По закудыканным дорогам. Навигатор

- Погадать тебе? - спросила меня Ирка  и вытащила у себя из-под попы колоду карт.

- Ты что, сидела на них?

- Конечно, - Ирка снисходительно улыбалась  мне с высоты своих знаний и опыта. Во-первых, Ирка была старше меня, ей было уже тринадцать. Во-вторых, я впервые была в пионерлагере, а Ирка ездила в лагерь с шести лет и знала буквально всё.

В ту пору и я уже не была совершенно тёмной. Во дворе, в садике и в школе я много узнала такого, без чего совершенно невозможно выжить в нашем непростом мире, полном неожиданностей и подстерегающих из-за угла опасностей.

Сидит, например, за выступом дома чёрный котяра и подстерегает тебя. А ты доверчиво так идёшь себе  навстречу судьбе и даже не предполагаешь, что беда в виде чёрного животного породы кошачьих вот-вот готова выскочить из-за угла и перечеркнуть все твои сегодняшние планы. Перебежит тебе кот или кошка чёрного окраса  дорогу и всё, пути не будет! Но, как говорится, от каждого яда есть своё противоядие. Увидал, как чёрный зверюга  ломанул тебе наперерез , не теряй времени, - быстро, - Т-т-т, - плюй через левое плечо и крепко хватайся за любую из пуговиц на своей одежде! Теперь - смело  вперёд,  всё будет в порядке. Кот-интриган  остался позади зализывать свою неудачу, беда нейтрализована, день удался!

Надо сказать, что родители воспитывали меня небрежно. Батя, конечно, приказывал "посидеть на дорожку" всей семьёй перед дальней поездкой, иначе какая же поездка получится! И, бывало, предлагал гостям - "выпить на посошок", чтобы  хорошо домой доехалось.  Помню ещё - отец  "стучал по дереву", чтобы не сглазилось что-либо  важное.  Но с каждым годом найти деревянные предметы становилось всё труднее и труднее - искусственные материалы вытесняли натуральные, приём мог не сработать и я, при всём уважении к отцу, отказалсь от этого способа, как он неэффективного.

Матушка моя была более продвинутой женщиной, от неё я с ранних лет знаю, что встретить цыганку - к опасности,  родиться в воскресенье - к лени, много плакать - к морщинам, а чётное число цветов - к покойнику. Поэтому живому надо дарить букеты с нечётным  количеством цветов. В детстве меня всегда мучил вопрос, надо ли пересчитывать цветочки на ветках мимозы, сирени и в охапках летних полевых букетов, но мать моя была  женщина строгая и только хмурилась, когда я задавала ей такие глупые вопросы.  Зато мама научила  меня делать рожки от сглаза, если кто-то что-то, или кого-то слишком нахваливает, или наоборот, недобро смотрит. Как? Сейчас научу. Сожмите правую руку в кулак (можно левую, если Вы левша, или если правая рука занята). Теперь, не разжимая кулака, выпрастывайте указательный и мизинец, и выставляйте их вперёд. Лучше всего ткнуть рожками прямо в лицо "глазливому" безобразнику, или вслед, ну а на крайняк в том направлении, где он живёт. Но можно и просто держать "рожки", как кукиш в кармане, это - сильный талисман, главное, вовремя его сотворить. 

Ещё мама научила меня  перекрещивать пальцы на руке - средний на указательный, если садишься рядом с чернокожим человеком (негром, говорили мы в те годы).  В детстве я искала, где бы найти негра, чтобы скрестить пальцы, сев рядом с ним, но моя Москва шестидесятых-семидесятых годов, это вам не Буэнос-Айрес сороковых-пятидесятых,  в котором родилась и выросла моя мама. Поэтому теперь я  даже и не помню, какая опасность угрожает белокожей девочке, если она забудет скрестить свои пальчики, сидя рядом с представителем негроидной расы, или не постучит себя по коленке, если неожиданно встретит чернокожего на улице.

От мамы же я знаю, что если даришь кому-то ножи-ножницы-иголки и не берёшь взамен копеечку, то это - к беде и горю. Платочек носовой дарить нельзя, это к слезам, как и дареные жемчуга. Но если от платочка можно обезопаситься той же копеечкой, то от подаренного жемчуга предохраниться решительно н`ечем. Про жемчуг, правда, я узнала уже не от мамы, а  из книжек.  Если бы не книжки, я бы просто пропала! Так как родители, как я уже говорила, воспитывали меня спустя рукава, я запросто могла пропасть в этом мире, не будь у нас дома хорошей библиотеки.

Книжки  носители культуры,  они - светоч знаний и польза от них немалая. Именно в книжках я вычитала  про обычай моряков не брать с собой в дорогу женщин, так как женщины на корабле - это смертельно опасно. В книжках же я узнала, что разбитое зеркало - к беде, а разбитая посуда - к счастью.  Книги раскрыли мне секрет, как стать счастливой, но я ни разу в жизни не встретила трубочиста, чтобы прикоснуться к нему на счастье.  А похлопать с той же целью по спине  очень сутулых или горбатых людей я почему-то не решилась.  Оттуда же, из книжек, я почерпнула мудрость про пустые вёдра, которые тоже не к добру, если кто-то несёт их тебе навстречу. Дарить или возвращать не только пустые вёдра, но и любой сосуд  ничем незаполненным тоже опасно, поэтому  хоть плюнь туда, лишь бы что-то в них было. Иначе и жизнь того, кому даёшь в руки пустое, будет пустой.

Книги мне поведали также, что нельзя спрашивать, - Куда идёшь? - а надо говорить, - Далече ли собрался? - а то дорогу человеку "закудыкаешь". Как выглядит "закудыканная" дорога - не знаю,  но наверное лучше не проверять...

Многие, не только я, набирались жизненного опыта по книгам.  Вот, казалось бы, книжки из серии фэнтези, а сколько в них реально полезного!  Представьте себе, что в далёкой галактике вы попали на незнакомую планету. Представили?

Вам уже стало не по себе, тем более, что многие не любят жанр фэнтези. А тут ещё и чудища норовят вас съесть, да не простые, а те, которые до поры до времени прятались в вашем подсознании.  Климат на планете таков, что все эти воображаемые чудовища оживают буквально толпами и поедают всё живое! Как быть?  Способ один, использовать детскую примету: если спрячемся под одеяло с головой, ни один монстр нас не съест, тем более тот, которого мы сами себе вообразили! И не важно, что в полной мере этот способ работает только на некой планете неведомой галактики!  Ведь соблюдаем же мы сегодня обряды и обычаи, о которых раньше  слыхом не слыхивали,  учитываем приметы и суеверия из других стран, городов и деревень. Почему же не ввести в обиход и запрыгивание под одеяло при малейшем возникновении подсознательного страха? Мало ли что может случиться, если вовремя не спрячешься...

Расскажу вам пару примеров из жизни, как оно бывает.

Есть у нас друг семьи -  Игорь Львович. И захотел  этот наш знакомый  отметить в ресторане своё сорокалетие - сорок лет ему стукнуло в прошлом году в марте. В том мегаполисе, в котором проживал Игорь Львович с рождения, эту сакральную ошибку - пировать в честь стукнувших сорока лет - совершали сплошь и рядом на протяжении многих и многих поколений миллиарды людей. А зря.   Хорошо, что жена Игорь Львовича, Татьяна Евгеньевна, была родом из той деревеньки, в которой знали, что  праздновать сорокалетие - примета очень и очень нехорошая. Верная подруга жизни вовремя предупредила юбиляра об опасности и супружеская пара сделала вид, что никакого дня рождения в марте того года у Игоря Львовича не было. И ведь помогло - ничего ужасного не случилось.

Или, например, принесла невестка свекрови продукты. Свекровь хотела ей деньги за покупки отдать, но невестка строго сказала, - Нет, Инна Сергеевна,  сейчас вечер, а вечером отдавать и брать деньги - дурная примета. Я к Вам утром за деньгами зайду, - и действительно, зашла за деньгами наутро следующего дня. Хотела свекровь возразить, что, мол, Русланочка, это только у вас в республике, то  есть в государстве, откуда ты родом, такая примета есть. Но не сказала, сдержалась. И, как результат - в семье лад и согласие. Работает примета!

А примета про невесту в свадебном платье? Пока мы не насмотрелись голливудских мелодрам,  мы и не думали скрывать своих  невест в свадебных нарядах от женихов. Чтобы будущий муж ненароком не увидел, в чём  любимая замуж за него выходить будет.  Теперь скрываем.  Хотя бы до обряда  выкупа невесты.  Хороший, кстати, обряд. Многие и о нём в нашем городе годов до восьмидесятых слыхом не слыхивали. Наверняка я не знаю, но уверена,  что и этот обряд и заморская примета  пошли отечественным молодожёнам только на пользу!

Поэтому надо, обязательно надо пользоваться любой возможностью узнавать все суеверия, приметы, обычаи и как их корректировать себе во благо. Большой прок в этом смысле от различных социальных и учебных заведений.

Например,  в садике я обнаружила, что просыпанную соль воспитательница кидает трижды через левое плечо, чтобы во вверенной ей группе не было ссор,  и с тех пор всегда только так и поступаю, где бы не просыпалось вещество с формулой  NaCl.  А участковая терапевтша из детской поликлиники рассказала моей маме, что  хранить дома битую посуду и осколки стёклышек, это  к болезням. Мы пренебрегли злостной приметой, нам жаль было выкидывать мой новый калейдоскоп и - пожалуйста, уже через год я подхватила в садике ветрянку!

А родня? Всегда слушайте, что вам говорят родственники. Некоторые из них - это просто кладезь житейских премудростей! Взять ту же тётю,  жену дяди моего кузена. Общение с ней меня буквально обогатило.  Тётя точно знала, как избежать безденежья. Чтобы не остаться без средств к существованию, по словам тёти, нельзя было вытирать стол бумагой, бумажной салфеткой например, а только тряпочкой. Нельзя было свистеть, а то деньги из дома высвистятся.

- Будешь  кушать перед зеркалом, - говорила тётя, - все деньги проешь, а если будешь справлять перед зеркалом нужду, всю жизнь будешь нуждаться, - уверяла она. Если же, не дай Бог, подаришь кому-нибудь кусок мыла, шампунь, или пену для ванны, то деньги из твоего дома просто смоются.  - Денег из чужих рук не бери, пусть сперва на стол положут, а то вместе с деньгами отдачу денег возьмёшь, - просвещала меня родственница. А вот чтобы деньги в доме были, надо веник и половую щётку ставить после уборки метёлкой вверх, тогда эти инструменты наметут в дом денежек. Так уверяла моя тётя,  жена дяди моего кузена.

Позже, уже в школе, благодаря учительнице биологии и зоологии, я запомнила, что ягодки-парышки (сросшаяся в одну  ягодку пара ягод), например,  клубники - к добру. А залетевшая в окошко комнаты птица - к покойнику. На уроках математики  нам рассказали, что надо опасаться цифры 13, и трёх шестёрок. От трудовички мы узнали, что светлая нитка, прилипшая к платью - к жениху-блондину, а тёмная - к шатену, или брюнету. А чтобы узнать имя суженого, надо мотать нить на палец, провожая каждый виток по-порядку всеми буквами алфавита. На которой букве нитка кончится, с той буквы и будет начинаться имя будущего мужа. На уроках русского языка всегда  срабатывала примета "безошибочная": те ученики, которые писали без ошибок, получали пятёрки. А певичка вечно твердила, что "смех без причины - признак дурачины".   Может по форме - это и пословица, но по сути - примета. Я сама видела, как на школьных уроках пения многие мои одноклассники глупели прямо на глазах!

А вот всех институтских примет я уже и не упомню! То, что подстричься перед сессией - к пересдачам, а газета, или денежка-пятачок в туфлях - к зачёту, это, - Да. Но высшее учебное заведение на то и высшее, чтобы давать нам конкретные знания, а не смутные намёки. Поэтому  и помнятся больше не приметы, а способы достижения результатов и средства достижения конкретных целей. Например - как, когда и в какую сторону махать из окна зачёткой, приманивая халяву. Какими словами можно, а какими нельзя ругать сдающего хвосты однокашника. Где купить дефицитные в наше время чернила, чтобы родственники держали в них пальцы в то время, как ты делаешь лабораторки или  сдаёшь зачёты и экзамены. Правда, в каждом вузе, училище, ПТУ и колледже студентов уже в процессе обучения начинают постепенно приобщать к профилирующим приметам по профильным предметам. Но, согласитесь, что только начиная работать в какой-либо области, мы можем получить полную информацию об узко-профессиональных суевериях.

А без информации - никак! Не предупредили, например, молодого парикмахера, что  клиент с дурной аурой - к неудачной стижке, и всё - стрижка испорчена, клиент недоволен, парикмахер без чаевых.

Или вот, например, некоторые писатели и художники не любят рассказывать наперёд сюжеты своих ещё не созданных произведений.  Есть примета, что расскажешь - и произведение получится неудачным, а то и вовсе никогда не напишется и не нарисуется. Но как этого избежишь, если работодатель заранее хочет знать, за что аванс платит?  И тогда творцы, скрепя сердце, несут в издательства на утверждение  эскизы ненарисованного и планы ненаписанного.  А как результат, - Что? Правильно! Горы, просто горы неудачных книжек со слабыми иллюстрациями...

Буквально на днях я узнала, что подушка на столе - к покойнику. Я просто-таки бегом кинулась убирать со стола шкатулку, в которой у меня лежит подушечка для булавок. Она маленькая, эта подушечка, но мало ли что? Мой волнистый попугайчик мне тоже дорог.
А вчера мне рассказали, что музыканты не поставят упавшие ноты сразу с пола, да на пюпитр. Сперва положат на стул и немного посидят на них.  Иначе музыка по этим нотам будет сыграна не слишком музыкально, или ещё чего похуже. И я сразу вспомнила пионерский лагерь и свою подружку Ирку, которая сидела на игральных картах прежде, чем гадать на них своим подружкам.

- Не посидишь, карты судьбу неверно предскажут, - солидно разъясняла нам Ирка, - а лучше вообще не гадать теми картами, в которые уже играли. Врать начинают.

И верно! Ничего из того, что мне тогда в пионерлагере Ирка нагадала, не сбылось. Зря мы одними и теми же картами то гадали, то в дурачка резались...


Рецензии
Знакомо-знакомо, Галина. Нельзя "кудыкать", "какать", ну, в смысле спрашивать: "а как...?", "сколькать", "чтокать" и ктокать"...
А вообще-то нужно запомнить маленькое правило:
Если ты встал с левой ноги на черную кошку, которая с истошным мяуканьем метнулась под ноги бабе с пустыми ведрами, а та с испугу развернувшись, одним ведром разбивает зеркало, висевшее на стене, а другим - сбивает со стола полную солонку, на календаре - 13 число, пятница високосного года, а тут выясняется, что ты из-за похмелья проспал на работу, и вечером приезжает теща, погостить на недельку, то знай: согласно народным приметам - день сложится не слишком удачно.
С улыбкой и пожеланием всего доброго В.К.

Валентина Колбина   26.11.2013 19:31     Заявить о нарушении
:)))))))))))Класс!!!))) Рассмешили, спасибо!)))

Галина Заславская   26.11.2013 23:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.