Чёрное платье

 
С первого этажа поднялась красавица в длинном чёрном платье. И обратилась к стоявшему на площадке мужчине:
- Вы к Юре?
- Да. Жду. Его ещё нет.
- Мне нужны спички...
- Я пользуюсь зажигалкой.
- А я спичками.
- Тогда не могу вам помочь.
- Я живу этажом ниже, прямо под Юрой, - объяснила она. – Вы по делу?
- Да.
- Зачем томиться на лестнице? Идёмте ко мне!
- Крепким чаем угостите?
- Угощу.
  Они спустились. В её квартире цветы, цветы... На подоконниках, на стенах.
- Красота! И кованая люстра! Великий мастер ковал.
- Не люблю много мебели. Её должно быть минимум.
- Целиком поддерживаю ваш вкус.
- Вам чай? Или кофе?
- Чай. И покрепче.
- Какое варенье любите?
- Вишнёвое.
- Есть и вишнёвое. А мёд хотите? "Царский" называется.
- И платье на вас царское. Как на торжественный приём во дворец. А почему чёрное?
- Домашний наряд одинокой женщины. Нет дворца, а есть пятница, вечер, конец рабочей недели. Для народа выходные дни – праздник, а я работала бы днём и ночью. Выходные и праздники мне в тягость.
- А отпуск?
- В отпуск уезжаю на юг. Цветы поливает сестра… Вы с Юрой друзья?
- Да, с недавних пор… Но вы, такая эффектная - и одиночка, без семьи...
- Была у меня семья, семейное счастье. Шесть лет назад моё счастье жестоко погибло. Три года я не жила, одичала, состарилась. Не постарела, а вот так - состарилась. И кому нужна диковатая старуха?
- Старуха? Поверьте, вы молоды. Начните сначала. Дважды не рождаются.
- Вот именно. Мне не возродиться.
- Я не о том…
- Знаю. Поняла.
- Но почему не возродиться?
- Мне тридцать три. Жизнь раскололась надвое: до и после. Это навеки. Вы обратили внимание на люстру. Она – подарок мужа на рождение сына. Муж заказывал у мастера.
- Как печально. Оттого и чёрное платье?
- Все мои одежды – тёмных цветов.
- Могу ли чем-то помочь вам?
- Нет. Зарабатываю я неплохо. А чем ещё?
- Участием.
- Меня тяжело развеселить. Хотите коньяку? В прошлом я трезвенница, а сейчас без рюмки не могу уснуть. Лечебный алкоголизм.
  Они выпили. Услышав наверху шаги, он поднялся на минуту к Юре. Тот сказал:
- Перед ней все робеют. Она как ведьма. Одинокая, замкнутая.
- Такие потрясения - бесконечная боль.
- Да, да. Какой она была? Я не жил здесь. Но теперь странная. Как ты к ней подобрался?
- Я не подбирался. Она позвала.
- Но не дай окрутить себя.
- Пусть окрутит.
Он убежал к ней.
- Посплетничали, - заметила хозяйка.
- Ну что вы.
- Знаю, я слыву здесь нелюдимкой, ведьмой. И не зря слыву. Но с вами мне легко.
- После коньяка?
- И до коньяка было легко. Что со мной сегодня происходит? А давайте напьёмся?
- Давайте!
- Вас никто не ждёт?
- Не беспокойтесь. Мои проблемы сюда не придут, вас не заденут.
- Они у вас есть?
- Так, мелочи. Но есть.
- А у меня их нет, - отчаянно сказала она. – Не пора ли нам на «ты»?
- Мы и не знаем друг друга по имени.
- И не обязательно знать.
- За «ты»! «Пустое вы сердечным ты она, обмолвясь, заменила…»
- Любите Пушкина?
- Люблю.
- И я люблю. И хорошую музыку. Выпью вечером и включаю Чайковского.
- Ведьма, увлечённая Чайковским и Пушкиным, видит себя диковатой, отжившей... По-моему, Чайковский не для вас. От него ваша печаль не пройдёт.
- А кого посоветуете?
- Моцарта. Солнечные мелодии.
- Не мои.
- Но и Пушкин солнечный.
- Мне ближе Лермонтов, «Демон».
- Лермонтов – гробокопательство.
- Моё.
- Да откройтесь же людям. Так недолго сойти с ума.
- Я чуть не повесилась. На этой люстре.
- Прогоните из себя чёрные мысли. И не одевайте ваше чёрное платье.
- Человек живёт ради кого-то. А ради себя – зачем?
- Вам всего тридцать три.
- Уже тридцать три.
- И жизнь кончена?
Хозяйка заплакала:
- Не могу я перемолоть нашу трагедию. Днём отвлекаюсь, а ночью она со мной. Кажется, это было позавчера. Вы не поймёте. И не надо. Но я-то за что так сурово наказана? Им лежать в земле, а мне спать в слезах.
- Не травите себя. Их не поднять. Остались фотографии, память. Но не забывайте и о живых.
- Точные слова. Спасибо вам! Поговорим о живых. Как я пригласила вас к себе? Я закрытая, а тут через пять минут после встречи.
- Люди ищут людей.
- И Юра из благородных мужчин, он не может иметь друзей-подлецов.
- Вы же едва знакомы с ним.
- Но в вас я не ошиблась...
- А зачем вам спички? Вы не курите.
- Спички - повод для знакомства. Я стояла у окна и увидела вас. Хотите заночевать у меня? Со мной?
- С ведьмой! Я в восторге!
- Тогда пожелайте приятных снов Юре.
- Он поймёт и без пожеланий.
- А мы не перешли на «ты».
- Наверно, не допили.
- Наверно. Зато нас ждёт долгая-долгая ночь…
 …Утром она разбудила его:
- Ты похмеляешься?
- Нет. Ты давно на ногах?
- Да. Иди в ванную и сядем завтракать.
 Приняв душ, он обильно ел, она смотрела на него. Потом сказала:
- Ну всё. Спасибо за вечер, за ночь. Чувствую избыток общения за короткий период. Мне нужно подумать в тишине.
- О чём?
- О многом.
- У нас с тобой как в «Чистом понедельнике».
- Похоже.
- Не задумала ли ты уйти в монастырь?
- Я думаю о другом пути. Но это мой любимый рассказ. И «Лёгкое дыхание», и «Натали» - тоже любимые.
- Там всё кончается смертью. Читай о жизни.
- Ты вдохнул в меня частицу жизни. Спасибо!
- Я зайду к тебе завтра?
- Оставь номер телефона, я позвоню. Без приглашенья не стучись. Очень прошу.
- А ты скажешь мне свой номер?
- Нет. Так надо. Прости.
…Она не позвонила ему. Лишь спустя полгода дела привели его на час в тот дом, в тот подъезд. Уезжая в темноте, он взглянул на её окна. Сквозь шторы мерцал огонёк. «Слушает Чайковского. Шикарная мрачная женщина в чёрном платье! А в ту ночь были другие шторы...».
 Он вернулся к Юре:
- Как живёт твоя соседка снизу?
 И услышал равнодушный ответ:
- Полгода назад она пропала из квартиры. Там её родственники.
- Пропала? Куда?
- Никто не знает.
- Я буду искать.
- Ищут. Пока не нашли.
 ...Ночью ему снилось длинное чёрное платье… Утром он не помнил, когда и как приехал домой.


Рецензии
Не смог вдохнуть в женщину жизнь! Не справился! А мог бы...

Татьяна Подплутова 2   14.04.2013 12:57     Заявить о нарушении