138. В. Агошков. Киев и Хазары. Ока

138.В.Агошков. Киев и Хазары. Ока.

КИЕВ И ХАЗАРЫ. Cоставитель книги «Былины» (Москва, «Современник», 1991г) В.И. Калугин писал, что «вполне конкретным и далеко не случайным являются, например, упоминания в некоторых записях этой былины ЗЕМЛИ ЖИДОВСКОЙ и имени БОГАТЫРЯ ЖИДОВИНА. За этим кроется одна из драматических страниц в истории Киевской Руси, в течение нескольких веков противостоявшей Волжской Хазарии, правящая верхушка которой, как известно, исповедовала иудаизм. В летописях они назывались ЖИДОВЕ ХОЗАРСТИИ, при этом имелась в виду не национальная, а религиозная принадлежность».

Последнего предложения нет, кстати, в идентичном тексте книги «Былины» этого же издательства за 1986г. Далее комментатор В.И. Калугин сообщает, что «русским богатырям… приходилось не раз сталкиваться с хазарскими богатырями (таков Ратмир в Пушкинском «Руслане и Людмиле», а в самом эпосе – Михайло Козарин, то есть хозарин). Следовательно, время возникновения этого былинного сюжета вполне можно отнести к IX – X векам, когда Хозария была одним из основных соперников Руси в Причерноморье и Приволжье».
 

 
ХАЗАРЫ НА ВЕРХНЕЙ ОКЕ. В наше время разговор о «жидове хозарстии» получил новый импульс. Одни говорят о том, что Хазарский каганат принёс много зла славянам. Другие, наоборот, подчёркивают огромную роль Хазарии в приобщении тех же северян и вятичей к культуре и торговле. Действительно, в верховьях Оки находят монеты Востока, что говорит о связях наших предков с арабами и другими странами Юга. Однако не следует забывать, что вятичи и северяне платили хазарам дань «по белке с дыма», т.е. с дома. А тот, кто платит дань, является зависимым, подданным….

Не исключено поэтому, что следы хазар остались и на Орловщине. Севернее хотынецкого села Девять Дубов находятся деревня Жудре и пос. Жудерский. В Знаменском районе есть речка Ждимерка, правильнее: Ждимирка, ведь стоит на её берегу село Ждимир. Последний топоним местными краеведами читается, как: «жди мир», подобно тому, как колпнянское село Нетрубеж – от «нет, рубеж!» Попробуем высказать, может быть, неожиданную мысль.

 В романтической поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» все имена героев говорящие.
Так, Руслан, видимо, напоминает славян, русов; «младой хазарский хан Ратмир» – «жидове хозарстии». Село Ждимир могло быть названо от личного имени Ждимир, которое принадлежало хазарину. А почему бы и нет?! Ждимир – Жидомир…. Не исключено, что из этого ряда и город Житомир! (Хотя есть и слово «жито»!) Ещё севернее знаменитого села Ждимир находится дер. Жидкое. Любопытно, что и в Орловском районе дер. Жидково, Азаровка (Хазаровка?!), Козиновка расположены недалеко друг от друга, в Становоколодезьском сельсовете, на границе со Свердловским районом.

В последнем, кстати, в селе Никольском (недалеко от Азаровки) родился герой Советского Союза Жидов, «переделанный» И.В. Сталиным в Жадова. К слову: на дочке героя был женат писатель Константин Симонов. Я не знаю, к какой национальности причислял себя Константин Михайлович, но то, что он не выговаривал одну букву, это из воспоминаний известно: именно из-за этого, по утверждению некоторых, Симонов и переменил имя Кирилл, на Константин.

Как правило, женятся на «прекрасных половинах» не только своего круга, но и своего рода – племени… Не исключено, что село Казарь Залегощенского района тоже основали предки хазар.
//Ещё одну, более современную, статью на эту же тему мы дали ранее, с учётом новых сведений.//


НЕМЦАМ – РОЖОК, РУССКИМ – КОЛОКОЛЬЧИК
Топонимические очерки: факты, гипотезы.
Выпуск №18.

Компьютерный набор и дизайн – Ю.В. Третьяков.

(С) В.И. Агошков, 2003г.


Рецензии