Письма Незнакомца
БАЛЛАДА О МАЛЬНЬКОМ ЧЕЛОВЕКЕ
На Земле безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую...
И однажды - прекрасным утром -
постучалась к нему в окошко
небольшая, казалось, война...
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую - по размерам - шинель.
...А когда он упал - некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня в полный рост!
(Роберт Рождественский)
Всё началось с того, что я получила письмо.
Это сейчас никто не кому не пишет или пишет редко, а в Советском Союзе писали, и даже очень часто, письма друзьям, любимым, родным. И ещё каждый считал своим долгом написать поздравительную открытку к каждому празднику, если не пошлёшь – значит не уважаешь, забыл родных или знакомых. Потом извиняешься. Не только сотовых, даже городских телефонов у многих не было, а про посёлки, деревни и говорить нечего.
Но мне кажется, что эпистолярный жанр и такие поздравления скоро возродятся. Вот буквально на Новый год мне прислала поздравления подруга по почте. Мне так было приятно! И я вспомнила старые добрые времена.
Что такое СМС? Прочиталось и стёрлось, а открытка – это отражение духа времени! Сколько их было?! Теперь жаль, что не сохранились или сохранились немногие вместе с какими-то очень дорогими письмами.
Вот и эти три письма я держу в руках. Они были брошены в почтовый ящик, который висел на заборе из штакетника нашего подмосковного дома. На них нет ни почтового штемпеля, ни обратного адреса, а крупными буквами посередине конверта написано:
НЕЗНАКОМКЕ
Я раскрываю всего три письма и начинаю читать
ПИСЬМО ПЕРВОЕ
Конечно, Вы удивитесь, получив это письмо. Мы с Вами не знакомы. Но каждое утро я вижу Вас в утренней электричке.(Здесь я пропускаю все эпитеты и сравнения, какими я была осыпана и одарена, из-за того, что думаю они сильно преувеличены).
Вы садитесь у окна и мечтательно смотрите на проплывающие за окном пейзажи. Мне почему-то кажется, что Вы тоже любите природу и поэзию так, как люблю её я. А знаете, совсем недавно я открыл для себя замечательного поэта – Виктора Бокова:
Как любовь начинается? Кто мне ответит?
Как цветок раскрывается? Кто объяснит?
Просыпаешься утром, и хочется встретить,
Постучаться в окно, разбудить,если спит.
Все дороги — к любимой,
Все тропки — туда же.
Что ни думаешь, думы торопятся к ней.
Происходит какая-то крупная кража
Холостяцких устоев свободы твоей.
Ты становишься скуп и улыбок не даришь,
Как вчера еще было, и той и другой;
Ты всем сердцем ревнуешь, всем сердцем страдаешь,
Ждешь свиданья с единственной и дорогой.
И когда ты кладешь к ней на плечи ладоши,
Ясно слыша биение сердца в груди,
Вся вселенная — только любовь, и не больше,
И вся жизнь твоя — только порывы любви.
Как она начинается?
Так же, как в мае
На безоблачном небе заходит гроза.
Я любви
не сожгу,
не срублю,
не сломаю.
Без нее на земле человеку нельзя!
Я еду до Москвы сначала на своей дальней электричке, где толпа народа, а потом пересаживаюсь на промежуточной станции на Вашу, где народа поменьше и в вагон заходите Вы. Подъезжая к Вашей станции, я вижу, как Вы идёте по платформе.
Признаюсь честно, моё сердце, видя Вас, всегда учащённо бьётся, совсем как в той песне, с названием "Love story",в исполнении "BITLS". В ней поётся о встрече с девушкой в белом платье, а Вас я вижу в разных нарядах: и в зелёном, цвета изумруда, вязаном платье, и в синем сарафане со светлой блузкой, в дождливую погоду в болоньевом плаще. Вы в белых туфельках и с белой сумкой на длинной ручке через плечо.
(Значит это точно я!)
Вообще-то в самый первый раз я увидел Вас на молодёжном вечере, в клубе "Стрела". Но видимо это не совсем клуб, а красивое здание, похожее на чьё-то имение. Построенное в итальянском стиле, с множеством комнат и залов с колоннами, лепниной, лестничным маршем в центре с широкими мраморными перилами, паркетным полом и белыми полулунными драпированными шторами. Перед зданием разбит сад с фонтаном: "Атланты держат небо на каменных руках".
(Моё детство и юность – всё прошло здесь, в этих окрестностях, до моего дома от "Стрелы" 5-7 минут ходьбы).
Я случайно пришёл туда по приглашению друга и там увидел Вас. Играл ансамбль, и солист пел песню на стихи Алексея Фатьянова "Три года ты мне снилась":
«…Как это всё случилось,
В какие вечера?
Три года ты мне снилась,
А встретилась вчера…
Не знаю больше сна я
Мечту свою храню
Тебя, моя родная,
Ни с кем я не сравню"...
На Вас было красное платье с белым воротничком и белой розой. Эту белую розу, которую Вы потом случайно обронили, я теперь храню.
(В моей голове невольно возник сюжет повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)
Я не решался подойти, Вас всё время приглашал парень в чёрном костюме, а когда вечер закончился, Вы, видимо с подругой, пошли в вестибюль, и я потерял Вас из вида. Я вышел через массивные двери к белым колоннам на улице от которых по обе стороны наклонный скат, оканчивающийся большими белыми шарами. Тут, около шара я увидел и поднял Вашу белую розу.
(Тогда, в вестибюле, я сказала подруге:
-Ты знаешь, парень в чёрном костюме спросил:
- Можно Вас проводить?- Я согласилась.- А сама боюсь.- Бежим?
- Бежим,- согласилась подруга, и мы припустили домой,не догнать!Нам было по 17 лет!)
Как я узнал, где Вы живёте? Приходилась долго ждать, когда приедете из Москвы, потом садился вместе с Вами на автобус, сходил следом на остановке и видел Вашу калитку и Ваш дом, куда заходили Вы.
(Оказывается, за мной следили!)
Назад я уже шёл пешком до станции, любовался природой на Вашей улице и во всём посёлке Кратово, деревьями, мостами, озером.В каком красивом месте Вы живёте!
Здесь я хочу опять привести стихи поэта Виктора Бокова:
Прекрасный подмосковный мудрый лес!
Лицо лесной реки в зеленой раме.
Там было много сказок и чудес,
Мы их с тобой придумывали сами.
— Загадывай желания свои!—
К тебе я обратился — я волшебник!
И замолчали в чащах соловьи,
И присмирел над Клязьмою ольшаник.
— Стань лесом для меня!—
И лес растет.
И я не я, а дерево прямое.
— Стань для меня ручьем!—
И он течет
И родниковой влагой корни моет.
— Стань иволгой!—
И ты в певучий плен
Сдаешься мне в урочище еловом.
— Стань соловьем!—
И серебро колен
Рассыпано по зарослям ольховым.
— Стань ландышем!— Пожалуйста!— И я,
Простившись и с тобой и со стихами,
Меняю сразу форму бытия
И для тебя в траве благоухаю!
И тихо говорю тебе: — Нагнись!—
Гляжу в глаза, в которых нет испуга.
Молю кого-то высшего: — Продлись
Свидание цветка с дыханьем друга!
Я — лес, я — ландыш, я — ручей, я — клен,
Я — иволга, я — ты в каком-то роде!
Когда по-настоящему влюблен,
Тебе доступно все в родной природе!
На этом свой разговор с Вами в письме заканчиваю и жду встречи с Вами на утренней электричке.
(Кто это пишет? Может это "Принц на белом коне"? Высокий, красивый и стройный Рыцарь? Надо посмотреть, кто едет со мной во втором вагоне?)
В дальнейшем, осмотр пассажиров в вагоне мне ничего не даёт. Я никого не вижу, кто бы мог мне это написать.Но продолжаю получать письма.
Вот ещё одно письмо.
Здравствуйте Лидия! Теперь я знаю, как Вас зовут! Есть такое опьяняющее вино!"ЛИДИЯ"! Как я узнал? В воскресенье я приезжал к Вашему дому, стоял неподалёку, ждал, может быть, Вы появитесь. Потом подошла кампания девушек и ребят и они громко хором начали кричать "Лида! Лида!". Ты вышла (здесь я просто вынужден перейти на "ты"), и вы все направились в сторону озера, наверно купаться. После этого, мне стало грустно. Но я рад, что теперь мне известно Ваше имя. А меня зовут Михаил,а фамилия Неволин.
(Вот оказывается, как он узнал моё имя! Теперь и я знаю, как его зовут!
Ну и накупались же мы, потом разожгли костёр и пели "Восточную песню" под гитару:
- Льет-ли теплый дождь, падает-ли снег, я в подъезде против дома твоего стою….
Оказывается он тоже стоял и ждал ,только я живу в посёлке и здесь нет подъездов!).
Я пошёл домой и мне пришли на память стихи Евгения Евтушенко:
Уронит ли ветер
в ладони серёжку ольховую,
начнёт ли кукушка
сквозь крик поездов куковать,
задумаюсь вновь,
и, как нанятый, жизнь истолковываю
и вновь прихожу
к невозможности истолковать.
Себя низвести
до пылиночки в звёздной туманности,
конечно, старо,
но поддельных величий умней,
и нет униженья
в осознанной собственной малости -
величие жизни
печально осознанно в ней.
Серёжка ольховая,
лёгкая, будто пуховая,
но сдунешь её -
всё окажется в мире не так,
а, видимо, жизнь
не такая уж вещь пустяковая,
когда в ней ничто
не похоже на просто пустяк.
Серёжка ольховая
выше любого пророчества.
Тот станет другим,
кто тихонько её разломил.
Пусть нам не дано
изменить всё немедля, как хочется, -
когда изменяемся мы,
изменяется мир.
И мы переходим
в какое-то новое качество
и вдаль отплываем
к неведомой новой земле,
и не замечаем,
что начали странно покачиваться
на новой воде
и совсем на другом корабле.
Когда возникает
беззвёздное чувство отчаленности
от тех берегов,
где рассветы с надеждой встречал,
мой милый товарищ,
ей-богу, не надо отчаиваться -
поверь в неизвестный,
пугающе чёрный причал.
Не страшно вблизи
то, что часто пугает нас издали.
Там тоже глаза, голоса,
огоньки сигарет.
Немножко обвыкнешь,
и скрип этой призрачной пристани
расскажет тебе,
что единственной пристани нет.
Яснеет душа,
переменами неозлобимая.
Друзей, не понявших
и даже предавших, - прости.
Прости и пойми,
если даже разлюбит любимая,
серёжкой ольховой
с ладони её отпусти.
И пристани новой не верь,
если станет прилипчивой.
Призванье твоё -
беспричальная дальняя даль.
С шурупов сорвись,
если станешь привычно привинченный,
и снова отчаль
и плыви по другую печаль.
Пускай говорят:
«Ну когда он и впрямь образумится!»
А ты не волнуйся -
всех сразу нельзя ублажить.
Презренный резон:
«Всё уляжется, всё образуется...»
Когда образуется всё -
то и незачем жить.
И необъяснимое -
это совсем не бессмыслица.
Все переоценки
нимало смущать не должны, -
ведь жизни цена
не понизится и не повысится -
цена неизменна тому,
чему нету цены.
...С чего это я?
Да с того, что одна бестолковая
кукушка-болтушка
мне долгую жизнь ворожит.
С чего это я?
Да с того, что серёжка ольховая
лежит на ладони
и, словно живая,
дрожит...
До встречи в утренней электричке!
Через несколько дней, забыв обо всём, я вхожу в электричку и как всегда присаживаюсь к окну. Но воспоминания опять начинают стучать мне молоточком по голове, и я опять начинаю думать о Незнакомце и его письмах. Оторвавшись от окна, я снова обвожу медленным взглядом всех пассажиров, сидящих в моём втором вагоне. На моей половине есть женщины и мужчины, сидящие ко мне спиной – они не считаются. Я медленно перевожу взгляд через проход на вторую половину вагона, присматриваюсь и вижу невзрачного паренька в очках, сидящего ко мне лицом.
В этот момент он смотрит на меня и отводит глаза в сторону.
Неужели это он? По – посадке - небольшого роста, близорукие очки закрывают узкие черты невыразительного лица, худенький, в серой рубашке и тёмных брюках, на коленях портфель. Боже мой, если это он, то на «Принца на белом коне» он совершенно не похож, а похож на того, на кого я бы никогда в жизни не обратила внимания.
Я задумываюсь. Если это он, то как не соответствует его облик красивому, чёткому, каллиграфическому, подчерку и всей той романтике в письмах, которые ассоциируются с удивительным сочинением на вольную тему. Почему мне нравятся парни высокие и стройные, которые, как бы недосягаемы для меня? А я нравлюсь другим? Почему такое притяжение? И как с этим смириться?
«…А если так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в Сосуде*?...»
Так в раздумьях я еду до Москвы, невольно повернувшись к окну лицом и вспоминая, что он мне еще писал.
Открываю ещё одно письмо,третье.
Здравствуйте, Лидия!
Вчера, в утренней электричке Вы посмотрели на меня, и я считаю, что мы с Вами теперь заочно знакомы.
Завтра, я провожаю своего друга в Армию, а послезавтра, вечером буду ждать Вас в Москве, на Казанском вокзале у входа в метро со стороны Комсомольской площади, в 5 часов вечера.
Мне очень хочется, что бы Вы пришли, и мы погуляли с Вами или сходили в кино. Не уверен, но очень надеюсь, что Вы придёте.
А вся моя неуверенность вот от этого:
Завидую я.*
Этого секрета
не раскрывал я раньше никому.
Я знаю, что живет мальчишка где-то,
и очень я завидую ему.
Завидую тому,
как он дерется,-
я не был так бесхитростен и смел.
Завидую тому,
как он смеется,-
я так смеяться в детстве не умел.
Он вечно ходит в ссадинах и шишках,-
я был всегда причесанней, целей.
Все те места, что пропускал я в книжках,
он не пропустит.
Он и тут сильней.
Он будет честен жесткой прямотою,
злу не прощая за его добро,
и там, где я перо бросал:
"Не стоит!"-
он скажет:
"Стоит!"- и возьмет перо.
Он если не развяжет,
так разрубит,
где я ни развяжу,
ни разрублю.
Он, если уж полюбит,
не разлюбит,
а я и полюблю,
да разлюблю.
Я скрою зависть.
Буду улыбаться.
Я притворюсь, как будто я простак:
"Кому-то же ведь надо ошибаться,
кому-то же ведь надо жить не так".
Но сколько б ни внушал себе я это,
твердя:
"Судьба у каждого своя",-
мне не забыть, что есть мальчишка где-то,
что он добьется большего,
чем я.
До скорого свидания в среду.
Наша встреча.
Наша встреча состоялась, потому что я уважаю чувства по отношению к себе другого человека также, как люди неверующие в Бога, уважают чувства верующих.
Площадь трёх вокзалов всегда поражала меня своим гулким шумом и многолюдной оживлённостью и теперь уже я хочу привести здесь стихи одного из моих любимых современных поэтов:
Три вокзала*
Трех вокзалов московских триада...
Вы - воспетые мной неспроста!
Три вокзала: три рая, три ада -
Это Третьего Рима врата.
Как три ангела в адских миазмах,
Как три сердца и три маяка,
Три вокзала московских, три язвы,
Три нарыва, каверны, плевка.
Приезжаешь ли ты, уезжаешь -
Для пожатия руку подай!
Провожаешь ли ты иль встречаешь,
Все имеет свой ад или рай.
Кто, зачем ты, куда и откуда -
На скрещенье всех главных дорог -
Вечный бомж в ожидании чуда
Или с неба спустившийся Бог?
...Победитель, кого уже скоро
Всеблагие покличут на пир?
Покарать иль спасти этот город,
Покарать иль спасти этот мир?
Кто ты - русский, еврей или турок,
Смоль волос на висках или снег,
Из дипкорпуса ты иль из урок ? -
Ты такой же, как я, человек.
Ты попал, словно в табор цыганский,
В тридцати трех язычий молву -
На вокзал Ярославский, Казанский,
Ленинградский, короче, в Москву!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- За счастливым билетиком лезьте,
Ну, кто первый? Конечно же, ты!
Все решается здесь, в этом месте,
В Граде Троицы, Граде Мечты.
Потому трех вокзалов триада
И воздвигнута здесь неспроста,
Три вокзала: три рая, три ада -
Это Третьего Рима врата!
Встретившись, мы стояли друг напротив друга, теряясь среди огромной текущей толпы. А потом медленно пошли по тротуару Комсомольской площади.
Михаил рассказал в каком институте он учится, о том, что недавно был на военных сборах и показал фото. На нём я увидела шеренгу солдат и перед ними командира с оружием и каким-то списком в руках. На мой вопрос:
"А где же он?" - Михаил очень удивился и показал на командира, чему уже удивилась я.
На большом здании, напротив, рядом с Ярославским и Ленинградским вокзалом висела громадная картина - афиша «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ», с изображённым кадром из фильма. На афише крупными буквами были выведены имена и фамилии актёров: Ариадна Шенгелая, Игорь Озеров и Олег Басилашвили.
(Это что, ирония судьбы?) – Подумала я и спросила:
- Ну что, пойдём в кино?
- Да, конечно! – сказал Михаил. – Только желательно не на индийское!
- А я люблю индийские фильмы, особенно "Бродяга" и "Цветок в пыли" - возразила я в противовес.
- Лида, Вы, как моя сеструха, она тоже любит сентименты, её хлебом не корми, а дай поплакать.
Мы вернулись и пошли в сторону улицы Каланчёвская к кинотеатру «Перекоп».
(Надо сказать, что билеты тогда можно было взять очень дешево, двадцать копеек первые два ряда. Выше – уже по сорок и так далее).
В тёмном зале, увлечённые прекрасной игрой актёров, мы, кажется, забыли обо всём на свете. По крайней мере,я.
Экранизированный рассказ А.И. Куприна завораживал достоверностью от великолепной игры актёров и неподдельностью чувств главного героя.
Когда мы вышли из кинотеатра, я спросила у Михаила о впечатлении, и как он относится к главному герою фильма, Желткову?
- Я никогда бы не позволил себе полюбить замужнюю женщину. Это для меня табу.Мы ведь с Вами комсомольцы, да, ЛИДА? (Я кивнула.)
-Я приверженец строгих моральных устоев в обществе, а так же резко отрицательно отношусь к нарушениям закона. А игра актёров замечательная. Гибель главного героя предрешена, как наказание за растрату казённых денег и невозможность жить без ответной любви.
- Этот случай Куприн взял из жизни! Это на самом деле было! – воскликнула я.
- Жалко, что это так! – ответил он. – Безответная любовь – это несчастье! А вообще любовь должна быть взаимной, чистой и нежной, например, как распустившийся цветок белой розы.
- Но нельзя забывать, что у розы есть шипы, о которые влюблённый может уколоться. Я считаю это своеобразным предупреждением, излечением от избытка чувств, которые могут привести к печали и необдуманным поступкам.
- У моей розы нет шипов! – улыбнулся он, извлекая из грудного кармана рубашки и протягивая мне белую розу от моего красного платья.
- Потеря вернулась к своей хозяйке! – рассмеялась я, взяв её, и мы направились к электричке.
Теперь мы ехали в вагоне вместе. Он проводил меня до дома и попросил служебный телефон.
Как бы между прочим сказал, что ждёт повестку из военкомата. Его словам я не придала особого значения.
После этого от него не было никаких известий и в утренней электричке я его не видела.
А через месяца три позвонила какая-то девушка и сказала:
- Я родная сестра Михаила Неволина, его забрали в Армию. Он сейчас находится в Чехословакии. Михаил очень просил позвонить Вам и сообщить об этом.
Больше от Михаила писем не было.
Заключение:
Я хочу верить, что Михаил жив.
Из интернета:
«Несмотря на то что при вводе войск 20 августа 1968 года в Чехословакию, стран Варшавского Договора боевые действия не велись, стрелять военным запрещалось, потери имелись. Так, в ходе передислокации и размещения советских войск (с 20 августа по 12 ноября) в результате действий враждебно настроенных лиц погибло 11 военнослужащих, в том числе один офицер; ранено и травмировано 87 советских военнослужащих, в том числе 19 офицеров. Кроме того, погибло в катастрофах, авариях, при неосторожном обращении с оружием и боевой техникой, в результате других происшествий, а также умерло от болезней — 87 человек{46}. В донесениях и отчетах того времени можно было прочесть такие скупые строки: «Экипаж танка 64 мсп 55, на пути движения встретили организованную контрреволюционными элементами толпу молодежи и детей. Стремясь избежать жертв со стороны местного населения, они приняли решение на обход его, во время которого танк опрокинулся. Экипаж погиб». «17 октября 1968г. начался поэтапный вывод союзных войск с территории Чехословакии, который завершился к середине ноября».
Я просмотрела списки погибших в 1968 году в Чехословакии в интернете и слава Богу его имени не нашла.Но о действительных потерях правительство Советского Союза тогда умалчивало. И рассекретят – ли когда-нибудь эти сведения и что происходило на самом деле в Чехословакии В 1968 году неизвестно.
*Стихи Н. Заболоцкого, "Некрасивая девочка".
*Стихи поэта Евгения Евтушенко,"Зависть".
*СТИХИ ПОЭТА МИХАИЛА ГУСЬКОВА, "Три вокзала".
Свидетельство о публикации №213031901183
P.S.
Особая благодарность рецензента за полученную возможнсь побывть в его мемуарных, таких дорогих для сердца, местах-Ильинское, Кратово, электричка по Каазанской дороге,околица под снегом,три вокзала,,,
Анатолий Ефремов 19.07.2014 05:14 Заявить о нарушении
Евгения Брагина 27.07.2014 18:16 Заявить о нарушении
Евгения Брагина 27.07.2014 20:32 Заявить о нарушении