136. В. Агошков. Поле. Пламя. Див. Послы
Пламя.
Див.
Послы.
136.ПОЛЕ. ПЛАМЯ.
Не следует забывать и о втором слове – ПОЛЕ. Общеславянское. Образовано с помощью суф. –j- от ПОЛЪ – «открытый, пустой» (см. ПОЛЫЙ), родственного латинскому palam – «открыто», шведскому fala – «равнина, пустошь» и т.д. Буквально ПОЛЕ значит «открытое, безлесное» (место). Слово «полый» наталкивает нас на «ПОЛЫМЯ, т.е. ПЛАМЯ», «ПАЛИТЬ, ПЕПЕЛ». Не означает ли это, что ПОЛЕ названо так потому, что оно появилось в результате ПОЛЫМЕНИ (полыхать) – ПЛАМЕНИ?! Ведь наши предки, став земледельцами, сжигали деревья, чтобы освободить участок для выращивания зерна и овощей.
Потом это определение перенесли и на степь. Кстати, нужно иметь в виду, что раньше словом ПОЛЕ и обозначалась СТЕПЬ. Поле // Поливать? А что общего между ПОЛЕ и ПОЛОСА?! Не говорит ли это о том, что ПОЛЕ – это участок, который отвоёван у ЛЕСА?! То есть ПОЛЕ – то, что ПО ЛЕСУ, ОКОЛО ЛЕСА!
Мы уже отмечали в одном из очерков, что вначале славяне, как и египтяне, возделывали участки земли, которые затапливались весенним половодьем. Не отсюда ли и ПОЛЕ + ВОДА?! Поле – это ПОЛОЕ, безлесное пространство, заливаемое водою. Тогда и понятие ПОЛОСА//ПЛЁС тоже будет иметь отношение к ПОЛЮ.
ДИВ НА ВЕРШИНЕ ДЕРЕВА. А в свете сказанного о слове ДИКИЙ (дивный, чуткий) следует по-новому прочитать отрывок из «Слова о полку Игореве»:
…взбился див –
кличет на вершине дерева,
велит прислушаться – земле незнаемой…
Вспомним, что ЧУДО – ЧУТИ – это «слышать, ощущать».
Половецкий (?) Див велит именно ПРИСЛУШАТЬСЯ! Следовательно, тогда, когда писалось «Слово», русские представляли Поле как Дивное, населённое ЧУДЕСАМИ – КУДЕСАМИ. Кстати, в детстве взрослые учили нас не говорить слово «куда». Поэтому вместо «Куда пошёл?» мы спрашивали: «Далеко пошёл?» Никто толком не мог объяснить, почему нельзя употреблять слово «куда».
Но всегда, когда кто-либо из нас задавал вопрос «Куда (Куды) пошёл?» – тут же следовало: «На кудыкину гору!» Видимо, причина такого невосприятия «куда – куды» кроется в одном: в двуеверии наших родителей, которые связывали слово с потусторонними мирами, с кудесью.
Так что не только древнегреческим историкам представлялась загадочной и таинственной наша земля, но и нашим предкам – территория, лежащая в среднем течении и в низовьях Дона, а потому и названная Дивным – Диким Полем. Впрочем, учёные считают, что рекой Дон в «Слове» следует считать Северский Донец, текущий в сторону Харькова и берущий начало севернее г.Белгорода. Кстати, Дикое Поле в течение многих веков принадлежало такому государству, как Дешт-Ы-Кыпчак (возможно, ощибаюсь в написании). Монголо-татары его завоевали и основали в устье Волги свою столицу.
ПОСЛЫ И КУПЕЧЕСКИЕ КАРАВАНЫ
В ДИКОМ ПОЛЕ.
ЕФРЕМОВ – город Тульской области – находится недалеко от северо-восточной границы Орловской области. Тульские краеведы считают, что территория, на которой возник г. Ефремов, относилась к Куликову Полю. А ведь данный город находится далеко от того места, где произошла битва русских с татаро-монголами на Куликовом Поле.
Следовательно, Куликовым Полем следует называть не только тот участок, расположенный рядом с рекой Непрядвой, а гораздо бо’льшую территорию. Конечно, Куликово Поле не было диким, но население стало покидать эти места в 60-е годы XIV века, когда началась борьба в самой Золотой Орде. В результате этого центральной монголо-татарской власти стало не до окраин, а посему анархически настроенные отряды разбойников грабили население, расположенное на так называемом Муравском шляхе, а жителей захватывали в плен и продавали в рабство.
Если из учебников истории мы знаем, что у славян в древности практически не было рабства, то в средние века многие из наших предков становились пленниками тех же крымских татар и ногайцев. Среди них оказался и курянин Иван Болотников, будущий предводитель крестьян. Многие семьи, но не все, конечно, оставляли насиженные места на реке Красивая Меча и уходили на северо-запад, за Оку, в места, где правили князья Великого Литовского княжества.
Русь Литовская не допускала на свои земли ни монголо-татар, ни прочих завоевателей. С уходом с Красивой Мечи осёдлого населения эта территория приютила казаков, которые стойко и мужественно охраняли южную границу Московского княжества. В 1389 году митрополит Пимен совершил путешествие в Царьград, который шёл по Дону от речки Табола до Азова. Он писал; что «…не было видно людей, только пустыня великая, и зверей множество…».
Несмотря на это, по Дону проходили под защитой посольской стражи заметные купеческие караваны(!) Поскольку восточная сторона Орловской области когда-то входила в состав Великого Рязанского княжества, то читателям будет интересно узнать о том, что между Великим князем Московским Иваном III (1462-1505) и князем Рязанским была составлена 9 июня 1488г договорная Грамота. В ней говорилось о том, что реку Красивая Меча они будут контролировать сообща:
«А Меча нам ведати вопче».
(С) В.И. Агошков.
Свидетельство о публикации №213031601840