Брянские волки

От автора: программа сего сайта "съедает" отдельные слова - вполне нейтральные. Вношу - они опять исчезают. Так по всем моим произведениям. Поэтому прошу их подразумевать, а не обвинять меня в неграмотности. Если найду при дальнейшем перечтении - буду делить дефисами, тогда есть шанс, что программа не уничтожит их...

*****      

     Очередной суматошный месяц этого, 1995 года, прошёл… нет, даже пролетел, незаметно! День на день был похож своей напряжённостью. День за днём, неделю за неделей я решал огромную проблему бесперебойного снабжения руководимого мною предприятия по оптовой торговле светлыми нефтепродуктами - бензином и дизелем.

        На моём основном поставщике нефтепродуктов – Киришском НПЗ «КНОС» - топлива не хватало, львиную долю забирал, стоящий в приоритете, Санкт-Петербург да и весь северо-западный регион…

        Мне пришлось обратить внимание и пробиваться на ярославский «ЯНОС», на московский НПЗ, что в Капотне, не отказываться и от превосходнейшей красной чеченской дизельки, начать сотрудничество с НЕСТЕ и налаживать переговорный процесс с Новокуйбышевским НПЗ…

        Меня совсем не радовало, что предприятие выбилось в число крупнейших городских налогоплательщиков, стало догонять стародавних промышленных монстров – МДОК и Стеклозавод им.9 января…

        Круговерть продолжалась почти круглосуточно, - поездки-переговоры, снова поездки и переговоры. Подъём в 4-30 и за руль, к 9-00 надо  быть в Киришах в администрации КНОСа, потом проскочить до Питера, встретиться с руководством одного из крупнейшего предприятия по снабжению нефтепродуктами Северо-Запада России, и договориться о квоте поставок на себя, хоть 1 000 тонн в месяц, потом, на обратном пути заскочить на встречу-переговоры в Великий Новгород, а потом заполночь вернуться домой… Или в Москву-Ярославль мимо дома, не заезжая, и обратно... Или сначала в Кириши, а потом в Тверь,без заезда домой, и только потом обратно... Или Ярославль-Москва-Ярославль и домой по 3-ему транспортному... И так день за днём почти без выходных…

       Спасибо надёжной машине – «Форд-Скорпио», она меня не подводила! По 18-22 000 км в месяц, уже который месяц она переносила беспрекословно, точнее без поломок и происшествий!  Прошло чуть более 6 месяцев как этот «конь» подо мной, а одометр показывает плюс 124 000 км.

       Но  «железному коню» достается только дорога, дорога и дорога… А мне? Предварительные переговоры по телефону, основные переговоры за столом друг против друга, детальная проработка устных джентльменских договоренностей, проверка и подписание документов, - это только внешняя сторона, за пределами моего тверского городишки.  А ещё и внутренняя: контроль за работой конторы, проверка и корректирование многочисленных документов, контроль за своевременным расчётом с поставщиками и налоговыми органами, встречи с работниками своих нефтебазы и базы отдыха, устранение потенциально взрывоопасных моментов… Огромный пласт строительно-монтажных работ и на нефтебазе, и на базе отдыха, и на купленной и строящейся гостинице… И, конечно, постоянное общение с "государевыми органами" и должниками...

        Наступило время, что я почувствовал: "Всё, Дим, хватит! Твоё здоровье не беспредельно! Сейчас свалишься бездыханный! Пора отдохнуть хоть недельку!"

        Вопрос поставил перед учредителями ребром: "Мне нужна неделя! Просто на отдых не хочу да и не смогу! Поэтому поеду к другу Вовке в Киев. Есть точки соприкосновения. Это будет и активной командировкой, и отдыхом". 

        Прений не возникло. "Проголосовали" единогласно. Я получил добро и ранним ноябрьским утром, под падающий мирно снег выехал на своём «коне» в направлении украинской границы… решил через Москву. Тормознусь заодно на пару часиков у своих семейных друзей – Яши и Леры…

*****

        Москву я покинул ещё до обеда, кофе с плюшками под шоколадку мирно плескалось на дне желудка. Настроение было великолепнейшее!

- У меня всё хорошо! У меня всё отлично! У меня всё превосходно! – замурлыкал я, когда на одометре перепрыгнула очередная тысяча километров. Я ехал и предвкушал нашу встречу с Володей, с моим отличнейшим другом, которого я уже, благодаря распаду СССР, не видел более года…

        Знак «Брянск 125 км» - еще более улучшил моё настроение, я включил своё любимое регги погромче…

        Дорога была пустынна и я особо не напрягался, маневрируя по дороге, для догонялок или обгона. Я просто давил спокойненько на газ, придерживаясь самой для меня приемлемой скорости 120 км/час: и не устаёшь, и не напрягаешься, и осознаешь, что в оптимальном режиме приближаешься к цели.

        Когда стал въезжать на путепровод с резким правым поворотом, из-за поворота показался КаМАЗ с прицепом гружённым с верхом доской…

        Вдруг, когда мы поравнялись, я увидел мелькнувшую тень… На автомате, не осознавая ничего, я резко, ударом, дёрнул руль вправо, почти оторвав левые колёса от дорожного полотна... Чуть зацепил обочину, но тормозить не стал, помятуя о катастрофичных последствиях такого действа. Потом выровнял машину уже на обочине и только потом плавно вырулил снова на свою полосу.

       Почувствовал, что «конь» чувствует газ как-то не так, я выключил музыку и услышал стук… Мгновенно ключом зажигания погасил двигатель, нажал аварийку и плавно притормаживая, прижался на край обочины. Посмотрел в зеркало заднего вида, убедился, что никого за мной нет – вышел и пошёл вперёд машины.

       Когда  увидел ЧТО стало причиной стука, у меня в коленках потеплело и пришлось облокотиться на авто: в верхней части капота, в самом изгибе, на уровне верхнего расширительного бачка радиатора, торчал кусок 50-й необрезной доски – сантиметров 25 на 40.

- Ну вот, Димочка, теперь можешь считать этот день тоже днём твоего рождения! – подумал я, не грустно, и не оптимистично, а как-то отстранённо.

       Не надо иметь «семи пядей во лбу» чтоб спрогнозировать ЧТО мог сделать кусок доски массой свыше 2-х кг летящий со скоростью... 120 мои и плюс, минимум, 60 его… со скоростью 180 км/час.

        Пока я уставился в одну точку, на капоте, неподвижно, разглядывая доску, ко мне подошли трое местных, бредущих по обочине.

- Ого! – сказал один – Ну, с днём рождения! Папироску будешь?..

        Я снова отрешённо подумал:

- Всё в «десятку»! И с днём рожденья, и с папироской…

        Я не курил, но именно папироски мне хотелось сейчас больше всего. Появился он тут с папироской по Божьей милости.

- Спасибо, - сказал я, взял из его рук беломорину, прикурил и сел на корточки…

        Они не стали мне докучать, поцокали молча языками и зашагали дальше.

- Да… - продолжил я свои размышления, - Получив доской в лицо ты б улетел без головы с путепровода метров на 15-20, и, протаранив несколько пней, погрузился бы в болото. Тебя б нашли, но не скоро. Доску бы точно не нашли, она бы пролетела насквозь. А если бы и нашли, то не посчитали бы её орудием смерти и катастрофы… Так, подумали бы, что волной потом в салон прибило. И повисло бы на тебе, Дим, несмываемая формулировка причины смерти – «уснул за рулём»… Неприятно как-то с таким ярлыком оставаться в умах живущих…

        Докурив, я пришёл в себя, и стал ликвидировать последствия аварии: монтировкой вскрыл капот - снял и наложил бандаж на расширительный бачок радиатора, залил его герметиком сверху - добавил в радиатор воды – отломал для симметрии вращения покорёженные лопасти вентилятора радиатора.  Подождал минут 20, пока станет герметик, погулял вдоль дороги, полюбовался окружающими дорогу брянскими болотами да сотнями торчащих из них пней. Завёл двигатель – послушал,  как работает, посмотрел на течи.

        "Допустимые течи. Капать капает, но струек нет. Дотяну до Москвы, - подумал я и резко развернул машину обратно… - Отдохнул?.. Получил геморрой за 800 км от дома? Теперь разгребай! Переключай мозги на восстановительные работы!"

       Вода уходила быстрее, чем я рассчитывал. Радиатор приходилось держать полупустым ибо утечка происходила через верхний бачок. Печка, конечно же, не работала. Вечерело. Температура ушла на минусовую, термометр показывал -3… -5… -7… -11. Горячий тосол, попав на контакты фар, перемкнул что-то, или разъел. Километров через 100 и они погасли… Весь мой свет – мигающие аварийки.

       Спасибо гаишникам, которые останавливая меня на каждом посту и осматривая пробоину, глядя на мой промёрзший вид говорили:

- Вот брянские волки беспредельщики! Вот (на каждом посту добавлялись всё более и более яркие эпитеты, с которыми я полностью был согласен)… Сейчас они у нас все поплачут! Сейчас захлебнутся в протоколах и потерянных деньгах, рассчитываясь за «неправильно закрепленный груз»! (и дальше опять следовал долгий перечень качеств, присущий таким водителям).

*****

        В Москву я въехал промёрзший насквозь так, что холода уже не чувствовал... Я направился, еле двигая закоченевшими мышцами, к друзьям. Лера открыла дверь и, увидев меня, открыла рот. Я с трудом выдавил:

- Горячую ванну... набери… пожалуйста...

       Как я дошёл и разделся, не помню. Я медленно, преодолевая сопротивление окоченевших мышц, опускался в ванну, над которой клубился пар, но я не чувствовал ничего. Я лёг, вытянулся и закрыл глаза…

        Открыл глаза от того, что почувствовал – кто-то смотрит на меня. Около ванны стояла Лера и держала чашку горячего ароматнейшего кофе.

- На, Дим, выпей, пожалуйста, - и протянула её мне. Я в знак благодарности просто посмотрел ей в глаза и закрыл их, как бы говоря – Оценил, спасибо!

        Мгновенно мелькнула мысль: "За почти 3 года совместной жизни жена ни разу, ни при каких обстоятельствах не предлагала тебе ни чай, ни кофе. Ни в постель, ни в ванну, ни за столом. Никогда не говорила – Выпей (или попей) пожалуйста…"

        Это был наилучший кофе из всех выпитых мною. Всё было «в тему» и ванна, и кофе, и отношение ко мне именно в этот момент.

*****

        На следующий день я нашёл в газете «Из рук в руки» б/у капот, починил до "нет течи" верхний бачок радиатора и поехал в Химки за капотом. Капот был нужен. В своем городке я его не найду и придётся снова за 300 км ехать в Москву. Лучше сразу приехать с ним.

       На выезде на МКАД по Волоколамке, на посту ДПС меня тормознул гаишник, майор. Я объяснил ему ситуацию, показал развороченный капот и сказал, что еду в Химки, а потом сразу домой восстанавливать машину по Ленинградке в Тверскую область...

        Он не вошёл в ситуацию. Забрал права, вписал в талон предупреждений дату и статью КоАП, послал в сберкассу оплатить штраф. Добавил, что когда приеду с квитанцией об оплате, он впишет в талон оплату, поставит подпись и вернёт права. Все мои доводы, что я не успею и мне придётся ночевать в Москве он отмёл, ставшими девизом подленьких гаишников, словами:

- Это ваши проблемы, - и добавил, - Жду.
   
     Сказав это, он развернулся и пошёл в свою будку.

***** 

        Пока я нашёл продавцов капота, пока вскрыли замёрзший замок гаража, пока вместе втиснули его в салон, - сберкассы уже закрылись и не оставалось мне ничего, как вернуться опять на пост и попытаться ещё раз уговорить гаишника.

        Когда я зашёл в будку, в ней, на вытяжку, стоял ОН - майор, а в кресле, листая журнал, сидел полковник…

"Отлично, - подумал я – Есть шанс порвать майора"…

- Товарищ полковник, разрешите обратиться к товарищу майору, - чётко сказал я, подойдя почти строевым шагом вплотную к полковнику.

        Надо было видеть его взгляд! Удивление, уважение, смешанное с восхищением!

- Да, обращайтесь, - ответил он, улыбнулся, резко развернулся на крутящемся кресле, откинулся, но раскинул в твёрдый упор ноги.

        И тут я выступил с пламенной речью минут на 5-10. Я вспомнил «брянских волков», болото и коряги; я вспомнил именно добрым словом каждого гаишника от Брянска до Москвы; вспомнил своих друзей; вспомнил и всех россиян, вынужденных жить вместе… в одном котле; вспомнил и М.Жванецкого с его фразой: «Тщательнее ребята надо, тщательнее»… и закончил коротко:
 
- … я не знаю, товарищ майор, Ваших друзей и коллег, но я желаю, чтоб они ВСЕГДА относились к Вам так, как Вы сегодня отнеслись ко мне. Я не знаю как Вы прослужите дальше, как человек или как нелюдь, но я желаю одного, - чтобы именно ТЫ на пенсию ушёл майором, а ещё лучше капитаном!..

        Майор стоял и хлопал глазами, сказать ему было нечего. Нет, ничего человеческого не проснулось в нём, в его заплывших поросячьих глазках не мелькнуло понимания. Может и наступит, потом. А сейчас он стоял и тупо молчал.

        Полковник сидел, улыбаясь. Но крайне задумчивый взгляд у него был иным… отличным от майорского.

- Простите, - сказал тихим голосом он, - Хватает и у нас ублюдков… Простите, Вашими словами нелюдей… Как Вас зовут?

- Дмитрий.

- Майор, - уже обращаясь к нему, сказал полковник - временное Дмитрию отдай!

        Майор подскочил к столу и отдал мне молча в руки права.

- Дмитрий, - сказал полковник, - дайте майору червонец, - и добавил уже ему:

- Пойдёшь завтра оплатишь, и к 11-00 с квитанцией ко мне в кабинет. Понял?!!

        Я протянул майору червонец, а полковнику:

- Товарищ полковник, временное удостоверение отдайте пожалуйста...

Он молча что-то черканул и протянул мне его со словами:

- Удачи!

        Я мельком глянул во временное: в графе «Баллы» - прочерк, в графе «Подпись» - «п-к» и далее подпись…

*****

        Ещё много лет потом, останавливающие меня гаишники с удивлением рассматривали мою «времянку» и, даже при явном нарушении, взяв под козырёк, возвращали все документы, не составляя протокола.

        А я думал при этом об ином:

- Ну ведь могут быть понимающими и думающими людьми! Ну ведь могут быть человеками, а не нелюдями!.. "брянскими волками" в гаишных погонах… Да, есть у каждого шанс вместо «брянского волка» стать порядочным человеком! Просто закрепи СВОЙ "груз"! Просто помоги ближнему по Жизни!

17.03.2013


Рецензии
Тяжёлый случай. Но всё же повезло, что подвернулся полковник! Сколько случайностей бывает в жизни... Хорошо, что так закончилось!

Борис Аверин   21.03.2013 02:05     Заявить о нарушении
Я хотел показать "качели Жизни": тяжелая работа - на отдых к другу в Киев - доску в капот - отличные гаишники - замёрз - ванна и кофе - найден капот - идиот майор, и в оконцовке порядочный полковник! Так и качаемся каждый день "от хорошо к плохо" и обратно! Спасибо!

Дмитрий Щербаков 2   21.03.2013 07:52   Заявить о нарушении