160. В. Агошков. Соловей - половецкий разбойник?

160. В.Агошков.

СОЛОВЕЙ – ПОЛОВЕЦКИЙ  РАЗБОЙНИК?
 

 
В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» так описывается время, когда русские войска подошли к своим рубежам 1 мая 1185 года:
 
Солнце ему тьмою путь заступаше;
Нощь стонущи ему грозою птичь убуди;
Свистъ зверин вста.
 
Так что «свистит» не только Соловей-разбойник! Напомним, что князь Игорь выступил со своей дружиной на половцев. Представляется такая картина: половцы, узнав о походе князя Игоря, сели на коней, и со свистами, щёлканиями кнутов поскакали по степи собирать своих ратников. И потому по всей половецкой земле стоял один сплошной свист. Историк, учёный Б.А. Рыбаков высказал предположение, что половцы с высоких деревьев разглядели движение русских войск на востоке:
 
Збися Див, кличет връху древа,
Велит послушати земли незнаеме …
 

В «Слове…» вместо Соловья-разбойника назван Див. Диво (чудо) является общеславянским словом, образовано от индоевропейской по характеру основы ди– ( сравни: латинское deus– «бог»). Эта же основа выступает в Дикий. Поле – это степь. ДИКОЕ ПОЛЕ – дивное поле, поэтому здесь и «збися ДИВ»: бьётся, «взбесился». Соловей- разбойник тоже не совсем «нормальный». Не из поля ли половецкого его следы?!
 
 
КУРСКИЙ СОЛОВЕЙ. В «Слове о полку Игореве» слово «соловей» встречается дважды: 1) О, Бояне, соловию стараго времени…2) Щекот славий успе (щёкот соловьиный уснул).
Как видим, существуют две формы выражения: соловию и славий (-оло- ; -ла- ). Но обе говорят о соловье, как о серой птичке, которая хорошо поёт. Одним словом, курский соловей, да и только! А впрочем, почему курский?! Разве соловьи в остальных областях поют хуже?! Вряд ли… Значит, следует искать в курском крае что-то отличное от остальных территорий.

 Как известно, куряне были расположены на границе с Полем (степью), поэтому много раз подвергались разорению и опустошению. Жители Верхней Оки постоянно ждали опасность со стороны Поля, с курской стороны. Даже если нападали на наши земли не половцы, а какие-то другие «племена и народности», то общим их наименованием для вятичей было ПОЛОВЦЫ, поскольку шли они со стороны Поля (степи).
 
 
ПОЛОВЦЫ - СОЛОВЦЫ. А могли ли половцы на вятической земле превратиться в СОЛОВЦЫ?! Одним из крупнейших специалистов в области изучения половецких древностей является доктор исторических наук Светлана Александровна Плетнёва, которая высказала мысль, что половцы (поло’вые) названы так от слова «поло’ва». Она даёт половцам такое определение: светло-жёлтые!

Словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой так объясняет ПОЛО’ВЫЙ – о масти животных: бледно-жёлтый. А теперь откроем словарь на слово СОЛОВЫЙ – о масти лошадей: желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой). СОЛОВЕЙ: буро-серая птичка семейства дроздовых. Бурый – серовато-коричневый или серовато-рыжий. Итак, слова ПОЛОВЫЙ и СОЛОВЫЙ обозначают одно и то же: рядом с жёлтым цветом присутствует белый. Это касается масти животных. Скифы любили белых лошадей. Половцы переняли этот обычай. Крестьяне Мценского уезда суглинки назыв. паглинки!

ПСЁЛОВЦЫ – СОЛОВЦЫ. Рассмотрим другие варианты. На юге Курской области течёт река Псёл. А.И. Ященко в книге «Топонимика Курской области» (1958г) утверждает, что данная река названа от греческого слова «пселлос», что значит «тёмный».

 В «Слове о полку Игореве» половцы сравниваются с чёрными воронами («…чёрный ворон, поганый половец!»). Поскольку половцы на наши земли шли с юга, от реки Псёл, то не могли ли их у истоков Оки называть «псёловцами – сёловцами – соловцами?!» Такой вариант появления слова «соловей» нами почти не воспринимается, но мы хотели бы сказать и о нём.
 
 
«СОЛОВЬИ» НА ОРЛОВСКОЙ ЗЕМЛЕ. На Орловщине имеются несколько населённых пунктов с корнем «слов-» в названиях. В Орловском районе видим посёлок Соловецкий в Неполодской сельской администрации, имя которого напоминает Соловецкий монастырь. Соловецкий – от «половецкий»?! Тогда любопытным становится название реки Неполодь, где имеется «-поло-»! Река Неполодь – не половецкая?!

В Залегощенском районе расположена деревня Соловки. Скорее всего, она получила своё имя потому, что удалена от центра. В Глазуновском районе наше внимание привлекает деревня Соловые. В названии явно присутствует цветовой признак: то ли населённый пункт получил своё имя от цвета почв, то ли от цвета волос его жителей. Так что не исключено, что здесь проживают предки половцев-соловцев.

Две деревни под более привычным нам названием – Соловьёвка находятся в Ливенском и Новодеревеньковском районах. В последнем есть также и посёлок Соловьёвский. Мы склоняемся к тому, что данные пункты поименованы так за звонкие пения соловьёв, хотя не нужно сбрасывать со счетов и другие варианты, например, от фамилии Соловьёв…
 
 
ДЕР. ПОХВИСТНЕВО – РОДИНА СОЛОВЬЯ-РАЗБОЙНИКА. Недалеко от границ трёх районов – Кромского, Дмитровского и Троснянского находится дер. Похвистнево. Располагается она на высоте, продуваемой всеми ветрами. Название – любопытное, на всех картах пишется по-разному: то Похвасена, то Посвиснево, то Похвистнево. Вначале я предполагал, что деревню обосновал помещик и писатель Похвистнев, который в 19в жил на Орловщине.

Однако подтверждений этому не получил. В краеведческом музее тоже не знают, где конкретно проживал писатель Похвистнев. Но дело, в конце концов, не в этом: известно, что первые фамилии поселенцев могли быть заимствованы от названия местности. А что характерно для плато, где находится дер. Похвистнево?! Расположено оно, как мы уже отметили, на юру, продувается со всех сторон ветрами.


Дело-то ещё и в том, что ветры эти не задерживаются высокими берегами рек, поскольку их русла, долины наклонены от Похвистнево и поэтому открыты всем сторонам света. Если южные, тёплые ветры переносятся нами хорошо (за исключением жарких летних дней), то северные – плохо. Может быть, поэтому одна из речек, бегущая отсюда на север, так и називается – НЕЖИВКА! В ценной книге «Мифы древних славян» (Саратов, 1993г) находим интересующие нас сведения:
 
 
ПОСВИСТ, ИЛИ ПОХВИСТ. Ещё он известен как ПОЗВИЗД. Свирепый старший (или повелитель) ветер, живущий на севере. Изображался в огромном развевающемся плаще. Кроме традиционных, обозначавших четыре стороны света, у славян был ещё Полуденный (жаркий), иногда его называли Подага (ср. поджечь), Полуночный (холодный) ветры. В «Слове о полку Игореве» их называли «Стрибожи внуцы». В сказках Позвизда (или ветер вообще) иногда заменяет Соловей-разбойник, образно воплотивший всю злую и разрушительную силу ветра.

 А.Кайсаров в 1864г писал, что «как русские, так и поляки думали, что Посвист – божество бури… ещё поныне масовяне называют большой ветер Похвисцием, следовательно… Похвиста мы можем сравнить с Эолом». Эол – повелитель ветров (греч.). Итак, открытое всем ветрам деревню Похвистнево мы можем связать с «родиной» как Соловья-разбойника, так и Похвиста.

Если Посвист и Похвист означают одно и то же, то мы, следовательно, имеем право заменить звук «с» на «х»: Соловей – ХОЛОВЕЙ? Слово похоже на «полуночный (холодный) ветер – ХОЛОДЕЙ? Тогда Соловей-разбойник есть просто – «холодный ветер»?! Севернее деревни Похвистнево (Троснянский район) находилась деревня Холодово (Кромской район).
 

 (С) В.И. Агошков.


Рецензии