Александр Ф. Скляр. Честь по чести. 55

      "Ведь мы всегда пилоты,
       Пилот всегда нацелен в Космос!
       Мы навсегда пилоты,
       Пилоты навсегда!"

       Песня Александра Ф. Скляра

      Intro.

      14 марта 2013 года в Москве, в Театре эстрады состоялся юбилейный концерт Александра Ф. Скляра с программой «Честь по чести. 55».
       Если вдруг кто не знает, Александр Феликсович Скляр – артист, музыкант, философ, поэт, теле и радиоведущий, в недавнем прошлом лидер легендарной столичной группы ВА-БАНКЪ.

       Сделало дело кислое вино. Разлилось по венам, стало тепло.

       Мое первое знакомство с творчеством Александра Ф. Скляра произошло в 1994 году. В то время я был постоянным зрителем легендарной музыкальной программы «А», которая выходила в эфир поздно вечером на канале РТР. Это была уникальная программа, у которой нет аналогов и сейчас, несмотря на бешеное развитие российского телевидения в последние годы. Кроме всего прочего в этой программе можно было посмотреть концерты известных и не очень широко известных коллективов и исполнителей. Так я и увидел впервые концерт группы ВА-БАНКЪ. Их песни произвели на меня самое положительное впечатление, а «Черное знамя» просто врезалось в память.
     Чуть позже в той же программе «А» я увидел клипы группы ВА-БАНКЪ – «Кудрявая», «Кислое вино», «Эльдорадо». Затем совместный концерт Гарика Сукачева и Александра Скляра в рамках проекта БОЦМАН и БРОДЯГА. Сейчас тот их совместный диск 1995 года является подлинным раритетом.
     Еще через некоторое время я стал постоянным слушателем авторской программы Скляра «Учитесь плавать» на радио Maximum. Эта программа выходила поздно вечером по четвергам. В ней Скляр рассказывал о новинках в мире альтернативной музыки, которая в то время переживала небывалый подъем. Но можно было иногда услышать  в ней и другую музыку. Скляр провел несколько фестивалей «Учитесь плавать» и выпустил по их следам несколько музыкальных сборников. Во многом именно благодаря этой программе, меломаны нашей страны узнали о таких группах, как I.F.K., JAZZLOBSTER, CROCODILE TX  и другие. Я не просто слушал выпуски программы, но многое записывал на кассеты и даже писал письма Скляру, в которых делился своими впечатлениями от услышанного мной в его программе. Некоторые из них он цитировал в прямом эфире, за что ему большое человеческое спасибо! Кстати, это одна из любимых его фраз. Именно тогда происходила закладка моего журналистко-аналитического направления деятельности.
      Первым диском Скляра, который оказался в моей коллекции, стал второй акустический альбом группы ВА-БАНКЪ 1995 года – «Живи, живое!». Пластинка вызвала у меня тогда (и вызывает сейчас) неоднозначные эмоции. Ее нельзя назвать неудачной, поскольку в ней содержатся такие ныне шедевры, как «Азиатская любовь», «Сказки», «Аргентина», «Колыбельная для Люсьен» и, конечно, «Эльдорадо» на стихи Евгения Головина. Кстати, это был первый альбом, на котором Скляр впервые обратился к творчеству своего друга и учителя Головина. В последствии, песни на стихи Головина будут регулярно появляться, как на альбомах ВА-БАНКа, так и на сольных пластинках Скляра.
     И в то же время, «Живи, живое!», несмотря на наличие указанных песен и отличное оформление,  содержит в себе очень странные песни. Те же «Офицеры» или «Можно плясать» и «Шизо». Эти композиции явно выбиваются из общего ряда и лишают альбом цельности. К примеру, первый акустический альбома ВА-БАНКа – «На кухне», выгодно отличается от своего последователя именно цельностью и удачно подобранными песнями.
     Впервые я оказался на концерте ВА-БАНКа в 1999 году. Именно тогда Скляр Сотоварищи приехали в Питер представлять свой новый на тот момент альбом «Нижняя Тундра» в ДК Ленсовета. Помню, что зал был полупустой и очень удивился этому факту. Я тогда относился, да и сейчас отношусь к Скляру, как к одному из самых интересных российских музыкантов, просветителей и просто незаурядных личностей. И мне было печально от осознания того факта, что это понимают далеко не все люди. Скляр и Ко отыграли тогда отличный концерт. Были исполнены почти все песни из нового альбома, а также целый блок старых хитов.
      В чем лично я вижу значительность таланта Александра Феликсовича? В его многообразии. Он экспериментирует фактически постоянно, не замыкаясь в рамках чего-то одного. И это, на мой взгляд, отличное качество для настоящего творца. Кроме того, он в хорошем смысле слова заражает своим энтузиазмом. Он безумно любит то, что делает. Ради музыки он в свое время пожертвовал престижной дипломатической должностью. И это вызывает уважение. Он сделал свой выбор, и, несмотря на все трудности, продолжает заниматься тем, что любит.
     У Скляра своя характерная манера пения. Его не спутаешь ни с кем. По моему мнению, Скляр олицетворяет собой настоящего мужчину на сцене. У него в хорошем смысле брутальная внешность. Не всем же быть салонными красавцами! Он воин по духу. А это качество всегда завораживает.
    А самое главное достоинство Скляра, как артиста и музыканта состоит в том, что у него отличный материал! Здесь и романтика, и социалка, и философия. В музыкальном вкусе ему, конечно, не откажешь. И каждый из вас при желании сможет найти в его репертуаре что-то для себя. Кроме того, Скляр с удовольствием поет и чужие песни. Именно благодаря нему я в свое время открыл для себя Высоцкого и Утесова, Димитриевича и Вертинского.

     Я все время в новых мыслях. Я ловлю себя на числах.
 
     За свою длительную музыкальную карьеру, Скляр переиграл во множестве музыкальных стилей. Длительное время он был альтернативным музыкантом. Альбом ВА-БАНКа 1994 года – «Так надо!», записан в стиле классического хард-кора с концептуальными отступлениями в классику. А, к примеру, его сольный альбом «По направлению к танго» 1998 года – это, как можно понять из названия эксперименты с танго и близкими к нему по духу стилями.
     В 1999 году увидел свет совместный альбом группы ВА-БАНКЪ и культового писателя Виктора Пелевина – «Нижняя Тундра». Это был уникальный для того времени проект. Скляр обратился к Пелевину с предложением записать совместный диск. Причем обязанности между ними распределялись следующим образом – Пелевин пишет новый рассказ, а ВА-БАНКЪ при участии Головина пишет под впечатлением от этого рассказа песни. Соответственно, песни затем складываются в альбом, а рассказ печатается в буклете к нему. Чисто экспериментальный проект вылился в итоге едва ли не в лучший альбом ВА-БАНКа, в рамках которого они вволю поэкспериментировали с инди-электроникой и сэмплерами. Продюсером записи выступил Олег Литвишко, с которым в 2007 году Скляр выпустил очередной сольный альбом «Город Х».
     Скляру явно стало тесно в рамках одного стиля, одного проекта. Думаю, что во многом именно по этой причине, группа ВА-БАНКЪ, которая всегда производила впечатление чрезвычайно сплоченного коллектива, прекратила свою деятельность на 23-м году своего существования. Хотя это ничто не предвещало. В 2005 году увидел свет их очередной, и, как оказалось последний студийный альбом «Игроки и шпионы», который был тепло принят, как поклонниками команды, так и критиками. В 2006 году команда отметила свое 20-летие большими акустическими концертами, один из которых (московский), лег в основу концертного DVD команды.
     В 2008 году Скляр окончательно переходит на сольные рельсы и выпускает чрезвычайно сильный диск «Песни моряков». С этого момента проект ВА-БАНКЪ канул в небытие, а ему на смену пришел проект АФ Скляр. Началась новая страница в карьере артиста Скляра.

     Песни моряков про океаны. Песни моряков для моряков.

     Итак, 7 марта, Скляру исполнилось 55 лет. Возраст солидный, конечно. Но в то же время, это не так много. По сути, мужчина в самом расцвете сил. Хотя, у всех по-разному, конечно. Впрочем, Александру Феликсовичу грех жаловаться, я думаю. За последние полгода у него вышло сразу два альбома. В ноябре прошлого года – «Русское солнце». Уникальный альбом, состоящий из песен Александра Николаевича Вертинского. Скляр уже много лет поет песни Вертинского. У него были совместные программы и альбомы с Ириной Богушевской и Глебом Самойловым, в которых они пели эти песни. А на этот раз Скляр исполнил все сольно. На мой взгляд, это весьма удачная и важная для нашей страны работа. Люди не должны забывать свои корни, не должны забывать свое культурное наследие. А Скляр, как раз относится к тем артистам, которые помимо своих песен исполняют также песни, которые, так или иначе, являются подлинным культурным наследием нашей страны.
     А в этом году, как раз к юбилею увидел свет новый альбом Скляра – «Слово и дело». В эту пластинку вошли две совершенно новых песни Маэстро – «Секреты» и «Честь по чести». Кроме того, одна песня на стихи Юрия Мамлеева, песня Владимира Высоцкого «Охота на волков» и целый блок заново записанных песен Скляра, которые составляют его золотой песенный фонд. Среди них в том числе «Солдат», «Вася-Совесть», «Топот диких коней» и другие. Если говорить о пластинке в целом, то становится очевидным, что Скляр уже давно вырос из своей ранней альтернативы. Последний выплеск подобных жестких музыкальных эмоций  у него произошел как раз на уже упомянутом альбоме «Песни моряков». Больше ничего подобного от него ожидать не приходится. Даже тот же «Солдат», который ранее звучал на альбоме группы ВА-БАНКЪ 1997 года – «Домой!», как подлинный боевик, помягчел и приобрел философичный лоск. Весь альбом звучит мягко и мелодично. Солидный мужчина, искушенный музыкант и артист, несомненно, может теперь это себе позволить. Хотя, зная Александра Феликсовича уже многие годы, я не удивлюсь, если через какое-то время он запишет нечто совершенно неожиданное. Дух творческого эксперимента ему всегда был свойственен. 

      Давайте болтать о погоде, вполне безобидная тема. Давайте болтать. Все равно.

      Концерт в Театре эстрады начался со своеобразной интродукции по мотивам песни из альбома «Город Х» - «Вдвоем». Затем прозвучала легендарная «Пьяная песня» и понеслась! В ходе почти трехчасового концерта Скляр исполнил очень много своих старых, давно не исполнявшихся песен. К примеру, «Провокация», «Сад» и другие. При этом, не прозвучало ни одной песни из его крайнего полностью авторского альбома «Вася-Совесть», за исключением бонуса «Гагары». 
      Первое отделение концерта было явно экспериментальное. В манере поведения на сцене Александра Феликсовича, его пластике и мимике угадывались скрытые намеки на Тома Уэйтса и явные на Александра Вертинского, во время исполнения блока его песен. Насколько хорош Скляр в этих образах – вопрос спорный.
      На мой взгляд, во втором отделении, в котором Александр Феликсович просто пел, играл, цитировал отрывки из «Острова сокровищ» и «Тараса Бульбы», он был куда более гармоничным и цельным. Он был самим собой. Но это, разумеется дело вкуса.
     В качестве главного гостя концерта выступил известный исполнитель Игорь Растеряев, с которым Скляр исполнил песни «Русская дорога» за авторством Игоря, «Таня-душа» на стихи Мамлеева и в финале концерта – «Честь по чести». Кроме того, в концерте отметились Абелардо Альфонсо Лопес Качао, который принимал участие в записи альбомов Скляра 2002 года – «Ведьмы и стервы» и 2004 года – «Дендидиана», скрипач Алексей Дулькевич из Питера, при участии которого Скляр исполнил блок песен Вертинского, а также коллектив «Тромбон-шоу», с которыми Скляр исполнил в том числе «В Кейптаунском порту».
     Писатель и философ Александр Дугин прочитал стихотворение своего учителя и друга Скляра Евгения Головина, который скончался в 2010 году. После этого Скляр исполнил песню на стихи Головина «Бледно-зеленые цветы».
     Песню «Кухня» Скляр должен был исполнять с Вячеславом Бутусовым. Но тот не смог приехать на концерт по причине нахождения на гастролях. В итоге Скляр исполнил ее сам, а басист Алексей Рыславский сыграл в ней на губной гармошке.
     В песне «За гагарой с черным пером», которая исполнялась под занавес, компанию Скляру должен был составить Гарик Сукачев. Но за два дня до концерта, он, по словам Скляра «приболел».
    В финале насыщенного музыкального вечера, были исполнены коронные хиты Маэстро – «Маршруты московские», «Эльдорадо», «Черное знамя» и новая песня, давшая название всей концертной программе – «Честь по чести».
    Концерт получился разнообразным, позитивным и философским. В общем и целом – уникальным. Спасибо за этот вечер Александру Феликсовичу и его музыкантам. Особенно пианисту Александру Белоносову, который показал себя, как высочайший профессионал, способный сыграть все, что угодно.
    Скляру уже 55. Но в данном случае думаю, что более правильной будет формулировка – еще только 55! А значит, нам в перспективе стоит ожидать его новых музыкальных путешествий, новых морей и неожиданных открытий.

    В качестве оформления использована фоторабота Александра Хлупина.

    По вопросам возможной публикации данной статьи или ее отдельных частей на других сайтах или в печатных изданиях, просьба обращаться к ее автору лично! Спасибо!


Рецензии