Мой брат Виталий

На прозе я познакомился с одним уважаемым человеком солидного возраста, который советовал авторам рассказывать о себе, своих корнях, родословной – таким образом, сохраняя все для потомков. В качестве создания генеалогического древа, идея, на мой взгляд, не плохая, но все же подумалось - а какому постороннему интересна чужая жизнь? Довольно этих утех показывают по ящику, в литературе и т. д.  Но бывают в любой жизни загадочные, драматические, не объяснимые события. Так случилось и с нами...
Все события происходили в реальности. Изменены только некоторые имена, чтобы не смущать  ныне живущих.
Охраняется "Законом об авторских правах".


               


Мой брат родился в 1961 году 8 марта. Это обстоятельство никогда не смущало его. Выучившись после школы на слесаря КИП, был призван в армию: вначале учеба в Свердловске на связиста, а по окончании - отправили в Чехословакию.

1979-81г.г.
Из письма:
Чехословакия хорошая страна, чистая. Вот подкоплю крон и что-нибудь куплю. А Колька Ракчеев и Славка Жунев на китайской границе служат – там наверное опасно...

Когда Советские войска вошли в Афганистан, Виталий был в их рядах. Он мог бы остаться – но, как говаривал  потом - ...сам напросился, эта тяга к неизведанному – одним словом – романтика... И он уехал с запада на восток, наваляв  перед  этим по шее задолбавшему  "деду".

Рассказывал, как было интересно и страшновато, когда входили в чужую страну:
 - Захотелось по нужде, остановили БМП – кругом пустыня, вдали горы, темнеет, присел значит, а рукой держусь за БМП – так спокойнее.
Мы стояли недалеко от города Мазари-Шариф. Там было озеро. Вода голубая, прозрачная – видна плавающая форель. Хорошо купаться после пустынной жары. Разбили шатры - в них живем. Спим можно сказать на земле. Сказали, что кровати привезут позднее. Я сижу на коммутаторе – обеспечиваю связь. Кормят хорошо, но из-за песчаных бурь, песок даже в чай попадает, да и аппетита нет – жара. Понимаешь, когда из Чехословакии уходили, нам сказали, что будем оказывать интернациональную помощь народу Афганистана.
- А это кто? – спрашиваю брата. На фотографии двое связанных молодых афганцев, сидящих на земле, спиной к спине. У одного изо рта - струйка крови. Они в окружении наших солдат.
- Это духи – душманы, пленные. Их отправят скорее всего в Кабул.
- Зачем в Кабул?
-Ну, это так называли у нас в "расход". А что ты хочешь? Это война. Они считали нас окуппантами.
 Брат не любил рассказывать о службе в Афганистане, хоть и  был там полтора года. Говорят, те кто воевал, не любят говорить об этом...

- Мы вошли туда в конце декабря 1979 года ... Что касается дедовщины, то ...смотри – у каждого есть автомат, ходим на операции и сам понимаешь - все  можно свалить на  духов.
А народ здесь живет бедно – по крайней мере в селах. Лопата и топор очень ценятся, а на базаре можно и жену себе купить. Короче, пережитки феодализма...

Из писем брата:
 ...я не могу и не хочу писать, что здесь, да как, если хотите – можете посмотреть новости в телевизоре. Отец, много не пей. Мама, если будешь отправлять деньги – заворачивай их в промакашку, чтобы не просвечивало.

Из письма мне:
К нам приехали ребята – танкисты. Познакомились. А после операции, одного не стало... Я его хорошо знал. Странно – был человек, и нет... Вот погода там дурная: днем жара ночью холод.
 
 В конце каждого письма – привет родне.

Из письма мне
Брат, ты спрашиваешь: в каком обмундировании мы ходим? Совсем недавно выдали панамы (вместо пилоток) и ботинки (вместо сапог). Но  все равно - пришлите  кеды или полукеды. Посылку отправляйте по этому адресу – это в Союзе, а иначе не дойдет, вернется вам обратно. За почтой у нас парень ездит два раза в неделю. Это небезопасно. Здесь главное - внимание, соблюдение мер предосторожности. Без дела - не выходи из лагеря.
Тут можно достать любые джинсы по дешевке или магнитофон, только все это не провести – отберут на таможне. Дежурю по-прежнему на связи –  скукота, зато есть время черкануть вам письмо. Как там дома, что нового? Пишите обо всем – мне все интересно.
 
Из письма: ...я был на дежурстве, когда пришло сообщение, что недалеко от нас, горит нефтепровод. Двое солдат кинулись бегом тушить,  без прикрытия, не на БМП. Оказалась засада. Оба тяжело раненные скончались по дороге в санчасть. Эх, ребята, ребята  - им до дембеля месяц оставался...
Днем дух – крестьянин, правоверный дехканин, улыбается,  а ночью обстреливает наши  позиции.
Восток – он и  в Африке восток.
Ротный сказал, что скоро к нам должны приехать артисты из Москвы. И охота им ехать в такую глушь, где еще и стреляют. Однако – спасибо за смелость.

Из письма мне:
Два дня назад вернулся из операции. Ходили в соседний аул, где по сведениям скрывались духи. Меня взяли – следить за связью... Обшарили каждый дом – никого не нашли. Скорее всего – их предупредили. С переводчиком опрашивали жителей – разводят руками, улыбаются – ничего не знаем шурави. Когда возвращались – колонну с гор обстреляли. Но вернулись без потерь.
Я вот думаю, что после дембеля делать? Хочется мир увидеть ... Может в мореходку двинуть? Мечтаю с детства поплавать, мир посмотреть. Андрей Морозов, Колька Ракчеев, должны раньше меня дембельнуться  - может их пригласить в плавания? Знаю одно – дома сидеть не буду...

Из письма родителям:
... мама,  что ты все пишешь – остерегайся чужих людей, остерегайся чужих людей? Я как ни старался, но не смог врать о том, что служу в Чехословакии ...Штемпель на конверте все расскажет, тем более батя через военкомат, своих военпредов, все равно узнает. Да, я теперь в Афгане, а не в Словакии... Честно говоря, хочется по душам с кем-то поговорить - с близкими родными. С ребятами, конечно, общаемся, но это не совсем то. Девчонки у меня нет. Так что, по – родственному, только с вами, моей семьей. Ну, а так у меня все нормально, здоровье хорошее. Правда у нас тут появилась желтуха – много бойцов отправили  в Союз лечиться.  Ну - да она не смертельна и меня пока бог миловал. Спасибо за письмо бабушке Ане. Брат, передавай привет Лозехе и тем,  кто  дембельнулся.
 Ну, досвидания.  Привет родне.
 P.S. Писать собственно не о чем  –  к чему переливать из пустого в порожнее?

                Здравствуйте дорогие мама, папа и братишка!

 У меня все по-прежнему. Письма ваши получил - спасибо. Тут, недавно произошел комический случай. Встретил земляка из нашего района. Смотрю, а он с тяжелым гранатометом. Давай говорит меняться. Я – нет: на операции редко хожу, да и командирам, что объясню. Мне автомат – то, не очень нужен, а ты гранатомет... А где, кстати, твой автомат?
- Да... потерял, а может кто-то спер. Ну, думаю, под трибунал пойду. Да спасибо ротному – отпустил на тормозах. Зато вот – вручил гранатомет. Теперь говорит, им воевать будешь. Тяжелый зараза. Может все – таки махнем, а ...?
Чудак...
 


1995 год  Пермь.

Она понравилась мне со второй, а если точнее с третьей встречи. На первой, я как-то ее не разглядел. Нас познакомила моя бывшая коллега по работе, а сейчас заведующая службы знакомств – Надежда Дуброва. Надя позвонила мне домой:
- Привет... ты  развелся, но  так и не женился? – неожиданно начала сваха.
- Да нет вроде, – я начал понимать, что будут кого-то предлагать.
- Тут к нам пришла одна женщина... Представляешь – только что развелась, и хочет сразу снова замуж.
- Да уж – невтерпеж...
- Она не желает быть одна...  а ты? Ну, что молчишь? Ведь не век одному сидеть! А она такая чистенькая, симпатичная. Я как ее увидела – сразу про тебя подумала. Давай я дам телефон – позвони ей. И имя красивое – Милена.
- Не русская что - ли?
- Да нет, говорит красиво – по-нашему. Ты хоть взгляни...

Я позвонил. Ответил приятный женский голос:
- Здравствуйте.  Ваш телефон дала Надежда – сказала позвонить...
- Ах да, конечно, конечно...
 - Логично – нам бы встретится... предлагаю  завтра, если вас устроит...
 - Хорошо – только у меня на завтра три встречи, а на после завтра – одна.
- С кем? – вырвалось у меня.
 - Ну, как с кем? C мужчинами, кандидатами,  я же всех должна посмотреть.
 Я слегка оторопел:
- И много посмотрели?
 - Шестьдесят человек...
-  Значит я шестьдесят первый?
 - Получается так ... – Милена сладко хохотнула.
- Хорошо хоть не сорок первый, и на том спасибо. И по каким критериям ... ваше величе...
- Лучше высочество... – решила поддержать игру Милена.
- И по - каким критериям ваше э... высочество проводит отбор кандидатов, если позволите на...руку и сердце?
 - А вы не смейтесь – все очень серьезно. Ну, во – первых: высшее образование, брюнет приятной наружности без вредных привычек,состоявшийся.  Да, обязательно рост – выше среднего и  элегантный в обхождении...
- Сто семьдесят восемь...
- Что сто семьдесят восемь?
- Сантиметров... мой рост.
- Пойдет... ну, и все остальное... в порядке и на месте.
- А ключи от квартиры, белый конь, и мерседес?
 - А вот это мы посмотрим...
 Обговорив время и место встречи, положили трубки.

Вот ведь ... смотрины значит. Да пошла она... Но взыграло любопытство – что это за особа такая - жениха себе выбирает... Однако. Любопытная особа. Тоже мне принцесса...
 Но не будем выпендриваться. Зачем?

 На встречу я пришел с наспех купленным букетом  замысловатых цветов с латинским названием. Было 7 декабря, как сейчас помню. Морозно. Не расшаркиваясь, сразу пригласил в кафе.  Но Милена отказалась:
- Если вы недалеко живете – лучше домой (мелькнула мысль – жилплощадь хочет посмотреть). Вы не удивляйтесь – мы же через службу знакомимся. Все, как говорится официально... Дома удобнее – не будут мешать. Можно ко мне, но я живу не близко. А вы не на машине? Нет? Жаль...
-У меня недавно машину угнали (это была правда).
-Да вы что ... Переживаете?
- Уже нет... Вора поймали.
- А машину нашли?
- Нет – он ее разобрал и по частям продал...
На троллейбусе отправились ко мне. К гостям я готов не был, но дело привычное –  решил пожарить картошку. Глядя, как я ее чищу , гостья вдруг подскочила и, вырвав нож, стала чистить сама, сказав:
- Эх... – картошку не умеет чистить...
Потом ели картошку с солеными огурцами, пили сухое вино, обменивались автобиографическими данными.
У Милены были  голубые глаза и черные вьющиеся волосы – красивое сочетание. Приятный голос, стройная фигура, очаровательная  улыбка  довершали облик. Интересно, что мы закончили один ВУЗ, учились у одних преподавателей, и день рождения у нее был на следующий день после маминого. Но, я говорил уже, что с первого раза не "въехал". Да и со второго, пожалуй, тоже. Ну а с третьего... чувствую, что влюбляюсь.
Милена была, на мой взгляд, максималистка. Она не хотела оставаться незамужней, и сразу после развода с мужем (которого, кстати, тоже как меня) решила выйти замуж. Цель была поставлена. Так и заявила:
- Я не собираюсь гулять, так что смотри – не тяни. Ты видишь я какая – ты мне тоже подходишь. И это заметь – из шестидесяти...
-Великая честь... крылья растут...
-Не ерничай - решай
-А  ты что, вот так прямо и смотрела всех? Встречалась?
- Нет конечно - некоторые отсеялись в процессе телефонных разговоров, а кто-то вдруг исчезал... 
 - Послушай... мы оба уже обожглись, может повременим с загсом. Поживем гражданским браком?
- Нет! К чему терять время? Уже полгода "гражданствуем".
 Да, к тому времени мы были вместе шесть месяцев, и я был  влюблен как идиот. Она, как мне казалось, отвечала  взаимностью...
Попробовал напугать: раз так – расстаемся, мол, если любишь, то дело не в штампе на паспорте... Да где там... Через неделю позвонил – пригласил в загс. Уже позднее я стал подозревать, что отчасти Милена пошла на это, чтобы утереть нос бывшему супружнику: смотри - без тебя не пропаду – типа ... не прошло и полгода... Ну, да я  тогда,  и сейчас ее  за это не осуждаю. Женщина - она и в Африке женщина.
Решение принято, заявление в загс подано – за две недели до регистрации, невеста решает представить меня родителям.
Выбран день и час. Приезжаем. Вот они – будущие тесть, теща. Очень приятно. Солидные, уважаемые люди, Сели, разговариваем. Смотрю я на будущего тестя – где- то я его видел. Точно. И он ко мне приглядывается...


1980-81 г.г. Афганистан.  Ограниченный контингент советских войск.

Из рассказа брата:
Как-то наши вернулись с операции, а ночью ротный поднял всех, построил и начал орать. Я его никогда таким не видел:
- Кто притащил оторванную голову... духа? Ну ладно оторвало снарядом или как еще, но зачем в лагерь притащили,  решили в страшилки играть...Вы что, как они? Это они обрезают головы, члены, вспарывают животы, достают кишки. Как они..? Вы же комсомольцы! И коммунисты есть! Кто принес? Кто догадался поджечь? Под трибунал!
Он так яростно орал, что казалось сейчас возьмет автомат и всех перестреляет. Ну действительно  - дурачье. Надо им было это делать?  Не дай бог до высшего командования дойдет. Кстати, как-то на дежурстве, ко мне неожиданно генерал зашел. Я их только в кино видел, а в армии самое большое – полканОв. Подошел, положил руку мне на плечо и говорит: " ...соедини меня, сынок, со ставкой". Это значит с Москвой. Поговорил со столицей - с кем-то из высшего командования, а может даже министром обороны, а мне приятно – сынком назвал... И тогда же подумалось: интересно служат ли сыновья генералов, министра обороны, членов политбюро, где-нибудь рядом с нами?

                Здравствуйте дорогие мама, папа, братишка!

 У меня все нормально. Мама,  у нас нет возможности делать здесь фотографии, поэтому посылаю кадры негативов – пусть дядя Юра сделает фотки, а ты мне их вышлешь. И еще. Мне на дембель нужна парадная форма – точнее китель (брюки есть) – свою форму я в Чехословакии оставил, а здесь негде взять. Братишка, если у тебя осталась форма – вышли. А если нет – спроси у знакомых дембелей – на Молодежке в эту осень их наверное
много будет.

                Здравствуйте мама, папа, братишка!

 Письма ваши, посылку получил. Большое спасибо за фотки и лично дяде Юре.  На фото, ты брат выглядишь старше что-то, но хорош.  Cмотри - без меня не женись. Вернусь – тогда. Я кстати вырос, и во взводе  самый длинный. Да от сидения на коммутаторе начал поправляться. Думаю - тебя братишка я перерос.
Здесь много скорпионов, а недавно ребята притащили двух метровую кобру. Мама – не переживай – эти твари первыми не нападают - они гораздо безопаснее людей. А если выполнять инструкции командования, то все вполне безопасно. Не знаю, что еще писать. Все одно и тоже... Привет родне. Виталик.

Из письма мне

В начале октября ездили на операцию, привезли много дынь, арбузов. Лучше покупать у активистов. У кого попало – опасно. Братишка, если у тебя остались какие-то армейские значки – вышли – на дембель все сгодится, не мне так ребятам.  Дежурю, по-прежнему, на связи, только теперь вдвоем – дали молодого на обучение. Ночью жарим картошку. Сковородок нет – так приспособились на цинковых поддонах от патронов. Вкусно!


 А в это время (еще при Брежневе) мы получали крайне скупые новости об Афганистане по 1-ому каналу ТВ,  а их было два, второй местный. Но народная молва уже разносила:
там привезли мальчишку, то из другого района - в цинковых гробах. Позднее, Розенбаум, будет петь скорбную песню о черном тюльпане. А тогда мы жили с верой – все с Виталиком будет хорошо. Молились за него бабушки. Тогда стала молиться и мама. Хотя нет. К Богу она стала обращаться, когда я первый ушел в армию.
Друзья, соседи, одноклассники спрашивали на улице:
- Ну, как там Виталя? Когда вернется?

Он вернулся  в конце июня 81-ого. Мы ждали его со дня на день. Я находился в ванной, когда вечером раздался звонок, и на вопрос мамы из-за двери:
- Кто там?- радостно ответили:
- Свои!
Я, как был мокрый, накинув халат, выскочил в коридор. Мама, радостно охнув, отворила дверь. Да уж, Виталя оказался выше меня на полголовы и пошире в плечах. Мы не виделись три с половиной года. Когда я  уходил в армию, он учился в девятом классе и был значительно мельче меня. Перемена брата удивляла и радовала. Вместе с братом зашли еще двое.
- Это мои сослуживцы – тоже дембеля, они из нашей области - погостят маленько,- представил ребят Виталий, обнимая мать и отца. А ты братишка отстал в росте... ну ничего, зато в какой институт поступил! А ведь я, прежде чем подняться,  в нашем дворе посидел, детство вспоминал.
На следующий день приехала родня, друзья одноклассники. Маленькая двухкомнатная хрущевка с трудом всех вмещала. Вопросы, вопросы ...
- Ну, расскажи, как там? Как воевал?
- Да ну что вы... это неинтересно. Лучше расскажите - как вы здесь?
Я с восхищением глядел на загорелую атлетическую фигуру брата и гордился им.
- Как насчет мореходки – не передумал?
-Да нет. Но хочу оглядеться – дома пожить.

Виталя устроился на бумкомбинат. Работа у него была тяжелая. Бегущие по контейнеру бревна, нужно было крюком стаскивать и отправлять на дальнейшую переработку. Не смотря на то, что работал в рукавицах,  руки все равно были в мозолях.  Правда, платили по тем временам не плохо. Поработав до нового года,  рассчитался и уехал в Калининград -  в мореходку, вместе с другом – Колькой.
Там они проучились шесть месяцев на мотористов – рулевых и, сдав экзамен, были направлены в Магаданское рыболовное пароходство. В этот самый момент к ним приехал я – повидать брата перед длительной путиной. Встреча была романтичной. Меня провели на учебный корабль, вкратце ознакомили с судовой жизнью, предложили переночевать в одной из кают. А наутро мы уже ехали в Москву, чтобы оттуда самолетом, брат с другом, могли отправиться в Магадан. Романтика юности! В Москве мы зашли к друзьям землякам – Андрею Морозову и Валере Пелявину. Весело посидев,  вспоминая  детские, юношеские шалости, переночевав, утром я посадил Виталия и Николая на самолет.

- Они такие здоровые! Да, это киты! Мы их часто видим. И касаток наблюдали,- передавал Виталя по рации на домашний телефон.
 Судно, куда они с Николаем попали, занималось переработкой рыбы, которую сдавали им траулеры. А друзья несли вахту у штурвала. Путина проходила у берегов Камчатки Смотрели извержение вулкана, но судам  близко не разрешалось подходить, так как извергающийся пепел, дым ограничивали видимость.
- Мы плавали вдоль всего восточного побережья страны. Заходили в Находку, Сов.гавань, Владик. Нам все было интересно. Словом – приключения, - рассказывал брат.
- Иногда мы останавливались у необжитого побережья - ходили по сопкам, лазили по скалам. А вечером, собирались где-нибудь на камбузе. На стол ставилась большая чаша красной икры, черпали ее столовыми ложками, пили чай. Травили анекдоты, байки, житейские истории. Было интересно и здорово. Команда состояла помимо местных жителей, из представителей разных регионов страны – от молодых до вполне взрослых мужчин.
Я смотрю на фотографии: вот брат стоит за штурвалом, а здесь они собрались на корме – что-то весело обсуждают, шутят. На следующем снимке – сидят в экзотической по виду траве – это летняя тундра.

Проплавав полтора года, друзья неожиданно возвращаются.
- Пресытились морем, - сказал брат, - да и о личной жизни нужно подумать.
Надо сказать, что поклонниц у Виталия было к тому времени достаточно. Когда он вернулся из Афгана, к нам приходили его одноклассницы, соседские, знакомые девчонки – посмотреть поговорить с "афганцем" (а тогда прослужить в Афганистане считалось не только опасным, геройским, но и популярным, если можно так выразиться), но он как-то никого особо не выделяя, говорил :
- Успеется...
Но, вернувшись из плаваний, стал встречаться с Людмилой. Стройная, темноволосая, она встречала брата на автобусной остановке, даже если он приезжал поздно - после второй смены, Было видно, что у них взаимная симпатия, но что это закончится браком, стало для меня неожиданностью...
- Брат – я решил жениться, - сообщил новость Виталий, известив перед этим родителей.
 
Свадьба прошла, как говориться, от и до...
Но Виталий не изменил себе и после начала семейной жизни. Он объявил жене, что хочет выучиться на сварщика высокой квалификации, работать на строительстве газопроводов – тянуть их через тайгу, горы, равнины. Жить в вагончиках, ну и конечно деньги зарабатывать. А платили тогда на строительстве этих магистралей прилично, что для семейного человека немаловажно.
И решают брат с Николаем ехать в Уфу – в школу сварщиков. Берут в компанию дядю Володю (маминого брата) в качестве старшего, пожелавшего овладеть новой специальностью и,  несмотря на годы, тоже неисправимого романтика.
Учеба продолжалась недолго –  3-4 месяца. Получив удостоверения сварщиков, друзья, перед тем как отправиться на союзные стройки, заехали домой. У брата к тому времени родилась дочка Анюта. Недолго погостив, Виталий, отправился в Нижневартовск. Там тогда строился газопровод "Ямбург – Елец-2". Позднее мне попала в руки книга "Здравствуй трасса" автор В. Кочергин.  В ней, как и положено было в ту эпоху, все было проникнуто духом социалистического оптимизма, уверенности в завтрашнем дне.
Могучие тягачи бороздили тундру, покоряли суровый край на благо советского народа.  Ханты и манси, бывало, ворчали, поругивали снующих как попало по тундре водителей.
"Одной дорогой езди, однако, много топтать – трава расти не будет, олень с голоду помрет. А были и такие, кто говорил: "Зачем русский пришел? Это наша земля..."
Но как-то в истории человечества не очень считались с интересами аборигенов. А с другой стороны России, Европе нужен был газ.
Жили строители в вагончиках. Из привезенных труб, диаметром 1,2 метра, сваривали плети, тянули нити газопровода. Советские лозунги призывали: "Вперед, догоним, перевыполним..."
Вот начальство и подгоняло. Им ведь не лежать на снегу, сваривая шов, да еще потолочный, что являлось высшим показателем профессионализма сварщика. И сварка должна быть качественной  - без инородных вкраплений, пузырьков. Все это проверялось специальными приборами. Если брак – на переварку. А это время. И опять руководство подгоняет. А в спешке, какая уж тут техника безопасности, которая и так была на низком уровне. Трубы, при  стыковке и сварке, должны находится на металлических ложементах, согласно правилам ТБ, прописанных ГОСТОМ. Но, на деле, они лежали на снежных призмах, или проще кучах, с которых была велика опасность их ската.

В тот роковой день 15-о января 1986 года, на Волжском участке газопровода, бригадир Козловский, не церемонясь, подгонял рабочих, обходя вагончики. Позавтракав в столовой,  поехали на трассу. На месте быстро приступили к работе. Козловский прошел вдоль трехсотметровой, стальной плети и, посмотрев на глаз ее направление, выругался: править надо - по  курсу.
Дело в том, что газопровод должен лежать строго по разметке, которую опять - таки, делали на глаз. А тут – отклонение - непорядок.
На стыке работали три сварщика. Окружив огромную трубу, диаметром без малого полтора метра, двое варили по бокам на лестницах, один лежа внизу. Проходя мимо. бригадир на ходу бросил, что будет править плеть. Потом подозвал трубоукладчик и бульдозер, нацепил трос на конец трубы. Дал команду на подъем. Когда трубоукладчик приподнял конец нити, бульдозер стал толкать ее в сторону от уклона - править...

В жизни есть моменты, когда нужно остановиться, отключить все, оглянуться и просто подумать, посмотреть.Просто включить мозги.

Трехсотметровая плеть, весом в сотни тонн, соскользнула с призм, отшвырнув  с лестниц двух сварщиков, и придавив третьего лежащего внизу.  Это был мой брат.
Вот так, пройдя Афганистан, в не полные двадцать пять лет, с огромным желанием жить, из-за ... все той же,   я думаю, серии отечественных катастроф, ушел из жизни Виталий.

Когда первыми уходят родители - это горе, но оно как бы предопределено законом жизни.
А если наоборот - это всегда трагедия.
Я помню, как меня вызвал на работе начальник. Вначале не поверил, но приехав домой, увидел рыдающую мать, отца в ступоре, безжалостную телеграмму с места работы Виталия.
Мы дошли до верховного суда СССР. но суды, и тогда, и сейчас  в подобных ситуациях вели себя как-то сознательно малохольно. За нарушение правил техники безопасности
повлекшее гибель человека, Козловский получил два года условно, начальник участка, прораб временно были понижены в должностях и все...
Товарищи Виталия по Афгану хотели устроить самосуд над бригадиром – едва отговорили....


12 октября 1986 года комсомольская правда опубликовала статью " Опасная зона".
В ней были сделаны попытки, вскрыть причины трагедии. Но... Статья вышла под напором потока писем от родных, друзей, однополчан брата – разобраться...
Мне запомнилось в статье  высказывание прораба Горшенева о  том, что брат, мол, неопытный, зеленый и чуть ли не сам виноват в случившемся.
Да нет – не в этом дело. Виталя, после Афгана говорил: " ... ну, на Родине, чего мне опасаться - здесь ведь не стреляют?" Вот и был спокоен,  доверяя находившимся рядом.
 
  Но даже детям ясно: чтобы проводить серьезный маневр –  выведи людей из опасной зоны!
Из показаний бригадира:
- Я всех обошел и сказал, что стукну по трубе молотком – это сигнал – кончай сварку, отходи...

Но даже если и был такой "сигнал" - за 300 метров, работая в зимней шапке, под шум сварочных аппаратов можно его услышать?
А после " сигнала" – пройди, посмотри: вышли люди из опасной зоны?

-Врет он сука, врет что не видел, козел ...все видел, видел, что люди работают, ан нет - решил плеть не сойдет с призм,-шумели ребята из бригады, когда мы приехали за телом брата.

   Сороковой день, когда поминали брата, приходился на 23 февраля. В дверь позвонили:
На пороге стояли школьники старших классов с цветами:
- Здравствуйте! Мы бы хотели поздравить Виталия Анатольевича с праздником и пригласить,  как воина-интернационалиста, в школу...чтобы  рассказал про службу в Афганистане,как воевал...
- ...а его нет,- я не знал, что ответить...
-...он погиб...точнее его убили...здесь...на работе, - со слезами вышла матушка.
 Какое-то внезапное, тяжелое молчание.
- ...а разве такое бывает? - глаза курносенькой девочки быстро моргали увлажняясь.
- Извините...пойдем, - высокий юноша, как старший, направил однокашников к выходу.
Закрывая дверь я слышал растерянный вопрос девчонки в гулком подъезде:
-...после войны ... разве может такое быть?
 Неожиданно вспомнились рассказы о фронтовиках - орденоносцах, прошедших всю войну до Берлина, и после Победы, погибших от ножа отморозка или по нелепой случайности...
- ...бывает...у нас бывает... - отвечал высокий юноша.
Шел 1986 год. Надвигался Чернобыль, адмирал Нахимов и ...еще многое, но главное - другая страна...
    
Первый суд был в Казани. Адвокатура пела осанну начальству, мастерам, бригадиру, и я не сомневался, что она куплена с потрохами. Козловский униженно просил суд не лишать его свободы. (ты лишил человека жизни из-за своей халатности - так хотя бы будь мужиком !Как тебе и, тебе подобным "нечаянным" преступникам потом живется...но, как показала история - живут, успокаиваясь видимо " я не умышленно" и т.д.)
Одному   из последних, было предоставлено слово, так называемому общественному  защитнику от коллектива.
Поднялся пожилой, с сединой человек, невысокого роста, коренастого сложения. Было видно, что он пользуется авторитетом   в коллективе:
- Товарищи! Все конечно печально... Мы потеряли одного из нас.  Но... Я не хочу, чтобы мы потеряли еще одного, посадив его в тюрьму,  ведь я сам сварщик и знаю все стороны нашего не легкого, порой, как видим,  опасного дела... – он говорил емко, уверенно, обращаясь к суду. Смысл выступления сводился к тому, что нарушений техники безопасности не было, а погибший сам проявил неосторожность…
Это был отец Милены.

С тех пор прошло десять лет. И вот мы сидим за одним столом - с будущими тестем и тещей. Я не сразу узнал его. Когда пошли осматривать дом, увидел портрет Василия Андреевича, и внизу подпись: передовику производства, ударнику и т.д. от коллектива СУМР-9. Я остановился:
- У меня брат работал в вашей организации...
- Сейчас, где трудится?
- Он трагически погиб на работе...
- Да ты что... когда?
- Десять лет назад.
- Погоди... так это он... а, ты его брат?
Василий Андреевич, как - будто, оторопел, страшно удивился, стал звать жену.
Пошли охи, да ахи. Как так – такое совпадение?
И я до сих пор думаю: почему из десятков, сотен тысяч женщин, мне попалась именно дочь общественного защитника. Ничего случайного не бывает. Это я понимал тогда, и особенно понимаю сейчас.
Мы прожили с Миленой восемь лет. Женился я по любви. Но...  но... разошлись.
Милена меня многому научила и я благодарен ей. А что расстались... Так ведь говорят, что расстаются тогда, когда не чему больше учиться друг у друга.


 Трагедия нашей семьи, как это всегда бывает, в первую очередь отразилась на родителях.
Да и медицина в России (об этом отдельный разговор) не шибко озабочена лечением стариков. Рано ушел из жизни отец, а мама умерла через пять дней после операции, хотя врачи уверяли, что все будет хорошо. Я судился с ними, но это ... сами понимаете.( больница, суд, районная администрация - находятся на одном гектаре). Эх, Россия, Россия...
Дочка Виталия выросла, окончила университет, вышла замуж. У Виталия подрастает внук и внучка.

PS Почему  в юном, молодом возрасте уходят из жизни?
Я пытался понять: разговаривал с  ясновидящими, святыми отцами  и простыми людьми.
Вопрос остался, так как ответ: "Судьба"- меня не устраивает... 
 




 
 

   
 




   
 

 
 


   
 


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.