Письма Незнакомца

               
                БАЛЛАДА О МАЛЬНЬКОМ ЧЕЛОВЕКЕ
                На Земле безжалостно маленькой
                жил да был человек маленький.
                У него была служба маленькая.
                И маленький очень портфель.
                Получал он зарплату маленькую...
                И однажды - прекрасным утром -
                постучалась к нему в окошко
                небольшая, казалось, война...
                Автомат ему выдали маленький.
                Сапоги ему выдали маленькие.
                Каску выдали маленькую
                и маленькую - по размерам - шинель.
                ...А когда он упал - некрасиво, неправильно,
                в атакующем крике вывернув рот,
                то на всей земле не хватило мрамора,
                чтобы вырубить парня в полный рост!
                (Роберт Рождественский)


Всё началось с того, что я получила письмо.
 Это сейчас никто не кому не пишет или пишет редко, а в Советском Союзе писали, и даже очень часто, письма друзьям, любимым, родным. И ещё каждый считал своим долгом написать поздравительную открытку к каждому празднику, если не пошлёшь –  значит  не уважаешь, забыл родных или знакомых. Потом  извиняешься. Не только сотовых, даже городских телефонов у многих не было, а про посёлки, деревни и говорить нечего.
 Но мне кажется, что эпистолярный жанр и такие поздравления скоро возродятся. Вот буквально на Новый год мне прислала поздравления подруга по почте. Мне так было приятно! И я вспомнила старые добрые времена.
 Что такое СМС? Прочиталось и стёрлось, а открытка – это отражение духа времени! Сколько их было?!  Теперь жаль, что не сохранились или сохранились немногие вместе с какими-то очень дорогими письмами.
 Вот и эти три  письма  я держу в руках. Они были брошены  в почтовый ящик, который висел на заборе из штакетника нашего подмосковного дома. На них нет ни почтового штемпеля, ни обратного адреса, а крупными буквами посередине конверта  написано:

 НЕЗНАКОМКЕ

Я раскрываю всего три письма  и начинаю читать
 
ПИСЬМО ПЕРВОЕ

Конечно, Вы удивитесь, получив это письмо. Мы с Вами не знакомы. Но каждое утро я вижу Вас в утренней   электричке.(Здесь я пропускаю все эпитеты и сравнения, какими я была осыпана и одарена, из-за того, что думаю они сильно преувеличены).
 Вы садитесь у окна и мечтательно смотрите на  проплывающие  за окном пейзажи.  Мне почему-то кажется, что Вы тоже любите природу и поэзию так, как люблю её я. А знаете, совсем недавно я открыл для себя замечательного поэта – Виктора Бокова:

Как любовь начинается? Кто мне ответит?
Как цветок раскрывается? Кто объяснит?
Просыпаешься утром, и хочется встретить,
Постучаться в окно, разбудить,если спит.

Все дороги — к любимой,
Все тропки — туда же.
Что ни думаешь, думы торопятся к ней.
Происходит какая-то крупная кража
Холостяцких устоев свободы твоей.

Ты становишься скуп и улыбок не даришь,
Как вчера еще было, и той и другой;
Ты всем сердцем ревнуешь, всем сердцем страдаешь,
Ждешь свиданья с единственной и дорогой.

И когда ты кладешь к ней на плечи ладоши,
Ясно слыша биение сердца в груди,
Вся вселенная — только любовь, и не больше,
И вся жизнь твоя — только порывы любви.

Как она начинается?
Так же, как в мае
На безоблачном небе заходит гроза.
Я любви
       не сожгу,
              не срублю,
                не сломаю.
Без нее на земле человеку нельзя!

 Я еду до Москвы сначала на своей дальней электричке, где толпа народа, а потом пересаживаюсь на промежуточной станции на Вашу, где народа поменьше и в вагон  заходите Вы. Подъезжая  к Вашей станции, я вижу, как Вы идёте по платформе.
 Признаюсь  честно,  моё сердце, видя Вас, всегда  учащённо бьётся, совсем как в той песне,  с  названием "Love story",в исполнении "BITLS". В ней поётся о встрече с девушкой в белом платье, а Вас я вижу в разных нарядах: и в зелёном, цвета изумруда, вязаном платье, и в синем сарафане со светлой блузкой, в дождливую погоду в болоньевом плаще. Вы в белых туфельках и с белой сумкой на длинной ручке через плечо.
(Значит это точно я!)

Вообще-то в самый  первый раз я увидел Вас  на молодёжном вечере, в клубе "Стрела". Но видимо это не совсем клуб, а красивое здание, похожее на чьё-то имение. Построенное в итальянском стиле, с множеством комнат и залов с колоннами, лепниной, лестничным маршем в центре с широкими мраморными перилами,  паркетным полом и белыми полулунными  драпированными шторами.  Перед зданием разбит сад с фонтаном: "Атланты  держат небо на каменных руках".
(Моё детство и юность – всё прошло здесь, в этих окрестностях, до моего дома от "Стрелы" 5-7 минут ходьбы).

  Я  случайно пришёл  туда по приглашению друга и там увидел Вас. Играл  ансамбль, и солист пел песню на стихи Алексея Фатьянова "Три года ты мне снилась":
«…Как это всё случилось,
В какие вечера?
Три года ты мне снилась,
А встретилась вчера…
Не знаю больше сна я
Мечту свою храню
Тебя, моя родная,
Ни с кем я не сравню"...

 На Вас было красное платье с белым воротничком  и белой розой. Эту белую розу, которую Вы потом  случайно обронили, я теперь храню.
(В моей голове невольно возник сюжет  повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)

 Я не решался подойти, Вас  всё время приглашал  парень в чёрном костюме, а когда вечер закончился, Вы, видимо с подругой, пошли в вестибюль, и я потерял Вас из вида. Я вышел через массивные двери к белым колоннам на улице от которых по обе стороны  наклонный  скат, оканчивающийся большими  белыми шарами. Тут, около  шара я увидел и поднял Вашу белую  розу.
(Тогда,  в вестибюле, я сказала подруге:
-Ты знаешь, парень в чёрном костюме спросил:
- Можно  Вас проводить?- Я согласилась.- А сама боюсь.- Бежим?
- Бежим,- согласилась подруга, и мы припустили домой,не догнать!Нам  было по 17 лет!)

Как я  узнал, где Вы живёте? Приходилась долго ждать, когда  приедете из Москвы, потом садился вместе с Вами на автобус, сходил  следом на остановке и видел Вашу калитку и Ваш дом, куда заходили Вы.
(Оказывается, за  мной следили!)

Назад я уже шёл  пешком до станции, любовался природой на Вашей улице и во всём посёлке Кратово, деревьями, мостами, озером.В каком красивом месте Вы живёте!
Здесь я хочу опять привести   стихи поэта  Виктора Бокова:

Прекрасный подмосковный мудрый лес!
Лицо лесной реки в зеленой раме.
Там было много сказок и чудес,
Мы их с тобой придумывали сами.

— Загадывай желания свои!—
К тебе я обратился — я волшебник!
И замолчали в чащах соловьи,
И присмирел над Клязьмою ольшаник.

— Стань лесом для меня!—
   И лес растет.
И я не я, а дерево прямое.
— Стань для меня ручьем!—
   И он течет
И родниковой влагой корни моет.

— Стань иволгой!—
   И ты в певучий плен
Сдаешься мне в урочище еловом.
— Стань соловьем!—
   И серебро колен
Рассыпано по зарослям ольховым.

— Стань ландышем!— Пожалуйста!— И я,
Простившись и с тобой и со стихами,
Меняю сразу форму бытия
И для тебя в траве благоухаю!

И тихо говорю тебе: — Нагнись!—
Гляжу в глаза, в которых нет испуга.
Молю кого-то высшего: — Продлись
Свидание цветка с дыханьем друга!

Я — лес, я — ландыш, я — ручей, я — клен,
Я — иволга, я — ты в каком-то роде!
Когда по-настоящему влюблен,
Тебе доступно все в родной природе!

На этом свой  разговор  с  Вами в письме заканчиваю и жду встречи с Вами  на утренней электричке.
(Кто это пишет? Может это "Принц  на белом коне"?  Высокий, красивый и стройный  Рыцарь? Надо  посмотреть, кто едет со мной во втором вагоне?)
  В дальнейшем, осмотр пассажиров в вагоне мне ничего не даёт. Я никого не вижу, кто бы мог мне это написать.Но продолжаю получать письма.

Вот ещё одно письмо.

Здравствуйте  Лидия! Теперь я знаю, как Вас зовут! Есть такое опьяняющее вино!"ЛИДИЯ"! Как я узнал? В воскресенье я приезжал к Вашему дому, стоял неподалёку, ждал, может быть, Вы появитесь. Потом подошла кампания девушек и ребят и они громко хором  начали кричать "Лида! Лида!". Ты вышла (здесь я просто вынужден перейти на "ты"), и вы все направились в сторону озера, наверно купаться. После этого, мне  стало грустно. Но я рад, что теперь мне известно Ваше имя. А меня зовут Михаил,а фамилия Неволин.
(Вот оказывается, как он узнал моё имя! Теперь и я знаю, как его зовут!
 Ну и накупались же мы, потом разожгли костёр и пели "Восточную песню" под гитару:
- Льет-ли теплый дождь, падает-ли снег, я в подъезде против дома  твоего стою….
Оказывается он тоже  стоял и ждал ,только я живу в посёлке и  здесь нет подъездов!).

 Я пошёл домой и  мне пришли на память стихи Евгения Евтушенко:
 
Уронит ли ветер
в ладони серёжку ольховую,
начнёт ли кукушка
сквозь крик поездов куковать,
задумаюсь вновь,
и, как нанятый, жизнь истолковываю
и вновь прихожу
к невозможности истолковать.
Себя низвести
до пылиночки в звёздной туманности,
конечно, старо,
но поддельных величий умней,
и нет униженья
в осознанной собственной малости -
величие жизни
печально осознанно в ней.
Серёжка ольховая,
лёгкая, будто пуховая,
но сдунешь её -
всё окажется в мире не так,
а, видимо, жизнь
не такая уж вещь пустяковая,
когда в ней ничто
не похоже на просто пустяк.
Серёжка ольховая
выше любого пророчества.
Тот станет другим,
кто тихонько её разломил.
Пусть нам не дано
изменить всё немедля, как хочется, -
когда изменяемся мы,
изменяется мир.
И мы переходим
в какое-то новое качество
и вдаль отплываем
к неведомой новой земле,
и не замечаем,
что начали странно покачиваться
на новой воде
и совсем на другом корабле.
Когда возникает
беззвёздное чувство отчаленности
от тех берегов,
где рассветы с надеждой встречал,
мой милый товарищ,
ей-богу, не надо отчаиваться -
поверь в неизвестный,
пугающе чёрный причал.
Не страшно вблизи
то, что часто пугает нас издали.
Там тоже глаза, голоса,
огоньки сигарет.
Немножко обвыкнешь,
и скрип этой призрачной пристани
расскажет тебе,
что единственной пристани нет.
Яснеет душа,
переменами неозлобимая.
Друзей, не понявших
и даже предавших, - прости.
Прости и пойми,
если даже разлюбит любимая,
серёжкой ольховой
с ладони её отпусти.
И пристани новой не верь,
если станет прилипчивой.
Призванье твоё -
беспричальная дальняя даль.
С шурупов сорвись,
если станешь привычно привинченный,
и снова отчаль
и плыви по другую печаль.
Пускай говорят:
«Ну когда он и впрямь образумится!»
А ты не волнуйся -
всех сразу нельзя ублажить.
Презренный резон:
«Всё уляжется, всё образуется...»
Когда образуется всё -
то и незачем жить.
И необъяснимое -
это совсем не бессмыслица.
Все переоценки
нимало смущать не должны, -
ведь жизни цена
не понизится и не повысится -
цена неизменна тому,
чему нету цены.
...С чего это я?
Да с того, что одна бестолковая
кукушка-болтушка
мне долгую жизнь ворожит.
С чего это я?
Да с того, что серёжка ольховая
лежит на ладони
и, словно живая,
дрожит...

 До встречи в утренней электричке!

 Через несколько дней, забыв обо всём,  я вхожу в электричку и как всегда присаживаюсь к окну. Но  воспоминания опять  начинают  стучать  мне молоточком по голове, и я опять начинаю думать о Незнакомце и его письмах. Оторвавшись от окна, я снова обвожу медленным взглядом  всех пассажиров, сидящих в моём  втором  вагоне. На моей половине есть женщины и мужчины, сидящие ко мне спиной – они не считаются. Я медленно перевожу взгляд через проход на вторую половину вагона, присматриваюсь  и вижу невзрачного паренька в очках, сидящего ко мне лицом.
 В этот момент он смотрит на меня и отводит  глаза в сторону.
 
 Неужели это он?  По – посадке - небольшого роста, близорукие очки закрывают узкие черты невыразительного лица, худенький, в серой рубашке и  тёмных брюках, на коленях портфель. Боже мой, если это он, то на «Принца  на белом коне» он совершенно не похож, а похож на того, на кого я бы никогда в  жизни не обратила  внимания.
 Я задумываюсь. Если это он, то  как не соответствует его облик красивому, чёткому, каллиграфическому, подчерку и всей той романтике в письмах, которые ассоциируются с удивительным сочинением на вольную тему. Почему мне  нравятся парни высокие и стройные, которые, как бы недосягаемы для меня?  А я нравлюсь другим? Почему такое  притяжение? И как с этим смириться?

«…А если так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в Сосуде*?...»
 
Так в раздумьях я еду до Москвы, невольно повернувшись к окну лицом и вспоминая, что он мне еще писал.

 Открываю ещё одно  письмо,третье.
 
 Здравствуйте, Лидия!
 Вчера, в утренней электричке Вы посмотрели на меня, и я считаю, что мы с Вами теперь заочно знакомы.
Завтра, я провожаю своего друга в Армию, а послезавтра, вечером буду ждать Вас в Москве, на Казанском вокзале у входа в метро со стороны Комсомольской площади, в 5 часов вечера.
 Мне очень хочется, что бы Вы пришли, и мы погуляли с Вами или сходили в кино. Не уверен, но очень надеюсь, что Вы придёте.
 А вся  моя неуверенность вот от этого:

Завидую я.*
Этого секрета
не раскрывал я раньше никому.
Я знаю, что живет мальчишка где-то,
и очень я завидую ему.
Завидую тому,
как он дерется,-
я не был так бесхитростен и смел.
Завидую тому,
как он смеется,-
я так смеяться в детстве не умел.
Он вечно ходит в ссадинах и шишках,-
я был всегда причесанней, целей.
Все те места, что пропускал я в книжках,
он не пропустит.
Он и тут сильней.
Он будет честен жесткой прямотою,
злу не прощая за его добро,
и там, где я перо бросал:
"Не стоит!"-
он скажет:
"Стоит!"- и возьмет перо.
Он если не развяжет,
так разрубит,
где я ни развяжу,
ни разрублю.
Он, если уж полюбит,
не разлюбит,
а я и полюблю,
да разлюблю.
Я скрою зависть.
Буду улыбаться.
Я притворюсь, как будто я простак:
"Кому-то же ведь надо ошибаться,
кому-то же ведь надо жить не так".
Но сколько б ни внушал себе я это,
твердя:
"Судьба у каждого своя",-
мне не забыть, что есть мальчишка где-то,
что он добьется большего,
чем я.

До  скорого свидания в среду.

          Наша встреча.

 Наша встреча состоялась, потому что я уважаю чувства по отношению к себе другого человека также, как люди неверующие в Бога, уважают чувства верующих.
 
Площадь трёх вокзалов всегда поражала меня своим гулким шумом и многолюдной оживлённостью и теперь уже я хочу привести здесь стихи одного из моих любимых современных поэтов:

 Три вокзала*

Трех вокзалов московских триада...
Вы - воспетые мной неспроста!
Три вокзала: три рая, три ада -
Это Третьего Рима врата.
Как три ангела в адских миазмах,
Как три сердца и три маяка,
Три вокзала московских, три язвы,
Три нарыва, каверны, плевка.
Приезжаешь ли ты, уезжаешь -
Для пожатия руку подай!
Провожаешь ли ты иль встречаешь,
Все имеет свой ад или рай.
Кто, зачем ты, куда и откуда -
На скрещенье всех главных дорог -
Вечный бомж в ожидании чуда
Или с неба спустившийся Бог?
...Победитель, кого уже скоро
Всеблагие покличут на пир?
Покарать иль спасти этот город,
Покарать иль спасти этот мир?
Кто ты - русский, еврей или турок,
Смоль волос на висках или снег,
Из дипкорпуса ты иль из урок ? -
Ты такой же, как я, человек.
Ты попал, словно в табор цыганский,
В тридцати трех язычий молву -
На вокзал Ярославский, Казанский,
Ленинградский, короче, в Москву!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- За счастливым билетиком лезьте,
Ну, кто первый? Конечно же, ты!
Все решается здесь, в этом месте,
В Граде Троицы, Граде Мечты.
Потому трех вокзалов триада
И воздвигнута здесь неспроста,
Три вокзала: три рая, три ада -
Это Третьего Рима врата!
               
Встретившись, мы  стояли друг напротив друга, теряясь  среди огромной текущей толпы. А потом медленно пошли по тротуару  Комсомольской площади.
Михаил рассказал в каком институте он учится, о том, что недавно был на военных сборах и показал фото. На нём я увидела шеренгу солдат и перед ними командира с оружием и каким-то списком в руках. На мой вопрос:
 "А где же он?" - Михаил очень удивился и показал на командира, чему уже удивилась я.
 На большом здании, напротив, рядом с  Ярославским и Ленинградским вокзалом висела громадная картина - афиша «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ», с изображённым кадром из фильма. На афише крупными буквами были выведены имена и фамилии актёров:  Ариадна Шенгелая, Игорь Озеров и Олег Басилашвили.
 (Это что, ирония  судьбы?) – Подумала я и спросила:
- Ну что, пойдём в кино?
- Да, конечно! – сказал Михаил. – Только желательно не на индийское!
- А я люблю индийские фильмы, особенно "Бродяга" и "Цветок в пыли" - возразила я в противовес.
 - Лида, Вы, как моя сеструха, она тоже любит  сентименты, её хлебом не корми, а дай поплакать.
Мы вернулись и пошли в сторону улицы Каланчёвская к кинотеатру «Перекоп».

(Надо сказать, что билеты тогда  можно было взять очень дешево, двадцать копеек первые два ряда. Выше – уже по сорок и так далее).
В тёмном зале, увлечённые прекрасной игрой актёров, мы, кажется, забыли обо всём на свете. По крайней мере,я.
 Экранизированный рассказ А.И. Куприна завораживал достоверностью от великолепной  игры актёров и неподдельностью  чувств  главного героя.

Когда мы вышли из кинотеатра, я спросила у Михаила о впечатлении, и как он относится к главному герою фильма, Желткову?
 - Я никогда  бы не позволил себе полюбить замужнюю женщину. Это для меня табу.Мы ведь с Вами комсомольцы, да, ЛИДА? (Я кивнула.)
 -Я приверженец строгих  моральных устоев  в обществе, а так же резко отрицательно отношусь к нарушениям  закона. А игра актёров замечательная. Гибель главного героя предрешена, как наказание за растрату казённых денег и невозможность жить без ответной  любви.
 - Этот случай  Куприн взял из жизни! Это на самом деле было! – воскликнула  я.
 - Жалко, что это так! – ответил он. – Безответная любовь – это несчастье! А вообще любовь  должна быть взаимной, чистой и нежной, например,  как распустившийся  цветок белой  розы.
 - Но нельзя забывать, что  у розы есть шипы, о которые влюблённый может уколоться. Я считаю это своеобразным  предупреждением,  излечением  от избытка чувств, которые могут привести к печали и необдуманным поступкам.
 - У моей розы нет шипов! – улыбнулся он, извлекая из грудного кармана рубашки и протягивая мне белую розу от моего красного платья.
 - Потеря вернулась к своей хозяйке! – рассмеялась я, взяв её, и мы направились к электричке.
 Теперь мы ехали в вагоне вместе.  Он проводил меня до дома и попросил служебный телефон.
Как бы между прочим сказал, что ждёт повестку из военкомата. Его словам я не придала особого значения.
 После этого от него не было никаких известий  и в утренней электричке я его не видела.
 А  через месяца три позвонила какая-то девушка  и сказала:
 - Я родная сестра Михаила Неволина, его забрали в Армию. Он сейчас находится в Чехословакии. Михаил очень просил  позвонить  Вам  и сообщить об этом.
 Больше от Михаила писем не было.

Заключение:
 Я хочу верить, что Михаил жив.

Из интернета:
 
«Несмотря на то что при вводе войск 20 августа 1968 года в Чехословакию, стран Варшавского Договора боевые действия не велись, стрелять военным запрещалось, потери имелись. Так, в ходе передислокации и размещения советских войск (с 20 августа по 12 ноября) в результате действий враждебно настроенных лиц погибло 11 военнослужащих, в том числе один офицер; ранено и травмировано 87 советских военнослужащих, в том числе 19 офицеров. Кроме того, погибло в катастрофах, авариях, при неосторожном обращении с оружием и боевой техникой, в результате других происшествий, а также умерло от болезней — 87 человек{46}. В донесениях и отчетах того времени можно было прочесть такие скупые строки: «Экипаж танка 64 мсп 55, на пути движения встретили организованную контрреволюционными элементами толпу молодежи и детей. Стремясь избежать жертв со стороны местного населения, они приняли решение на обход его, во время которого танк опрокинулся. Экипаж погиб». «17 октября 1968г. начался поэтапный вывод союзных войск с территории Чехословакии, который завершился к середине ноября».

 Я просмотрела списки погибших в 1968 году в Чехословакии в интернете и слава Богу его имени не нашла.Но о действительных потерях правительство Советского  Союза тогда  умалчивало. И рассекретят – ли когда-нибудь  эти сведения и что происходило на самом деле в Чехословакии В 1968 году  неизвестно.

*Стихи Н. Заболоцкого, "Некрасивая девочка".
*Стихи  поэта Евгения Евтушенко,"Зависть".
*СТИХИ ПОЭТА МИХАИЛА ГУСЬКОВА, "Три вокзала".


Рецензии
Мягкий лиризм мемуаров гибко, мастерски переплетается с задушевностью стихов. Аналогия с Куприным напрашивается сразу, но это нисколько не затемняет прозрачное авторское слово.

P.S.
Особая благодарность рецензента за полученную возможнсь побывть в его мемуарных, таких дорогих для сердца, местах-Ильинское, Кратово, электричка по Каазанской дороге,околица под снегом,три вокзала,,,

Анатолий Ефремов   19.07.2014 05:14     Заявить о нарушении
Извините за задержку с ответом, я была в отъезде.Очень рада Вашему отзыву и что Вам так же дороги те же места, что и мне в юности. С глубокой признательностью, Евгения.

Евгения Брагина   27.07.2014 18:16   Заявить о нарушении
Хочу добавить, что классическое произведение Куприна невероятно жизненно и случаи часто имеют место быть.Ему удалось талантливо передать мощную палитру чувств главного героя. Я восхищаюсь! Ещё раз спасибо!

Евгения Брагина   27.07.2014 20:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.