159. В. Агошков. Соловей. Сольвейг

159. В.Агошков.

Соловей.

Сольвейг.

Удод.

В.И. ДАЛЬ писал, что Соловей-разбойник – русский богатырь. Г.Бидерманн ничего не сказал о нашем Соловье. Чем же объяснить то, что наш Соловей – разбойник, а западный – благородный помощник?! Видимо, методом от обратного. Не исключено, что данный метод сработал и в случае с Соловьём. Из благородной птицы он превратился в «разбойника». Это легко было сделать, поскольку соловей помогал именно разбойнику выйти на волю. А коль помогал, то и сам волей-неволей становился «разбойником». Нужно ещё учесть, что разбойники нападали на купцов и богатых по условному сигналу.
Чаще всего таким сигналом был свист вожака.

Вполне допустимо, что в районе села Девять Дубов, находящегося на водоразделе, т.е. на Большой дороге, устраивались засады. Легенда о соловье, помогавшем бежать из тюрьмы разбойнику, накладывалась на разбойничьи свисты вожаков. Это и породило русского богатыря Соловья-разбойника.

 Кстати, если ехать от Кром в сторону г.Дмитровска-Орловского, то в районе села Кутафино (южнее) находится лог Разбойничий. А по дороге из Кром на г.Орёл имеется Голубицкая гора. Хотя сегодня с этой горы положен асфальт вниз к речке Голубица, водителям нелегко бывает преодолеть её – аварии совершались довольно–таки часто. Во времена недалёкие здесь, по легенде, тоже орудовали разбойники.

Нападая на купцов и иных путешественников, они приговаривали: «Ну, что попался, голубчик!» Из этого «голубчик» люди и выводят название речки Голубица и Голубицкой горы. Конечно, гидроним Голубица возник, скорее всего, от Глубица – глубокая. Однако связь с «голубчиками» представляется тоже интересной… Свистели и ямщики, подъезжая к постоялым дворам. Река Голубица, Голубицкая гора и Голубиная книга!!!
 

 
СОЛЬВЕЙГ И СОЛОВЕЙ. Норвежский композитор Григ написал проникновенную музыку, посвящённую Сольвейг. Читатели спросят: а надо ли связывать нашего Соловья с Сольвейг? Ведь Норвегия так далеко от нас! Между тем существует былина «…Соловей Будимирович», которая рассказывает о мирном сватовстве и женитьбе былинного героя. Как подчёркивает комментатор былины (см. книгу «Былины», Москва, 1988г) Ф.М. Селиванов, «из исторических фактов, могущих преобразоваться в былинное событие, наиболее вероятный – женитьба норвежского принца Гаральда на дочери Ярослава Мудрого Елизавете.

Гаральд, впоследствии король норвежский, дважды приезжал в Киев. Первое его сватовство к дочери Ярослава Мудрого было неудачным. После десятилетнего пребывания в Византии он вернулся в Киев и взял за себя Елизавету (1042-1043)». Если Ф.М. Селиванов прав, то почему же Гаральда назвали в былине Соловьём?! Ответ, видимо, может быть такой: жених приехал издалека, с «Соловков», он – залётный соловей! В самой былине об этом сказывается так:
 
 
Из-за моря, моря синего,
Из  глухоморья зелёного,
От славного города Леденца,
От того-де царя ведь заморского…
 
 
СВЕИ – СОЛОВЬИ? Не исключено, что для обывателей заморской страной считалась, прежде всего, Швеция. Жители её – свеи. Может быть, это слово тоже трансформировалось в «соловей» с определением «разбойник». Известно, что 15 июля 1240г русские войска во главе с Александром Ярославичем, прозванным Невским, разгромили на реке Неве шведский отряд под командованием Биргера Явля.
 
 
УДОД И СОЛОВЕЙ. Г.Бидерманн рассказал о перелётной птице УДОДЕ из среднеземноморских стран, которая, во-первых, считалась нечистой, поскольку выклёвывала из навоза  лавров (злых духов, призраков, мертвецов, злодеев), а во-вторых, как враг пчёл.
Овидий в «Метаморфозах» поведал о том, что удод был когда-то фракийским царём (Тереем), который превратился в птицу, потому что совершил чудовищные преступления (его супруга Филомела, которую он преследовал мечом, стала соловьём).

 Не исключено, что птица УДОД связывалась не только с легендой о царе, совершившем «чудовищные преступления», но и с образом супруги Филомелы, ставшей соловьём. Разбойник-царь стал «Соловьём-разбойником». 
 

(С) В.И. Агошков.


Рецензии