Литература и современность

                Литература и современность.

Современный динамичный век с его скоротечным техническим прогрес-
сом привёл в замешательство человеческое общество при обращении
к литературе.  Компьютеризация, интернет заполонили сознание
 общества, отодвинув на задний план роль книги.
Прежде всего, зададим себе вопрос: что же такое – литература?
Толковые словари БЭС и БКМ дают определение дословно –напи-
санное, созданное. Совокупность каких – либо произведений, то есть
произведения письменности, имеющие большое значение. Чаще всего
под этим подразумеваются художественные произведения, то есть
изящная словесность.
Так или иначе, но литература настойчиво и последовательно
побуждает нас к размышлению о человеке, о его новых качествах, о
развитии духовных богатств человека!
Благородно и плодотворно само её стремление к познанию в
Человеке его сущности в соответствии с текущим  временем.
Тысячелетиями, познавая окружающий мир, осваивая его, человек
 познавал и перестраивал себя. Наитруднейшим объектом
изучения и преобразования оказался сам человек, его человеческая, то есть социальная сущность, ибо на его пути к самому себе, к гармонии между собой и природой, миром всегда вставали эгоистические интересы и всесторонние предрассудки. Вместе с тем, претерпевая различные изменения своего развития за тысячелетия, он превратился в существо нравственное.
Как отмечал Чарльз Дарвин: « - Нравственным существом мы
называем такое, которое способно сравнивать свои прошлые поступки
и побуждения, одобрять одни и осуждать другие. То обстоятельство, что человек есть единственное существо на Земле, которое с полной уверенностью может быть определено таким образом, составляет самое большое из всех различий между ним и низшим животным».
Простые нормы нравственности и элементарные чувства, составляющие, как бы нравственные основы человеческого общежития, без которых немыслимо существование ни общества в целом, ни отдельного индивидуума в обществе; сложились ещё в глубинных недрах первобытнообщинного строя. И потому уже первый поэт Греции Гесиод в период распада родового строя писал:
« Дети с отцами, с детьми отцы сговориться не смогут,
Чужими станут приятель - приятелю, гостю – хозяин.
        Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то».
/ Гесиод. Труды и дни. 8 – 7 век н. э./
    Как далеко это было от нас, но осмотритесь, вдумайтесь в смысл  этих строк… Не покажется ли вам знакомо это?

Отсюда и возникает потребность в развитии нравственных аспектов человечества. Мир категорий, понятий, раскрывающих богатство душевной жизни, культуру нравственного сознания и нравственного чувства, поведения и этикетов всегда должен быть под непосредственным вниманием, ибо нравственность – это наивысшая мера человечности, это явление социальное.
К большому сожалению ныне твердят о бизнесе, денежных знаках, о денежных отношениях, совершенно отодвинув на задний план развитие и познание таких категорий, как честь, совесть, долг, любовь, дружба, добро и зло, великодушие и сострадание, смысл и цель жизни, счастье и т.п.
В обиходе крылатая фраза – ничего личного – только бизнес…

Так в далёкой древности, греческий учёный – философ Диоген ходил по городу днём с фонарём, пытливо всматриваясь в лица сограждан. Его спрашивали:
          « Кого ты ищешь, Диоген?
Ищу человека, следовал ответ.
Спрашивали вновь: « Так кого же ты ищешь, с огнём, меня, его?
  - Ищу человека, вновь следовал ответ Диогена, продолжавшего свой путь.
Вот это философское выражение – днём с огнём, как нельзя точно определяет и отображает поиск человечеством ответа на самый главный вопрос жизни о своей сущности и предназначении в огромном Мир единственного разумного существа на Земле. Именно этим и занимается литература на протяжении всего времени с момента своего появления.
Материальный носитель образности в литературе – речь – позволяет ей необычно широко осваивать и активно истолковывать жизненные процессы человеческого бытия во всей его сложности и многогранности, в том числе и включая внутренний мир людей, и их общение.
Но прежде чем говорить о том или ином произведении, его  содержании и направленности, необходимо, по меньшей мере, знать, что же там написано. То есть нужно прочесть и познакомиться с содержанием этого произведения.
Процесс же чтения – это творческий процесс. И он не так прост как кажется на первый взгляд.
С одной стороны в нём участвует автор, чьё слово, отобранное среди множества других, несёт в себе заряд мыслей, понятий наблюдений, чувств, ассоциаций. А с другой стороны – читатель, мы с вами. Этот читатель при
любых условиях выносит о книге своё субъективное мнение и впечатление, глубоко личное, сообразно своему уровню интеллекта, своему мироощущению и внутреннему восприятию.
В своей книге: « Наука о поэзии» Гораций когда – то писал:
« Не садись писать, не научившись мыслить. Книги философов наставят тебя  в этом. А за мыслью словами придут сами собою…»  Но умение мыслить необходимо в полной мере и читателю.

Именно культурный уровень читателя, особенности его мировоззрения и мироощущения, психологии, привычка думать о прочитанном, порождают у него оценку книги.

« Содержание художественного произведения не переходит как вода, переливающаяся из одного сосуда в другой, - из произведения в голову читателя. Оно воспринимается, воспроизводится, воссоздаётся читателем  по  ориентирам данным в самом произведении автором, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовно – нравственной деятельностью читателя. Это факт неоспоримый.
Деятельность эта есть творчество.
Никакое произведение не может быть понято, как бы оно ни было ярко, как бы не велика была наличная в нём сила внушения или впечатления, если читатель не пройдёт на свой страх и риск, самостоятельно, в собственном сознании, по пути, намеченному в произведении автором», - так писал в своей статье: « Чтение как труд и творчество», - известный профессор прошлого столетия  В.Ф. Асмус.
И это определение справедливо и очень существенно в любые времена, включая и наше.  Ведь в подлинно художественном произведении за скупыми строками текста внимательный читатель  может открыть для себя, увидеть и понять такие связи, подробности, картины, которые обогатят его представление о героях, позволят проникнуть в саму сердцевину повествования автора.
Отсюда и вывод – литературе также нужны талантливые читатели, как и писатели! Именно на таких, обладающих творческим воображением читателей ориентируется автор в своём произведении.
Прежде всего следует обратить своё внимание на тот факт, что всё, что хорошо, нужно читать медленно, с раздумьями, постигая мысли автора, проникая в глубину текста, стараясь представить себе картину,создаваемую автором в произведении. Одним словом – необходимо творчески овладевать той или иной книгой. И лишь только в таком случае станет доступно и понятно содержание и замысел автора. Постижение книги невозможно при первом знакомстве с нею, это естественно – к ней нужно возвратиться вторично. И, возможно не один раз!
Вышеупомянутый профессор В.Ф. Асмус, говоря об этом постижении, отметил: «… строго говоря, подлинным прочтением книги, прослушиванием симфонии, может быть вторичное прочтение или прослушивание.
Именно вторичное прочтение может быть таким прочтением, в ходе которого восприятие отдельного кадра, уже уверенно относится читателем к цельному.
… По той же причине наиболее творческий читатель всегда склонен перечитывать выдающееся произведение неоднократно. Ему кажется,что он ещё не читал его ни разу».

Исходя из этого, можно отметить, что для внимательного читателя в произведении открываются тайники авторской души, - настоящий писатель не может её приоткрыть, даже если бы хотел.  Персонажи  его приобретают трёхмерность при повторе, то, что при беглом прочтении казалось лишь силуэтом. Именно при глубоком, неоднократном прочтении, перед читателем вдруг всё заиграет красками, незаметная ранее деталь выходит на передний план, разъясняются намёки, станет полностью понятным замысел читаемого произведения.
В этом и заключается секрет творческого подхода к чтению, секрет читательского искусства.
В различные исторические эпохи литература решала различные задачи, и читательское внимание сосредотачивалось на том, что было наиболее важно и характерно для автора, и о чём он давал понять в своём произведении, иной раз, стараясь избегать прямых высказываний. В двадцатые годы прошлого столетия академик Д.С. Лихачёв, давая оценку допетровской литературе отмечал, что у неё на то время был один сюжет и одна тема. Этот сюжет – человеческая история, а тема – смысл человеческой жизни. Именно это и унаследовал А.С. Пушкин. Являясь родоначальником современного литературного языка и литературы, он открыл для нас путь к свободному поиску истины!  Ещё одна особенность
великого словесника и гения.
Таким образом, обращаясь к реальным примерам, мы не можем обойти А. Пушкина. Следует иметь в виду, что пушкинская проза – это образец кратности и точности, но его немногословные предложения всегда прячут за своим внешним очень скромным покровом глубочайшее  внутреннее содержание.
Каждое его слово значительно, вызывает в сознании истинного читателя исторические, бытовые, психологические параллели, оно поставлено у места и не может быть заменено другим выражением без
замены смысла фразы. У него нет случайных фраз, ненужных слов.
И читателю, изучая А.С. Пушкина,  остаётся  учиться,  вглядываться в глубину реального содержания понятий, вводимых автором. В текстах Пушкина всё связано, обусловлено логикой развития сюжета, выражено с  научной точностью. Необходимо лишь читать со вниманием и запоминать сказанное писателем – оно непременно даст о себе знать в дальнейшем изложении.
Давая оценку этой лаконичности и научной точности пушкинской простоты, ещё один из гениев нашей литературы,
Л.Н. Толстой в своей работе: « Об искусстве и литературе», - отмечал, говоря о суждении читателя вроде того: « Тут ничего особенного, это и я так напишу…»  А того не знает, каким трудом давалась автору эта простота – путём бесконечных вымарываний, вычёркиваний всего ненужного».
   
      Это  сегодня нам кажется, что Пушкин всегда был великим человеком и родился таким. Просто сначала был маленький великий Пушкин, а потом вырос и стал большой великий Пушкин. И это, конечно, далеко не так. Отнюдь нет.
А.С. Пушкин к этой простоте прошёл большой и трудный путь в жизни к самому себе, к своему предназначению. Но эту трудную, порой мучительную дорогу он прошёл так, что в нашем сознании имя его осталось,как что-то лёгкое, искристое и светлое, прекрасное и весёлое. Но всё же давайте обратимся к его одному из совершеннейших произведений, «Пиковой даме». Это  поистине – литературное чудо, в котором автором вложено огромное содержание всего-то в один с четвертью авторский лист!  Текст её в пятьдесят, а то и в сто раз короче современных, очень раскупаемых детективов.
Лаконизм А. Пушкина был настолько скупым и насыщенным
внутренней силой, что не поддавался в полной мере известному и признанному всеми отличному переводчику, как П. Мериме, который
старался познакомить французского читателя с творчеством Пушкина.
Обратимся к тексту повести. Заметьте, начинается сразу, без предисловия, как любил начинать А. Пушкин:
« Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова. Долгая зимняя ночь прошла незаметно: сели ужинать в пятом часу утра. Те, которые остались в выигрыше, ели с большим аппетитом; прочие, в рассеянности сидели перед пустыми своими приборами.
Но шампанское явилось, разговор оживился, и все приняли в нём участие».
Короче, энергичнее, при всём желании, написать уже невозможно.
И при этом экспозиция кажется достаточной. « Конногвардеец» - значит офицер конной гвардии, привилегированной по тем временам, части.
Служба в такой части требовала больших средств, нежели служба в гвардейских пехотных полках, Преображенском, Семёновском или Измайловском. А это элитные части, созданные ещё Петром Великим, в которых он сам имел честь состоять капитаном.
Да к тому же и хозяин был не беден, поил гостей шампанским и кормил ужином. Кто были эти гости – не сказано, однако не трудно догадаться, что все они были офицеры, сослуживцы и знакомые хозяина.
Далее видим, в карты кому-то везёт, кто-то проигрывает, но из текста нам ясно, что у Нарумова игра велась не так,  как это происходит в наше время, то есть просто для развлечения, так как роковых проигрышей не случилось. Обратите внимание, пусть не все ужинали с аппетитом, но после шампанского все разговорились. Ни зла, ни обид…
И так, короткими фразами Пушкин полностью обрисовал обстановку, в которой разговор происходил о «Германе и картах». Вот это описание карточной игры в доме Нарумова практически даёт ключ ко всему тексту повести « Пиковая дама», подготавливает развитие сюжета, служит завязкой произведения в целом, целесообразно и лучше которой ничего не придумаешь.

Карты в повести поминаются с первой строки, эпизоды повести так или иначе связаны с ними, всё мотивировано, сюжет построен так прочно, что решительно каждая  малейшая деталь, внесённая в текст автором, работает на него.
По выражению профессора Г.А. Гуковского – величайшая победа Пушкинского реализма в « Пиковой даме» - это колоссальное лицо Германа, собирательный образ, могучее титаническое общение, титаническая личность, побеждённая злом. И это зло – власть денег. В повести автором реалистично показан путь морально психологического разложения человека под влиянием тёмной силы денег».  А это немаловажно и в наше время, когда во главу угла ставится его сиятельство -  Рубль!
« Герман сошёл с ума…», и нам известно, что завязка повести не вымышлена. Прототип старухи – графини это известная в то время Наталья Петровна  княгиня Голицына, мать генерал -губернатора Москвы Дмитрия Владимировича Голицына, который в течение 18 лет вкладывал душу и средства в дело восстановления Москвы после сожжения её Наполеоном. И это факт! И мать его, княгиня Голицына действительно жила в Париже в том роде, как её описывает Пушкин.
Обращаясь же к трудам другого нашего титана Л.Н. Толстого, можно отметить, что здесь писатель наоборот, предпочитает сам всё говорить читателю. В романе « Война и мир», Толстой подробно рассказывает о том, что чувствовала и думала Наташа Ростова во время её разговора с Курагиным. Он не оставляет недомолвок, / что обычно определяет подтекст/, а сам расшифровывает всё подробно, вводя в текст новое действующее лицо.  Толстой сообщает о нём читателю все необходимые сведения, чтобы всем было ясно, с кем придётся иметь дело далее.
Для примера: - характеристика Пьера Безухова в романе.
« Вскоре после маленькой княгини вошёл массивный толстый молодой человек со стриженой головой, в очках, светлых подтяжках, модных по тогдашнему времени. С высокою жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова… Он нигде не служил ещё…
Но вся его рассеянность и неумение войти в салон и говорить в нём выкупались выражением добродушия, простоты и скромности».
Исчерпывающие подробности, касающиеся облика Пьера и приёма, оказанного ему хозяйкой великосветского салона, выглядят столь значительными, что позволяют читателю понять внутреннее содержание светской жизни, но и самое главное – их страх перед человеческим умом, наблюдательностью, естественностью поведения. Читателю просто становится известно, что у Пьера было в прошлом и, что может ждать его в будущем.
Или взять женский образ в романе, Наташа Ростова. Это, можно смело говорить, один из самых прекрасных и обаятельных образов в русской классике.               

Притягательную силу её непосредственности и естественности, её нежности, женственности и доброты; её жизнерадостности и глубокой веры в счастье – всё это хорошо раскрывается в романе автором.
Однако важнее понять её внутреннее состояние, её способности терзаться, испытывать муки, страдать и размышлять. Только раскрывая это можно будет прийти к той самой истине, к тому, что же дорого в ней писателю.
У Наташи необыкновенный и поразительный голос. Этот голос, словно исповедь человеческой души вызывает у людей слёзы. Наташа талантлива, это метко подмечено автором. Она богато одарённая, тонкая натура. Её отличает необыкновенная высота нравственного чувства. Всё это мы видим и понимаем, читая строки романа, просматривая фильм, и знакомясь с тем, как Лев Николаевич отражает состояние Наташи после её встречи с Анатолем в театре.
      Она ведь ничего не сделала дурного, предосудительного, но охвачена ужасом. Ей стыдно, над ней нависает вопрос, мучительный вопрос,погибла ли она для любви князя Андрея? Обратите внимание, как потрясена Наташа всем своим существом только от того, что позволила себе на мгновение увлечься другим. Наташе свойственно повышенное критическое отношение к себе. Мы видим, что автор делает упор на то, как она в данном случае беспощадна и бескомпромиссна по отношению к себе.
Измена даже на мгновение, измена в мыслях для Наташи Ростовой – уже измена! Конец! Гибель! Одним словом вместе с автором романа все мы ощущаем, что суд собственной совести для Наташи – высший суд. Именно это и определяет её основную сущность как человека. Оттого она столь обострённо воспринимает степень нравственного чувства у других. И лишь поэтому она притягивает к себе хороших людей. Поэтому образ Наташи Ростовой и является классическим женским образом в русской и мировой литературе…
Способность человека к самоотдаче, самопожертвованию и определяет его внутреннее содержание. Свойственность к подобным поступкам проясняют обстоятельства жизни, вызывающие человека на те или иные поступки, его  способность, в конечном итоге, на большое и чистое чувство – Любовь…
Новаторство Л.Н. Толстого, его неподражаемость  заключены в том, что его в отличие от других, интересует более всего психологические процессы, происходящие в человеке, их формы и законы, а не только фиксация душевных переживаний. То есть для него важна диалектика человеческой души.  А изучение и выявление этого может достигнуто только огромным, кропотливым трудом над собой.  Вообще, чего - либо достичь, да и не только, а просто быть человеком, по его определению, необходимо постоянно работать над собой.
Это хорошо просматривается в его письме к  своей родственнице, Александре Андреевне Толстой в октябре 1857 года, в котором он говорит об основном содержании человеческой души:
               
« Вечная тревога, труд, борьба, лишения – это необыкновенные условия, из которых не должен сметь думать выйти ни на минуту, ни один человек… Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться,начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».
Исходя из этого, можно сделать такой вывод, что творчество писателя неотделимо от его нравственных исканий, от его личности.
Величье Льва Николаевича Толстого заключено именно в том, что всё о чём он хотел сказать людям, было  выношено и выстрадано им самим.

Не является исключением и поэзия.

Сегодня грустно смотреть на молодое поколение, порождённое хаотичным необузданным временем. Отношение у многих к поэзии если не негативное, то нигилистское. И не ошибусь, сказав, в сравнении с « Серебряным веком», для большинства современных грамотных обывателей слово
«классический», нечто архаичное. Для них оно означает только то, что это такой поэт, сочинения которого должны стоять на вашей полке, но читать
 их совсем необязательно, время ушло. Получается это как меблировка комнаты по этикету,  да и только… Но это далеко не так.
Ведь каждый поэт более чем кто-либо, пытается осмыслить своё время, истоки поэзии своего века, своей эпохи, каждый из них пытается в своих стихах рассуждать о своём времени в целом, о себе и своих переживаниях, старается высказать свои мыли о предназначении поэта, о задачах поэзии.
И по большому счёту, поэзия воспитывает в нас яркое восприятие мира, глубокое понимание потаённых движений человеческой мысли, воспитывает в нас благородство и искренность; именно этого и не хватает нашему современному обществу.  Поэзия воспитывает в человеке любовь к природе, своему краю, своей Родине. Она воспитывает в человеке высокое гражданское чувство, внутреннюю моральную убеждённость и чистоту помыслов.
Каждое стихотворение делает человека лучше, красивей, богаче духом.
А это богатство значимее злата.
     В стихах запечатлевается горячность идейных споров, они становятся итогом « ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
Читая стихи ваши глаза станут смотреть на Мир словно сквозь волшебные очки, - вы явно увидите спрятанную от равнодушия и бессердечия, удивительную красоту окружающей вас природы, города, дерева, листка, капельки росы, унизанной росой паутины! Читайте стихи, и в ваших душах навсегда поселится любовь – наивысшее достояние человеческой души. Ваши уши будут слышать трогательные мелодии в шорохе листьев, шёпоте ночи и звоне ручья!
Возвратимся вновь к Пушкину. Так почти два столетия назад, в 1824 году поэт написал « Разговор книгопродавца с поэтом».
Два взгляда сталкиваются в этом стихотворении: поэт считает истинным произведением только то, что создано душевным переживанием и волнением, жизненным опытом, страстью, благородством и человеко - любием. Именно с такими словами он обращается к книгопродавцу,
имеющему кардинально противоположное мнение о поэзии, считая её просто баловством светских дам.
Пушкин писал:  « Всё волновало нежный ум,
Цветущий луч, луны блистанье,
В часовне ветхой бури шум,
Старушки чудные преданья.
Какой-то демон обладал
Моими играми, досугом;
За мной повсюду он летал,
Мне звуки дивные шептал,
И тяжким пламенным недугом
Была полна моя глава;
В ней грёзы чудные рождались;
В размеры страстные стекались
Мои послушные слова
И звонкой рифмой растекались.
       Заметьте, более ёмкого определения окружающего нас мира не найти.
Однако, книгопродавец, как бы теша самолюбие поэта – бросает, ставшую вечной и крылатой, фразу:
         «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать».
На первый взгляд, безобидный, точный по мысли афоризм. На самом же деле – вызов, брошенный бездушию, человеконенавистничеству и
насилию; то есть вызов самому обществу, погрязшему в лжи и разврате.
Пушкин был и остаётся поныне первым и единственным
профессиональным поэтом России, прародителем современного литературного языка. Все его маститые предшественники служили при дворе, имели чины, должности и награды, он же зарабатывал на жизнь творчеством, считая его возвышенной и благородной работой, как и всякий уважаемый труд.
Именно он всемирно признанный гений, поднявший на высокий
пьедестал поэзию и само имя поэта. Возвышение духа – вот, что характеризует поэзию Пушкина. Именно он в своих неподражаемых произведениях достиг большего, чем все его предшественники. Он создал идеал нации, идеал нашей национальной культуры! Но, кроме того, он сумел настоять и дал направление тому, чтобы мы стремились к пониманию культуры других народов.
Спустя почти век, все услышали сначала робкий, а потом более звучный и лиричный  голос – С.А.Есенина.
Так начало 20-го столетия ознаменовалось как бурное и смутное время коренных преобразований в обществе, да и в литературе тоже. Это был так называемый «Серебряный век»  русской литературы. В это самое время и зазвучали  голосистые и удивительно сердечные стихи С. А. Есенина.
    Именно ему суждено было ознаменовать своим гением « Серебряный век» русской литературы. Простой деревенский парень, начинал он как поэт феноменального дара, причастный к незапамятным глубинам мифического сознания русской старины,
 « Последний Лель».  Спустя сто лет, по пушкински зазвучали легко и просто изумительные есенинские строки.
Появившаяся в первой четверти 20-го столетия есенинская поэма «Анна Снегина», подобно пушкинскому «роману в стихах», действительно стала своеобразной художественной энциклопедией народной жизни, особенно русского крестьянства в эпоху грандиозных революционных преобразований России и всего мира.
Сила есенинского таланта состоит в том, что в нём неразрывно связаны и человек и поэт. И через него мы видим, как бы ясно, не только обычно скрытую от взоров жизнь человеческой души, но и жизнь общества и самого времени в целом.
 Спустя каких-то десять лет с момента его появления – Есенин становится самым современным по мироощущению художником того времени. Многие его произведения достигли уровня классической поэзии.
Вся лирика С. Есенина это повесть, рассказанная поэтом о самом себе, сила её заключается в том, что за ней стоит полная драматизма человеческая судьба, что в строках поэта «словно бьётся обнажённое человеческое сердце». В своих лучших произведениях Есенин сумел раскрыть и помочь читателю почувствовать красоту и силу той народной России, откуда вышел сам.
Ему принадлежит открытие и новизна того, что его цветовой образ стоит на уровне с фигуральными уподоблениями, оставаясь при этом образом. И этот его образ растёт как дерево, то есть стихийно, подчиняясь только одной, заложенной в нём внутренней силе жизни.
Также как А. Пушкин в своё время создал наш современный литературный язык, так и С. Есенин из своего природного дара создал целую науку как по отношению к себе, так и по отношению к миру, - он создал стройную цельную систему, утверждающую, во-первых, духовность плоти, её растительную природу, и, главное, утверждающую « перезвон »
узловой завязи природы с сущностью человека.
Любовь к Родине томила и жгла чистые души обоих поэтов,
вдохновляла на творческие подвиги.  Это и объясняет их неустанный творческий поиск и гражданскую позицию, это является главенствующей доминантой, темой всего их творчества.
Заключая, хочется сказать, что литература и поэзия как ничто другое,является незаменимым средством познания и воспитания личности, ибо в ней запечатлён  нравственный опыт человечества с древнейших времён.
В литературе чётко запечатлены  разработанные человечеством в веках основные принципы человеческого бытия: духовно – нравственные ценности…
И не зря ведь в далёкой древности, в основу нравственного воспитания индивидуума, Конфуций, Сократ и позднее Платон, положили мудрость, знание, при помощи  которых завещали распознавать благо, добро и справедливость.
Платон так определял цель жизни: - мыслить истинное, чувствовать прекрасное, желать доброе.
Как бы подтверждая эти строки, А. Пушкин писал свои крылатые строки:  « И долго тем любезен буду я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…»
Уходит время, меняются люди, но духовно – нравственные ценности остаются неизменными в веках, они непреходящи. И как явление
социальное, это должно быть одной из основополагающих задач всех
ветвей власти и управления в социальной политике на государственном уровне: - укрепление нравственных устоев общества. Ибо имеет место исторически утвердившийся факт:

« Политическая система любой экономической формации устойчива в том случае, если тверды нравственные устои этого общества».


Рецензии