Кое-что о плагиате. Дальний умысел

КОЕ –ЧТО О  ПЛАГИАТЕ   ДАЛЬНИЙ УМЫСЕЛ


Весна наступила неожиданно.
Не только наступила, но и вступила в свои права, хотя снегопады чередуются с дождями, чего у нас в Сибири ( ливней в столь ранний срок)  не было сроду, а вот вчера лил, как из ведра, да прямо в снег.

 Но по сравнению с метеоритом в Челябинске, это все-таки достаточно нормальное явление, оказывается, бывает и значительно хуже.

Какая еще аномалия наблюдалась на сайте и в чате накануне?
Объявление  некоторых  почти руководящих товарищей о пришествии золотого века в поэзии, прямо взял он и пришел с их воцарением в художественном совете. Но звучало это скорее грозно, и улыбки не вызывало.

Но и это полбеды, а настоящая беда – это плагиат в массовом масштабе личности весьма известной Ольги Харевой, угрозы УК и обвинениями в клевете, которые резко оборвались только после уникальной по трудоемкости и сути своей статьи Ирины Котельниковой  "Открытое письмо руководителю сайта АиФ Алтайского".

http://stihi.ru/2013/03/13/6952 вчера красовавшейся в первых строчках рейтинга, что и очень радует – мы все-таки не так равнодушны к происходящему, и очень огорчает, потому что с такими масштабами плагиата, где крадутся даже духовные стихи, ну не приходилось сталкиваться никогда прежде… Даже парочка неизвестных стихотворений Блока кажутся детской забавой, а тут… О, женщины, имя вам вероломство…, - по другому и не сказать.



Последние события на сайте Стихи ру заставили задумать о том, а что за зверь этот плагиат и с чем его едят.

Как только я о том задумалась, так в руках и оказался  удивительный роман самого яркого представителя черного юмора англичанина  Т.Шарпа «Дальний  умысел», где автор поясняет, почему так случается.

Все началось с того, что Фредерику Френсику, неудачливому литературному агенту и несостоявшемуся писателю, прислали почтовую бандероль с рукописью. Ни имени автора, ни обратного адреса на присланном сочинении не было. На титульном листе значилось: "ДЕВСТВА РАДИ ПОМЕДЛИТЕ О МУЖЧИНЫ. РОМАН".
Так начинается умопомрачительно смешная история о поисках неизвестного автора, история, в которой будут и ожившие трупы, и безумные сыщики, и много чего другого, столь же непредсказуемого и нелепого. Не будет в ней только скуки.
Роман "Дальний умысел" считается одной из вершин в творчестве Тома Шарпа, британского писателя-юмориста.

Но одна из главных тем этого романа - тема плагиата, присвоения чужого, ответ на вопрос: как чужое сделать своим.


Молодой человек мечтает стать писателем, но когда отклонен в очередной раз  роман Пипера, он сначала решает вместе с агентом и издателем поставить свое имя на чужом романе, автор которого категорически отказывается  себя назвать, а реклама громкая ему нужна обязательно, а потом ему удается заставить издателя издать отвергнутый роман. Но чтобы он оказался весомее, шустрый парень переписывает романы классиков, в частности Т.Манна, Ч.Диккенса, слегка меняя под себя, Пипер  уверен, что никто кроме парочки литературоведов читать их не станет, а если и догадаются, то всегда можно выкрутиться, отбиться от палачей молодого гения.

И машина присвоения чужого заработала с невероятной мощью, а известный литературовед, которая и написала тот самый порно - роман, с которого все началось, вынуждена хвалить его детище, чтобы ее имя и репутация не пострадали из-за того, что она написала это творения. Она действует так,  боясь разоблачения.

Но там сложная и запутанная сюжетная интрига, дающая зеленый свет многим нашим деятелям. нашим Пиперам.

Но в реальности все значительно проще, когда человек хочет слыть писателем(особенно Поэтом), но прекрасно понимает, что до среднего уровня ему не дотянуть, то он начинает действовать. А ведь если нельзя, но очень хочется, то для шустрого и делового Пипера  может стать и можно.

И когда начинаешь думать и анализировать, то интересные получаются обстоятельства для плагиата в реальности.

Есть, по крайней мере, три  вида присвоения чужого и попытка сделать своим – первый вариант назовем грабежом средь бела дня.

Ситуация такая: встречает наш Пипер (условное имя плагиатора)  спившегося, несчастного писателя и обнаруживает у него уникальную рукопись, а может и не одну, он может обнаружить и после смерти этого человека, случайно.

Рукопись стОящая, что делать – напечатать, конечно, лучше под своим именем, а не чужим, потому что так и тебе будет какое-то вознаграждение, а если мечтал о писательстве и славе –тем более.
Это самый безопасный способ стать автором, талантом, властителем дум, да кем хотите. Самый труднодоказуемый, кстати.

Одна только беда, такие вот подарки судьбы редко случаются, а мы еще и забываем высказывание А.Франса, который говорил, что  бог исполняет наши желания, если хочет нас наказать.

Второй способ более простой и уже озвученный – переписать Т.Манна или  Ч. Диккенса, лучше малоизвестные произведения, заготовив рукописный вариант, но меняя текст минимально, так, чтобы было и круто и в глаза не сильно бросалось.

Но это годится для романа и для усидчивого и настойчивого  Пипера, уже приученного писать свои, но плохие романы.

А есть и третий, еще более простой способ, возможности сети безграничны, найти там можно что угодно и  за несколько дней сделаться знаменитым поэтом (писателем вряд ли, не читают у нас те самые объемные романы, о которых говорили выше, они пылятся сегодня на книжных полках и в рукописях тоже, потому особого смысла воровать и нет вовсе.

А вот стихотворения – совсем другое дело.

И тут была бы совсем жизнь в шоколаде, если бы не появились программы антиплагиата, которые  все – таки худо –бедно могут  проверить оригинальность текста,  и вдруг выбросить точно такой же, как этот,но уже опубликованный до вас,  а ведь они есть не только у нашего Пипера, а пользуются ей все, кто угодно.

Тогда и встает дилемма о том, как воровать стихотворения- у одного или у нескольких авторов.

У нескольких вроде незаметнее и безопаснее, но не понимает наш Пипер, что  любой маломальски  обученный филолог , проведя лингвистический  анализ текста скажет о том, один человек ли это писал или несколько, а уж если дело до серьезного разбирательства дойдет –тем паче. эксперты тоже будут серьезные, покажут и докажут.

Наглые, но не слишком продвинутые Пиперы  не учитывают этого обстоятельства, как и того, что  каким-то невероятным путем сам автор, а тем более группа обворованных авторов спокойно  могут выйти на ваши тексты, которые на самом деле принадлежат им… С одним бороться проще и легче, а с дюжиной? Это как обиженные девицы могут объединиться и отомстить Дон Жуану, точно так же и тут, а совместные действия всегда весомее и значимее. Можно и жизни лишиться, смотря как повернется дело.

И уж совсем надо лишиться головы, чтобы воровать скажем так, какую-то духовную поэзию, помня, что сегодня она есть и в школьных учебниках, и круг разоблачителей пополняется продвинутыми учителями и  шустрыми  подростками, которые всегда слывут особенно жестокими, если потребуется пнуть тетеньку или дяденьку, которые собираются их дурить. Разоблачение доставит им истинное удовольствие, не сомневайтесь, даже трудно представить, что они могут придумать.

То же самое и с классикой, их цепкая память часто хранит полюбившиеся тексты, представляете, сколько радости вы доставите юным дарованиям, которые обнаружат у вас на странице стихотворение Бунина или Набокова или рассказ Чехова.

Нам снова вещают мудрые старцы, что плагиат надо доказать в суде, а если Набоков или Чехов не подали на вас иск, то никто и ничего не докажет. Но стоит ли успокаиваться, ведь есть и высший суд... Оправдает  ли он Пиперов? Очень сомневаюсь в этом.

Но у классиков могут оказаться наследники, но самое главное не это, знаменитым писателем станет так же трудно стать, как актрисе, снимавшейся в порно, звездой экрана. Стать-то конечно, можно, только все равно напоминать будут о странных происшествия, когда-то совершенных, выплывут эти материалы снова и снова

Сказать еще раз, что плагиат – это скверно, мерзко, ничего не сказать,  воровать не перестанут, понятно…
Вопрос только один – а стоит ли игра свеч, даже если рукопись у вас оказалась гениальная, особенно если гениальная, но  ведь  рано или поздно все тайное становится явным.

Конечно, Пипер  надеется, что  никогда не попадется, но такая странная штука, у опубликованной вещи   всегда есть возможность подставить своего «хозяина» в самый неожиданный момент.

А если вспомнить о том, что месть – холодная закуска, то  момент будет точно самый неподходящий, к гадалке ходить не надо…
И вот тогда…

А ведь как просто не брать чужого, даже если оно плохо лежит, даже если вы так сжились с ним, что убедили и себя и других, что оно ваше, оно практически уже ваше?

Разоблачают Пипера  по разным причинам:

-Кому-то хочется скандала и сенсации.

- Кому-то хочется прославиться самому.

Но большему количеству  авторов, коллег по перу просто не нравится, когда их дурят, и тихонько посмеиваются, видя, что мы все принимаем за чистую монету – это самое неприятное состояние, уж поверьте.. Недаром обманувших доверившихся Данте отправил в 8-ой круг ада.
Не слишком ли сурово? А по-моему не слишком, самый раз.

И самый главный аргумент, который должен остановить Пипера – уж если у Остапа Бендера ничего не получилось, и все плачевно закончилось,  то почему должно получиться у вас.

А позор остается позором, он долго помнится и заставляет нормальных людей переходить на другую сторону улицы и не подать вам руки.

Но есть и еще одно неприятное обстоятельство –страх быть разоблаченным, даже если Пипер  уже успокоился, то тем больнее будет удар, просто приговор отстрочили на какой-то срок.

Несколько полезных советов для Остапов от литературы:

-Не воруйте у разных, часто противоположных по стилю и жанрам авторов, показывая свою разносторонность, вы рискуете быть разоблаченным быстрее, чем если станете заимствовать у одного автора.

- Но заимствования у одного автора могут только отсрочить приговор, нет двух одинаковых отпечатков пальцев, и стилей двух одинаковых тоже нет, кто-то окажется не прав, и почему обязательно не вы. Разоблачение, только дело времени.

- Каждый  из нас мечтает о  творческом бессмертии, но скорее всего вы принесете бессмертие и славу другому человеку, можно не успеть даже попытаться оправдаться, а это совсем уж грустно.

- Не публикуйте книг с чужими текстами, кроме моральной может наступить и финансовая ответственность, а цифры в таких случаях очень велики, работать на потерпевшего придется еще пару жизней, а оно вам надо, содержать другого человека, да еще наследника, скажем?

- Не публикуйте такие тексты в интернете, потому что здесь случайностей еще больше, чем  в издательствах бумажных, и слава ваша точно разлетится значительно быстрее,  и дольше проживет.

Да просто не заимствуйте чужого, и будет вам счастье, а  спокойная жизнь стоит того, чувство страха переходящего в ужас убьет даже тот талант, который у вас есть и ничего не даст взамен.

Как правило,  мы живем одним днем, но не стоит забывать и о дальней перспективе, дальнем умысле… Стать героем нового романа Т.Шарпа, наверное, не хочется никому… Хотя кто его знает????




Общество анонимных плагиаторов. Муза посетила

МУЗА ПОСЕТИЛА?

Пустили Дуньку в литературу
Кот Бегемот говорил


Милые дамы, да что же это творится в нашем королевстве странном?
Да зачем же мы воруем друг у друга тексты, легко и просто чужое делаем своим?

Ну не научная же это работа, где идеи, говорят, в воздухе летают, кто схватил, тот и присвоил, и не подкопаться потом.

У нас  стихотворения целиком в воздухе не летают, они чаще всего уже где-то напечатаны и каким-то именем подписаны, а если это так, то почему, с какого перепою я его изымаю и помещаю на свою страничку и жду пока откликнутся, благодарные мои читатели-фанаты.

А потом обижаюсь, что откликаются не те, и какие-то Татьяны да Юрии начинают меня срамить и требовать, чтобы удалила я тот самый шедевр.
И ведь не у Пушкина украла, и текст плохонький, а им все равно жалко, а кричат так, словно бы я на классику покушаюсь.Самомнение и завышенная самооценка до добра их точно не доведет...

А я ведь просто  им рекламу делаю, насколько больше людей стих их посмотрят, а то и почитают, а если я его еще в своей книжке напечатаю, а у меня уже четыре книжки издано - слава мировая обеспечена, так чего кипятиться?

Кто сказал, что из ворованного книжки мои состоят? Там не все ворованное, там и мое тоже есть, ну если не мое, то такое, что никто не хочет признаваться в том, что это он написал, потому как стыдно ему  признаться, а мне не стыдно, печатаю, да и все. Потом разберутся и оценят. потомки, они всегда справедливее, чем современники - большое видится на расстоянии, да и понять труднее, кто у кого и что стащил.

Мой любимый психиатр говорит, что есть такая болезнь - стихомания, ну как и клептомания, только это когда не к рукам прилипает, а к страницам. Творчество, оно и тут творчество.

Потому как воровать не хотела я, вот вам крест во все пузо, не хотела, они сами ко мне, как бабочки на огонь,  перелетели на страницу, а я и не заметила, слеповата стала и память часто подводит, вот и не уследила, простите, люди добрые.

Да и не виноватая я, что поэзию сильно люблю, и в том, что Муза посетила, да  и  ушла, нет, не ушла, от таких бегут без оглядки, вот и сбежала, а что мне делать, если страницу я завела, надо же чем-то ее заполнять.Вот и заполняю, тружусь с утра до ночи.

За музой не угонишься, я так быстро бегать и в молодости не умела, а теперь и подавно, ноги болят, вот бес и попутал…

Чтобы обворованные камнями не забили, когда я им предложила камни бросить тем, кто сам не воровал, а кто же знал, что их так много наберется, так вот, чтобы не забили до смерти, как неверную жену на востоке, я торжественно пообещала открыть и возглавить Общество  анонимных стихоманов-плагиаторов. А что, надо же кому-то начинать это нелегкое дело.  соберемся, поговорим, расскажем друг другу как это бывает, может все вместе и придумаем, как сделать так, чтобы они нас не нашли и не вычислили. А что, одна голова хорошо, а  дюжина лучше, может что и придумаем, а если не придумаем, так хоть чаю попьем, может спутника жизни  найдем для одиноких, да мало ли что случиться может.

  Так что господа хорошие, собираемся и объединяемся в общество анонимных плагиаторов. Когда? После дождичка в четверг, где? А как в сказке, поди туда не знаю куда и принеси то, не знаю, что.

Я вот только сейчас поняла, что сказка та про нас с вами сказывалась, и идти куда непонятно, и что там раздобудешь не узнаешь, пока не украдёшь, да не присвоишь, а потом еще и быть биту, за такую добычу, но поэты самые неблагодарные, это я точно знаю.

Но  что делать, если пенсия маленькая, жизнь тяжелая, а вот соберемся, там обо всем и поговорим, хоть душу отведем.

Так я вас жду не дождусь и пусть дорожка будет скатертью, да  прямо в наше тайное общество и стелится.

Ничего, пробьемся , трудно, говорите, а кто сказал, что будет легко, но где наша не пропадала.

В глубоким  уважением и низким поклоном к сообщникам Марфа Плагиатва, собственной персоной, кто там кричит, что Кикимора? Богиня судьбы, прошу любить и жаловать. Кто не умеет нас любить -научим, не хочет, заставим, это я сказала, а если и стащила у кого, то хоть четвертуйте , у кого не помню. Но если автор этого крылатого афоризма явится, отдам в хорошие руки...
Так что, добро пожаловать, или пожаловаться,это кому и как нравится, до скорого свидания, радости мои самоварные


Рецензии
"... он сначала решает вместе с агентом и издателем поставить свое имя на чужом роман..."

"...У нескольких вроде незаметнее и безопаснее, но не поминает наш Пипер..."

Поправьте чуть-чуть, Любовь.

Застращали вы плагиаторов. Придётся им, теперь, подшивки журнала "Нива" за 19.. год штудировать. Там много чего перелицевать можно. Хотя, если брать музыку, то там только и делают, что друг у друга, как бы это получше сказать-одалживают. Видимо,доказать сложнее.

Искал старую забытую песню: "Всё тебе к лицу идёт" (С.Туликов - М.Пляцковский).

Нашёл. Оказалось, через пятьдесят лет её снова сочинил "поэт-композитор" в одном лице, далеко не мальчик, некто Вадим Буклешов.

Кому интересно,это здесь:http://narprod.ru/blog/otbor/6224.html

Можно просто набрать в яндексе- Всё тебе к лицу идёт. 6-я ссылка сверху.

Я ему попенял, конечно, без мата, полгода назад. Но так и висит под текстом: Автор музыки: муз аранж Вадим Буклешов
Автор текста: Сл Вадим Буклешов

Так что, не всё так плохо у братиков по плагиатику.

С уважением, Алекс.

Алекс Кон   19.03.2013 13:45     Заявить о нарушении
Добрый день, Алекс!!!
Спасибо огромное, особенно за блох, которых не вижу совсем и не чувствую...В музыке, конечно, сложнее, хотя бы потому что половина из нас лишены слуха и музыкальной памяти, а то и памяти обычной. Со словом проще, тут наверное, процент не понимающих меньше, память тоже лучше, если не глубокие старцы, но именно в поэзии легче и проще всего стать кем-то, понимая, что ты в сущности никто...Помните, каким почетом пользовались писцы в глухой деревне, так и здесь, взял текст, поправил чуть-чуть и ты уже литератор без всяких усилий...Конечно, это чертовски привлекательно и так просто..А вообще сделать чужое своим- это у нас, наверное, в крови, даже если материальной выгоды вроде никакой, все равно очень хочется.
С благодарностью
Любовь

Любовь Сушко   19.03.2013 14:42   Заявить о нарушении
Я отвечу Алексу.
Алекс, с композитором Вапдимом Буклешовым мы знакомы, он написал много песен на мои стихи. Наберите "Золотая Ладья", "Я знаю, Россию не бросит Господь", "Родные речки", "Владимирская земля", "Святорусье", "В гостях у Бокова", множество других. у нас есть диски, мы оба состоим в РАО, авторском обществе, которое защищает права российских авторов. Наши вещи зарегистрированы там - а там все проверяют! Я думаю, Вас пленит музыка Вадима - во многих городах люди поют, поют дети...
Буду рада, если Вас пленят мои стихи - заходите на мою страничку на сайте Стихи.ру, я там часто бываю ( здесь - редко).
А вот возможный ответ.
Одно время, уловив любовь народа, Вадим стал откликаться на послания поэтов из Интернета. Ему стали слать стихи со всех концов - он писал на них музыку, бесплатно, лишь откликаясь сердцем.
Я ему говорила - не дело это.
Это расход творческой энергии. Иногда - на пустоту.
Ну как отказать - люди просят)))
Сам Вадим сибиряк, человек добрый, честный, открытый.
Не исключаю, а наверное, так оно и было, что какой-то автор прислал ему чужие стихи. А так как мелодии, бывает, определяются мелодикой стиха, то и песня получилась похожей по мелодии.
Или это чьи-то злые шутки, других объяснений не вижу.
У таланта и завистников много.
Никто не застрахован от чужого свинства.
Я искала минусовку Вадима в Инете для фильма, натолкнулась в поисковике на Ваш опус - Инет любезно всё выдаёт.
Мимо пройти не могу.
С почтением.

Наталья Мартишина   13.06.2015 12:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.