Подруга из прошлого. часть 1

               

    Было раннее утро середины июля, когда Вера Иванова вышла на крыльцо своего дома и лениво потянулась.

    Это была женщина лет шестидесяти, не по годам моложавая, с пышной копной светлых волос. Она жила в большом деревянном доме одна. Муж Николай несколько лет назад умер. Дети, а их у неё было четверо, давно выросли и разъехались по разным городам. Двое старших, даже успели уже обзавестись своими семьями.

    - Ох, и жара сегодня будет, - посмотрев на небо, подумала она. - Нужно бы до обеда управиться.

    - Здравствуй Вера! – увидев ее, крикнула соседка Мария. – Что-то ты сегодня рано. Не спиться что ли?

    - Здравствуй! – подвязывая на голову платок, отозвалась Вера Ивановна. – Да вот решила пораньше на огород пойти. Смотри утро, а уже жара-то, какая. Думаю, к обеду пекло будет. Какая уж тогда работа. Да, что-то сердце сегодня щемит. Не болит, а прямо ноет.

    - Ты бы лекарства, какого выпила. На жару же идёшь.

    - Да какое там лекарство, - отмахнулась Вера Ивановна. - Говорю же, не болит, а как-то вот заходиться. Господи! Не случилось бы чего! Не дай Бог, с детьми что-то. Прямо вот целое утро места себе не нахожу. Не знаю, что такое?

    - Да ну тебя! – хмыкнула соседка. - Вот всегда так, кольнёт где или заноет, сразу про детей думаешь. Да, что с детьми будет-то? Живут себе в городах и в ус не дуют. И о нас они мало думают. Когда твои-то в последний раз тебя навещали?

    Вера Ивановна вздохнула.

    - Вот то-то же! – продолжала ворчать соседка. – И мои тоже уж и не помню, когда ко мне приезжали. А мы всё о них печёмся.

    - Да ладно тебе! – нахмурилась Вера Ивановна. - Некогда мне с тобой тут болтать. Ещё целый огород картошки окучить нужно. Пошла я!

    И махнув рукой, Вера Ивановна побрела за дом.

     Прошло примерно часа два, как вдруг у себя за спиной она услышала взволнованный голос соседки:

    - Вера! Вера! Там к тебе пришли. Какой-то мужчина. Знаешь, в дорогом таком костюме с портфелем. Тьфу ты с этим… дипломатом, что ли. В общем, из города приехал. Тебя спрашивает. Ну, чего стоишь-то? Иди! Ждёт же!

    - Ой, Господи! – выронив мотыгу, вскрикнула Вера Ивановна. – Вот оно сердце-то недаром ныло. Чувствовала я, что что-то случилось. Ой, Мария, боюсь я чего-то. Из города говоришь? А вдруг, что плохое?

    - Да иди уж! – подтолкнула её Мария. – Человек же издалека приехал, на жаре стоит.

    - Вот она! – помахав незнакомцу, прокричала Мария, чуть ли не силком таща за собой бледную и испуганную женщину. – Вот она самая Цветкова Вера Ивановна!
   
    - Здравствуйте Вера Ивановна, - слегка наклонив голову, поздоровался мужчина.
   
    - Ага! Здравствуйте! – тихо ответила Вера Ивановна. – Вы ко мне? Вы из города? А что случилось?

    - Да не волнуйтесь вы так, ничего страшного не случилось. Можно к вам пройти?

    - Да, да проходите, пожалуйста, - сказала Вера Ивановна и, кинув на Марию, взгляд полный ужаса, первой вошла в дом.

    - Вера Ивановна, приступим сразу к делу, - подсаживаясь к столу, официальным тоном произнес гость. - Меня зовут Сергей Николаевич, и я имею к вам поручение. Вы же знаете Светлову Анну Михайловну?

    - Кого? Светлову Анну Михайловну? – растерянно переспросила Вера Ивановна и, медленно опустилась на стул. – Нет, не знаю.

    - Ну, как же Вера Ивановна? Вы же когда-то жили с ней в одном городе в Ленинграде и были подругами, - сказал мужчина и, достав из дипломата небольшую фотографию, протянул женщине. - Посмотрите, вот здесь вы вдвоем стоите на набережной Невы.

    Вера Ивановна взглянула на снимок и ахнула:

    - Ах, Аня? Боже мой! Это же Аня! Это нас муж Николай фотографировал. Правда, тогда мы еще были не женаты. Господи! Молодые-то, мы какие. Ну, точно Михайловна она. Так вы её знаете? Где она? Мы же с ней уже целую вечность не виделись. Сколько же лет-то прошло? Ой, даже и подумать страшно. Откуда у вас эта фотография?

   - Значит, вспомнили? Вот и хорошо, - кивнул Сергей Николаевич. - А я собственно прибыл к вам по её просьбе. А вернее по её распоряжению.

    - По её распоряжению? – удивлённо вскинула брови Вера Ивановна. – Как это?
 
    - Сейчас я всё объясню, - произнес мужчина и разложил на столе какие-то бумаги. - Дело в том, что Анна Михайловна уже давно проживает в Америке.

    - В Америке?

    - Да в Америке, - опять закивал Сергей Николаевич. - Так вот Анна Михайловна поручила мне отыскать вас и передать вам от неё подарок.

    - Аня просила меня найти? Странно. Она хочет мне что-то подарить? Но почему? Значит, она меня не забыла?

    - Да, она вас не забыла, - подтвердил поверенный. – И более того моя клиентка оформила на вас завещание. Она передаёт вам миллион долларов.

    - Что? – не поняла Вера Ивановна. – Что вы сказали? Я, наверное, ослышалась.

    - Нет, вы не ослышались, - спокойно произнес Сергей Николаевич и, глядя на удивлённо-испуганное лицо женщины, изобразил подобие улыбки, чуть приподняв вверх правый уголок своих губ. - Анна Михайловна завещает вам миллион долларов.

    - Миллион долларов??? – вытаращив глаза, еле слышно проговорила Вера Ивановна. – Мне? За что?
    
    - На этот счёт у меня нет никаких объяснений. Я только уполномочен передать вам распоряжение Анны Михайловны и оговорить условия получения этих денег.

    - Подождите, подождите, я что-то ничего не понимаю. Аня дарит мне деньги? Просто дарит? А как это? Но почему? А откуда у неё столько денег? Она что богатая? Да почему мне-то? Ой, что-то я ничего не понимаю.

    - Вера Ивановна, пожалуйста, успокойтесь и для начала ознакомьтесь вот с этими документами.

    Вера Ивановна уткнулась взглядом в бумаги, но от волнения ничего не могла прочитать. Буквы как ненормальные перескакивали с одной строчки на другую.

    После нескольких минут упорных усилий она, наконец, виновато вздохнула:

    - Ой! Вы уж меня извините, но я что-то ничего не могу здесь разобрать. Вы лучше на словах расскажите, что это такое.

    - Хорошо, - снисходительно произнес Сергей Николаевич. – Это завещание! Анна Михайловна ещё при своей жизни отписывает вам миллион долларов. Да кстати ваша подруга очень богатая женщина и этот жест доброй воли ни сколько не повлияет на её благосостояние. Так, что на этот счёт вы можете быть совершенно спокойны.

    - Боже мой! – испуганно прошептала женщина. - А что это значит еще при своей жизни?

    Сергей Николаевич вздохнул.
 
    - Понимаете, Вера Ивановна все дело в том, что в данный момент Анна Михайловна очень больна.

    - Ах! – всплеснув руками, вскрикнула женщина. - Аня болеет? Что с ней? Да как же это? Что-то серьёзное?

    - Да! Состояние у неё можно сказать, даже критическое. Поэтому может случиться, так что это поручение окажется ее последней волей. За что и почему – мне это не ведомо. Ну, к примеру, можете считать, что с её стороны это благотворительность, скажем в память вашей былой дружбы.

    - Былой дружбы? – недоверчиво протянула Вера Ивановна, и на её лице отобразилось крайнее удивление, вскоре сменившееся какой-то жалобной улыбой. – Нет, что-то тут не так. Может, вы чего путаете? С чего это она станет меня благодарить и вообще…? С какой это стати она хочет мне помочь? Да зачем ей это всё нужно?

    - Уважаемая Вера Ивановна, а зачем вам вдаваться в такие тонкости и искать смысл такого поступка вашей подруги? Есть факт – она завещает вам деньги. Я должен вам их передать, а вы уж потом должны ими распорядиться. Вот и всё! Ведь вам не помешают эти деньги, не так ли?

    - Да деньги-то никогда лишними не бывают, только… как-то странно это.

    - Что ж тут странного? Одна женщина хочет помочь другой. Ну и что в этом вы находите странного?

    - Вот это-то и странно, что именно Аня хочет помочь мне.
 
    - А почему вы решили, что она хочет помочь именно вам? А может быть она в первую очередь хочет немного помочь и, так сказать поддержать ваших детей. У вас же их четверо, если не ошибаюсь. И как минимум двоим из них, такая помощь не помешает. Я бы даже сказал больше, что такая помощь им сейчас будет как нельзя к стати. Вы согласны со мной?

    - Да, детям сейчас такая помощь не помешала бы, - согласилась Вера Ивановна. – Ой, даже и не знаю, что вам сказать…

   Сергей Николаевич нетерпеливо передернул плечами.

    - Вы Вера Ивановна право какая-то странная женщина. Вам предлагают помощь, а вы ещё сомневаетесь. Поверьте любой бы на вашем месте, по меньшей мере, радовался бы такому случаю.
 
    - Да я радуюсь, - как-то совсем не весело отозвалась женщина. – Радуюсь я. Только всё это очень… неожиданно. И откуда Аня знает, что у меня есть дети? Я что-то никак в себя придти не могу. Ну, а с другой стороны, если она решила сделать мне такой подарок, то ей, наверное, виднее. Раз Аня там, в Америке всё равно богатая и ей не жалко денег тогда…тем более как вы говорите это ее последняя воля… Что ж, спасибо ей.

    - Вот и хорошо! – облегчённо вздохнул Сергей Николаевич. – А теперь перейдём к следующему этапу нашего разговора. Как я вам уже сообщал, для того, что бы получить эти деньги вы должны выполнить определённые условия, которые к стати оговорены в этих документах. А именно: - Вы должны сообщить детям, что намереваетесь продать этот дом и переехать жить к кому-нибудь из них. Мотивировать свой поступок вы можете тем, что плохо себя чувствуете или что вам тяжело жить одной и управляться с хозяйством или ещё какими другими причинами, которые можете придумать сами. Но условия таковы, что только после того как кто-нибудь из детей согласиться вас навсегда приютить у себя, вот только после этого вы сможете получить эти деньги. А дальше распоряжайтесь ими по своему усмотрению. Можете их отдать тому, кто возьмёт вас к себе или разделить эти деньги между всеми. В общем, это будет полностью ваше право.

    - О Господи! – вырвалось у женщины. - Так это что я должна продать свой дом и переехать к детям?

    – Нет, нет! – замахал руками Сергей Николаевич. - Вера Ивановна, вы не совсем правильно поняли. Дом, пока продавать не обязательно. Вы только детям так скажите, что намереваетесь его продать. А как только первый из них оставит вас у себя, на том условия будут считаться выполненными. Вы получаете деньги и дальше… ну, а впрочем, как вы поступите дальше – это уже не моя компетенция.

    Вера Ивановна, хлопая глазами, молча смотрела на мужчину. И Сергей Николаевич, в свою очередь, не желая её торопить, тоже молчал. Но было видно, что нерешительность этой женщины слегка озадачила его. Он встал, прошелся по комнате, выглянул в окно, потом опять подсел к столу.

    - Вера Ивановна, а дом-то у вас огромный и хозяйство большое, как я погляжу. А ведь действительно трудно, наверное, справляться со всем этим одной-то?

    - Да хозяйство не очень-то и большое, куры, да огород, - пожала плечами Вера Ивановна.

    - И, тем не менее! – настаивал мужчина. – Посмотрите на всё это с другой стороны. Может быть, Анна Михайловна хочет подтолкнуть вас к поступку, о котором, как мне кажется, вы и сами не раз думали. А? Поедете к детям, будете жить вместе. И вам веселее и им помощь. И повторяю, не забывайте о больших деньгах!

    - Да так-то оно так, - неуверенно произнесла женщина. - С детьми конечно веселее. Но они же меня не звали. Да и у каждого из них уже своя жизнь. Ох! Но ваша правда помощь им не помешает. Тем более что и деньги-то большие.
 
    - Вот и я о чем! – обрадовался Сергей Николаевич. – А теперь самое главное! Есть ещё один небольшой нюанс. Ваши дети ничего не должны знать о завещании. Понимаете? Ничего!!! Вы должны будете сказать им, что продать дом и переехать в город, это было ваше собственное решение. И убедительно вас прошу не обманывать нас и не хитрить. И если кому-либо из ваших детей станет, известна истинная причина вашего приезда, то поверьте, мы обязательно об этом узнаем. И вы только себе же хуже сделаете, так как в таком случае договор сразу аннулируется. И вы и ваши дети не получите никаких денег, а мне придётся откланяться и на этом мы с вами расстанемся.

    - Господи! Страсти-то, какие! Вы меня прямо запугали, - вспыхнула Вера Ивановна и, стащив с головы платок, принялась обмахивать им раскрасневшееся от волнения лицо. – Сердце что-то опять защемило. Сначала приходите и как гром на голову сообщаете, что мне отписывают миллион, а потом пугаете, что отнимете. Вы словно в игрушки играете. Я уже не в том возрасте чтоб в такие игры играть.
 
    - Ну что вы, что вы, Вера Ивановна! Я с вами ни в какие игры не играю и, Боже упаси, не запугиваю вас! Я только констатирую факт. Есть факт предписанного вам завещания. Есть факт некоторых правил, которые вы должны выполнить, чтобы получить эти деньги. И я просто уточняю. Или вы принимаете все условия и получаете миллион долларов. А это большая, даже очень большая сумма. Или вы отказываетесь и остаётесь без денег. Но заметьте не только вы остаётесь без денег, но и ваши дети тоже остаются ни с чем. Решайте!

    Вера Ивановна была в крайнем замешательстве.

    - Хорошо! – вздохнул Сергей Николаевич. - Я вижу вам нужно время, чтобы обдумать своё решение. Поступим так. Сейчас я ухожу, а завтра мы с вами опять встретимся. И если вы соглашаетесь со всеми выше оговорёнными условиями, то мы тут же оформляем все документы, подписываем договор и…, а впрочем, дальше уже ваши действия. Ну, а если вы не пожелаете получить свой миллион долларов, то подписываете отказ и я, повторяюсь, вынужден буду с вашего позволения откланяться, и вы меня больше никогда не увидите.

    Говоря это Сергей Николаевич аккуратно сложил в стопку все разложенные на столе бумаги и убрал в дипломат.

    - Ну, до завтра! В восемь часов я буду у вас, – сказал он и, слегка кивнув головой, исчез за дверью.

    После ухода Сергея Николаевича Вера Ивановна, словно застыв, не двинулась с места. Это неожиданно свалившееся на неё богатство совсем сбило её с толку. Переваривая в уме все только что услышанное, она то радовалась, то пугалась.

    - Миллион долларов! Это же огромные деньги! Миллион долларов! – тихо повторяла она, и вдруг у неё перехватило дыхание. - Ах! Это же очень, очень огромные деньги!!! Вот тебе и Анна. И кто бы мог подумать, что именно она сделает мне такой подарок. А дети-то как обрадуются! Ой! Так ведь дети же ничего не должны знать! Господи! И зачем она придумала такие условия? Хотела бы подарить деньги, так взяла бы просто так и подарила, а то…

    И тут в комнату вихрем внеслась соседка.

    - Вера! Вера ну что? Ну, кто это был? Что ему нужно-то было? Ой, насилу дождалась, пока уедет. Чего долго-то так сидели?

    Вера Ивановна не сразу нашлась что ответить.

    А сгораемая любопытством Мария продолжала без умолку трещать:

    - Ой! Да на тебе лица нет! Чего молчишь-то? Случилось что? Господи! Да скажи хоть слово. Вера!

    - Да что ты так кричишь? – наконец оборвала ее Вера Ивановна. – Шуму-то от тебя сколько. Да ничего не случилось.

    - Ну, а чего тогда бледная такая? Чего мужик-то хотел?

    - Чего хотел…? – медленно переспросила Вера Ивановна. - А он мой дом собрался покупать. Ага! Дом я продаю. К детям еду. Вот решила, у них буду жить.

    Вера Ивановна поднялась. А Мария, напротив, от неожиданности плюхнулась на стул.

    - Вера? – прошептала она. - Да ты что? Ты дом продаёшь? Да как же это? Господи! А, что ты мне ничего не говорила? Да когда ж ты это надумала? Господи, дом-то ещё хороший. А картошку-то чего тогда сажала, если уезжать собралась? Боже мой! Боже мой! А дети-то знают? Они тебя к себе берут? А к кому едешь-то? Ой, ну и огорошила ты меня.

    - Ну, что ты так тараторишь? И так голова кругом идёт! – прикрикнула Вера Ивановна. – А что? Возраст уже – не молодая. Трудно мне одной-то, да и с детьми веселее. И помощь, какая-никакая от меня им будет, ну с детками там посидеть или за квартирами присмотреть. В общем, решила я к ним переехать! И все!

    - Оно то конечно! Раз решила так решила, - уныло покачала головой Мария. – Оно то конечно! Дом у тебя хороший, за него большие деньги можно выручить. Правда, на всю жизнь не хватит, а всё ж ребятам помощь. Да и с деньгами-то к детям оно сподручней будет. А к кому едешь-то?

    - Да что ты такое мелешь? Что это значит с деньгами сподручней? – вспылила Вера Ивановна. – Ты что думаешь, мои дети без денег меня и не примут? Ты это знаешь, говори да не заговаривайся!

    - Ой! Обиделась что ли? – прижав руки к груди, на распев проговорила Мария. -  Да не серчай! Это я так сказала. Да конечно дети тебя и без денег возьмут. Ты же им мать всё-таки.

    А потом вздохнула и как-то грустно добавила:

    - Я вот про своих подумала. Вот мои-то меня не зовут. Ну, ни один, ни разу не позвал. Хоть бы в шутку. Ан нет. А твои вишь, позвали.

    - Да не звал меня никто! - почему-то разозлилась на нее Вера Ивановна. – Да и не знают они пока ничего про это. Я сама так решила. Вот приехал этот покупатель, я сейчас и решила. Дом ему мой понравился. Предложил купить, я и согласилась.

    - Ах! – вскочила соседка. - Ты с ума сошла! А если не дай Бог, дети не согласятся, ну… то есть, мало ли что? А может тебе самой у них не понравиться? Ты хоть и из города сюда в деревню приехала, а всё ж посчитай, пол жизни здесь прожила. Ты бы повременила пока дом-то продавать.

    - Так я и не продаю его сейчас. Вот поеду сначала к детям, обговорю всё, а уж потом… ну, а ты пока за домом присмотри, а? Присмотришь, соседушка?

    - Ай, ну тебя! – всхлипнула Мария. - За домом-то я присмотрю, конечно. Только ты что-то удумала…! Ох! А я-то как же без тебя останусь? Ох!

    И продолжая всхлипывать, расстроенная соседка выскочила из комнаты.

    Наступил вечер, а за ним ночь. Вере Ивановне не спалось. Какие-то шальные мысли лезли ей в голову.

    Наконец не выдержав, она принялась разговаривать сама с собой:

    - А, что собственно произошло? Ну, завещание! Ну, миллион! Ну не конец же света? Что это я себя так накручиваю? Что я так переживаю? А если я уж так боюсь, так могу и отказаться…! Ой, Господи! Да, что я, в самом деле? Вот дурная баба! Мне такие деньжищи предлагают, а я ещё чего-то кочевряжусь. Но всё-таки, почему Анна, решила подарить мне деньги? Да и условия она придумала какие-то не очень хорошие. Просто даже унизительные какие-то. Но так и деньги большие! Ой, наверное, все богатые с причудами. Да к тому же сильно больная она. Ну, вот и решено, так и буду относиться ко всему этому как к причуде.

    Так и не сомкнув глаз, Вера Ивановна уже рано утром была на ногах, и с волнением ожидая Сергея Николаевича, стояла у окна. А он, как и обещал ровно в восемь часов, появился на пороге её дома. На этот раз переговоры длились не долго. Получив от Веры Ивановны согласие, Сергей Николаевич сразу повёз женщину в район, для того, что бы официально подписать и заверить договор и все остальные деловые бумаги. После чего отвёз её обратно в деревню и, сообщив, что завтра за ней придет машина, распрощался и уехал.
 
    Проводив Сергея Николаевича, Вера Ивановна, растерянно походила по дому, потом подсела к столу и задумалась.

    - Ну, ребятки мои, к кому же первому из вас мне поехать-то?

    Деревня в которой жила Вера Ивановна находилась в Тверской области почти по середине между Москвой и Санкт - Петербургом. И так случилось, что двое её старших детей жили в Москве, а двое младших в Санкт–Петербурге.
 
    Старшему Ивану стукнуло уже тридцать девять лет. Он поздно женился и сейчас с молодой женой и маленьким сыном проживал в своём небольшом особнячке около Москвы. Иван имел собственный бизнес так, что материально он был вполне обеспечен.

    Второй дочери Елизавете исполнилось тридцать пять лет. Она была замужем и имела двух дочерей восьми и пяти лет. Жили они в шикарной четырёхкомнатной квартире, почти в центре Москвы. Её муж работал в банке и имел хорошую зарплату, а она занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Уровень благосостояния их семьи был выше среднего, словом на бедность они тоже не жаловались, жили в достатке.
 
    Третьим ребёнком Веры Ивановны была незамужняя двадцати восьмилетняя Ирина, которая работала парикмахером в каком-то элитном салоне красоты. Ирина не бедствовала, но лишних денег у неё никогда не было. Жила девушка в Санк-Петербурге не далеко от Невского проспекта в малогабаритной однокомнатной квартире.

    А её младший брат и последний ребёнок Веры Ивановны Игорь тоже жил в маленькой однокомнатной квартире, только на окраине города. В своё время родители Николая то есть мужа Веры Ивановны были не последними людьми в Ленинграде, отец занимал высокий пост в администрации города, а мать преподавала в институте. И у них была огромная трёхкомнатная квартира в центре Питера, которую после их смерти Николай разменял на две однокомнатные. Вот в эти квартиры и поселились Ирина и Игорь.
    Игорю только, что исполнилось двадцать четыре года. После окончания художественного училища он устроился в небольшую реставрационную мастерскую. Но эта работа, как он говорил, не приносила ему морального, а тем более, материального удовлетворения. Поэтому, называя себя свободным художником, он частенько подрабатывал на Невском проспекте, рисуя портреты прохожих.

    - Так к кому же первому мне ехать? – мысленно повторила Вера Ивановна. – Ну, конечно же, к Игорьку. Тебе-то сынок труднее всех живётся. Эх, говорила же я тебе, что это твоё рисование ни к чему хорошему не приведёт. Ну, что это за профессия такая? Ох, не послушал ты меня! Ну, да что теперь об этом. Да милый мой, к тебе первому и поеду, а там как Бог даст. Ну, что же нужно собираться.

    Вера Ивановна озадаченно огляделась вокруг.
   
    - Что же взять-то с собой? Господи! Ума не приложу, что взять?

    И вдруг словно опомнившись, вскочила.

    - Да, что это со мной? Ну, я совсем уже из ума выжила. Что я не знаю, какие подарки детям привезти!? И правда, с этим миллионом совсем дурная стала.

    В одно мгновение вся растерянность Веры Ивановны куда-то улетучилась и она, тут же забыв про завещание, словно заводная стала носиться по дому, быстро и по-деловому собираясь в дорогу.

    И только тогда, когда два чемодана были под завязку упакованы и медком и сушеными грибочками и солениями и вареньицем и всякими другими домашними припасами, она тяжело опустилась на диван и вздохнула:

    - Ну вот, вроде бы всё собрала. Теперь можно и к детям.

    На следующее утро, как и обещал Сергей Николаевич, за ней пришла машина.

    Погрузив свои чемоданы, Вера Ивановна ещё раз взглянула на свой дом, помахала прослезившийся соседке и, перекрестившись, тихо сказала:

    - Сначала к младшенькому моему к Игорёчку в Питер. Ну, с Богом!


Рецензии
Я заметила, что если речь о деньгах, то сразу возникает интрига, страсти разгораются, интерес появляется.
Солнца, ДИна

Дина Гаврилова   02.05.2015 15:45     Заявить о нарушении
Возможно, вы правы. Спасибо, что зашли ко мне на страничку. С уважением!

Наталья Катун   02.05.2015 17:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.