137. В. Агошков. Послы и купцы. Сторожи. Сокольник

137.В.Агошков.
Послы и купцы.
Сторожи.
Сокольник.

ПОСЛЫ И КУПЦЫ. В конце XV века с базы, расположенной по реке Красивая Меча, отправляются русские посольства в Крым и Турцию. В 1499г посол Александр Голохвастов (не он ли владел селом Голохвастово, находящимся ныне на юге Орловского района?!) грузился на суда в 25-26 км от современного г.Ефремова, у так называемого Каменного Коня, чтобы посетить турецкого султана Баязета.

Конечно, посольство сопровождала надёжная охрана. Ехали вместе с посольством и купцы. Охрана нужна была для отпора всяким разбойным людям. В то время царь Иван III дружил с крымским ханом.
Всё переменилось, когда на престол взошёл Иван IV, т.е. Грозный. С 1507г крымские татары стали нападать на орловско-тульские земли. В 1542г на Куликовом Поле татары потеряли многих своих воинов, однако набеги не прекратили.
 
 
СТОРО’ЖИ. В 1571г на реке Красивая Меча была учреждена сторожевая служба. Сторо’жи выставлялись на ре'ки Мечу, Вязовню из городов Дедилова, Епифани, Данкова с весны до осени. Русские казаки следили за Муравским шляхом и ответвлениями – Зеленковской, Турмышской, Рысинской сакмами. Крымские набеги продолжались до середины XVIIв, когда возвели Белгородскую оборонительную линию.

Одним из первых поселенцев края стал Иван Тургенев. Конечно, это был не писатель Иван Сергеевич Тургенев, поскольку Иван Тургенев получил «пустошь под Ефремовым лесом близ Офремова городища в июле 1628 года». Помещик тут же поставил деревню, и I марта 1632г просил Коломенского епископа Рафаила выдать ему «благословенную грамоту» для разрешения строительства церкви в его поместье в Зашиворонском стану Дедиловского уезда на реке Мече.

В эти же годы (1632-1635) были татарские набеги, однако село Ефремовское устояло и в него стали переселяться уцелевшие от разорения люди. Москва отписала село на имя государя и превратило его в казачью слободу, так считают авторы тульской Энциклопедии.
 
 
КОЛО – СКОЛОТЫ – СОКОЛ – СОКОЛЬНИК.
 
 
ГЕРОДОТ О СКОЛОТАХ. Древнегреческий историк Геродот (около 484 – 425 гг. до н.э.) – автор монументальной «Истории греко-персидских войн», посетил во время своих путешествий Северное Причерноморье. За ним укрепилось прозвище «Отца истории». Вот что он писал в своей 4-й книге «Истории»:

5) По словам самих скифов, они – юнейший из всех народов и о своём происхождении рассказывают так: первым человеком в этой стране, тогда ещё пустынной, был Таргитай; родителями Таргитая они называют, чему я не верю, Зевса и дочь реки Борисфенеса (Днепр)… У него было три сына: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший Колаксаис. При жизни их упали с неба на скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел все эти предметы самый старший из братьев; он приблизился к ним с целью взять, но при его приближении золото воспламенилось, и он отступил назад.

Засим подошёл средний брат, но с золотом повторилось то же самое. С приближением третьего, наимладшего брата, золото потухло, и он отнёс его к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились уступить наимладшему всё царство.

6) От Липоксаиса… произошли те из скифов, которые носят название рода авхатов, от Арпоксаиса произошли скифы, именуемые катиарами и трапиями, а от наимладшего царя (Колаксаиса) те, что называются паралатами. Общее название всех скифов, по имени царя их, сколоты; скифами назвали их еллины (греки). Авторы примечаний к «Истории» Геродота пишут, что Липоксаис – это «царь липов», Арпоксаис – «царь арпов», Колаксаис – «царь колов». (Частица САЙ, или КСАЙ соответствует древнеиранскому КШАЙЯ – владыка, царь).

От Липа легенда производит население, вероятно, Западной Скифии (Побужье). От Арпа – население района Карпат и Трансильвании и, наконец, от Кола идут собственно скифские племена. Геродот ясно показывает, что этнический термин КОЛ (от царя Кола) ведёт к СКОЛОТАМ, туземному названию скифов (скутов). В связи с этим, мы добавим такое наблюдение: не исключено, что город Киев и назван скифами: С + кифы; Кивы – Киев. У скифов был бог Хорс. От этого имени мог получить название Курск (Хорс – Хурск – Курск).

 
В БЫЛИНЕ «Илья Муромец на заставе богатырской» герой встречается не просто с чужеземным богатырём- нахвальщиком, а со своим неузнанным сыном Сокольником, или Подсокольником, которого сверстники, как внебрачного, дразнят СКОЛОТНЫМ. Комментируя былину, критик В.И. Калугин подчёркивает: «Эта версия сюжета даёт основания для ещё более далёкого экскурса в историю, поскольку известно, что в скифские времена СКОЛОТАМИ называли предков славян…

Славянский богатырь побывал на Золотых горах, где женился на Златыгорке (скорее всего, Златыгорка – это Женщина-грудь, т.е. Златыгрудка – основательница всего рода. – В.А.). А через много лет Илья Муромец встречается со своим «неузнанным сыном Сокольником», приехавшим отомстить отцу за измену. Во время боя по приметочке он узнаёт своего сына.

Тем не менее, отец казнит Сокольника за предательство (и эта сцена казни сына невольно перекликается с гоголевским «Тарасом Бульбой»).
 

(С) В.И. Агошков.


Рецензии