II Чудная дудка. Поймать Шурале, одолеть Циклопа

14. ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЗ ГОРЫ.
II ЧУДНАЯ ДУДКА.
Однажды царица родила трех дочерей.
Тогда царь созвал всех предсказателей в своем государстве, чтоб узнать судьбу своих детей.
Много предсказателей собралось во дворец и все предвещали детям гибель, если они до двадцатилетнего возраста не будут скрываться от дневного света.

Поэтому детей скрывали и не пускали их никуда из дворца; а младшей было уж пятнадцать лет и царь подумал:
— Теперь больше не надо мучить их в темноте; они ведь взрослые; ничего не сделается, если они и выйдут».
Возле дворца находился прекрасный сад с всякими деревьями и плодами; в него царь пустил дочерей гулять и поставил кругом сторожей.

- Что же случилось?!

Когда дети начали играть между собою, они вдруг пропали и нигде не могли их найти.
Во дворце все грустили об этом несчастье.
Царь тоже был очень печален.
У него между прочими были три камердинера и один молодой конюх.
Чтоб угодить царю, камердинеры [как сравнение: АС. Пушкин, к примеру, имел придворное звание камер-юнкер, что было не высоким чином во дворцово-дворянской прислуге, но соответствовало званию и должностным обязанностям полковника армии и инфантерии, а в жандармско-полицейском ведомстве, министерстве дел внутренних,  как правило, на чин звание и должность выше – льгота, компенсация морально-общественному презрению] вызвались искать его дочерей, взяли несколько человек с собой и отправились, а конюху не дозволили ехать с ними, хоть он и просился.
Неделю они напрасно проискали; тогда они возвратились домой за дорожным припасом; отдохнув ночь во дворце, они опять просили позволения у царя и опять отправились на неделю разыскивать пропавших.
Конюх опять просил, чтоб и его взяли с собой, но они и теперь оставили его дома.

Мальчик грустил об том, что его не взяли, и пошел колоть дрова в лесу.
Там к нему подошел старик, который был гораздо выше обыкновенных людей, и смеясь сказал ему:
— Ты, милый, ведь еще не умеешь колоть дрова, давай-ка я попробую.
 Мальчик тотчас заметил, что это необыкновенный человек, но все-таки не струсил, а думал только, что ему делать.

Вдруг он ударил топором в пенек, притворился будто боится и сказал:
— Теперь не вырву топора; положи, пожалуйста, палец в щель и подержи немного, чтоб мне можно было топор вырвать.
Старик положил палец в трещину и не остерегся, а мальчик тотчас вырвал топор.
У старика и прищемил палец [см. тат. нар. сказки - Шурале]; он и стал просить мальчика освободить его.
А он нисколько не беспокоился о старике, а сказал очень хладнокровно:
— Нет, не пущу тебя прежде, нежели ты мне не скажешь где пропавшие царские царевны!
— Если действительно отпустишь, так скажу!
— Я всегда исполняю данное слово! — возразил мальчик.
И старик тогда сказал ему:
— Все три царевны находятся во власти горного духа. Младшая находится сто сажен под землей в железной комнате; у неё на голове железная корона и на пальце железное кольцо. Средняя еще сто саженей ниже в серебреной комнате с серебреною короною на голове и с серебреным кольцом на пальце; а старшая находится еще сто саженей ниже в золотой комнате и у ней на голове золотая корона, а на пальце золотое кольцо. 

— Хорошо, что знаю! - отвечал мальчик, — а как их освободить оттуда? 
— Это легко, — возразил старик, — я тебе дам нужные инструменты, с помощью которых ты можешь пробраться в гору; только отпусти меня.
Тогда мальчик ударил топором о пенек и таким образом избавил старика.
Тогда тот дал ему канат в длину сто сажен, меч, бутылку живой воды и дудку — и сказал:
— Эти вещи тебе нужны; а когда захочешь взойти в гору, так затруби в дудку, тогда я явлюсь.
Они расстались; конюх пошел домой, а старик, Бог весть, куда.

Вскоре после того камердинеры возвратились домой, но ничего не нашли, и не слыхали о царевнах.
Тогда конюх [во дворцовой иерархии должность конюшенного была невероятно значительна – транспортный отдел (гараж)] явился перед царем и просил, чтобы и ему позволили искать царевен.
Царь дал ему позволение и сказал грустно:
— Вряд ли найдешь их, когда и другим не удалось; а попробуй все-таки, коли хочешь.
Тотчас мальчик отправился в дорогу и взял с собой вещи, которые ему дал старику.
Прибывши в лес, мальчик, думавший, что его никто не видал [не видит] свистнул в дудку и тотчас явился туда старик и спросил:
— Намерен ли ты идти?
— Да. — Отвечал мальчик.
— Так иди за мной! — сказал старик и отправился с ним. 

А камердинеры увидали, когда мальчик отправился из дворца и тихонько следовали за ним, чтобы узнать, куда он пойдет.
С изумлением они увидели, что по его свисту явился странный старик, за которым потом он пошел.
Они тоже пошли за ними.
Пришедши к горе, старик, равно как и мальчик, не знавший, что кто-нибудь шел за ними по пятам, подошел к скважине [пролому, вход в пещерье (утробу) гор, здесь речь о вертикальной расщелине, до которой её надо было подняться или даже взойти на вершину – «на гору»] в горе, опустил мальчика на канате, а после того и сам опустился.

Спустившись [на] сто сажен, они пришли к железной двери, которая загородила им путь.
Тут старик сказал мальчику:
— Проломи дверь мечом - своим!
Мальчик так и сделал; дверь отворилась и они взошли.
Тут увидали они младшую царевну в железной комнате, с железной короной на голове и с железным кольцом на пальце; но горный, дух, у которого был большой рог на голове и один только глаз на лбу, сторожил её [см. "Аладдин и волшебная лампа"].
Он поднял голову.
— Человеческою кровью пахнет!
Сказал он и встал; но девица помешала ему:
— Нет, - говорит, - здесь никого нет; ворон взлетел над нами, у него был кусок мяса в клюве.
Горный дух был очень близорук и стар, не заметил стоящего у дверей мальчика, поверил девице и сел опять.
В то время истопилась печь, и возле неё стоял большой лом, которым дух всегда мешал огонь.
Мальчик тихонько схватил этот лом, раскалил его на горне и потом выколол духу глаз [см. Одиссей на острове Циклопов (Киклоп Полифем)].
Дух в испуге вскочил, отбивался на все стороны и ревел до того, что вся гора затряслась; но так как был слеп, не мог поймать мальчика, а тот мечом отсёк ему голову.

Тогда старик тоже взошел в комнату и сказал мальчику:
— Теперь младшая сестра освобождена, сними с головы её корону и разруби надвое кольцо; возьми себе одну половину, другую отдай ей.
Мальчик сделал так, как старик учил; пересёк мечом кольцо взял сам одну половину, а другую положил девице на палец; а корону оставил в комнате в горе, и царевна вместе с мальчиком и стариком вышла из неё.

Теперь надо было освободить среднюю сестру.
Старик спустил мальчика и освобожденную царевну еще на сто сажен, а после того и сам спустился.
Тут они наткнулись на серебреную дверь, и старик опять приказал мальчику проломить её мечом.
Мальчик проломил дверь, и они взошли в серебреную комнату, в которой жила средняя царевна, и у неё была серебреная корона на голове и серебреное кольцо на пальце.
Мальчик снял у неё корону и оставил её в комнате, а кольцо пересёк надвое мечом, взял одну половину себе и отдал ему другую; потом они все вышли из комнаты.
Старик опять спустил всех еще на сто сажен и потом сам спустился за ними.
Они взошли в золотую комнату, где повторилось тоже.
Проломив дверь, мальчик взошел, снял корону с головы старшей царевны и разрубил надвое кольцо её.

После того они стали вылезать из горы: сперва старик, а другие за ним.
Старик все время помогал им.
Когда пришлось подниматься из последнего отделения, старик опять влез первый и потом опять помог царевнам и наконец, хотел было помочь мальчику.

— Что же тут случилось?!

Камердинеры пробрались к трещине, приблизились к старику, который вытаскивал мальчика и как скоро увидели его, отсекли канат так, что старик не заметил и мальчик упал вниз.
Оттого старик испугался и убежал в лес; а камердинеры взяли царевен, повели их во дворец и велели им клясться, что они скажут царю, что они нашли царевен.
Царевны принуждены были обещать им это и, пришедши во дворец, камердинеры явились перед царем и сказали, что они нашли царевен.
Когда царевны подтвердили это, царь поверил им и хорошо наградил их за такую услугу.
А о конюхе не только царь, даже и никто не вспоминал, его уже все забыли; правда, царевны помнили его, но они не смели ни слова сказать о нем, потому что не могли нарушить свою присягу [присяга слугам, соблюдение договора].

Однако конюх все еще был жив.
Когда отсекли канат, он упал вниз и разбил все тело; а как скоро очнулся, вспомнил, что у него есть живая вода в бутылке, он хлебнул из неё и тотчас сделался здоровым.
Он начал думать о своем несчастье и пошел вперед; тут он вспомнил дудку, которую старик дал ему, и свистнул в нее.

Тотчас явился к нему старик и спросил:
— Отчего ты так грустен и плачешь, мой друг?
— Потому, — отвечал мальчик, — что ввек не выберусь отсюда, хотя я и освободил царевен.
— Здесь есть ворон, — сказал тот — авось, он тебя может вынести!
— Непременно может, — отвечал мальчик, — я до того проголодался и похудел, что немного вешу.
Тогда муж принес туда ворона, мальчик сел ему на спину и полетел.
В короткое время ворон вытащил его на свет.

Мальчик не знал, куда ему идти.
Во дворец он не смел, потому что боялся камердинеров, а жить ему было негде.
Думая об этом, он взошел к одному кузнецу [см. Бажов "Хозяйка медной горы" и под.], который жил возле дороги и нанялся у него в работники.
Через несколько недель во дворце понадобился кузнец.
Именно, младшая царевна желала иметь такую корону, какую она имела в горе, и потому призвали хозяина этого мальчика во дворец.
Бедняк не хотел браться за эту работу, потому что был уверен, что не съумет сделать её; но приказ царя был строг, и противоречие кузнеца не помогло; он должен был сделать корону.
Он взялся за работу и через несколько дней сковал что-то вроде короны и послал её к царевне; но она не была довольна короной и отослала её ему назад.

Когда мальчик узнал дело от мастера, он стал думать, не может ли он достать царевне такую корону; и когда вечером кузнец лег спать, он пошел за кузницу и свистнул на своей дудке.
Тотчас опять явился перед ним старик и спросил:
— Чего ты желаешь, малый?
Мальчик отвечал:
— Царевна желает такую корону, какую она имела в горе, и я хотел бы доставить ей её.
— Можешь получить ее! - сказал старик и в тоже мгновение она была здесь.
Мальчик обрадовался, лег спать и положил корону возле себя на скамью.

Утром кузнец разбудил мальчика и тут увидел корону.
Он крайне удивился и спросил у мальчика:
— Как и зачем ты эту работу сделал тайком? 
— Я совсем не делал её тайком, — отвечал мальчик, — кажется, слышно было стук оттого, как я ковал всю ночь.
— Ну, коли ты сам совершил эту работу, и она тебе удалась, - сказал кузнец, - так и неси теперь сам корону к царевне, будет ли она довольна ею.
Однако мальчик все-таки не пошел, а просил мастера отнести её и чтоб он сказал, что это работа ученика.

Мастер наконец согласился идти, принес корону к царевне и сказал, что её сделал ученик.
Царевна посмотрела корону, положила её себе на голову, похвалила её и сказала, что она точь-в-точь такая, как та, которую она имела в горе, а может быть и лучше; щедро наградила кузнеца за работу, а царь обещал, помнит его, если во дворце когда-нибудь будут иметь надобность в кузнеце.

Кузнец был доволен тем, что дело получило хороший конец, и что он со славою совершил большой труд; он уже хотел было возвратиться домой с деньгами, но тут явилась средняя царевна и остановила его.
Она увидала корону у сестры и сама тоже пожелала иметь такую серебреную корону, какую имела в горе.
Потому она стала разговаривать с кузнецом и дала ему рисунок, по которому он мог бы сделать.
Правда, кузнец сказал, что это трудная работа, но он не смел, отказаться, взял рисунок и отправился с ним домой.

Здесь он сказал мальчику:
— Можешь ли ты сделать серебреную корону по этому рисунку?
Мальчик отвечал:
— Меня, ведь, не учили выделывать серебренные вещи; я еще не привык к такому ремеслу; пойдем вместе в кузницу, авось, что-нибудь сделаем.
Весь день они работали и наконец, корона была готова.
Принесли её к царевне, но она была недовольна ею и сказала, между прочим, что это не чистое серебро. [Не редкий дар. Реальная действительность - без знаний законов Архимеда (см. «Эврика!» в ванне), есть простой способ определить подделку серебряных, золотых изделий – на зуб. Понятна последовавшая затем тоска-печаль-кручина, с фальшивомонетчиками поступали кардинально – враз и круто].

Кузнец возвратился печальный и рассказал дело мальчику.
Мальчик не отвечал ни слова, хотя и заметил тоску хозяина, но ожидал вечера; когда мастер лег, он ночью отправился за кузницу и свистнул в дудку.
Старик опять явился и спросил, чего он хочет.
— Я желал бы достать средней царевне серебреную корону, которую она имела в горе. — Отвечал мальчик.
— Хорошо! — возразил [промолвил, заявил, произнёс] старик, и тотчас корона явилась к ним.
Мальчик опять лёг спать и положил корону возле себя на скамью.

Утром кузнец, как обыкновенно, пошёл разбудить мальчика [ученика] и тут увидел возле него серебреную корону.
Тогда он сказал:
— Сколько ты хочешь за твою корону?
— Ничего не прошу, несите её к царевне примерять. 
Кузнец не хотел идти и приказал мальчику самому отнести свою работу; но мальчик отвечал:
— Нет, не мне нужно идти; ведь, мастер важнее ученика.
Наконец мастер сам отнес корону во дворец, где царевна примерила её и сказала:
— Эта корона точь-в-точь такая, как та, которую я имела в горе.

Кузнец опять обрадовался, когда его благодарили; но это недолго продолжалось.
Старшая царевна увидала серебреную корону у сестры и тотчас тоже пожелала иметь такую же золотую корону, какую она имела в горе.
— Какой у вас ученик, что умеет делать такие прекрасные вещи? — сказала царевна кузнецу.
— Если он сумеет теперь сделает такую корону, как и моим сестрам, я бы вышла за него и все царство ему бы принадлежало. 
Кузнец ничего не мог отвечать на это; а получив рисунок у царевны, по которому должно было сделать корону.
Он отправился домой и отдал рисунок мальчику, говоря:
— Сделай теперь по этому рисунку золотую корону, так получишь царевну в супруги и все государство в наследство. Ты, кажется, сумеешь сделать и золотую корону, когда уже сделал серебреную и железную. Во мне ты и теперь не имеешь надобности, как и прежде.

Сказав это, он ушел, а все-таки в тайне [любопытством извёлся] хотел узнать, что мальчик теперь будет делать.
Потому он не лег спать и удержался от сна, чтобы слышат; будет ли мальчик ковать в кузнице или что другое делать.
Мальчик угадал намерение мастера и тоже не уходил из своей комнаты, но ожидал, чтоб хозяин заснул.
Таким образом, они стерегли друг друга до полуночи, когда наконец кузнец крепко заснул.

Как скоро мальчик услыхал, что хозяин спит, он тотчас встал и по-прежнему пошел за кузницу и свистнул в дудку.
Опять явился старик и спросил, что он прикажет. 
Мальчик рассказал старику все дело и сказал, что ему нужно золотую корону из горы, чтобы исполнить желание царевны.
В непродолжительном времени он достал от старика корону, которую он желал, и потом опять лег спать, а корону положил возле себя на скамью.

Утром кузнец проснулся и тотчас пошел в комнату мальчика.
Здесь он увидал золотую корону на скамье, удивился её красоте и сказал мальчику:
— Ты настоящий мастер, когда в одну ночь делаешь такую работу; неси теперь сам твою корону к царевне; увидишь: в пору ли она или нет.
— Пойду! - Сказал мальчик и ушел.

Однако он немного шел пешком, а свистнул в дудку и позвал к себе прежнего старика; он и сказал ему:
— Теперь я должен нести эту корону во дворец, а мне стыдно идти пешком, достань мне золотую карету с тремя сильными лошадьми; так мне лучше явиться к царю.
— Это тоже очень можно, коли не хочешь другого. — Отвечал старик и тотчас мальчик достал желаемую карету и лошадей.
Сел мальчик с короною в карету и поехал на сильных лошадях.

Между тем камердинеры, которые знали обещание старшей царевны, послали убийц на дорогу, чтобы помешать ему, явиться во дворец; но когда мальчик приехал так богато, убийцы только поклонились и сняли шапки, удивляясь между собою, кто бы мог быть этот знатный барин.
Таким образом, мальчик благополучно приехал в царский дворец. 
Здесь он вышел из кареты и с короной в руках взошел в палаты.
Все дворецкие собрались тоже туда и удивлялись её красоте.
Царевна, которой она была назначена, просто прыгала [скакала, сигала до высоких притолок палатных] от радости и сказала, что она была точно, такая как та, которую она имела в горе, если не лучше.

Это ободрило мальчика, он взял половину кольца из кармана, приблизился сперва к младшей сестре, надел ее ["его" или "ей"] на её палец и сказал:
— Не к вашему ли пальцу принадлежит эта половина?
Все должны были признать, что она туда принадлежит; потом он сделал то же самое со среднею царевной и наконец, со старшей и отдал им половинки от их колец.

Царевна положила золотую корону к себе на голову и сказала ему:
— Когда так: ты мой и я твоя — и тебе принадлежит все государство!
Созвали множество во дворец и сыграли конюху [конюшему] и царевне такую свадьбу, что лучше нельзя.

Ему позволили тоже наказать камердинеров, как ему угодно.
Одного он заставил носить старые берестенники [сК001], другого ездить на свинье, а третьего велел прогнать.

 Тем эта сказка и кончилась!
…………………………..
сК001 берестенники - лапти из бересты, берястяные лапти. Понять можно зная, что лапти по большей части использовались, как подошва (калоши) и только в жаркую пору как особый вид аналог лёгких сандалет-сабо. См. татарские национальные «сапоги-сапожки», (притча во языцех морочащая многих историков, не знающих и не понимающих сути) которые на самом деле есть ичиги – удобный род кожаных носок, без подошвы. А на них, на эти, так называемые сапожки-ичиги, надевались лапти, когда требовалось выйти за пределы жилища. Характерно - Англо-британцы отправляясь в кровать надевают на голову колпаки, да и сидя у камина кутаются в платки, обматываются пледами, так и ичиги, в них – спят(и). В тёплом климате римские легионеры, древние грек – шастают по миру, по полям, лесам, горам в открытых сандалиях, что в большей степени гигиенично и невероятно практично для здоровья ног. В холодное время используются шерстяные вязанные носки. Воин с личной амуницией и вооружении (стандартном: гладиусе, который вернее обозначить как ударный меч-колун-тесак, пилумом-копьём, ножом, щитом), запасом порционной снеди на несколько суток, шанцевым инструментом, с плетёным фрагментом полисада для устройства изгороди при устроении привалов-лагерей (или починки старых) за день совершали по свидетельству современников достаточные переходы. Они не были столь грандиозны, как это рисует воображение, но были знаменательны тем, что подобные марши совершались не одиночками, не малой группой лиц, но огромным количеством пехотинцев, не день иль пару тройку суток, но  изо дня в день (восторгались организованности и машинной организации). При массовом производстве обуви, армии обуваются в башмаки и лёгкие, вентилируемые обмотки, носки, гетры до колен. Для обуви важна подошва, защита стоп, ветхие, «старые берестеники» (береста) в подобном случае, как явствует из сказки становились физической мукой. Стоит обратить внимание, что каменные сооружения крепости, кремли и всякого рода «палати» были малоэтажны. Основная жизнь протекала на первом этаже, где пол был каменный, и даже деревянные строения не имели отапливаемого (тёплого) дощатого пола.   

И. А. ХУДЯКОВ
МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
НАРОДНОЙ СЛОВЕСНОСТИ


Рецензии