Палладио

Андреа дела Гондола, прозванный Палладио, родился в 1508 г. в Падуе в интеллигентной семье. В 1524 г. он переехал в Виченцу, где вступил в цех каменщиков. Тогда же он стал изучать архитектуру и потратил свои молодые годы на многочисленные поездки по Италии, во время которых проводил  обмеры античных построек. Практикующим архитектором Палладио стал около 1540 г. В 1541 г. он попал в Рим, где на него большое впечатление произвели древние руины, а также постройки Браманте.

Особенно богата работами Палладио Виченца – его родной город, но ряд прославленных произведений возведен им в Венеции и ее окрестностях. Крупнейшая из ранних работ Палладио, так называемая Базилика в Виченце, - городская ратуша, старую средневековую часть которой архитектор окружил  двухъярусной арочной галереей (http://proza.ru/2013/03/18/436). 

После того, как Палладио было поручено строительство Базилики, он вмиг сделался модным архитектором и был буквально завален  заказами. Главное  место в его исключительно богатом наследии принадлежит дворцам и виллам. Это была пора, когда вследствие падения международной торговли Венеции ее купцы стремились  обзавестись титулами и, покупая земли  в материковых владениях  республики, вкладывали капитал  в сельское хозяйство. Здесь они строили многочисленные городские и сельские резиденции, рассчитанные на открытый, праздничный уклад венецианской жизни. В наружном облике этих построек чрезвычайно важная роль принадлежит фасаду. Палладио был автором  трех десятков построек  этого рода. Все они представляют собой большие загородные дома с примыкающими подсобными помещениями. Композиции Палладио  всегда исполнены покоя, глубоко уравновешенны, «классичны» в своей гармонической цельности. Планировка каждой виллы делалась с учетом ландшафта и климата. Парки  и сады соединяли  архитектуру с просторами возделанных полей, с холмами и лесами (http://proza.ru/2013/03/18/2289).

В своих загородных виллах Палладио  всегда добивался удобства, благородной  простоты, чувства меры и разнообразия. Главный дом обычно поднимается у него над боковыми крыльями. Ясно выделена  фасадная, парадная сторона, встречающая гостей (http://proza.ru/2013/03/18/2296).

Самые замечательные городские особняки Палладио расположены на Корсо в Виченце. Если его Базилика – это сердце Виченцы, то Корсо, проложенное на месте древней римской дороги, ее главная артерия. Фасады возведенных Палладио городских палаццо в то же время являются стенами этой улицы, решенной как архитектурное целое. Все эти дома строились один за другим на протяжении тридцати лет, и каждый имеет свое лицо. Почти у всех нижняя часть здания  решена просто, как пьедестал или цоколь, и лишь выше, там, где проем улицы лучше освещен, размещаются колонны и пилястры (http://proza.ru/2013/03/18/2311).

Палладио оказал значительное влияние и на культовую архитектуру, найдя самостоятельное и принципиально новое решение одной из наиболее трудных  проблем – церковного фасада (http://proza.ru/2013/03/18/2321), (http://proza.ru/2013/03/18/2332).

Умер Палладио в 1580 г. Его роль для позднеренессансной архитектуры Северной Италии была столь же велика, как роль Микеланджело для Средней Италии.  Подобно Микеланджело, воздействие Палладио не ограничено рамками его времени, - его идеи и само его архитектурное наследие сохранили силу практического влияния на протяжении многих столетий, ибо Палладио относится к тем немногим зодчим, с именем которых связывается создание крупнейших стилевых систем. Особенно близки и популярны были его идеи в эпоху Классицизма.

Ренессанс http://proza.ru/2023/01/19/241


Рецензии