На книжных полях - чёрти что

ТАЙНЫ, ЧУДЕСА И МИСТИКА

Подборка очень небольшая и обрезанная. Не стоит этим слишком увлекаться.

Белая Богиня
Роберт Грейвс


Книга об истоках поэзии. Возможно, мистификация, но это не имеет значения. Поэзия редка в нашем мире, истинных поэтов единицы, а сердца людей редко открываются стихам среди прозы жизни. В наши дни это происходит ещё реже. «Наши дни» - это цивилизация, отрёкшаяся от главных символов поэзии. Змее, льву и орлу теперь место разве что в цирке, а быку льву и кабану - на консервном заводе; скаковая лошадь и гончая – это тотализатор на бегах, а священная роща ассоциируется с лесопилкой. Луну презрительно считают погасшим спутником Земли, в женщинах видят «резервную рабочую силу государства». На деньги сейчас можно купить всё, кроме истины, и почти каждого, кроме одержимого истиной поэта. Так! В век тотального поклонения баблу стихи маргинальны (не считать же, к примеру, «поэтами» русопятов-виршеплетов, истекающих от любви к березкам и желания вылизать у власть имущих что-нибудь). Поэтические источники отыскать трудно, очень трудно. Но и раньше было не лучше. Поэзия связана с природой. Особенно, с женской природой. Целые века извращенцы-денегераты, следуя наставлениям шпренгеров-инститорисов, беспощадно боролись против нее. Один из итогов: катастрофическое сокращение количества красивых женщин в тех ареалах, где господствовали мракобесы…
 И – многие ли знают, из каких пород деревьев и кустарников изготовить настоящее помело ведьмы. «В «Белой богине» есть наставления на этот счет. И не только.

Эгипет 3: Дэмономания
 Джон Краули


- Демономания? – спросила Роузи. – Так?
 Они сидели за высившимся среди обширных лужаек Аркадии каменным столом, запятнанным опалью былых лет и призраками сдохших гусениц; Пирс не позволил ей положить на столешницу принесенные им книги.
 По-моему, лучше «Любви и сна», хотя и послабее «Эгипта». Стилистические изыски не мешают восприятию содержания романа (как в предыдущей части романа, где тяжело справиться с детскими воспоминаниями героев).
 Мистические поиски 1978 года и повествование о конце 16 века, где набирает силу охота на ведьм.
 «Боден хотел, чтобы пребывало только одно сверхъестественное существо, совершенно не материальное: Бог. Только Бог выше природы, только Бог заслуживает поклонения. Если ты связался с более низкими духами, это идолопоклонство» (С.147)
 Очень кстати введена другая «Дэмономания» - Ж.Бодена. Это пособие пришло на смену устаревшему «Молоту ведьм» Шпренгера и Инститориса. Причем мнение о том, что никого, кроме главного Бога не нужно и все должны перед ним склониться, хорошо соотносится с боденовским учением о суверенитете абсолютного монарха, который шел на смену пестроте феодальной иерархии. Она мешала королю. С такой анархией нужно бороться не только среди людей, но и среди духов – тот, кто ее утверждает враг. Централизованная империя требует единоначалия. (И в Риме, правда, с запозданием, утверждение единого Бога, пусть и триединого, приходит на смену пестрому и противоречивому языческому пантеону. Не будет прочной власть императора, если у каждого ручья и рощицы свой дух). Но как же быть с многообразием мира, которое пыталось унифицировать западная рациональная воля. Многообразие побеждает, оно просто не может проиграть в длительной перспективе. И «расколдовывание мира» - это временная иллюзия. Людям скучно жить на земле в одиночестве. Они окружают себя новыми духами информационной эпохи, что лезут в души с экранов телевизоров, проникают через мониторы компьютеров, подключенных к Интернету. Не означает ли «волшебный ветер» 1960-70-х победу новой магической эпохи, ведь законы прежнего индустриально-рационального мира перестают постепенно действовать?
 Читать трудно, несмотря на частые восхищения автором. Краули вываливает на читателя огромное количество бытового мусора, разнообразных деталей, нам неведомых. Трудно читать перевод – чужая культура и есть чужая. Что мы знаем об американском образе жизни, тем более, о полубогемном его варианте.
 Пирсу стало не до шуток. Книга не идет. С Роз проблемы. Вот уже и в «возвращение в замок» не поиграешь – не дает! (Краули не единственный интеллектуал, восхваляющий культовые порнографические романы Полин Реаж - можно вспомнить Сьюзен Зонтаг, например. Эта книга повлияла на сексуальные практики миллионов людей. Вот и Пирс играл так с Роз Райдер, не заметив пустоты в ее душе, которая была заполнена бреднями тоталитарной секты). И вот уже подружку у главного героя отбивают сектанты, они же хотят отобрать у Роузи дочь (не она ли во время припадков становится Мадими, которую Ди видит в хрустальном шаре? Пирс и Роузи в день потери самых близких людей утешаются в объятиях друг друга). Секты – это отвратительно и опасно, но чем лучше церкви. В популярных книгах по религиоведению легко найти описание различий между ними. Но по сути, какая нахрен, разница: и те и другие предлагают свое небескорыстное посредничество в общении с Богом, и те и другие спекулируют на страхе, боле и смерти, утверждают невежество. А уж по масштабам преступлений и человекоубийств никакая секта не сравнится с римским престолом. Вот и путь Д.Бруно приближается к трагической развязке.* Примечательно, что попы долгое время отрицали совершенное в 1600 году преступление – казнь Бруно. Описание её заканчивается третья часть. Ослик, на котором ученого везли к месту сожжения, убегает. (Пирс нарядился ослом на карнавале у Роузи, круг замыкается).
 А Ж.Келли и Д.Ди всё ищут и ищут способ получения золота. Готовы даже женами обменяться ради обретения этой тайны. Но Ди приходится бежать из Праги, чтобы доживать в Англии в бедности и забвении; Келли кончает еще хуже. Жадность правителей смешивается с одержимостью алхимиков. В этой одержимости они не замечают, что «философский камень» уже найден – точнее, Эльдорадо вместо него - галеоны, набитые награбленными драгметаллами уже плывут из «Индий» - условия для экспансии общества золотого тельца – капитализма – созданы. Не зря на Западе и Ближнем Востоке так долго искали неиссякаемый золотой источник (и когда хвалили что-то или кого-то, добавляли эпитет «золотой»). А вот на другом конце света, Востоке Дальнем даосские алхимики искали эликсир бессмертия. Китайцы вообще предпочитали золоту нефрит (отсюда все эти «нефритовые врата и стержни»). Чья мудрость мудрее - вопрос опять стоит на повестке дня. Азия готовит реванш.
 А ветер перемен всё дует и дует, стучит в наши ставни.
 С.645. «Когда Сэм будет столько лет, сколько сейчас Пирсу, пойдёт десятый год нового века, нет – тысячелетия, и новый мир будет таким, каким он уже С.645. «Когда Сэм будет столько лет, сколько сейчас Пирсу, пойдёт десятый год нового века, нет – тысячелетия, и новый мир будет таким, каким он уже начал становиться: и не прежним, и не схожим с нашими тогдашними видениями будущего. Это ведь очень просто, как говаривали в древности алхимики».   


От/чет
 Василий Сретенский

С таким оформлением и рекламой («Код да Винчи» по-русски») сам бы не купил и смотреть бы не стал. Но принес приятель, прочел и порадовался. Могут же и наши писать такое, когда захотят. «От/чёт» сконструирован куда лучше и тоньше, нежели «Код». (Реклама и маркетинг, конечно, несопоставимы). В принципе, деталей этого конструктора немного: христианские апокрифы, гностические учения, катары, тамплиеров, правда, нет, зато в изобилии представлены разнообразные масоны… Угораешь от смеха, когда читаешь в романе - кто понимает! - отзыв на диссертацию по масонам (диссертантка «дура, к тому же на седьмом месяце»), но историческую науку развивать надо. Что касается загадок истории, без которых дэнбрауновщина не обходится, то наша история для нас – это одна сплошная загадка (поймал себя на мысли, когда читал, что почти ничего не помню про русский 15 век). И посадить на эту «терру инкогниту» лишний сюжетец ничего не стоит, читающая публика же все равно, в основном, невежественна. Ну автор и сажает свои тайны: Иису воскрес благодаря самоубийству Иуды, возник орден, хранящий тайну воскресения, сам главный герой – доцент культурологи, в конце концов решает испытать секретные рецепты на себе – оживить полюбившуюся ему студентку, а самому сунуть голову в иудину петлю… В пересказе, конечно, чушь полная. Но «Ангелы и демоны» - лучше что ли?
 Но я быстро понял, что фон романа гораздо лучше рисунка. Это когда два героя, пили и вывели, что в России, как правило, удаются ЧЕРНОВИКИ жизни. То есть люди, в основном, не реализуются, живут НЕ своей жизнью. Ну, а власть тратит их жизни без счета – что жалеть черновики. После этого я стал читать внимательнее. Ради подобных культурологических откровений стоит и масонскую поэму потерпеть (методы её дешифровки я все же пропускал). Автор-герой, а роман сделан в форме публикации бумаг Василия Сретенского, показывает себя большим умницей. Так и хочется себя с ним отождествить. На два дня такое отождествление происходит – что может быть лучше восприятия книги. "Крутые" десантники и оперы уже достали.
 Вполне веришь, что автор (настоящий) окончил исторический факультет МГУ и преподает культурологию в коммерческом вузе – всё очень правдоподобно. Герой, несомненно, страдает: жена ушла – подалась-продалась в Швейцарию, научный руководитель – гебистский стукач, студенты – придурки, в основном, окружающие – за редким исключением, не способны к мышлению, к культурному творчеству. «Творцы» же обречены на маргинальность. Да это и везде так, но у нас общий расклад усугубляется рядом экономических и политических обстоятельств. Словом, тяжело, но В.С. не отчаивается, не озлоблен, даже нравы хамской нашей столицы описываются без гнева, лишь с грустной иронией......Сравнение молодых людей, что сидят в общественном транспорте, разведя колени с самцами шимпанзе, готовыми к спариванию – это сильно. И подобные меткие замечания рассыпаны по всему тексту.
 Самое ценное в книге – это блестящий культурологический анализ. А тайны в дэнбаруновском духе – ну их к бесу! Без них лучше.   

Россия: Мы и мир
 Сергей Алексеев

Некоторые идеи интересны, а гипотезы привлекательны, но, в основном, каша у автора в голове. Отталкивает эта дикая «недоваренность».
 В общем, сначала «Валькирии» были  еще ничего, но потом автор стал гнать ужасную чушь!

Блуждающее время и пр.
Юрий Мамлеев

Мамлеев - пародия, злая карикатура на Достоевского.
Критический «завтра-патриот» Бондаренко назвал Мамлеева «окаменелым истуканом русской древности (во, стиль! У Прохана научились). Ю.М., между тем, очень неглуп. Многие его интервью читать интересно. На как только откроешь роман там, или рассказ, то сразу видишь уродливую обезьяну Достоевского. Фантасмагории сумасшедшего дома.
 К том уже не так страшен черт, как его малютки, все эти подмалеевцы, головины-дугины-сибирцевы - экзорциста вызывали?


Псоглавцы
 Алексей Маврин (А.Иванов)

А, неплохо… У нас, наконец, научились писать триллеры на отечественной материале, и «дэнбрауновщина» не нужна.
 Что до содержания, то страшно! Бог с ними, с песьеголовыми христофорорами» - деградация русской деревни после господства комиссаров – вот истинный ужас! Какая безнадега, да еще в рамке мистического триллера. Решение проблем однако разнится на порядки. Скажем для уничтожения псоглавцев достаточно оцепления из батальона и патроны с серебряными пулями (шутю!). Но вот что делать с деградировавшим и спивающимся населением на заброшенных русских землях?!
 Читать было интересно, что редко бывает в последнее время. Конечно, многое притянуто, про ВОАПИК и Эрмитаж – смешно, но как иначе объяснить феномен мутантов и разрешить коллизию. Агент фонда – как бог из машины. Главное, что роман – наш, и проблемы наши. На Москве-реке зона почище керженской будет. И одичание другое, но не менее страшное. Лиза – напоминание об истинных ценностях. («Лиза (из) Калитина – скорее совпадение с «Обрывом»).
 Каких усилий потребуется выбраться из зоны и победить своих «псоглавцев». У Маврина не только история с культурологией, но и элемент социального любомудрия.   

 
 Лана
 Андрей Белянин

Взял на пробу… Много «красивостей», «таинственностей», размышлизмов о «высоком» и т.п. А, в общем, чушь, рассчитанная на невзыскательного читателя с повышенной впечатлительностью. Глянул на портрет «аффтара» – тип «комсомольца» с бегающим взглядом.
 Вставки об Унгерне притянуты за уши. Эклектическая чушь – о чем слышал, про то и брешу. Забавна сцена, когда эта самая Лана пьет кровь у своего мужика. Но для этого вовсе необязательно быть ведьмой… Зато есть размышлизм о «магии еврейской крови».
 Как из Белинкана писатель? Никакой. Вот цитата: «она и раньше была весьма начитанным человеком: музыкальная школа, педагогический институт, каведра филологии, свободное владение английским и иракским языками – какое то время я реально комплексовал перед нею» (С.129). Все бы комплексовали перед знатоком иракского языка.
 В общем, повествование состоит из смеси банальностей и несуразностей, а также комментариев к распространенным суеверием. Это даже хуже, чем у дважды вторичного Коэльо, которого автор цитирует.
 Но эта глупость, этот «комсомольский сатанизм» может подействовать на какие-то легковерные души и слабые умы. Белянин популярен в такой среде. 
 
Воспоминания Элизабет Франкенштейн
 Теодор Рошак

Мужская Наука победила женскую Магию. И это имело роковые последствия.
 Я вижу гибель мира.
 Вижу громадные машины в чреве Земли.
 И вижу, горы рушатся.
 И вижу, молния укрощена и создает раба людей.
 И вижу унижение великой Природы.
 И слышу, небо кричит голосом железа.
 И вижу, из Земли прорастает смертоносный смердящий сад из десятков и сотен огромных распускающихся цветов огня.
 И слышу, электричество говорит миллионом голосов.
 И вижу, люди возводят города, не нуждающиеся ни в солнце, ни в луне.
 И вижу, люди отворачиваются от прекрасного лика земли, ища новые миры в пустоте. Вижу, они поднимаются в пустоту.
 И вижу, пожирает пустота сердца людей.
 И чувствую, смертельный холод опускается на землю.
 И вижу, люди воплощают свои фантазии в плененную материю.
 И вижу, люди создают существ, зародившихся в их воображении.
 И вижу, люди плодятся без помощи женщин.
 И вижу чудовищ, пресмыкающихся пред своими создателями и восстающих против них.
 Теодор Рошак. «Воспоминания Элизабет Франкенштейн»   
 
Роман о названной сестре того самого «черного Прометея», который оживлял мертвеца. Женские культы, сексуальная магия, вызов небесам, «фаустовская наука» и пр. – в итоге все оборачивается трагической безнадежностью,  как и в случае с нашей цивилизацией.


Искушение св. Руси
Вас. Налимов

Не знаю даже, что и думать. То ли автор – гений, постигший мировые тайны, то ли он свихнулся от математических парадоксов и непереваренных тайн современной философии. Так, наверно, интеллектуал может впасть в ступор, пытаясь серьезно отнестись, ну, например, к марксистскому талмудизу.
Впрочем, от текстов Налимова так и воняет «эзотерикой». Биография вроде соответствующая анархо-мистик и связан с теми чудиками которые считают себя наследниками «храмовников».  Если это обстоятельство не учитывать, то тексты вообще будут непонятны (аналогично, например, с армяно-шевейцарским антропософом Свасьяном или масончиком Питиримом Сорокиным). Господи, кто только не желает закакать нам мозги! Впрочем, среди «эзотериков» есть и конкуренция: тот же зырянский мистик с осуждением пишет о бумаге, ушедшей на издание Рериха (рериханутость готовили еще в советские времена). Некоторые мысли у ВН, конечно, любопытны. Он был много «продвинутей» человеков советских, которые жили во тьме и невежестве, установленных последователями изуверской секты. Но – что бы было в случае победы «тамплиеров»?


В поисках Клингзора
Хорхе Вольпи.

Стал читать этот роман случайно. Довольно необычная книга,  стало интересно. Повествование вначале кажется каким-то наивно отстраненным, но потом втягиваешься. Описаны жизненные пути и столкновение двух ученых: немецкого и американского в разрушенном рейхе. А какие в книге персонажи: Гёдель, фон Нейман, Макс Планк, нильс Бор и многие другие!
«Яйцеголовые» ищут некоего советника фюрера по науке, по кличке Клингзор. Для несведущих тут же приводится сюжет вагнеровского «Парсифаля» (Клингзор – это злой волшебник, противник рыцарей Грааля). Мне же вспомнился купленный еще в ГДР сборник Гессе с повестью «Последнее лето Клингзора» (но тогда на имя я не обратил особого внимания). Такая вот встреча Нового света со Старым; еще, как ни странно, автор из Мексики. Размышление о науке и роман воспитания – интересное и странное сочетание. И две магические зоны, как в опере, будто оживают на страницах романа. Американские и немецкие «маги» работают над созданием страшного оружия. Почему-то побеждают одни, а на другую группу победители устраивают охоту…
Проблемы «судьбы и ответственности ученого» перемешаны с романтическими линиями героев.  Сексуальная свобода в первой половине ХХ века была уже довольно значительной, хотя сексреволюция еще не произошла. Но она уже готовилась не без помощи «революции» в физике со всеми относительностями и релятивизмом. Несмотря на то, что роман имеет известную направленность, в нем довольно правдоподобно описан случай Энштайна. Многие его коллеги стали критиковать его теорию, и тогда этот «гений» стал опираться на поддержку профанов, повел себя как поп-звезда, а его клака стала лепить критикам «великого» Альберта стандартные обвинения в «антисемитизме». Многие немецкие ученые были оскорблены этим до глубины души и сделали роковую ошибку, сблизившись или активно не противодействуя гитлеру-клингзору.
Гейзенберг выведен подлецом, но из песни слова не выкинешь: арийцы страшного оружия гитлеру не дали, а вот в Америке оно было создано и применено. Страшная магия новой физики, между тем, привела к созданию дьявольского оружия, которое могли выдумать только служители темных сил.  А многие против своей воли подпали под власть этих разрушительных энергий.
Очень интересный роман, если вчитаться. Дополнительные бонусы книге дают описание запутанных любовных отношений главных героев и реконструкция схемы заговора против фюрера. «Новая физика» релятивизирует человеческие отношения и делает относительными и сомнительными понятия чести и верности, патриотизма и любви. Темная магия разрушает нормальную жизнь, как в операх-фэнтези Вагнера.

Мифомания
Евгений Головин

Инквизиторы нашли бы здесь работу для себя...
Если брать этико-эстетическую проекцию, то в отношении Головина, разумеется, есть полное отторжение. Но в интеллектуальном плане он порой бывает любопытен. Пожалуй, для себя выделяешь его из прочих темных «метафизиков». Мамлеев, это, большей частью болтун, с немалым прибабахом. Про Дугина и говорить не хочется – дешевый позер, спекулянт на интеллектуальной барахолке, впаривающий доверчивой школоте разного возраста ни на что не годные сломанные игрушки. Джемаль – это просто враг, да и сам он не особенно маскируется. Но вот у Е.Головина (ум. 2010) кое-что интересное было.
Сам он объяснял:
«Я пишу для читателей, воспитанных в традиции монотеизма, который под разными своими вариантами (единство, принципиальность, полюс чего бы то ни было, единая ось, целеустремленность, цельность и т.п.) проник в плоть и кровь. Всё, что ведет к распаду, растворению, разврату, то есть к многополярности бытия, суть функциональность дьявола. Он – катализатор деформации. Христиане любят изображать его под видом Пана или Диониса – античных богов напряженной и беспредельной жизни, исключающей смерть в иудео-христианском понимании. Никакой близости меж христианством и язычеством быть не может, поскольку христианство, сводящее человека к ситуации раба, является религией антижизни, тиранов, лидеров, диктаторов и всякого разбора авторитетов».
Допустим, с критикой религии рабов можно согласиться. Многие согласятся и с филиппиками по поводу «гинекократии» - нормальную бабу найти очень трудно и дело здесь не в субъективных качествах, а в объективных условиях. Действительно, боязнь трудностей и стремление к комфорту буржуазного общества делают мир феминоцентричным, а обабавшихся мужчин чрезмерно зависящих от капризов женщины.
 Процесс потери истинной половой идентификации идет не по одной линии. Да. Мужчина должен быть Воином. Но где ему быть им? А без этого он вынужден оставаться в унизительной зависимости от цивилизации комфорта и сексуальных подачек со стороны жадных стервочек. Это только в ностальгических фэнтези герой ночует в снегу, бегает по лесам, выслеживая всякую нечисть, а потом получает любовь эльфийской принцессы. Разумеется, это образ рассчитан на понимание тупых фанов, но суть передана верно. Однако, если вернуться в варварские времена, то миллиардам придется вымереть. «Традиционалисты» с этим согласны, может быть, а остальные – вряд ли. Если жить как эллины, в близости к природе, то это, наверно, хорошо, и греки – эти дети человеческого рода были ближе к природе и чутко откликались  на зов ее разнообразных сущностей. Но как назвать того, кто впадает в детство. Алхимия – это замечательно. Но что бы снабдить и прокормить много миллиардную ораву стадия нигредо не нужна.
 Как сегодня оживить Традицию?  Не является ли болтовня о ней просто зянятием праздных (и сильно пьющих) маргиналов-извращенцев. Не помешает ли это действительно важной задаче – новому духовному синтезу, необходимому для выживания людей?
Вспомнил еще, что Головина я читал еще 20 лет назад, когда купил «Ангела Западного окна» - приемлемый роман Г.Майринка.


Рецензии