Как пройти сквозь стену. Часть пятая

                56. Нашли!

  Пашка разулся. Бинт отошел сразу. Василий взглянул, и у него что-то стало с лицом, оно как бы вытянулось. Пашка испугался и, вывернув ступню, тоже посмотрел. Кажется, ему стало плохо, так он побледнел, ну, прямо белый стал. Я подскочил. Пашка, не отрываясь, смотрел на подошву, где протянулась тоненькая красноватая полоска. Папа, вообще, молчал. Так все мы были ошарашены. Не то слово! Как будто нас молнией ударило.

-     Че вы делали с ногой? – спросил Василий непривычно строгим голосом.  – Мазь какая есть?
-      Нет, - ответил папа, только водичкой из ямки промыли и перевязали. – Он показал на ямку, где все еще была прозрачная вода. Василий опустил в воду палец. – Холодная какая. – Он зачерпнул ладонью. – Вкусная…
-     А где то стеклышко? – я принес ему осколок. Он долго разглядывал, потом протянул папе:

-     Иваныч, ты видел в наше время такое стекло?
    Папа тоже внимательно осмотрел:
-     Нет, у нас не видел. Может, от импортной бутылки?
-     Ты гляди хорошенько, там какая буква с краю?
 
   Папа поглядел и удивленно сказал:
-     Ять.
-     Вот именно. Стекло старое, дореволюционное. Значит, вылезло из нижнего слоя. Вот вы че натворили! – Мы испуганно переглянулись. – Вы родник нашли.
-     Тот самый?
-     Ага, - сказал Василий и надолго замолчал. Нам тоже не хотелось разговаривать. Правду сказать, мы были какие-то опустошенные. Василий взбодрил нас:
-     Теперь камень надо рядом искать.
 
  Мы очнулись и с удвоенной силой принялись искать камень. Василий, заметив, что я устал, забрал у меня прут. У него пошло гораздо быстрее. Потом он заменил Пашку, а мое орудие вернул назад. Пашка, присевший на траву, вдруг вскочил:
-     Дядя Вася! Ночью сюда шаровая молния упала. Мы сами видели!
-     Как же мы забыли? – откликнулся папа. – Может, в ней все дело? Конечно! Я даже уверен.
 
   Василий остановился и подошел к ямке с водой. Мы столпились вокруг. Василий вычерпал ладонью воду, и мы увидели черное дно ямки. Как будто в ней маленький костер разжигали. Оттуда, булькая, вырывалась вода. Как же до нас сразу не дошло! Эта молния пробила землю и дала выход источнику.
-     Выходит, правильно предсказал шаман: родник откроется только хорошим людям, бескорыстным, - сказал Василий. Он нас смутил. Мы ведь не идеальные люди, хотя втайне надеялись, что найдем живую воду.
-     А я думаю, что это в память об Аристархе Николаевиче, - произнес папа, - он больше всех хотел, чтобы эта живая вода служила людям. Не знаю, как иначе объяснить, но слишком уж много чудесных совпадений.
   
 Ямка между тем вновь наполнялась водой, и даже начала переливаться.
-     Давайте-ка ей поможем, - Василий стал руками разгребать землю в сторону реки. – Нет, тут лопата нужна.
-     Мы сбегаем! – мы с Пашкой кинулись по тропинке к домику деда Ивана.
   
 Он как будто ждал нас, стоял на крылечке и смотрел на тропинку.
-     Иван Федорович, мы нашли!
    Он нисколько не удивился, только перекрестился и тихо сказал: «Слава Богу». Он пошел вместе с нами, и по дороге мы рассказали о шаровой молнии.
-     Видел я ее.
-     А какая она была размером? – спросил Пашка.
-     Да с мячик, которым в лапту играют.
-     А нам она побольше показалась.
 
                57. Холодный камень

    На поляне мужчины продолжали искать камень, но не у самой ямки, а подальше, как будто окружали родник. Они отдали нам прутья, а сами стали аккуратно прокапывать русло для ручейка. Дед Иван зачерпнул воды, попил,  умыл лицо и намочил голову. « Голова с ночи болит. От грозы», - объяснил он.
   
 Ближе к ямке я наткнулся на что-то твердое и никак не мог проткнуть дальше, а тут и Пашка рядом начал надрываться, у него тоже не шло. Папа и Василий подошли, попробовали – не получилось. «Это он, - сказал Василий, - теперь надо определить границы». Границы оказались примерно  полтора на полтора метра. Причем в середине прут входил в землю на полметра, а дальше глубина увеличивалась.

-     Так оно и должно быть, - сказал дед Иван, - камень-то остроконечный. Скоро должен выйти.
-     Вот что, Иваныч, и вы, ребята, - заговорил Василий, - пока об этом ни слова. А то такое начнется. Понаедут эти… как их - репортеры, не уважаю это племя.
-     Само собой, - сказал папа, - сообщить надо только ученым – врачам, химикам. И, я думаю, Галине Николаевне.
-     Ей обязательно. Дед ее занимался этой водой. А ты, отец, пригляди тут. – Старик кивнул: «Мне Иркут поможет, привези его».
-     Точно. Вот надежный сторож будет.
   
 Уходили мы с поляны нехотя. Василий посоветовал еще попить водички, чтобы усталость прошла. Тут мы сами убедились в ее силе – словно только что встали утром бодрые и с хорошим настроением.
    Тетя Нина сразу догадалась обо всем по нашим лицам. Сказала утвердительно:
-     Нашли.
-     Нашли, - кивнул Василий. - Мишка дома? Нет? Ему говорить не надо. А Татьяне можно.
 
  Тане рассказали мы с Пашкой, когда она вернулась с практики. Говорил  больше Пашка. Ладно, пусть перед ней героем предстанет. Таня с досадой сказала: «Ну, надо же, а меня там не было!»
    Позднее, зайдя за баню, я позвонил Наде и кратко доложил о наших делах. Она, тяжко вздохнула: «Как бы я хотела там оказаться». «Ничего, когда-нибудь окажешься», - успокоил я ее и передал привет всей нашей группе и Нине Федоровне.
   
                58. Галина Николаевна

    Назавтра с раннего утра примчалась на стареньких «Жигулях» Галина Николаевна Черных. Она просто вся светилась от радости и все повторяла: «Я знала, чувствовала!» Эта немолодая уже женщина обладала безграничной энергией. У нее, как у любого журналиста, был  обширный круг знакомых, полезных людей. Она сообщила, что завтра из Иркутска приедут ученые с биофака. Здесь медлить нельзя.
 
   Таня сбегала в школу и отпросилась с практики, объяснив, что у них дома важные гости. Мишка, как всегда, отправился на рыбалку, ничего не ведая о потрясающем событии. Мне даже жаль его стало. Я бы на его месте обиделся. С другой стороны, дяде Васе виднее.
    Папа сказал, что сейчас самое время отдать Галине Николаевне бумажник ее деда. Эта железная женщина заплакала, мы даже испугались, стали успокаивать. Тетя Нина остановила нас: «Не трогайте ее, пусть поплачет».
 
   На родник первыми уехали с Галиной Николаевной  Таня, Пашка и я. Василий сказал, что приедет позже с тетей Ниной и папой. Он рано утром уже съездил к отцу, отвез Иркута.
     По дороге мы рассказали, как вели поиск. Галина Николаевна нас похвалила – все сделали правильно.

-     А теперь я вас обрадую. Как вы подсказали, мы простукали стены, привлекли баяниста из дома культуры. Он у нас замечательный. И думаете, что? Нашли тайник! Там два кирпича вынималось, за ними маленькая камера…
-     И что? – это Пашка не выдержал, перебил.
-     Золота там не было, только пачка бумажных денег и купеческие торговые документы – это самое ценное. Я пока не во всем разобралась, но уже поняла, что Большаковы вели обширную торговлю с Китаем и Монголией. Твои предки, Таня, были их компаньонами.

-     Значит, Таня из купеческого рода? - спросил я.
-     Не впрямую. Это ее двоюродный прадед торговал.
    Недалеко от заимки Пашка вдруг прошептал мне на ухо: «А вдруг родник пропал?»
    Не скрою, я тоже волновался, но Пашке ответил: «Ты что!» - и мы оба успокоились. Просто этого не может быть.
 
  Деда Ивана в избе не оказалось, и мы сразу пошли по тропинке. Недалеко от родника услышали собачий лай, из кустов выскочил Иркут. Увидев нас, приветливо закрутил хвостом и повел к хозяину. На полянке мы увидели новое сооружение вроде чума. «О! Иван Федорович уже и балаган сделал!» – весело сказала Галина Николаевна. Дед Иван поприветствовал нас, за руку поздоровался с нашей гостьей и показал рукой:
-     Гляньте, че там творится.
 
  Там действительно творилось! Из ямки вытекал уже ручеек и направлялся к Сагне. Видно было, что дед Иван аккуратно подправил его лопатой. Галина Николаевна, обходя ямку, споткнулась:                -     Что это тут? Ой, камень выходит! Смотрите!
 
   Из травы выходил своей вершиной серый камень. Значит, это за ночь произошло? Что же к вечеру будет? Мы, не сговариваясь, торжественно встали вокруг камня. До сих мне не верилось в происходящее, как будто я находился в виртуальной реальности, как в фантастических фильмах. И все-таки вот он - чудесный камень, пришелец из космоса! Я погладил его рукой – холодный, прямо ледяная глыба.

   Вчера папа позвонил Петру Ивановичу Заславскому. Старик очень обрадовался и пообещал ускорить приезд экспедиции, а, возможно, и сам приедет. Он прокричал в телефон: «Вы меня на ноги подняли!» Папа ответил: «А здешняя вода вам поможет начать бегать».
    Галина Николаевна и Таня, конечно, попробовали воду. И заявили, что ничего вкуснее не пили.
 
  Мы вчетвером решили пойти вдоль ручейка до реки. По дороге я спросил:
-     Галина Николаевна, а вы, оказывается, внучка Сергея Михайловича Черных?
-     Да. Дед у меня был удивительный человек. Настоящий врач. Я вам вечером про него расскажу.
 
     Ближе к реке, Таня, которая шла впереди, вдруг резко остановилась.
-      Ой, что делается – то! Осторожно, не наступите. Стойте. Мы с Пашкой застыли. Вся поляна рядом с ручьем была усыпана разноцветными бабочками. Никогда такого не видел. «Откуда их столько?» – прошептал, словно боясь спугнуть летающие цветы,  изумленный Пашка.

А Таня ласково заговорила:
-      Вернулись, миленькие! Красавицы вы наши. – И, обернувшись, пояснила:
-      Старшие нам рассказывали, что бабочки эти всегда водились возле ручья. Все ходили на них любоваться.
-       Почуяли, значит, живую воду, - сказал Пашка.
-       Вы чего тут стоите? – это мужики с Галиной Николаевной нас догнали и тоже остановились.

-       Никогда таких крупных не видел! – удивился папа. 
-       Какие чудеса эта вода делает! – восторженно произнесла Галина Николаевна. - Хорошая примета. Значит, все хорошо будет.
     Мы осторожно двинулись дальше. Бабочки взлетали, кружились над нами и снова садились ближе к ручью. Прямо карнавал устроили. Это зрелище стихами бы описать. Мне даже во сне бабочки приснились, только в необычном виде.
*

   
   
                59. Стоянка экспедиции Павлова.

    Ручеек привел нас к реке. Здесь было ее самое широкое место. Сагна текла спокойно, ровно и четко отражая противоположный берег с зарослями черемухи и небо с легкими облачками. Мне представилось, как здесь в 1913 году остановилась экспедиция моего знаменитого предка. Дневник я помнил почти наизусть. Стоянка была где-то здесь. Я встал, огляделся. Скорее всего, палатки стояли повыше, вот на той поляне, окруженной соснами. Я направился туда, Пашка за мной, встала и Таня. Мы сошлись в одном мнении. Именно у этих сосен отдыхали и готовились к приходу в село люди из экспедиции.  Галина Николаевна поддержала нас. Ручей мог течь только в этом месте, в неглубокой ложбине.

-      Вот вы где! – это папа и Василий подошли. И тоже решили, что мы правильно определили место.
-      А че бы вам не искупаться? – предложил Василий. - Солнце-то какое! Место тут подходящее, ям нет. Были мы тут.
 
   Мы с Пашкой мигом разделись и побежали к воде. Ох, как хорошо! Вода, хоть и прохладная, но какая-то ласковая, мягкая. Мы начали звать всех. Таня куда-то исчезла и через несколько минут вышла из-за дерева в зеленом купальнике. И сразу мне вспомнились греческие мифы. Мы с Пашкой, забыв о приличиях, уставились на эту сибирскую богиню, только, пожалуй, более крепкую, чем гречанка.               

-     Ниче себе! – прошептал Пашка, - она как эта, как ее…
-     Афродита.
-     Ага.
 
  Таня смело вошла в воду по пояс и поплыла – сильно, умело – мы только рты разинули.
-     Молодец, доча! – похвалил Василий, - а вы че стоите, догоняйте.
    Таня плыла к другому берегу. Мы бросились вслед. Я вырвался вперед, потом сообразил и подождал Пашку. Мы достигли берега почти одновременно с Таней. Она выбралась из воды, мы стояли на берегу и смотрели, как наши мужчины резвятся, будто маленькие дети.
-     Ну, че, назад? Продолжим тренировку? – сказала Таня.
 
  Ой, а я совсем забыл, что у меня заплыв с Максом. Конечно, удобный момент потренироваться. Мы вернулись к нашей компании. Галина Николаевна сидела на берегу и жалела, что не взяла купальник. А у нас начался праздник Нептуна. Гонялись друг за другом, плескались водой, подныривали и хватали друг друга за ноги. Веселье наше прервал вызов мобильника Галины Николаевны. Она встала.


Рецензии
Славная повесть, и течет также неспешно и солидно, по сибирски...

Сергей Балвский   18.03.2013 19:13     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей! Но я вижу, что сибиряки куда быстрей "расейских". В Твери, где я сейчас живу, все медленно, как Волга. А иркутяне живут как быстрая Ангара.

Анна Ершова   19.03.2013 08:51   Заявить о нарушении