Вот он какой наш читатель

— Товарищи и господа, подходите, смотрите, покупайте! Крупнейшее военное издательство, — громогласно зазывал посетителей высокий, представительный мужчина, с хорошо поставленным командирским голосом.

 К павильону с пограничным столбом на выставке «Книги России» сразу же стал подтягиваться разношерстный народ.

— Владимир Иванович, а у вас есть репринтное издание «Медного всадника»? — изрек интеллигентного вида мужчина, присматриваясь через толстые линзы очков к бэйджику продавца, на котором написано: «начальник отдела реализации Владимир Иванович Егоров». — И наклонившись почти вплотную к прилавку с книгами, стал разглядывать представленные альбомы.
— У пограничников есть всё! — уверенно произнёс начальник отдела, затем что-то сказал на ухо своему помощнику — Вадиму Леонидову. Тот быстро куда-то сбегал и вернулся с большой иллюстрированной книгой.

— Боже мой, какое издание! Иллюстрации самого Александра Бенуа! — восхищенно произнес очкарик, аккуратно беря книгу.
— А детская книга с иллюстрациями украинского художника Ерко есть? — спросила молодая, немного полноватая женщина. — Сынок его любит очень.
— Вот, украинской книжечки нема, а сало найдётся, — схохмил Егоров.
— А художника Бритвина? — с надеждой проговорила женщина. — Тоже великолепный иллюстратор!
— Для вас, сударыня, Виктор Бритвин найдётся, — радостно произнес Владимир Иванович, обрадовавшись тому, что сможет помочь молодой маме. — Вот сборник чувашских народных сказок. Очень хорошо издан. Только что из типографии.

Женщина, счастливо улыбаясь, отсчитала деньги за книгу.
— Соколик, лечение спины где поглядеть можно? Совсем радикулит окаянный замучил, —  запричитала бабулька, протискиваясь через потенциальных покупателей. — Мне бы книжечку, про травки разные, народную…

— Не переживай, бабуля, подберем. Основательную! — пообещал начальник отдела реализации и уже через секунду вручил старушке журнал «Пограничник». 
— Дай тебе Бог здоровья и милушку ласковую, — произнесла бабулька и стала внимательно изучать красочный глянцевый журнал.

Находившиеся рядом двое молодых парней весело загоготали. Один из них через некоторое время выговорил:
— Нам что-нибудь весёлое, командир, чтобы поржать можно было.
— Потом посмеётесь, сейчас серию «Защитники земли русской» посмотрите, — и Егоров протянул им несколько детских книжек. — О пограничниках, с картинками.
Паренёк что повыше поплевал на пальцы и стал быстро перелистывать страницы, поверхностно изучая рисунки. Другой, окинув беглым взглядом издание, придирчиво заметил:
— Чо-то картинок много! И люди на них больно серьезные!
— Юморески, веселые зарисовки армейские, фельетоны… — подал очередной сборник Владимир Иванович.
— А здесь писанина одна, — пролистав, вернул книгу парень.
— Тогда вот книжечка анекдотов с карикатурами Андрея Абрамова.
— Во, это подходит! — удовлетворенно произнёс паренёк и расплатился. Ребята переместились поглазеть в соседний павильончик.
 
Посетителей заметно прибавилось. Они стали внимательно рассматривать продукцию издательства. Подходит молоденькая, невысокая, симпатичная девушка в простенькой синтепоновой курточке и, смущаясь, спрашивает:
— Извините, а у вас есть что-нибудь… ну… про любовь?
— У нас — военных — есть, особливо про любовь. Вот классика: русская, советская, девятнадцатый век, начало двадцатого.
— Мне бы современное. Ну типа… приезжает девушка из провинции и встречает…
— Принца?
— Нет, олигарха …
— Вот, пожалуйста, современный, очень модный автор — офицер. Рекомендую. Читается легко, как раз то, что вам нужно — про истинную любовь, — Егоров галантно передаёт девушке роман в мягкой обложке. Та усердно начинает вчитываться в содержание книги.
— Любовь приходит и уходит, а выпить хочется всегда! — философски изрекает проходящий мимо мужичок с большой красной физиономией.

— Не только любовь к женщине важна, но и любовь к Родине. Для мужчины это тово… первое дело, я так считаю, — проговорил пожилой мужчина с большими пышными усами, затем отрекомендовался:
— Старший прапорщик запаса Сергеев Фёдор Кузьмич, пограничник.
— Фёдор Кузьмич, здравствуйте, пограничникам завсегда рады, — громко пробасил Владимир Иванович и крепко пожал руку ветерану.

— У нас на заставе солдатик служил. Видный такой из себя хлопец — ефрейтор Галушко, только вот полноватый был немного, — начал рассказывать  Фёдор Кузьмич, подкрутив пышные усы. — У него на все случаи жизни два основополагающих принципа было…
— Какие такие принципы? — заинтересованно спросил у пенсионера посетитель среднего роста в пыжиковой шапке и заметным брюшком.
Фёдор Кузьмич прищурился и, немного подумав, неторопливо произнес:
 — Так вот, Галушко, угощая как-то товарищей украинским салом из посылки, изрёк однажды первый свой принцип: «Для мене головне, чтобы Родина была счастливой и богатой. А мы её дети — якось проживем».

Вокруг заулыбались. Сергеев обвёл взглядом окружающих и продолжил:
—  Бегать ефрейтору на сработки тяжеловато было. Но он терпел. Молодец.  Мы его часто журили: «Ты бы, Ваня, похудел немного, спортом занялся». А он в ответ очередной принцип: «Я вам на это вот шо хлопцы скажу: для здорового человека, такого казака як я, спорт не нужен. А больному — вреден».
— Во-во, это точно. Пока толстый похудеет, то худой помрёт! — бодро воскликнул мужчина в пыжике, поглаживая брюшко.
— Фёдор Кузьмич, спасибо за рассказ, — поблагодарил ветерана Владимир Иванович. — Подарок вам от нас — книга фронтовика Юрия Ленчевского «Они из СМЕРШа», почитаете на досуге. Очень занимательное чтиво.

— Вот за книгу спасибо огромное! —  растроганно произнес старший прапорщик запаса, бережно убирая подарок в сумку. — Внуку Антошке почитаю…
— Я тут в рассказе углядела… командир один — шибко строгий — спину пустырником и крапивой лечил. Помогло ему очень, — неожиданно вымолвила бабуля закончив рассматривать журнал «Пограничник». — Пойду-ка домой настоя себе заварю…

Читатели прибывали и убывали. Большинство смотрели продукцию издательства, некоторые что-нибудь приобретали. Подходили и те, кто служил на границе. Они основательно изучали новые книги и журналы, задавали много вопросов, вспоминали свою пограничную молодость…
— Ну что, Вадим, хорошо мы сегодня потрудились? — спросил перед закрытием выставки Егоров своего помощника.
Леонидов утвердительно кивнул начальнику и выговорил:
— А всё-таки чертовски разный наш читатель, Владимир Иванович, и хорошо когда каждому находится книга по душе!

Р.S. А какой же всё таки наш читатель?


 


Рецензии
Спасибо, Александр! А у нас есть и про войну, и про животных, про природу, и про любовь найдётся, если хотите.

Эльвира Гусева   18.03.2013 14:56     Заявить о нарушении