Как стать писателем - часть 2

                Особенности интеллекта
                Советы начинающему прозаику

         Самовлюбленный прозаик повествует чувствами, но когда издатель страшит контрактом, и требует по роману в год, то без знаний секретов мастерства не умилостивить его гнев. Вот некоторые секреты мастерства, которые следует помнить начинающему прозаику, прежде чем пойти на поклон к издателю.

                Меткая фраза

        То что, настраивает полушария на сочинение прозы,  в русской литературе называется меткая фраза. Она проста, таинственна, завораживает внимание читателя, поэтому литературному произведению соответствует одна единственная фраза. Задача писателя – найти эту фразу.
        А. Пушкин. Пиковая дама – «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова».

        Начальная фраза полностью вскрывает идею произведения – игра в карты в приличных и уважаемых домах города и правое полушарие обретает спиральный узор  и готово к выдаче образный ситуаций. Следующий пример.
        А. П. Чехов. Цветы запоздалые. «Дело происходило в одно темное, осеннее «послеобеда» в доме князей Приклонских……….

        Удачно подобранная фраза для   повести – Дело  темное для княжны Приклонская, так как пришла нищета – «послеобеда». И время года указано – осеннее, отсюда и название - Цветы запоздалые. Молодая княжна умрет от неразделенной любви – «…не цвести цветам поздней осенью».

        Начинающий прозаик, вправе проигнорировать данное правило, но следует помнить, что меткая фраза улучшает эмоциональное величие произведения за счет наплыва вдохновений. Оно прибудет каждый раз, так как в начале произведения стоит меткая фраза – откуда исходит само вдохновение как легкое настроение.

        В таком случае автор окажется на пороге открытия, что произведения можно строчить ежегодно  и по заказу издателя как талантливый прозаик. При этом он в состоянии дать настроение любому задуманному произведению меткой фразой, а затем править эмоциональное состояние вдохновениями.

                Настроение прозы

        Настроение произведению  придает первое слово меткой фразы.

        И.А. Бунин. Темные аллеи: «В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длиной избе, …подкатил закиданный грязью тарантас с полу поднятым верхом, тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами».

        Меткая фраза начинается с  описания погоды -  «холодное осеннее ненастье». При этом слово «холодное» задает настроение, как полушариям, так и рассказу: закиданный грязью тарантас, лошади с подвязанными хвостами. Жизнь проходит не так, как мыслилась.
И рассказ оканчивается в том же настроении: «Низкое солнце желто светило на пустые поля, лошади ровно шлепали по лужам». В итоге – серо, беспросветно и название - Темные аллеи.

        Или другой пример.
        Н.В. Гоголь. Ночь перед рождеством. «Последний день перед рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа».

        Приподнятое настроение придает «последний день», что равносильно слову предпраздничный, но месяц выкрал черт то дело правое – глянули звезды, и вот финал настроения.

        «Проезжал через Диканьку блаженной памяти архиерей» - первосвященник и обрадовало владыко, где: «на стене с боку, когда войдешь в церковь, намалевал Вакула черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

        Часто начинающий автор с упорством твердит, пишу для себя и как могу и огорчается, когда нет читателя. Может он ошибается, так как писать следует не для себя, а для читателя, который желает пребывать в удовольствии за легким чтением, то разумнее в начале произведения подзарядить его настроением, а только затем вести сказ.

                Ясный Стиль

        Талантливый автор дорабатывает произведение вдохновениями исходя от меткой фразы, то на ум приходят слова, что волнуются мыслями и преподносят события образно, без пояснений автора, что есть ясный стиль.
        Ф.М. Достоевский. Дядюшкин сон. «Марья Александровна Москалева, конечно, первая дама в Мордасове, и в этом не может быть никакого сомнения. Она держит себя так, будто ни в ком не нуждается, а напротив, все в ней нуждаются».

        Первая строка придает  настроение: Мария – человек высокой политики, отсюда и фамилия - москаль.  И вот первое слово, где волнуется мысль: «Она держит себя так». Слово «держит» волнуется мыслью - умная,  властная и непоколебимая в делах женщина держит себя при людях с достоинством.

        Другое слово  недопустимо.  Если слово «держит», заменим  словом  «ведет», то получим – «Она ведет себя так» и находим образ женщины, которую следует осуждать за поведение, что не соответствует замыслу прозы. Или другой пример.
       
        И.А. Гончаров. Обломов. «В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселение, которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире Илья Ильич Обломов».

         Настроение произведению задает начало меткой фразы: «В Гороховой улице», что равносильно фразе - шут гороховый. Синонимы – кукла, посмешище. В этом случае волнуется мыслью слово постель – Илья Ильич Обломов постельный, ленивый, уважающий  сон, чем конкретное дело человек.

        Если переименуем Гороховую на Коммунистическую улицу, а слово постель заменим фразой – дубовая кровать, то отношение к герою иное и настроение изменится и замысел прозы иное. Таким образом, стиль не мыслим без настроения прозы.

        На практике все не так. Информация движется от нейрона к нейрону стремительно, пронизывая ядра нейронов, а тела рябью волнуются. В предложениях оказывается много неточностей, которые необходимо удалять, подыскивая мыслящее слово, так чтобы фраза волновалась, хотя бы так.
        А.С. Пушкин. Пиковая дама: Но шампанское явилось, разговор оживился, и все приняли в нем участие.

        Волнуется фраза – «шампанское явилось», так как наметился разговор, что  если в карточной игре последовательно  сыграет тройка, семерка, туз, то это к обогащению, но первоначально события даются надуманно – принесли шампанское, выпили и разговорились.

        Начинающий автор повествует, вспоминая прошлое. Куда поведут чувства, таким произведение и получится. Но когда этот скептик научится подбирать слова, то возможно удивит сонного издателя откровением: я умею сочинять повести.

                Слепой стиль

        Если ясный стиль волнует слова мыслями, а затем притягивает в произведение новые сюжеты и в таком настроении заканчивает прозу, то слепой стиль начинается без настроения только надуманной зарисовкой, быстро угасает и остается отрывок, но она есть первооснова будущего произведения, что и рассмотрим.

        Осенью 1830 года пребывая в ссылке, Пушкин испытал творческий подъем и написал в течение сентября и октября пять произведений. Он делает открытие, что стиль состоится, если  первым словом меткой фразы придать настроение  произведению. Вот тому пример.

        А.С. Пушкин. Незаконченное произведение. «В начале 1812 года полк наш стоял в небольшом уездном городе, где мы проводили время очень весело. Помещики окрестных деревень обыкновенно приезжали туда на зиму, каждый день мы бывали вместе, по воскресеньям танцевали у предводителя».

        Этот отрывок 1829 года есть не что иное, как слепой стиль, так как  начинается неопределенно и без настроения – «полк наш стоял», и настроение желает придать принужденно; «мы проводили время очень весело», «помещики приезжали», «по воскресеньям танцевали», а вот то же стиль, но с настроением.

        А.С. Пушкин. Выстрел. «Мы стояли в местечке. *** Жизнь армейского офицера известна. Утром ученье, манеж: обед у полкового командира или в жидовском трактире; вечером пунш и карты (1830 год)».

        Каждое предложение вызывает созерцание – ученье, обед, карты. Местоимение мы придает настроение – военные стояли в ожидании выстрела. Повесть написана за три недели, но были у Пушкина и  трудные времена.

        Наденька. Первый черновой набросок Пушкина в прозе. «Несколько молодых людей, по большей части военных, проигрывали своё именье поляку Ясунскому, который держал маленький банк для препровождения времени и важно передергивал подрезая карты. Тузы, тройки, разорванные короли, загнутые валеты сыпались веером, и облако стираемого мела мешалось с дымом турецкого табаку».

        Этот слепой стиль датируется 1819 годом. Отсутствует настроение и вот тот же стиль, но с настроением всплывает в романе Арап Петра Великого.

        «В числе молодых людей, отправленных Петром Великим в чужие края для приобретения сведений, необходимых государеву, находился его крестник Ибрагим. Он обучался в парижском военном училище, выпущен был капитаном артиллерии, отличился Испанской войне и, тяжело раненный, возвратился в Париж».

         Данный исторический роман написан Пушкиным в 1827 году. Целых восемь лет ушло, прежде чем Пушкин осознал, что перед началом произведению необходимо придать настроение хотя бы так – «в числе молодых людей». Настроение такое – есть молодые люди, но в их числе тот, кто наиболее ценен Петру в делах государева. Затем идут созерцания – военное училище, капитан артиллерии, война, ранение, Париж.

         После того, как  Пушкин вдохновением приметил ясный стиль, то оказался в плену творческой эйфории. Пребывая в ссылке, он за короткий срок написал такие произведения как Гробовщик, Станционный смотритель, Барышня крестьянка, Выстрел, Метель, тем самым подтвердил состоятельность своего открытия.

         Начинающий автор помнит, что также писал с настроением, но все заканчивалось подробностью, вызывающее раздражение. Может быть, это была недоработанная меткая фраза. Следует поработать над ней, вдохновение явится озарением и проза приметна настроением, что в первую очередь приятно самому автору, а затем читателю.

                Заголовок прозы

        Меткая фраза придаёт спиральный узор правому полушарию, первое слово настроение, а идея созерцаема заголовком прозы, например, повесть Куприна Молох – завод как божество требует жертвоприношения, поэтому настроение тревожное – «Заводской гудок протяжно ревел, извещая начало рабочего дня».

         Заголовком прозы  правое полушарие извещает, что спиральный узор состоялся. Информационные импульсы оплодотворилась женской силой, и как  только  состоится меткая фраза, полушарие заволнуется созерцаниями,  импульсы перейдут в левое полушарие и   превратятся в атомы и за короткий срок произведение напишется.

         И как только работа окончена, атомы словно звезды, но имеют короткий срок жизни и поэтому последняя точка произведения для них конец великолепия. Они распадаются на туманности и без смысла. Это полушария готовятся к очередному литературному промыслу.

                Созерцания в прозе

         Остаться в одиночестве в уголке уютного дома наедине с настроением и предчувствии неповторимости эмоционального великолепия строчить рукопись, в надежде на признание мечтает каждый писатель, но стать  писателем без знания секретов мастерства невозможно.

         Есть в прозе некоторые секреты, которые следует соблюдать с первых строк произведения. Необходимо меткой фразой вызвать созерцание, например, «снежный февраль, порошит дороги, девушка ждет жениха». Или самый простой пример «в некотором царстве, в некотором государстве жил был царь».

        Писатель должен подавать настроение читателю только созерцаниями, если отойти от правила, то он задумается в желании уловить замысел автора, потеряет интерес к чтению, так как настроился получить удовольствие от событий, а ознакомился неумелой пробой пера.

                Замысел прозы

        Замысел прозы начинается с реального факта оставившего в душе автора эмоциональный след как изумление, но также этот факт может быть надуман, но опять таки по причине настроения, например, очарование, нежность, поступок, храбрость, несбывшаяся мечта.

         Любое произведение это накал страстей, когда автор заранее знает каким тоном и каким образом поведет сказ и закончит произведение, но из-за отсутствия опыта настроения стремится выразить конкретными фактами, например, «мы танцевали, нам было весело», что есть слепой стиль.

                Подготовительный период

        Подготовительный период немыслим без предварительных записей случайно услышанных фраз имеющие отношение к замыслу прозы и обладающие соответствующим настроением. Под настроение замыслу прозы подбираются иные сведения, и даже составляется конкретный план развития сюжета произведения.

        Набранный материал, постоянно подвергается обработке, автор стремится придать настроение сюжетам, с помощью заготовленных заранее фраз, просматривает иные сочинения, чтобы где-то уловить подобное настроение, после чего начинается поиск меткой фразы, что длится по нескольку недель.

        С образованием меткой фразы весь накопленный материал теряет ценность, остаются фразы с настроением так, что герои начнут самостоятельно развивать сюжет произведения, что есть вдохновение.

                Работа над словом

        Вдохновение скоротечно, автор торопливо выводит ясный стиль то одной части произведения – это может быть и конец, затем переходит к другой части – может быть, и начало и так до тех пор, пока не состоится произведение и только после изложения замысла видит недоработки.

        Он убирает недоработки тем, что одни сюжеты заменяет другими, но так как он вдохновением определил идею произведения, то независимо, какую часть произведения правит, оказывается в плену вдохновения и вдохновением придумывает новые сюжеты, улучшающие  стиль произведения.

         Каждый текст подвергается доработке, подыскиваются слова, точно определяющие значение мыслей, одновременно подчеркивающие выразительность настроения за счет обновления фраз. Прилагательные с одинаковыми окончаниями, повторяющиеся слова, и согласные необходимо заменять фразами, что дают настроение.

                Проба пера

        Все сочинения, что возникли в результате желания автора, высказать мысль или передать ощущение, но составленные без применения меткой фразы, без настроения и ясного стиля в русской литературе называется проба пера. Автор ищет свой путь развития, наслаждается певучестью придуманных им фраз и только всего.


Рецензии
Очень интересная и полезная статья! Спасибо, Геннадий. С уважением, Ольга.

Ольга Постникова   21.03.2013 19:50     Заявить о нарушении