158. В. И. Агошков. Холм-Голова. СвятоГор

ХОЛМ-ГОЛОВА. Великий русский поэт А.С. Пушкин называет холм – головою. Холм с силой дует навстречу князю, как и Соловей-разбойник. Известно, что Русь называют страной холмов. Конечно, хотелось бы понять: почему Илья Муромец бьётся с ОСТРОВОМ, ХОЛМОМ, ГОРОЙ! Посмотрим, что пишут по этому поводу учёные. В.В. Иванов и В.Н. Торопов сообщают о том, что «в отличие от других богатырей Святогор неподвижен, привязан к одному месту (Святые горы). Святые горы, как и их обитатель и хозяин, противопоставлены в былинах Святой Руси».

Почему, пока не понятно. И поэтому последнее утверждение, наверное, спорное. Названные авторы аргументируют это тем, что Святогор сообщил отцу следующее: был далеко на Святой Руси, но ничего не видел и не слышал, а только привёз оттуда богатыря. Отец Святогора – «тёмный», т.е. слепой – признак существа иного мира, ср. ВИЙ.

Учёные даже считают, что «связь с горой может оказаться непервичной. К тому же эта гора должна пониматься не как самое высокое святое место, а как преграда на пути, место неосвоенное, дикое». Не исключено, что в этом смысле Илья Муромец побеждает «диких» вятичей, живущих на холмах – островах? Как правило, с островов-холмов стекали ручьи. Глядя на холм, густо поросший деревьями, и видя среди них голубую извилистую речушку, бежавшую с высоты горы, можно было сравнить это видение со Змеем. 

Не случайно, видимо, как пишут В.В. Иванов и В.Н Торопов, того же князя Святослава в одной из былин назвали Горынычем, что соотносит его и с Горыней и со Змеем Горынычем. Авторы даже предполагают, что Святогор – существо, «открыто враждебное людям». Святогор передаёт свою силу Илье Муромцу только в более поздних «версиях» былины. Не скрыта ли в этой «враждебности» борьба русского народа с христианскими проповедниками?!
 
 
СВЯТОГОР – ОСТРОВ - ГОРА. Святогора наградили эпитетом «с в я т о й». Учёные считают, что «сам этот эпитет, как и всё имя Святогора, является, видимо, результатом народно- этимологического «выпрямления» первоначального имени, близкому названиям типа ВОСТРОГОР, ВОСТРОГОТ, принадле-жащим мифологической птице, связанной с горами в Голубиной книге («ВОСТРОГОР – от птица да всем птица!»; «Вострогот птица вострепещется, а Фараот гора вся да восколеблется» и т.п.).

Я не сразу обнаружил то, что искал: ВОСТРОГОР – это ОСТРОВ-ГОРА! Звук «в» добавляется так же, как он обнаруживает себя в других словах: ОСЕМЬ – ВОСЕМЬ, ЕНЕДЫ – ВЕНЕДЫ и пр.

Следовательно, наши догадки по поводу того, что Илья Муромец бился не с Соловьём-разбойником, а с горой-холмом, подтверждаются и предположениями таких известных учёных, как В.В. Иванов и В.Н. Торопов. Мы уже писали о том, что вятичи – это жители островов. Вятичи – вентичи – вентогор - Свентогор – Святогор?! Не означает ли это, что вятичи не просто обживали острова и небольшие горы-холмы; они их отвоёвывали у природы, завоёвывали у других племён?!
 
 
СОЛОВЕЙ АНТИЧНОСТИ. Все мы любим трели соловья. Что и говорить, красиво птица поёт. Умели слушать соловья и наши предки. В античности соловей считался образом жалующейся матери, которая оплакивала своё дитя (Овидий. Метаморфозы). Среди поэтов птица эта пользовалась особым почитанием.

А народная медицина советовала есть мясо соловья, чтобы не спать ночью. В качестве награды певцам и ораторам вручали соловьиные сердца. Богатые люди предпочитали есть деликатесы – соловьиные языки. На Востоке пение соловья воспринималось как счастливое предзнаменование.

Но существовала и такая примета: трель соловья – это крик о помощи «бедной души в чистилище». В христианском смысле в песне соловья выражалась тоска по раю и небу».
Учить пению соловья» – значит напрасно трудиться.
 Легенда в форме притчи о соловье есть в «Золотой легенде» Иакова Ворагинского (ок. 1270г). Один охотник выпустил снова на волю соловья, которого он поймал. Тот прокричал ему: «Во мне есть жемчужина больше страусиного яйца». Когда охотник захотел заманить соловья назад, тот обозвал его дураком: «Ты на самом деле поверил…, но я ведь сам не столь велик, как это яйцо!»

ГАНС БИДЕРМАНН, автор книги «Энциклопедия символов» (Москва, издательство «Республика», 1996г), откуда мы почерпнули данные сведения, приводит и текст из средневекового сборника новелл «Геста Романорум». В сборнике, вышедшем в свет около 1300г, рассказывается о рыцаре, который за совершённое им преступление был заключён в тюрьму. Он слушал пение соловья и кормил его хлебными крошками. Соловей улетел и принёс ему в клюве маленький драгоценный камень. Рыцарь взял камень, дотронулся им до своих железных цепей, и они спали с него. Он также открыл им железные двери и бежал. Автор подчёркивает благородность соловья.
 
(С) В.И. Агошков.


Рецензии