Ты с какой полосы? Глава 4

               


     Юрий стоял и глядел на небо. В самом далеке виднелся край отходящей тучи. А почти над головой огненный,  сияюще-белый, словно расплавленного металла круг солнца, в лучезарном ореоле, своей жгучей яркостью давил, прожигал глаза, зрачки, до самого дна, так, что смотреть на него было невозможно. Слёзы наворачивались с век. И он отводил взгляд в сторону, на успокаивающую бесконечную голубизну. Где в вышине парила, падала, взлетала, наслаждалась свободой движения, своим полётом в безграничном лёгком пространстве какая-то птица.
     Одежда после ливня ещё не высохла. А туфли, так вообще мокрые остались, ногам в них не совсем удобно. Залезать в карманы, да смотреть, что произошло с сигаретами и деньгами он не стал. Дождь прошёл тёплый. Гром с молниями прибавили задора и чуть ли не детской радости, восторга. Поэтому, какого-нибудь холода, ни снаружи, ни внутри себя, Юрий не почувствовал. Но он не помнил, когда прекратился дождь. Возвращался с работы, время шло ближе к вечеру. А сейчас часы показывали первый час дня. Солнце стоит в зените. Он испытывал такое чувство, что его кто-то взял и поставил на это место. Ну и что? Огляделся — знакомая улица. Всё привычно и близко. И что-то не так.
     Та же улица, дома стоят, как и раньше, но рамы окон цветные: зелёные, жёлтые, синие, голубые, красные, белые... А есть, где одни жёлтые. Крыши сочные, насыщенные и тоже расписанные от всей палитры красок. И люди, которых он видел на улице, радовали себя, друг друга яркими, разноцветными одеждами. Он посмотрел на свою тёмно-синию рубашку в еле приметную полоску, на чёрные брюки и чёрные туфли. Его вид был несколько тусклее, чем у остальных прохожих.
     Юрий почувствовал себя, как на какой-то демонстрации: с транспарантами, разноцветными флажками. Но людей мало, словно большинство с воздушными шариками ушло дальше. Там где-то покричать приветствия и поиграть на гармошке. А он по нарядной улице решил направиться к своему родному дому. Ему захотелось увидеть жену с детьми, квартиру, и понюхать, как аппетитно пахнет на кухне. А окружающая его разноцветность, даже некоторая аляповатость не злила глаза, а наоборот, поднимала настроение, возвышала дух до радости и чистоты восприятия своего бытия. И Юрий шагал окрылённый в распахнутые ворота счастья нового мира, ставшего уже его и надо же, таким праздничным в повседневности. И именно ему судьба уготовила величие быть наполненным во все духовные и физические ёмкости, обладая всем, что хотелось бы иметь в размеренной, широкой, насыщенной жизни.  Нравился тротуар выложенный разноцветной плиткой. Видел и чувствовал с правой стороны живые, чуть-ли не вековые деревья, с их перешёптыванием листьев и повидавшего много, мудрого, в морщинах ствола. И трудолюбивая дорога, которая держала, вела на себе поклажу спокойно и величаво. А воздух, прозрачный, с шаловливыми мягкими дуновениями зелёной городской улицы, нёс в себе редкие, и часто одинокие, крики птиц, говор человека.  Он шёл и вслушивался. Но должна же, где-то в густых вершинах деревьев, сейчас спеть хоть какая-то птичка, своим переливчатым мелодичным звуком. А вместо этого, неожиданно, разорвал тишину требовательный, резкий автомобильный сигнал.
     Юрий посмотрел на дорогу и увидел на противоположной стороне ярко красный, блестящий лакированной краской, почти круглый, обтекаемой формы автомобиль. От окошка водителя прокричал возмущённый, сердитый голос женщины:
Ну ты что?! Где ты ходишь? Сколько можно тебя искать?
Я нигде не хожу. Тут всё время, - растерялся он.
Иди садись, давно уже ехать нужно, -  по-свойски пригласила его водитель.
     Юрий подбежал к машине и сел спереди, рядом с женщиной. Посмотрев, ближе, на её лицо,  узнал свою жену. В жёлтой-зелёном платье, вызывающей косметике, с кольцами на пальцах с какими-то крупными разноцветными камнями, Аня сидела, как цветок, но совершенно свободный ото всех, одинокий, выросший в своём автомобильном кресле,самостоятельный и независимый.
А куда нужно ехать? - поинтересовался Юра у своей жены.
     - Как куда. В галерею, на выставку. Мы ж договорились. Мама с детьми сидит, - и она тронула с места машину, которая тихо зазужжала, как электромобиль.
     - Это что, электромобиль что-ли...
     - Ты, как с Луны свалился, как будто первый раз видишь. Сам выбирал. Посмотри на меня... на вид ничего, вроде здоровый.
     Органы управления в автомобиле: кнопки, включатели, переключатели были разноцветные , как в детской машинке. Они мчались по улицам, а Юрий, только успевал головой крутить. И люди, как конфетки в обёртках, мужчины цветастые, витрины — сплошное цветопредставление, какие-то сладкие на вид.
     - Всё подъезжаем. Ты мог бы свою рабочую робу там и оставить, а не переться в ней на такое интересное мероприятие. Там люди какие будут!
     Юра посмотрел на себя. Брюки и рубашку купили недавно. Он и жена покупкой остались довольны. ;Всё время куда-то не туда иду, - с тоской подумал он, - словно полосы жизни, каждый раз чужие,  а своей найти не могу".
     Аня закрыла машину и на ходу спешно, через дыхание, стала объяснять:
     - Идём на выставку, перфоменс, последователей Казимира Малевича. Будет представлен Чёрный Куб и другие супремусы.
     - А что такое супремусы? - осторожно поинтересовался Юрий.
     - Ну, это развитый, интеллектуальный человек должен знать. Геометрические формы, - бросила снисходительно взгляд на него жена.
     - Чёрные?
     - Чёрные. Могут быть ещё красные и белые.
     Они вошли в большой, ярко освещённый зал, где основной фигурой возвышался огромный чёрный куб метра три высотой, рядом, чуть поменьше —  чёрный крест. В Чёрном Кубе виднелась еле приметная дверь, в человеческий рост. Над дверью, почти вдоль всей стороны куба чётко можно было видеть надпись белыми буквами "И ДАЛЁКИЕ МИРЫ МОГУТ БЫТЬ БЛИЗКИ, КАК ВАШИ ЖЕЛАНИЯ". В зале стояли и бродили совершенно разные, по виду, люди. Какой-то маленький, полненький, с длинными волосами и бородкой, очень похожий на настоящего художника, человек, быстро ходил, почти бегал от одной женщины к другой, о чём-то с ними беседуя горизонтально глядя в их грудь. На одной из стен висел плакат с надписью "ПОЖЕРТВОВАНИЯ ДЛЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ НОВЫХ МИРОВ". Под ним стояла метровая урна.
     Вскоре к микрофону стоявшему в зале подошёл мужчина в чёрно-красно-белых одеждах. Он объявил об открытии перформенса посвящённого скромным великим продолжателям великого Казимира Малевича, поздравил присутствующих, гостей с замечательным праздником. А затем, повернувшись, кивнул находившемся рядом пианисту и скрипачу. В галерее захлопали и стали слушать музыку. Далее ведущий рассказал о значимости мероприятия, о том, что ;через несколько недель Чёрный Куб выставят на торги с начальной ценой шестьдесят тысяч евро", так что, пока есть возможность нужно пользоваться его свойствами. И всех желающих пригласил пройти внутрь скульптуры для получения космического мироощущения. Чёрная дверца в Чёрном Кубе открылась.
     Аня схватила за руку Юрия и потащила к произведению искусства:
     - Давай быстрее, а то не хватит.
     Людей в квадратное пространство набилось  плотно. Дверь закрыли. Но видно попали не все, потому что слышались возмущённые голоса. Их успокоили тем, что они смогут присутствовать на следующем сеансе. Юрий прижимался сразу к двум женщинам: своей жене и ещё к кому-то. Было мягко и тепло. Темно. Откуда-то полилась красивая плавная фантастическая музыка. Послышался приятный женский голос: "Дорогие друзья, вы сейчас находитесь, принимаете участие в высшей ступени развития искусства на пути освобождения от всего внехудожественного, на пути предельного выявления беспредметного, как сущности любого искусства.. Главным представителем и теоретиком этого направления является русский художник Казимир Малевич. Геометрические абстракции. "О живописи в супрематизме не может быть и речи. Живопись давно изжита, и сам художник предрассудок прошлого", - этапировал он публику и своих коллег-художников. "Построение супрематических форм цветного порядка ничуть не связано эстетической необходимостью как цвета, так формы или фигуры; тоже чёрный период и белый". Главными параметрами супрематизма на этом этапе ему представляются "экономическое начало", энергетика цвета и формы, своеобразный космизм.
     В Чёрном Кубе вентиляция, скорее всего, работала плохо. Температура возрастала, люди начали потеть, а женщины кто чем обмахиваться и вздыхать. Красивая торжественная музыка играла, а голос продолжал вещать: "Экономия" выступает у Малевича "пятой мерой", или пятым измерением искусства, выводящим его не только из плоскости холста, но и за пределы Земли, поможет преодолеть силу притяжения и, более того — вообще из нашего трёх-четырёх мерного пространства в особые космическо-психологические измерения.
     Супрематические знаковые конструкции, заменявшие, как утверждал Малевич, символы традиционного искусства, превратились вдруг для него в самостоятельные "живые миры, готовые улететь в пространство" и занять там особое место наряду с другими космическими мирами. Увлечённый этими перспективами, Малевич начинает конструировать пространственные "супремусы" — архитектоны и планиты, как прообразы будущих космических станций, аппаратов, жилищ и тому подобное.
     Категорически отказавшись от одного, земного утилитаризма, он под влиянием новейших физико-космических теорий приводит искусство к новому утилитаризму, уже космическому. Главный элемент супрематических работ Казимира Малевича — квадрат. А теперь прислушаемся и почувствуем огромный, бесконечный космос со множеством разных миров из вне и внутри нас, так как мы тоже являемся космическим творением, его миром, его частью".
   После чего голос пропал, а музыка продолжала творить звуковое волшебство. Наступила жара, дышать стало труднее. Люди стояли мокрые, но терпели, прислушиваясь к космосу.
      Юрия начала толкать жена, при этом что-то засовывая ему в руку.
     - Давай бери.
     - Что это такое?
     - Шампанское.
     - А ты?
     - Я за рулём.
     - Что я, в темноте с космосом шампанское буду пить.
     - Давай пей, это искусство, все пьют. Как участники преформенса — должны поддержать.
     Юрий только успел глотнуть, как в общем шелесте и шёпоте раздался дикий не человеческий визг. Пластиковый стаканчик в руке раздавился в лепёшку. Толпа вздрогнула и начала кричать, толкаться и рваться к выходу. Он увидел, как открылась дверь и люди стали вываливаться, выскакивать один за другим. Вскоре и они, с женой, оказались на свету, на свежем воздухе.
     Посреди зала галереи, в отдалённом окружении людей, стояла, раскачиваясь из стороны в сторону, женская фигура со страшной чудовищной головой. Розовато-чёрной, покрытой шерстью, с поросячьим пяточком вместо человеческого носа, ослиными ушами и маленькими рожками. Она визжала, хрюкала, ревела, как дикий зверь. Из её тела, с разных мест торчали иголки, которые прыскали какой-то прозрачной жидкостью.
     Юра помнил эту молодую женщину — милая и прелестная. Она тихо улыбалась, и ходила вместе с подругой. Той сейчас нигде рядом не было. Аня вытаращила глаза и прикрыла раскрытый рот рукой.
     - Выродок! Сейчас санитары приедут и её заберут. Уходим от сюда.
Они бросились к выходу, а от туда к машине. И уже ведя автомобиль по дороге Аня ему торопливо сообщила:
     - Выродки. У неё чистый героин прыскал из игл. У некоторых наркоманов, в последнее время, начали происходить какие-то изменения в организме. Их в народе называют ;выродками". В общем то проходит, как заболевание, и лечат. Но, знаю, что одну женщину никак не могут вернуть в нормальное состояние. И дети тоже с такими головами. Сидят вместе в карантине. Муж — человек состоятельный, ходит, посещает их.
     В машине зазвучала мелодия звонка и засветился экран компьютера, с которого на них глядел какой-то мужчина. Аня посмотрела на него, вздрогнула, и глянула на пассажира.
     - Аня! Ты где ездишь! - послышался голос.
     Машина вильнула, резко сбросила скорость, так что Юрия сильно качнуло вперёд. И стукнувшись о бровку, остановилась. Юру изнутри, в груди, в голове сильно толкнуло и сознание его померкло.
 
    Утилитаризм — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.
    
       При написании 4 главы использовались словари и энциклопедии интернета Википедия, "Академик".
      
    
      


Рецензии