Суд без милости...

"Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость" (Книга Притчей гл.25, ст.15)


Обычно паспорт в руки беру очень редко. Зачем? Все написанное там и так знаю. Разве только надо где-то предъявить на почте. Недавно пришлось взять и механически перелистывая страницы, наткнулся на две печати. Обе сделаны на российском пограничном пункте Гуково. Нахлынули невеселые воспоминания.

Первый штампик страж кордона смог поставить только со второй попытки. В правом верхнем углу изображение локомотива с вагонами и надписью "Иммиграционный контроль", а посреди рамки "02 МАР 2001". Как же! Помню-помню эту поездку. Поезд "Симферополь-Екатеринбург", а мне надо было добираться до Миаса.

Впервые ехал а сторону Южного Урала. Раньше, в смысле, в советские времена, поездка на поезде одно из самых увлекательнейших путешествий. Запасаешься провизией и глазеешь себе в мелькающие за окошком пейзажи. Во время Великой Отечественной мой дед сложил голову где-то под Сталинградом и мне хотелось хоть глазком кинуть на Волгоград.

Мои предвкушения целиком не оправдались. Проверки, проверки и... еще раз проверки. Украинские "органы" вместе с российскими коллегами старались как могли испортить пассажирам приятное дорожное времяпрепровождение. Бесконечные проверки в самом поезде во время езды, словно ищут отпетых головорезов. Как в Украине, так и в России. Судя по тому, как у меня паспорт с обложки вынули, искали не террористов, а изображения американских президентов на небезызвестных купюрах. Пережил тогда и унизительный досмотр, когда прощупывали на мне (!) все швы на спортивном костюме. Туда и обратно меня проверили... 20 раз! Какое там любование пейзажами?! При каждом дверном стуке всматриваешься: нет ли камрадов в знакомой униформе?

Таки докатили мы до Гуково. Проскочила куча товарищей в разных мундирах из неизвестных ведомств и каждый чего-то мучительно высматривал во все глаза. Тут и мужичек небольшого росточка показался в гражданской одежде и с биркой на груди. Честно, фамилии не запоминал: настроение предварительно итак было изрядно попорчено бесконечными сверками.

- Иммиграционный контроль. Прошу предъявить паспорта.

Про себя подумалось: "Да сколько же вас на нашу голову?! Таможенники, пограничники проверяют, милиция... Тут еще и какой-то иммиграционный контроль... И все на нашу голову!"

- Ваши документы - ко мне, значит, вопрос.

Подаю в полной уверенности ажура. Быстренько так ворочает страничками борец с нелегальными иммигрантами. Давно заметил любопытное свойство представителей "органов". У них развит нюх на всякие нарушения, сопоставимый разве только с нюхом ищейки. Видят прямо через обложки документов!

- Извините, у вас нет печати на страничке №7 о том, что Вы военнообязанный.

- Простите, а Вам - россиянам не все равно военнообязаный я или нет на родине? Я же не на ПМЖ к вам еду, а в гости на 2-3 недельки. Что же мне, военный билет с собой брать?

- Если бы у Вас был военный билет, я бы Вас точно арестовал...

Щупленькому инспектору было явно не все равно. Душа у него болела за все армии мира и он не мог остаться безучастным к нуждам украинской армии. Неужто дезертира удалось прихватить? И какая ему разница, что моя срочная служба осталась в далеком прошлом? 12 лет назад! Надо же какая великая военная тайна заключена в простом военном билете. Кто бы мог подумать!

- Нет, это нарушение закона. Я обязан реагировать или надо Вас снимать с поезда.

Тьфу! Знаем мы уже хорошо, как решается пресловутое "нарушение закона" на практике. Выводят в тамбур и выдаивают насколько можно. Тут тот же сценарий. Вывел меня строгий цербер в тамбур и сразу к делу:

- 200 рублей штрафа.

- Да у меня и нет столько. Может меньше?

- Ваша специальность?

- Учитель.

- Ладно, войдем в Ваше положение и возьмем недорого. 100 рублей...

Я не обманывал. Я на самом деле являюсь учителем, но не в обычной общеобразовательной школе, а в церкви евангельских христиан. Преподаю предметы библейской тематики. Денег тоже у меня как кот наплакал, но 100 рублей по сусекам наскреб. Никакой квитанции, разумеется, никто не выдавал. То ли на радостях от подвернувшегося навара, то ли невольная неловкость виной, но штампик получился только со второй попытки.

- Это же и на обратном пути будет повторение фильма - с огорчение чешу затылок.

В самом деле, кто мне поверит, что меня "доили" по поводу отсутствия какого-то нелепого штампика? Эх, придется-таки платить. В душе установился неприятный осадок на всю последующую езду. Даже вид Волгограда не принес особой радости.

Время моего пребывания в евангельской церкви Миасса пролетело быстро и вот я уже опять подъезжаю к Гуково, но с российской стороны. На этот раз меня проверяло лицо в военной форме. Буквально с лету открывается страница №7 и довольная улыбка расплылась по всему лицу:

- У вас нет штампика...

Надо же! В Украине к печати проявили крайнюю степень равнодушия, а тут столько внимания! Душевные, все-таки, люди держат руку на пульсе российской пограничной жизни. Не вдаваясь ни к каким хитростям, я искренне решил поговорить с "военной косточкой" по душам:

- Вы абсолютно правы, когда говорите о нарушении и отказываюсь оспаривать Ваше утверждение. Но я христианин и верю написанному в Библии, а там сказано: "Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом" (Послание Иакова гл.2, ст.13). Я виноват, но нарушил не специально. Простите меня великодушно и может и Вас Бог простит, когда Вы будете нуждаться в милости.

Служивый сначала застыл, видно на такие темы нечасто ему приходилось слышать от пассажиров. Потом покрутил в руках синекожую украинскую паспортину и козырнув, уважительно произнес:

- Счастливого пути!

Удивительно, но представитель иммиграционного контроля к штампику интереса не проявил и лишь удивился, когда увидел раздвоенную печать.

- Кто это так?

- Кто-то из ваших...

- Так, 2 марта дежурил... - он кого-то назвал по имени и весело бросил - видно после пьянки у него руки тряслись...

Шлеп, и вторая печать появилась от 20 МАР 2001 года. Не знаю, дорогие господа контролеры, вам виднее у кого и от чего трясутся руки, но по приезду домой я все-таки нужный штампик поставил. Дабы не волновать российских служителей закона моей неопределенностью к военному делу...


Рецензии
Теперь мне понятен твой вопрос на счет таможни, когда я ездила в Китай... А тогда, не буду скрывать, меня , Василий, твой вопрос немного удивил... Стыдно за того русского работника таможни, который открыто вымогал взятку! И жаль, что такие люди еще работают! Я понимаю, чтобы быстрее продолжить свой путь, легче заплатить деньги, чем долго доказывать свою правоту... Чем, кстати, такие вот работники и пользуются! Сами подкармливаем таких, которые верят в свою вседозволенность и продолжают свой " бизнес" на тепленьком месте! У нас, на Дальнем Востоке России, а я это говорю совершенно уверенно, с такими работниками таможни борются нещадно! Взяточничество не так развито, как на Западе! Жаль, что вот по таким "лицам" на границе судят о всем государстве! Борьба с такими людьми идет, но они, как сорняки... Тут вырвали, в другом месте обнаруживаются... Печально...
С уважением, Галина

Галина Ковалева   23.06.2014 11:28     Заявить о нарушении
Я безмерно рад, Галина, что мой случай не является типичным для всей российской погранслужбы. Хотя глухие слухи доходят и у нас здесь в Крыму о взятках((((.

С уважением

Василий Гапонов   23.06.2014 12:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.