Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется

        По мнению А.Пуанкаре, «небольшие различия в начальных условиях рождают огромные различия в конечном явлении… предсказание становится невозможным». В естественных науках одним из свойств разупорядоченных систем называют «эффект бабочки». Нельзя придумать такой механизм, который был бы более детерминировано-хаотическим, чем современное человеческое общество. Все, что когда-либо происходило с каждым индивидом, могло значительно повлиять на современную картину мира. Не каждое событие способно повлиять на судьбы многих людей, но если оно было совершено человеком, имеющим определенный вес в обществе, то его созидательная или разрушительная сила очень велика.

        Русскому поэту Ф.И.Тютчеву принадлежат следующие слова: «Нам не дано предугадать, чем слово наше отзовется». История имеет немало подтверждений данного высказывания.

        Как известно, общественные деятели России и стран Запада не стесняли себя в выражениях, обращенных на политический режим или глав государств другой стороны, что зачастую приводило к негативным последствиям для международных отношений. 5 марта 1946 года в Фултоне была произнесена «знаменитая» речь У.Черчилля. В ней он заявил, что «опасность коммунизма растёт везде, «за исключением Британского содружества и Соединенных Штатов, где коммунизм ещё в младенчестве». Эта речь носила отчётливо провокационный характер, будучи рассчитана на зондаж и возбуждение общественного мнения. На мировом сообществе она сказалась весьма болезненно. Именно Фултонскую речь считают сигналом для начала холодной войны и построения «железного занавеса».

        Когда холодная война перешла в свою «мирную» затяжную стадию, США предприняли очередные провокационные действия в отношении СССР. 8 марта 1983 во Флориде Р.Рейган окрестил Советский Союз «Империей зла» (а также «центром Зла в современном мире») и объявил своей главной задачей борьбу с ним. Этим высказыванием ему удалось эффективно сломить традиции разрядки, что заложило основу для окончательного крушения Советского Союза.

        Вот он, «эффект бабочки» в действии. Впервые упомянутый Эдвардом Нортоном Лоренцом, основоположником теории Хаоса, в середине прошлого столетия, он был трансформирован в теорию домино госсекретарем США Джоном Фостером Даллесом, который вошел в историю как автор «не существующего, но работающего» плана, по ослаблению мировых позиций Советского Союза.

        Нельзя не отметить, что и в литературных произведениях всех исторических эпох можно увидеть аллюзии на этот эффект. В романе А.Азимова «Конец вечности» организация под названием «Вечность» работает над кардинальным изменением прошлого человеческой цивилизации. Эти изменения часто приводят к гибели тысяч людей в войнах, революциях ради достижения блага для человечества. Напротив, в антиутопии Дж.Оруэлла «1984» тысячи людей в Министерстве Правды занимаются тем, чтобы слова, сказанные «Большим Братом», не могли быть опровергнуты, подвергнуты критике или сомнению, во избежание общественных волнений. Залогом стабильности становится цензура.

        Будучи членом общества любителей русской словесности и председателем комитета иностранной цезуры, Тютчев как никто другой знал о ценности и великой силе случайно сказанного слова. Не раз ему приходилось маскировать истинный смысл высказываний за их витиеватостью, ибо открытый лозунг или политическая статья могли навлечь гнев со стороны представителей власти и слова бы так и не дошли до адресата. При этом Тютчев был одним из немногих, кто с императорского позволения мог выступать в печати по политическим проблемам взаимоотношений между Европой и Россией. Он стал щитом между двумя противоборствующими сторонами.

        Et semel emissum volat irrevocabile verbum - и едва произнес, летит невозвратное слово. Зачастую слово бьет сильнее меча. Об этом нельзя забывать.


Рецензии