157. В. Агошков. Почему Соловей - разбойник?

157. В.Агошков.

ПОЧЕМУ  БЛАГОРОДНЫЙ  СОЛОВЕЙ
СТАЛ  «РАЗБОЙНИКОМ».

 
КНУТИК – ЭТО ЗМЕЯ. От образа  з м е я  у Пилигрима остался «кнутик на семь вёрст». Когда третий сын царя Игоря входит в дом, то видит змея, который свивается в клубок, а вместо него выходит красивая девица. Царевич говорит:
– Я еду к муромскому царю просить руки его дочери Прекрасной Ирины.

 Кто этот муромский царь и где он находится, не сказано, но ясно, что добираться к нему нужно долго. Поэтому девица даёт царевичу ковёр-самолет, шапку-невидимку и сапоги-скороходы. Сказку про «муромскую царевну» записал в конце 19в В.Н. Добровольский в д.Берзябяки Ельнинского уезда Смоленской губернии (БНТ, 11, № 30). Поскольку вначале в Киев из Мурома ездили кружным путём – через Смоленск, а не прямым путём – через село Девять Дубов, то можно допустить, что сказка эта создана до 12в. В белорусской сказке «Про Илью-богатыря»  есть такой диалог. Три старца, зашедщие к Ильюшке, спрашивают его после того, как он выпил три таза с вином:

– Ну как ты чувствуешь силушку в себе?
– Если б в небе и в земле стоял столб и было бы в нём колесо, так я бы весь свет перевернул рукою!…

 Сразу вспоминается Архимед, который заявил: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!»  Вождь большевиков В.И. Ленин тоже повторил эти слова. Как видим, Илья Муромец, он же Илья-богатырь, и, надо полагать, ветхозаветный Илия стремились изменить весь мир!

 Однако нужно отдать должное ЧЕЛОВЕКУ, особенно русскому, славянскому. Три старца из сказки «Про Илью-богатыря», услышав слова Ильюшки о том, что он готов «весь свет перевернуть рукою», тут же посоветовали богатырю выпить четвёртый таз. После этого силы у Ильюшки уменьшились наполовину.
– В самый раз! – сказали три старца.
 
 
В БЫЛИНЕ «СВЯТОГОР» тоже повествуется, что «не с кем Святогору силой померяться, а сила-то по жилочкам так живчиком и переливается. Грузно от силушки, как от тяжёлого бремени. Вот и говорит Святогор: «Как бы я тяги нашёл, так я бы всю землю поднял!» Но вот нашёл богатырь «сумочку перемётную». Слезает Святогор с добра коня, ухватил он сумочку «обеими  руками», поднял сумочку повыше колен: и по колено Святогор в землю угряз, а по белу лицу не слезы, а кровь течёт. Где Святогор увяз, тут встать не мог…»

Тяги-то земли он нашёл, прибавила рассказчица, а бог его и попутал за похвальбу… Ясно одно: «грузно от силушки, как от тяжёлого бремени».
 
ГОРА ИЛИ ГОРЕ?! Так что же олицетворяет собою Святогор: гору или горе?! В.Я. Пропп считал Святогора воплощением первобытной силы. Перед смертью Святогор с помощью дыхания передаёт Илье Муромцу только часть своей силы, так как богатырю нужна человеческая, а не великанская сила. По сути своей Святогор вступает в борьбу с Землёй, которая его поглощает. Не означает ли это, что образ Земли был затем перенесён в образ Змея?! Святогор обитает на Святых горах.

В финском языке есть слово saale (?) – «остров». Поставил знак вопроса, потому что есть и sale. Саале-сале так похоже на русское СОЛОВЕЙ. В Википедии также нашли За;ле, или За;але (нем. Saale, сорбск. Solava (Солава), чешск. S;la (Сала)) – река в Баварии, Тюрингии и Саксонии-Ангальт, левый приток Эльбы. На Зале расположены города Хоф, Йена, Галле, Лойна, Мерзебург и Бернбург.

Что означает сорбское Солава, точно не знаем, но очень похоже на русское СОЛОВЕЙ: река-соловей?!
Нам удалось отыскать в Дмитровском районе Орловской области урочище с необычным названием: ОСТРОВ-СОЛОВЕЦ.

Считаем, что в двойном топониме ОСТРОВ-СОЛОВЕЦ соединились однокоренные названия: на финском языке – СОЛОВЕЦ, а на русском – ОСТРОВ. Посему не исключаем, что СОЛОВЕЦКИЕ ОСТРОВА – это тавтология: повтор слов с одинаковым значением: ОСТРОВА – ОСТРОВА. Путешествовав-ший в 18 веке через Орловщину Василий Зуев отметил, что ОСТРОВАМИ у нас называют ХОЛМЫ, т.е. ГОРЫ.

Итак, если Соловей-разбойник – это ОСТРОВ, или ХОЛМ, то выходит, что Илья Муромец бился с Холмом – ГОРОЙ?! Святогор – С в я т а я   Г о р а ! Неожиданно: почему с ХОЛМОМ нужно обязательно бороться?! Или таким образом люди говорили об освоении девственных островов?!
 
А.С. ПУШКИН. РУСЛАН И ЛЮДМИЛА (отрывок).

Померкла степь. Тропою тёмной // Задумчив едет наш Руслан
И  видит: сквозь ночной туман // Вдали чернеет холм огромный,
И что-то страшное храпит. // Он ближе к холму, ближе – слышит:
Чудесный холм как будто дышит. // Руслан внимает и глядит
Бестрепетно, с покойным духом… // Вдруг холм, безоблачной луною
В тумане бледно озарясь, // Яснеет; смотрит храбрый князь –
И чудо видит пред собою. // Найду ли краски и слова?

Пред ним живая голова. // Пустыни сторож безымянной…
Щекотит ноздри копиём, // И, сморщась, голова зевнула,
Глаза открыла и чихнула… // Поднялся вихорь, степь дрогнула,
Взвилася пыль; с ресниц, с усов, // С бровей слетела стая сов;
Проснулись рощи молчаливы, // Чихнуло эхо – конь ретивый
Заржал, запрыгал, отлетел, // И вслед раздался голос шумный:
«Куда ты, витязь неразумный? // Огромны очи сном объяты;
Храпит, качая шлем пернатый… 

Ступай назад, я не шучу! // Как раз нахала проглочу!»
…Но витязь знаменитый, // Услыша грубые слова,
Воскликнул с важностью сердитой: // «Молчи: пустая голова!
Слыхал я истину, бывало: // Хоть лоб широк, да мозгу мало!
Я еду, еду, не свищу, // А как наеду, не спущу! »
Надулась голова; как жар, // Кровавы очи засверкали;
Из уст, ушей поднялся пар – // И вдруг она, что было мочи,
Навстречу князю стала дуть;
 
Он (конь) мчится вновь, изнеможенный, // Далече в поле отдохнуть…
Руслан, досаду в сердце кроя, // Грозит ей (голове) молча копиём,
Трясёт его рукой свободной, // И, задрожав, булат холодный
Вонзился в дерзостный язык. // И кровь из бешеного зёва
Рекою побежала вмиг… // «Ты вразумил меня, герой, –
Со вздохом голова сказала, – // Твоя десница доказала,
Что я виновен пред тобой; // Отныне я тебе послушен…
 

 
(С) В.И. Агошков.


Рецензии