151. В. Агошков. Русский богатырь Муромец

151. В.Агошков.

РУССКИЙ БОГАТЫРЬ ИЛЬЯ МУРОМЕЦ
 
 
МЫ не ставим перед собой цели рассказать об Илье Муромце всё, что известно истории. Тем не менее, попытаемся ответить на вопросы происхождения русского богатыря, о связях его с нашим краем.

ИМЯ ИЛЬЯ ПО ГОРОСКОПУ. Илья чрезвычайно хозяйственный человек. Эта черта проявляется у него ещё в детстве. С большой охотой будет участвовать в строительстве дачи, разведении огорода, починке автомобиля. Илья не очень разборчив в выборе товарищей, легко поддаётся их влиянию, а так как общителен и подвижен, у него нет недостатка в знакомых. Свою семью Илья, как правило, создаёт обстоятельно – и тут проявляется его хозяйственная жилка.

Он вряд ли женится, не встав твёрдо на ноги, не имея достаточного заработка для самостоятельного содержания семьи. Детей любит преданно. При всей своей приверженности семье и дому, Илья, между тем, непоседа, охотно путешествует. У него острый ум. Он добр, но вспыльчив. Быстро отходит и в любой ссоре готов взять вину на себя. В характере Ильи много материнских черт.
 
 
ОТКУДА «РОДОМ». На этот вопрос многие читатели ответят: «Из города Мурома, из села Карачарова». Именно такие населённые пункты указаны в былине, которую изучают в школе. Однако в других ста’ринах и г. Муром, и село Карачарово подаются сказителями в иных вариантах: г.Муромль, с. Карачирово, с.Карачаево и т.п.

В учебнике для студентов «Русское народное поэтическое творчество» (1986) написано:
«На Десне расположен Чернигов, место действия ряда былин, на Трубеже произошёл поединок Кожемяки с печенежином. На Остре («Въстри») среди лесов находится город  Моровийск, или Моровск, откуда, возможно, происходил бога-тырь Илья «Моровленин», или «Моровлин», как называли Илью Муромца в XVIв (связь с Муромом, вероятно, позднейшая)…

Далее авторы сообщают, что собираются богатыри всегда в Киеве у «ласкового князя Владимира» и отсюда разъезжаются в свои поездочки богатырские: то в соседнюю опасную степь («поле»)… то в дремучие леса, где сидит на девяти дубах Соловей Разбойник и поэтому «ни конному, ни лешему пропуску нет». Илья Муромец побеждает Соловья и привозит его в княжеский дворец в Киеве».
 
 
ИЛЬЯ ИЗ ГРАДА МУРОМА. С интересом читается в журнале «Вокруг света» (№1 -1994г.) статья Сергея Хведчени «Страсти по Илье». Автор описывает катакомбы Киево-Печерской лавры, где находится гробница, надпись у изголовья которой гласит: «Илья из града Мурома». С. Хведченя сообщает, что он взялся за ключевые вопросы: откуда родом Илья Муромец, где и когда сложил свою буйную голову? И уверяет, что, несмотря на всю сложность этой задачи, ему, кажется, удалось приоткрыть завесу тайны над именем Ильи, ведь в его руках данные, которые доселе не были известны.

Что же это за данные, которыми пытается поразить нас С. Хведченя?! Вначале он спорит с теми, кто называет родиной великого богатыря не г.Муром и не село Карачарово, а город Моровск (в старину Моровийск), расположенный на территории современной Черниговской области Украины.

В основе этой версии лежат сведения, записанные в XVIв. Исследователи обратили внимание на изменённое имя богатыря – Моровлин и поспешили сделать вывод: родом он из Моровийска, а не из Мурома. Нашёлся и город, название которого созвучно Карачарову – Карачев. Получилось, что Илья – богатырь не муромский, а уроженец Черниговского княжества.
 
 
МУРОМЕЦ - «ОРЛОВЕЦ». Что ж, орловцы (а к числу орловцев относят себя и черниговцы, поскольку «герб Чернигова – орёл») действительно – и давно! – считают Илью Муромца «своим» богатырём. Ведь в окрестностях г.Карачева находится село «Девятидубье» и протекает река Смородинная, и всё это окружают дремучие брынские (брянские) леса, что говорит об аргументах в пользу места действия былины «Илья Муромец».

Однако Хведченя считает это натяжкой. И вот почему: город Карачев и село Девять Дубов удалены от Моровийска на большом расстоянии. Тем не менее, автор пишет: «Но Муром, Карачарово, Девять Дубов, Чернигов, Моровийск и Киев находятся на одной линии, которая полностью совпадает с древним торговым путём.

У меня возникло законное желание объединить две гипотезы в одну, и тогда получилось, что «Илья Муромец ехал «дорожкой прямоезжею» в стольный город Киев-град «через те леса Брянские, через речку ту Смородинную», через Девять Дубов, расправился здесь с Соловьём – разбойником, пленил его и с этим подарочком прибыл к Великому киевскому князю».
 
МУРОМЕЦ И МУРАВСКИЙ ШЛЯХ. Не поддерживает С. Хведченя и тех, кто связывает имя богатыря с Муравским шляхом, поскольку последний шёл от Тулы на Перекоп, и с Киевом и Муромом не был связан. Проследив эволюцию имени богатыря за последние 400 лет от Муравленин – Муровлин – Муравич – Мурамеч – Муромский до Муромца, автор делает вывод, что Илья был родом из древнего города Мурома.

В целом статья С. Хведчени написана увлекательно, и орловцам следовало бы её прочитать, поскольку сообщается в ней и о пребывании Ильи Муромца за рубежом, и о гибели в бою. Не со всеми выводами мы можем согласиться, так как автор порой увлекается слишком упрощёнными сведениями.

В частности, он приводит слова краеведа А. Епанчина из Муромского историко-художественного музея, который уверен в том, что в Муроме стояла изба Ильи, здесь богатырский конь пробил копытом родник. Нашлись и возможные наследники Ильи Муромца – семья Гущиных /?/. На чём же основано такое заключение? А лишь на том основании, что «изба Муромца стояла в гуще леса, то отсюда его второе прозвище – Гущины».
 
(С) В.И. Агошков.


Рецензии