых учителей-словесников. «Но ведь даже Литературный институт имени Горького, – объясняла я прежде всего педагогам, – не «делает» поэтов. Туда поступают по конкурсу с готовыми рукописями и имеющимися публикациями...»
 После «естественного отбора» начались занятия. Ребята по привычке называли их уроками. Да, это были уроки, но – уроки творчества Прозу пока никто не пробовал писать, все рифмовали.
Мне хотелось, чтобы дети познакомились с основами стихосложения, а потом и твёрдо усвоили их. И первую часть занятий мы посвящали теории: рифма, ритм, стихотворные размеры и т. д. Потом ребята читали свои «пробы пера». Конечно, на занятия ходили не сто человек, и даже не пятьдесят. Но и двадцать человек тогда негде было посадить, потому что в читальные залы библиотеки, на абонемент постоянно приходили учащиеся, учителя, родители, студенты. Они работали с книгой, что требовало сосредоточенности и тишины. Нам отвели в одном из залов уголок, и первое время мы говорили шёпотом. Проводили занятия и на природе. А потом «Тропинке» выделили в библиотеке прекрасный просторный кабинет, в котором дети занимаются и сейчас.
 Когда определился постоянный состав учащихся, посещающих «Тропинку», пришлось поделить их на две группы: разный возраст детей – от семи до пятнадцати лет – исключал одинаковые теоретические и практические занятия. И уроки творчества, проводимые по индивидуальной программе, разработанной руководителем, были рассчитаны на разный возраст. Да и по степени одарённости дети были далеко не одинаковыми: кто-то уже в восемь-девять лет умел отличить ямб от хорея, а кому-то и в пятнадцать это давалось с трудом. Но главное – не в освоении теории, хотя и она необходима, а именно в творческом даре. Если его нет, никакая теория не поможет.
 За минувшие годы около тысячи одарённых детей прошли через творческое объединение «Тропинка». Выход к читателю начинался с рукописных книг, которые дети посылали на конкурс в Москву. Дважды тамбовская «Тропинка» была победителем – во Всесоюзном конкурсе в 1990 году и во Всероссийском – в 1992-м. Первый коллективный сборник стихов начинающих поэтов был выпущен в 1993 году областной детской библиотекой при поддержке Детского фонда России. Это так вдохновило ребят, что они стали с ещё большей ответственностью относиться к своему творчеству. «Первенца» назвали просто – «Тропинка». Потом один за другим стали появляться новые сборники: «Огонёк горит в ночи» (1995), «Экзамен» (1997), «Он наше сердце не покинет» (стихи, посвящённые Александру Сергеевичу Пушкину; 1998, 1999).
Этих сборников могло бы и не быть, если бы не бескорыстная помощь тех, кому не безразличны дети, их воспитание и образование, кто заинтересован в выявлении одарённых учащихся, в развитии и реализации их творческого потенциала. Мы с благодарностью вспоминаем всех, кто нам помогал: это генеральный директор Тамбовского производственного объединения «Пигмент» Николай Павлович Утробин, Книжная лавка писателя Александра Михайловича Акулинина, Управление по печати администрации области, Институт повышения квалификации работников образования, коллектив Тамбовского филиала «Тамбовмежрегионгаз», Управление культуры администрации области (учреждения и организации названы так, как это было в 1990-е годы).
 Сейчас у юных дарований много публикаций в периодике, в коллективных сборниках (их вышло уже девять), в столичных журналах: «Детская литература», «Костёр», «Ромео и Джульетта», в альманахе «Мы». В последние годы дети из старшей группы «Тропинки» печатаются в «Литературной газете», в журналах «Наш современник», «Подъём», «Тамбовском альманахе».
Четверо воспитанников «Тропинки» стали членами Союза писателей России Юные тамбовские авторы – постоянные участники фестивалей «Дети Солнца», «Новые имена», «Молодые писатели России». 15 авторов имеют по две-три и более собственных книг. Успехи у юных творцов есть, и немалые. Вот только некоторые.
 Мария Знобищева пришла в «Тропинку» третьеклассницей. В книги, в библиотеку просто влюблена. Её поэтический дар нельзя было не заметить. В 2001 году она, 9-классница, приняла участие в проходившем в Рязани Межрегиональном конкурсе-фестивале «Начало» и заняла первое место в номинации «Поэзия»; в 2002-м стала лауреатом премии Комитета природных ресурсов по Тамбовской области за лучшее стихотворение о природе Тамбовского края; в 2003-м – лауреатом Первого Всероссийского конкурса юных поэтов «Моя мечта – моя Россия».
 По результатам Всероссийской олимпиады школьников по литературе (Нижний Новгород, 2003), Мария стала обладателем трёх дипломов: «За лучшую интерпретацию стихотворного текста», «За лучший комплексный анализ прозаического текста» и «За безупречное владение литературным стилем». Она – лауреат военно-патриотического фестиваля народного творчества «Салют Победы» (Смоленск, 2004), Международного Интернет-конкурса, посвящённого Великой Победе. В областном литературном конкурсе «Мы не забудем той войны...» она заняла первое место и стала лауреатом премии имени Зои Космодемьянской.
 Будучи студенткой Института русской филологии Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина (сейчас она – аспирантка кафедры истории русской литературы), Мария Знобищева за особые успехи в литературе стала обладателем стипендий имени С. Н. Сергеева-Ценского и Е. А. Баратынского. Она несколько раз была участницей проходивших в Москве Форумов молодых писателей России и Слёта «Дети Солнца»; удостоена стипендий фондов Сергея Филатова и Владимира Потанина, обеспечивающих ежегодное проведение встреч с молодыми дарованиями России.
 Мария Знобищева – автор семи поэтических сборников. В 2006 году её приняли в Союз писателей России. Кстати, она – самый молодой член профессионального писательского Союза Российской Федерации. В 2009 году у неё вышла очередная книга, в которую помимо стихов включены и прозаические произведения.
 Елена Захарова не раз выдерживала самый строгий отбор для участия во Всероссийских конкурсах и фестивалях – «Дети Солнца», «Молодые писатели России», «Новые имена». Она дважды была стипендиатом Фонда Владимира Потанина (2006, 2007); награждена медалью имени Михаила Александровича Шолохова (2005), является лауреатом премии имени Михаила Юрьевича Лермонтова (2007). Окончив ТГУ имени Г. Р. Державина, Елена Захарова, начавшая ещё в студенческие годы заниматься научной работой, связанной с творчеством нашего земляка писателя Евгения Ивановича Замятина, поступила в аспирантуру профессора Ларисы Васильевны Поляковой и в этом году должна выйти на финишную прямую, ведущую к защите диссертации. Занятие поэтическим творчеством никогда не мешало ей в учёбе, так же, как и учёба, и научная работа не могли ослабить в юной поэтессе стремление совершенствоваться в стихосложении.
 В последнее время подборки стихов Елены Захаровой были напечатаны в журнале «Наш современник», в «Тамбовском альманахе», в коллективных сборниках «Люблю тебя, Тамбов!», «И хочется в полёт…», «Увидеть мир по-новому…». Сейчас Елена Захарова готовит к печати третий сборник своих стихотворений. По радио России, в передаче «Виражи времени», её ведущий, известный поэт Андрей Дементьев, дал высокую оценку творчеству молодой тамбовской поэтессы.
Александра Николаева имеет три стихотворных сборника и много публикаций в периодике, в коллективных сборниках, в столичных газетах и журналах. Она пришла в «Тропинку» первоклассницей. Сразу бросались в глаза её неординарное мышление, богатый, не по возрасту, словарный запас, умение выразительно читать стихи. Но главное, нельзя было не заметить её литературный дар – не только потому, что она с лёгкостью придумывала рифмы, быстро освоила теорию. Она мыслила художественными образами. Когда мы говорили о Пушкине (а без него не проходило и не проходит до сих пор ни одно занятие), Саша Николаева смущённо, но и радостно, воскликнула: «А меня зовут так же, как и Пушкина!» И со всех сторон раздались голоса: «А меня – как Лермонтова, а меня – как Ахматову…» Но никто, кроме Саши Николаевой не написал о своём (или о своей) тёзке. Эта девочка в девять лет могла представить себе встречу с мальчиком Сашей Пушкиным:
 
Мы сидели у опушки
 И мечтали: я и Пушкин…
 Он понравился мне сразу –
 Маленький, голубоглазый,
Кучерявый, озорной…
 А ещё он – тёзка мой!
 
Он пока не знает, кем он будет, и с детской непосредственностью гадает у кукушки. А она, зачарованная кудрявым тёзкой, уже зная, что он – гений, просит кукушку: «Больше накукуй: он – Пушкин!»
Год от года юная поэтесса Александра Николаева делает всё новые успехи: ею написаны венок сонетов, несколько поэм. Кроме того, она занимается переводами: уже более двух десятков сонетов Шекспира перевела она за последнее время. Пробует себя и в прозе: её рассказ был напечатан в «Тамбовском альманахе».
Дар молодого тамбовского автора не остался незамеченным и в столице: рукопись стихотворений, отправленная на конкурс в Москву для участия в Форуме «Молодые писатели России», получила высокую оценку профессиональных писателей. Сергей Александрович Филатов, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, не раз бывавший в Тамбове, на встрече с одарёнными детьми в областной детской библиотеке лично вручил Александре Николаевой сертификат для внеконкурсного участия в Форуме…
 На занятиях дети часто просят: «Дайте нам какую-нибудь тему или первую строчку…». Так стали появляться стихи на заданную тему. Это тоже интересная часть работы с одарёнными детьми в «Тропинке».
 Мы, взрослые, часто и не предполагаем, на что способны наши дети. Они не всегда откровенны, но «разговорить» их можно, особенно на творческих занятиях. Однажды кто-то из учащихся предложил: «Давайте для лучшего знакомства расскажем о себе в стихах…» Я предложила им первую строчку: «Что о себе могу я рассказать?..» То, что дети подготовили к очередному занятию, я читала как маленькие поэтические автобиографии…
Очень интересно проследить за двадцать пять лет «эволюцию» детского творчества: от наивных, порой беспомощных, строк до полноценных стихотворений, поэм, венков сонетов, многие из которых достойны страниц самых «толстых» журналов. Конечно, всего об одарённых детях в статье не расскажешь – не только всего, но и десятой части. Для этого нужно писать книгу. Может быть, она когда-нибудь и появится. Тем более, кое-что уже издано. И если кто-то заинтересуется тем, как проходили и проходят занятия в «Тропинке», как развивается и реализуется дар детей, тот может прочитать выходившие в разные годы в Тамбове и Москве методические пособия: «Поэзия – волшебная страна», «Стихи на заданную тему», «Учиться искусству слова» (в двух частях), «Основы стихосложения – школьникам», в которых я говорю о работе с учащимися в литературно-творческом объединении «Тропинка». Большая статья на эту тему была опубликована в журнале «Литературная учёба» (июль – август, 2002). В этих публикациях – не только рассказ об одарённых детях, но и их стихотворения, впоследствии вошедшие в коллективные и отдельные сборники. Помимо названных юных авторов здесь можно познакомиться со стихами Ирины Брончуковой и Романа Багрецова, Екатерины Берновской и Ольги Кульковой, Олега Григорова, Ольги Штыркиной, Татьяны Мещеряковой и многих-многих других. Их книги представлены в экспозиции «Тамбовский автограф», созданной в областной детской библиотеке уже при новом директоре – Татьяне Павловне Ушаковой, которая уделяет большое внимание развитию творческого потенциала учащихся.
 «Тропинка» имеет звание Народного коллектива (1994), является лауреатом премии имени Е. А. Баратынского (2002). В 2001 году Нижне-Волжская студия хроникально-документальных фильмов сняла фильм о тамбовском литературно-творческом объединении – «Эта чудная “Тропинка”».
 За вклад в развитие литературы для детей и подготовку творческого читателя Тамбовская областная детская библиотека в 2002 году получила Национальную премию имени Льва Николаевича Толстого.
Уверена, что немаловажную роль в успешной реализации программы «Одарённые дети России» играет тот факт, что дети занимаются именно в библиотеке, где на первом плане всегда хорошая книга – один из главных воспитателей творческой личности.

ВАЛЕНТИНА ДОРОЖКИНА,
руководитель детского литературно-творческого
 объединения «Тропинка»


Рецензии
С большим интересом прочитала.
Не первый раз читаю, и снова радуюсь, что есть такое объединение, и я к нему имею отношение.
Радуюсь за детей, которые могут общаться с такими же, как они. Необычными, пишущими стихи.
Все творческие люди необычны.
Радуюсь, что могу помогать детям увидеть недостатки и порадоваться успехам.
И всё это - благодаря руководителю "Тропинки".
Валентина Тихоновна не только занимается с детьми, но и проводит огромную работу по сохранению памяти о поэтах и прозаиках нашего края.

Зинаида!
Спасибо Вам! Вы неравнодушный человек.
Вы открыли эту страницу, чтобы мы , читатели, могли узнать о знакомых и незнакомых замечательных людях тамбовщины.
Спасибо Вам!

Наталья Меркушова   19.03.2013 20:03     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташа!Я преклоняюсь перед талантом продвижения русского Слова в массы ВЫалентины Тимхоновны, перкед еётрудолюбием. Для неё не существует врагов или друзей - она пишет обо всех., если они Русское Слово высоко ценят.И я рада, что ты умело руководишь одним из отлелений Тропинки.
Успеха вам.

Зинаида Королева   21.03.2013 15:16   Заявить о нарушении