25. Любочке исполнилось 30 лет

На фотографии Любовь Николаевна Качан справа. Снимок сделан летом 1964 года в Ессентуках.


3 марта Любочке исполнилось 30 лет. Домой к нам пришло человек 30. Ее и мои друзья и среди них весь коллектив театра Пономаренко. Был праздник чувств. Любочке наговорили много замечательных слов. Находили не приевшиеся слова, и было видно, что все говорится от души. Я сидел и тихо гордился ею.

Нет, я конечно тоже говорил и вовсе не был тихим. Это был бы не я. Я уже тогда умел находить красивые слова и точные фразы, чтобы выразить свои чувства. И не тушевался ни в какой ситуации, ни в каком обществе. Здесь же были люди, близкие по духу Любочке и мне, и атмосфера была полна доброжелательности и любви. Поэтому не было никакого напряжения, с которым мы жили постоянно, с утра и до вечера.

Удивительная была жизнь. Тебя в любой момент могли ни за что, ни про что обидеть, оскорбить. И тебе самому многое нельзя было говорить вслух. Был целый ряд запретных тем, мы знали это с раннего детства. Иначе могли на нас донести, наделать нам кучу неприятностей, а то и посадить.

Вот и жили мы все в каком-то двойственном мире – внешнем и внутреннем. И внешняя свобода была одна, а внутренняя – для себя и очень близких друзей – другая. Но делалось все "на автомате". Я не представляю себе ситуации, чтобы я когда-нибудь проговорился и сказал что-нибудь крамольное вслух.

Я могу сравнить это с матерными словами. Кто их не знает? Ребенка не убережешь, а он все запоминает сразу и насовсем. Но ведь и ребенок их не употребляет при маме и папе. Или один раз выскажется, ему объяснят, что это плохие слова, и ребенок больше их не скажет вслух, хотя в памяти они у него сидят.

Сегодня я с некоторым ужасом вижу, как эти «нехорошие» слова входят в обиход, не только у мужчин, они их и раньше употребляли, но в отсутствие женщин, теперь я вижу и слышу, как их употребляют милые хрупкие женщины. Почему то, говоря о том что что-то плохо, им надо сравнить это плохое с мужским или с женским половым органом на языке, пришедшем на Русь с татарскими завоевателями, когда русские княжества входили в состав Золотой орды.

Полагают, что так звучит коротко и убедительно, но произнесенные нежными устами эти слова принижают романтический образ Женщины, сложившийся у меня в голове. Поневоле начинаешь думать о том, что эта женщина со своей, как говорят, ненормативной лексикой и сложившимися в голове образами, легкодоступна. Если такова и была цель использования матерных слов, то она достигнута.

Но, сейчас я думаю, что мои представления устарели. Эти слова у некоторых просто вошли в обиход, и они произносят их бездумно, не имея при этом никаких целей.

Но я отвлекся, пожалуй. Я все-таки хотел сравнить способность человека думать одно, а говорить другое и при этом не проговариваться, с употреблением этой ненормативной лексики у подлинно интеллигентных людей (и детей в таких семьях). Знаю, но никогда вслух не скажу.

После дня рождения, когда все разошлись, а последние ушли уже под утро, Любочка, мысленно еще купаясь в океане любви и дружбы, произнесла вслух:

– Какая я счастливая! Вот сейчас бы умереть, переполненной счастьем.
Она и сейчас помнит это чувство и свои слова.

Но впереди была еще целая жизнь, в которой было всё-всё. Было и много счастливых дней и даже лет. Было и горе. Были и обиды. В жизни всегда было и есть, есть и будет добро и зло. Она, жизнь, такая. И люди тоже такие: есть и добрые, и мерзкие.

Но все же, прожив почти все, что мне отпущено (я так думаю), уверенно говорю: «Мне встретилось в жизни больше добрых».

А тогда на рубеже 30 лет я об этом и не задумывался.

Продолжение следует: [http://proza.ru/2013/03/18/1831]


Рецензии