На речке

 
«На речке, на речке, на том бережочке…»
/народная песня,
которую  мой любимый
режиссер Георгий  Данелия
 в качестве талисмана вставляет
 в КАЖДЫЙ свой фильм/
 
 
      Удивительно, что на марафонских  дистанциях  память надежнее, чем на «стометровках». 

      Одна  бабуля в коммуналке то соль с  сахаром путала,  готовя нехитрые блюда, то возвращалась из  продмага, забыв купить заказанные спички, консервы и  пр. «Уж такая я забывчивая стала на восьмом десятке. А монпасье, что дедушка в детстве покупал, до сих пор во рту на вкус помню. А   еще маленькая была, на речку  через лес  босиком по тропинке  бегу. Лес веселый, сосновый,  верхушками шумит. Я бегу по тропинке, а иголки сосновые мне ноженьки колют».
Из счастливого детства память цепко хранит запахи, вкусы,  краски,  страхи, радости, неожиданные открытия.

     Лето. Жара. Мне  в первый класс только в сентябре идти. Семь девчонок с нашего двора соблазняют меня сходить   на речку. Что мне было строго-настрого запрещено  родителями. Но  девчонки сыграли  на  моем  «мужском  самолюбии» и я с удовольствием потопал с  ними  километра три вниз  по улицам  с асфальтом, мягким от жары, как пластилин.

     Ну  вот и река с песчаным  пляжем. На отмели  в прозрачной воде резвятся мальки пискарей.  Вот  Галька, что соблазнила меня, не  умеющего  плавать, совершить страшное преступление, нарушив категорическое табу, с  другими  девчонками играет в  мяч, поднимая  до небес эйфорический визг и  кучу   брызг.

      Что ж, я тоже не остался без интересного занятия. Не  залезая, разумеется, на глубину, я обследовал мелоководье и выяснил: у берега  левее дно резко уходит  на глубину. Зато после этой глубины обнаружилась ногами целая подводная тропинка!
      
     Река  здесь, делая небольшой поворот, намыла  узенькую косу, по которой я пошел ---вниз по течению. Когда вода  дошла  до  пояса, мелькнула вполне здравая мыслишка:  а не пора ли  назад? Но  азарт, конечно, взял верх. Исследователь продвинулся еще на  пару шагов, вода уже поднялась до подмышек.  Поворот  на сто восемьдесят градусов и…  Опа! Опочки!  Река не  собиралась пропускать меня назад по открытому мной маршруту.

     Почти в панике  я принялся прорываться  против течения, помогая себе гребками рук и цепляясь пальцами ног  за коварную «тропинку». Я даже продвинулся немного  ---  вода опустилась до груди, но  отпускать пацана   отнюдь   не  собиралась.
 
      Передохнув чуток, я повторил  маневр, но  течение   вернуло  меня  сначала в  первоначальное  положение, а потом медленно, но  верно, неотвратимо потащило меня к концу   тропинки, скрытому в толще воды.
     Почему я  не  позвал на помощь  свою компанию?  Во-первых, я удалился от девчонок уже метров на двадцать. Мне было стыдно --- мужик просит девок. Далее, у меня уже не было   физических сил   для крика,  а приходилось все  время бороться с беспощадным течением. Чтобы сменить группу работающих  мышц, я чисто инстинктивно  повернулся к течению спиной и пытался вырваться из западни, отталкиваясь от дна  пятками.


      Солнце пекло мне голову и шею. В полукилометре вниз по течению на голубом фоне безоблачного неба возвышался ажурный железнодорожный мост. По нему с залихватским гудком простучал на восток веселый товарняк с бревнами и платформами со стройматериалами.
 
      Ворона, тяжело работая крыльями в неподвижном послеполуденном воздухе, проследовала на тот берег. На нашей стороне за кирпичной стеной работяги вручную заколачивали сваю огромной "бабой", помогая себе веселыми матами. Где-то то ли по радио, то ли естественным путем наяривала гармошка. Визжали у меня за спиной соседские девчонки. Окружающая жизнь продолжалась как ни в чем ни бывало! А моя явно подходила к концу.
 
      Собственно, даже не от страха перед смертью, а от ощущения чудовищной несправедливости жгучие слезы навернулись на глаза: «Вам-то хорошо. Вам весело играть в «салочки» и на гармошке.. А меня заманили на речку, бросили и…». Нет, как ни странно, никаких картин из прошедшей коротенькой жизни в эти страшные мгновения и не собирались проноситься перед моими глазами. Вместо этого подлое воображение подбросило мне сюжет с моей уже близкой агонией. Сейчас темная вода столкнет меня в глубину, проглотит, обезобразит, потащит дальше и где-нибудь в низовьях прибьет к берегу мое маленькое несчастное посиневшее тело, облепленное вонючим илом и водорослями. По Пушкину, которого я уже читал и местами понимал и любил: «Всё в нем страшно онемело, опустились руки вниз. И в распухнувшее тело раки черные впились».
       Всё! Подводная коса кончилась. Течение подталкивало меня в пучину. А я трепыхался на цыпочках, цепляясь пальцами ног за самый последний краешек тверди…. Который крошился, рассыпался, сходил на нет.
 
       Одну  минуточку. Тот, кто уже подумал, что читает здесь какие-нибудь «Записки покойника» или «Письмо с того света», попадет пальцем в небо. Ангел-хранитель имел рост метр пятьдесят в кепке и неопределенный возраст. Типичный пролетарий. Он разделся на невысоком обрывчике, оставшись в классических «семейных» сатиновых трусах чугунного цвета. Лицо, шея, руки по локоть и кривые ноги по икры имели черный налет, как у грузчика, который целую смену разгружал лопатой вагон с углем. Куском хозяйственного мыла он намылил свои грязные носки и принялся полоскать их в проточной воде. При этом ангел что-то напевал себе под нос и явно ловил кайф.
 
      --- Дяденька… ---  С первого раза ангел меня не расслышал. --- Дяденька, пожалуйста, спасите меня…
 
      Мужичок смешно шмыгнул закопченным носом, хохотнул:
 
      ---Ты чё, пацан? Тонешь, в натуре, на мелком месте?
 
      Я закивал головой, поскольку лишился дара речи. Горькие слезы перехватили горло спазмом.
 
      Все еще удивляясь, как это можно тонуть у самого берега на отмели, ангел cпрыгнул в реку и тотчас матернулся беззлобно и эвфемистически: вода доходила ему самому до горла!
 
      Посадив меня на плечи, ангел в два гребка руками достиг земной тверди, высадил меня на изумрудную мураву и продолжил постирушку.
 
      Я понесся на крыльях счастья к своим соседским девчонкам.
 
      И потом десятилетиями никому и никогда не рассказывал про этот поход на речку.

      Теперь вот прорвало, сам не знаю почему. Наверное, потому что киберпространство приемлет любой набор букв, слов и предложений.


Рецензии