Воспоминания - Рассказы о нашей семье-1

      Фамилия Янов в нашем роду известна примерно с середины XIX в.,когда в Подмосковье в селе Рогожи (будущий г.Богородск,а затем г.Ногинск) пришёл из Чехии мастер Ян и поступил работать на ткацкую фабрику,взяв фамилию Янов,это был мой прапрадедушка...В те времена на р.Клязьме развёртывали ткацко - прядильные производства Морозовы,Елагины...Женился Янов на ткачихе,родились дети...
      Прадедушка мой Иван Иванович Янов был купцом,имел двухэтажный дом,двор,сад.Прабабушка - Янова Елизавета...У них родилось шестеро детей и среди них сын Иван и дочь Татьяна...Они очень любили друг друга и помогали в жизни.Дети учились в гимназии,но не всем удалось закончить её...Татьяна Ивановна Янова - моя бабушка закончила только три класса,но больше не смогла:семья разорилась,детям пришлось идти работать...
      Бабушка в 13 лет стала ткачихой,а через год вышла замуж за механика Рышкуса Алоизия Осиповича - литовца.На свадьбу им подарили деньги и дедушка Алоизий выстроил напротив будущего вокзала усадебку:три дома,два сарая,сад и двор...У них родилось за всю совместную жизнь 13 детей,к тридцатым годам XX в. оставалось только шестеро и без отца...
      Дедушка играл на скрипке и часто вспоминал родину.Когда открылась железная дорога Богородск - Москва,он ушёл работать помощником машиниста.Однажды в пути к Москве произошло несчастье.В паровозе что - то застучало.Дедушка на ходу решил посмотреть,что и где стучит,спустился по ступенькам,держась одной рукой за поручень,но не удержался и ноги его пошли под колёса... и так его и тащило...машинист стал звать помощника,того нет,голоса,видимо,не слышно из - за стука машины,затем выглянул,увидал и остановил поезд...В конце - концов,дедушка остался без обоих ног:одна ниже колена,другая - выше колена...Это было в 1900-е г.г.В эти же годы брат дедушки Франц Осипович Ришкус - провизор и брат бабушки Иван Иванович Янов уехали в США,поскольку в Европе был кризис и было тяжело жить...В 1910-е г.г. брат дедушки прислал из Америки самоходную коляску,заказанную дедушкой по его рисункам и чертежам.Дедушка собрал её и пользовался ею...Во время Великой Отчественной войны она была обменена на продукты его дочерью Марией.
      В 30-е г.г. я выкатывал эту коляску во двор и,приводя её в движение работой рук,двигающих рукоятки взад - вперёд,разъезжал по двору.Ещё от дедушки осталось канотье,скрипка(её взял себе дядя Аркаша),Всемирная история издания Маркса...
      После получения инвалидности и жалких крох по ней,дедушка открыл в сарайчике между двумя домами лавочку и торговал там колониальными товарами...
      Когда свершилась Социалистическая революция в Литве в 1918г.,дедушка с двумя сыновьями:старшим Александром и помладше Германом отправился на свою родину побывать...
Но не суждено им было возвратиться в Россию в Паневежисе они заболели тифом и там умерли дедушка и Александр.Германа же,оставшегося одного,не пустили на границе к матери.И он вынужден был приютиться в Литве...
      Бабушка осталась с пятерыми детьми,пережила Гражданскую войну,НЭП.научилась кое-чему,затем дети разъехались кто куда...В это время родился и я...Матушка моя Елизавета Алоизиевна отдала меня бабушке.15 лет я прожил с бабушкой вдвоём,и то,что я вспомнил,рассказал ранее...
      Затем я во время войны на год съездил на Колыму с матушкой,вернулся после войны,пошёл учиться.Бабушка в это время жила со своей дочерью Марией,но зимой 1946 года умерла.Я же жил в Москве один...

                2013


Рецензии