Моя семья или генеалогические поиски Ч. 3 гл. 1

 
                Линия  Стеблин-Каменских

    Не могу обойти вниманием еще один дворянский род связанный с родом Смысловских – Стеблин-Каменских. Внимательный читатель помнит, что моя родная прабабушка в девичестве – Александра Степановна Стеблин-Каменская (13.03.1838-1919).
Скажу сразу, исследование этого рода мной лично не проводилось, в этом не было необходимости. Еще до меня эту работу проделали авторы книги «Стеблин-Каменские (Стеблинские,Стеблин-Каминские)»  – В.В.Коротенко,И.М.Стеблин-Каменский и А.А.Шумков. (С двумя последними я был знаком лично и они мне оказали огромную помощь в моей работе над моей родословной).
    Положив за основу эту книгу, я лишь дополнил ее некоторым количеством материала из личного архива.
   Итак, свое повествование, я начну с общего обзора рода Стеблин-Каменских в изложении вышеуказанных авторов.

   Происхождение дворянского рода Стеблин_Каменских восходит к малороссийским священникам Стеблинским Бориспольско-Переясловской епархии, документально известным с начала 18 века.  Прецесс перехода в дворянское состояние одной из ветвей этого рода был вполне типичным для Левобережной Украины конца 18 века: военные чины, дававшее право на российское дворянство и знакомство с польскими шляхетскими традициями (легенда о польском выходце благородной фамилии).
    Не доказав права на древнее дворянство, Стеблин-Каминские тем не менее закрепили за собой польскую фамилию и до сего дня пользуются гербом «Доленга»,  коим пользовался один из одноименных польских родов, освятив самобытность своего герба более чем двухсотлетней традицией.
     К сегодняшнему дню родословие Стеблин-Каменских (а именно такое написание закрепилось за большей частью рода с середины 19 века) насчитывает 104 персоны.  Первое, что бросается в глаза при взгляде на род в целом – это причастность почти всех Стеблин-Каменских к преподавательской и научной деятельности.  Одним из активнейших помощников Малороссийского генерал-губернатора князя Н.Г.Репнина, особенно по организации Полтавского института благородных девиц, был Павел Степанович (1782-1856).  Его старший сын, Степан Павлович (1814-1885), долгие годы преподавал в Институте и женской гимназии, а другой сын, Егор Павлович (1815-1882), директорствовал во 2-й Киевской гимназии, Нежинском лицее, а затем был Виленским гражданским губернатором.  Даже те, кто выбирал себе военное поприще, оказывались учителями в полковых учебных командах, репетиторами, преподавателями и воспитателями в кадетских корпусах.  Из военных наивысшего карьерного успеха достиг в Киевском кадетском корпусе Василий Степанович (1838-1910), вышедший в отставку с чином генерал-майора.

       Продолжение следует


Рецензии