мой друг Анатолий Титов
Сегодня минуло девять дней твоей кончины…
Встречи, выступления, гастроли театра, юбилеи, презентации, концерты. Да, просто наши дружеские пирушки. Записи передач на радио и телевидении.
Всё ушло, растворилось в твоём небытии.
Как странно, применительно к тебе, звучит это слово. К сожалению, мы все обречены вслед за тобою пройти тот же путь «По следам, по твоим, по горячим…»
Всё в жизни нужно делать во время. Несколько последних лет я откладывал встречу с тобой фактически безо всякой на то серьёзной причины.
В популяризации романса ты был совершеннейшим энтузиастом и абсолютным безсеребряником.
Теперь мне никогда уже не встретить тебя, спешащим в метро в обнимку с неразлучной гитарой, когда ты опаздывал на очередное выступление.
И написанный мой новый романс уже никогда не станет твоим.
Мне с превеликим трудом удалось найти текст того давнишнего буклета выпущенного с моим участием ко дню твоего очередного юбилея.
Вот он.
Когда в единое целое сливаются поэзия и музыка, текущие в русле бурного эмоционального потока, появляется личность, своей неординарной единственностью осознающая дарованное ей судьбой предназначение – несение тепла и любви людям.
Не требуя и не надеясь при этом на какую – либо материальную, моральную компенсацию, одновременно совершая вполне определенное морально – материальное действо. По которому, нужно торопиться успеть сделать то, что кроме него не под силу никому.
Его имя Анатолий Титов и он мой друг.
Москва. Арбат. ВТО. Клуб любителей романса «Белая хризантема».
Это именно то место, где он живет заоблачной духовностью, к которой стремится всю жизнь. Природа знает, для чего создает каждого, место давным-давно предопределено.
И Титов не входит в иные миры. Ему достаточно этого, очень маленького, но вполне явного в своих границах. Без него не сможет прожить человек умный, чувствительный, ощущающий звуки и переливы божественных обертонов голоса.
В стране трансформируется культура, меняется в жизни общества её роль. Уменьшается истинная, возвеличивается мнимая. Требование к песне, её качеству, форме, содержанию, музыкальной основе искусственно занижаются.
Но что до того Титову? Проблемы – уйдёт ли романс в небытие – для него не существует.
До отказа заполненный зал, в котором очень немного молодежи. В основном бабушки с внучками. Сегодняшний мир не располагает к сантиментам. А глаза Анатолия искрятся верой в будущее романса.
Что это? Своего рода обреченность?
Любое подвижничество в своей основе – обреченность. Человек обречен на вечное несение своего креста. Таких людей немного. Со стороны можно отметить некую странность поведения. Такая странность скорее из разряда отрешенности. Им во многом неуютно в окружающем мире, поскольку их собственный во сто крат прекрасней, сказочно - удивительней.
Их задача – раскрыть у людей глаза на него. Привести туда, как можно больше их число, чтобы стало легче, спокойнее. Это и есть путь Анатолия Титова.
Ресторан. Цыганский хор. Юная цыганка призывно извивается передо мной, соблазняя и, одновременно, предлагая себя. Руки с длинными пальцами, волнующая линия бедер, овал плеч, мелькание смуглых стройных ног, учащенное биение упругих грудей – всё являет неутолимую страстность молодого наэлектризованного зажигательным танцем тела. Устоять просто невозможно.
Вспоминается Земфира, Пушкин с его цыганскими кострами.
И я принимаю этот вызов, впервые ощутив всю мистическую силу гипноза цыганских танцев и песен.
Вот она уже рядом. Она для тебя, она твоя. Хотя в душе понимаешь, что это не так. Это игра, это мираж. Она твоя, но и всех.
Цыганское начало в творчестве Титова лишь одна из составляющих, но вполне определенная – ведущая.
Он стоит на сцене высокий подтянутый, в своем великолепно сшитом белоснежном костюме. Руководит таинственно-средневековым, почти алхимическим процессом представления романса. Сам ли он его исполняет, или приглашает на сцену других артистов – это всегда галантно, грациозно, изящно, красиво.
Такое действо публике импонирует, она его любит. Притягивают его внешность, его манеры.
Цыганский темперамент вкупе с природной одаренностью и очевидной воспитанностью, а отсюда явной интеллигентностью так необходимой зрителю. Особенно зрительницам, как недосягаемый идеал.
Разделять его чувства. Сопереживать.
Как правило, сюжет романса традиционен – он и она. Если что сюда и вмешивается – жизненные обстоятельства – это всегда третий лишний. Мужчина вполне может быть очарован красотой свободной независимой женщины, понимая, что верность к одному определенному, единственному не её стезя. Всё равно, из-за этого он не станет сторониться. Страсть выше его рассудка, хотя досада остается.
Да, она шлюха, она неверна. Но как ею хочется обладать, несмотря ни на что! А как же любовь? На то она и любовь, чтобы страдать, мучиться, переживать, вспоминать до самой смерти.
Однажды, я написал для него.
Радостно преподнес листочек текста с клавиром. Ожидая. Но, случился холодный душ.
« Это не романс, а песня»
Вам всё понятно? Но, как тонко, –
«…это не романс, а песня».
Вгорячах, я переписал посвящение Пастернаку. Хотя, огорченный не меньше моего, Анатолий, очевидно чувствуя себя неловко, в скором времени привел ко мне своего друга – молодого талантливого артиста театра Ромэн.
Сделали запись на студии. Не то.
Тогда я записал его сам – получилось лучше. Но всё одно – не то. Вот что значит – отец отказался от своего дитя. Ребенок одинок, как песня, песня, как ребенок. До тех пор пока не обретут своего родителя.
Я смотрю сбоку на Титова. Иногда на его лице появляется едва заметная тень. Что это? Переживания своего внутреннего состояния, или же боль за будущее романса? Но, возможно и нечто иное.
Знаю, есть у него заветная мечта – исполнить один весьма хитрый по музыкальному строю романс. И я уверен – она свершится.
Прекрасный голос Толи ведёт рассказ обо всех этих бесконечных и конечных, как сама жизнь любовных историях.
Теплится в ночи лампадка – огонек человечности, звучат гитарные переборы русско-цыганской души. И пока ещё с нами остается любовь, рука об руку с ней идет надежда.
Этим мы во многом обязаны моему сердечному другу Анатолию Титову.
Свидетельство о публикации №213031600947