135. В. Агошков. Поле Дикое, поле Дивное
Орельские места.
Дикое, дивное поле.
ПОЛЕ ДИКОЕ,
ПОЛЕ ДИВНОЕ.
БЫЛА ЛИ «ПУСТЫНЯ». Наверное, никто сейчас не сможет сказать точно, где же всё-таки находилась северная граница Дикого Поля?! Одни считают, что была дикой и территория Орловщины, откуда люди ушли на север в поисках лучшей доли и защиты. Другие относят границу южнее. Профессор, заведующий кафедрой археологии и истории древнего мира Воронежского госуниверситета А.Пряхин считает, что летописный город Воронеж стоял на Дону с незапамятных времён. Но на решение данного вопроса негативное влияние оказывало и продолжает оказывать всё ещё бытующее мнение о будто бы имевшем место запустении нашего края в результате давления кочевнического мира, о существовании здесь в течение многих столетий своего рода «дикого поля».
П.Милюков, например, писал, что «весь юг России, начиная с Орловской губернии, представлял… совершенную пустыню в XIV-XV вв.». В свидетельство запустения края привлекали и сообщение митрополита Пимена и его спутников.
В 1389г они плыли по Дону: «Бысть же сие путное шествие печально и унылниво. Бяше бо пустыня зело всюду, не бебо видети тамо ничтоже: ни града, ни села, аще бо и быша древле града красны и нарочито зело видением места, точью пусто же все и не населено: нигде бе видети человека, точно пустыня велиа и зверей множество».
С.Котков справедливо заметил, что данное путешествие Пимен совершил через 8 лет после знаменитой Куликовской битвы. Однако навстречу путникам выехал «елецкий князь с боярами своими и МНОГИМИ ЛЮДЬМИ» (выделено нами. –В.А.). В 1571г в целях обороны от татар была выжжена степь от Дона до Днепра. Выжигание вели служилые люди городов Мещеры, Данкова, Дедилова, Крапивные, Новосиля, Рыльска, Путивля…
ВЕРХНЯЯ ОКА – СЕРДЦЕ РОССИИ. С.Котков в статье «К истории носителей курско-орловского диалекта» писал о том, что «лечь в основу русского национального языка курско-орловский диалект мог лишь в том случае, если в эпоху формирования национального языка обладал известным единством, был диалектом области особенно влиятельной в социально-экономическом отношении, области со старым постоянным населением. Отмеченное мнение о запустении курско-орловской степи кажется нам неправильным, совершенно не состоятельным».
Действительно, можно согласиться с учёным, а мы в качестве контрдовода по поводу запустения нашего края можем привести следующее наблюдение: давайте проедем на машине от г.Орла до пгт. Кромы по шоссе Орёл-Кромы. Населённые пункты мы увидим в двух – трёх местах…
Дорога эта идёт по водоразделам, где люди не селятся.
На наш взгляд, термин «Дикое Поле» следует использовать в узком и широком смыслах. И сейчас не засевающиеся несколько лет поля мы называем дикими. На карте XIX века я обнаружил в Сосковской волости Кромского уезда Орловской губернии несколько участков под названиями: пустошь Дикое поле. Таким образом, дикие поля не занимали у нас огромных площадей.
Что касается названия Дикого Поля в широком смысле, то занимало оно территорию от р.Днестр (Молдавия) до границ Рязанского княжества, располагавшегося в верховьях реки Дон. В книге А.Злобина и В.Переверзева «Россия в одном районе» (г.Орёл, 1996г) на карте XIIIв Дикое Поле занимает место южнее г.Воронежа и гораздо восточнее г.Курска.
ПОЛЕ – ТИХОЕ. На просторах Дикого Поля не было государственной власти, здесь каждый был сам себе господин. Эта территория лежала между, с одной стороны, Литовским и Рязанским княжествами, а с другой – владениями Белой Орды. Всякий, кто попадал в Дикое Поле, поражался вначале той тишине, которая обнимала степь. Но тишина эта была обманчива: отовсюду можно было ожидать нападения врагов.
Может быть, поэтому слово Дикое так напоминает Тихое?! Не в этом ли смысле М.Шолохов употребил название эпопеи «Тихий Дон»? Правильнее было бы Дон периода гражданской войны и смуты назвать Диким! Заметим, что и Тихий океан отличается штормами, не в пример своему имени.… Не отсюда ли и поговорка: «В тихом болоте черти водятся!» Наверное, следовало бы сказать так: «В диком болоте…»
ПОЛЕ – ДИВНОЕ. Однако авторы «Краткого этимоло-гического словаря русского языка» (Москва, 1971г.) Н. Шанский, В. Иванов и Т.Шанская дают неожиданный ответ на происхождение слова «дикий»: от ДИВО.
ДИКИЙ. Известно в восточных и западных языках. Образовано с помощью суффикса –КЪ от той же основы, что и диво (см). ДИВО (чудо). Общеславянское. Образовано с помощью суф. –ВО от индоевропейской по характеру основы ДИ- (ср.: латинское deus- «бог», греческое theos – то же).
ЧУДО. Общеславянское. Образовано с помощью суф. –ДО от ЧУТИ – «слышать, ощущать» (см. ЧУ). Общеславянское ЧУДО восходит к * keudo, на иной ступени чередования выступаю-щему в виде * koudo, сохранившемуся в КУДЕСНИК (см.)
ЧУ (междометие). По происхождению является формой 2 – 3-го лица единственного числа аориста от ЧУТИ – «слышать, ощущать», зафиксированного в памятниках XIв и сохранив-шегося в диалектах. Основа глагола ЧУТИ восходит к *keu-, имеющему индоевропейский характер….
КУДЕСНИК. Древнерусское слово. В памятниках отмечается с XIв. Образовано с помощью суф. –ИКЪ от КУДЕСЬНЫЙ – «чародейский», производного посредством суф. –ЬН (совр. –Н-) от КУДЕСЪ – «колдовство, чары»…
Итак, Дикое Поле – это дивное, божественное поле. Люди, попавшие сюда, ощущают на себе колдовские чары. На первом этапе эти чары были с положительным зарядом, а потом, под влиянием набегов крымских татар и прочих разбойных людей, переменились на отрицательный.
ТИХИЙ. Общеславянское, имеющее соответствия в балтских языках (сравни: литовское teisus – «правый, учтивый, справедливый», tiesa – «правда»). Этимологически связано с ТЕШИТЬ. Первоначальное значение – «прямой, простой, одинаковый», далее – «послушный, покорный, тихий».
ТИХОЕ (поле) было, если и не Дивным, то «справедливым», которое ТЕШИЛО – УТЕШАЛО попавших сюда людей. Тихое Поле было для них прямым, простым и одинаковым. Одинаковым не только в смысле пейзажа, но и положения вольных людей. Запорожский казак, например, попавший каким-то образом в Поле, костюм вымазывал, прежде чем надеть, в дёгте…
(C) В.И. Агошков.
Свидетельство о публикации №213031601829