Дэвид Мэттингли. Оправдание

ОПРАВДАНИЕ
Дэвид Мэттингли (2005)
'''[http://asweetsavor.info/skip/justification.html'''];
 
Как человек может быть с Богом?... Как человек может быть оправдан Богом?
Иов 9.2, 25.4
Я редко говорю о словах друзей Иова, но поскольку Вилдад задал по существу тот же вопрос, что и Иов, уместно привести и его.
В работе относительно несовместимости свободной воли и нового рождения я показал, что это небесное рождение дается суверенно Духом, а не по воле человека, что позволяет святым жить иначе, чем невозрожденные люди. Я понял, однако, что мои слова могут быть неверно истолкованы думающими, что по моему мнению те, кто родился снова, больше не впадают в затяжной грех. Поэтому я написал эссе "Внутренняя война" о том, с чем сталкиваются христиане и почему они все еще совершают грехи во время своего земного странствия. Мое заключительное эссе будет иметь дело с вопросом об оправдании. Эта важнейшая доктрина пока не
 была затронута и она не должна быть исключена из любого рассмотрения вопросов, касающихся нашего спасения. Если человек мертв во грехах, прежде чем он получает новое рождение, и если тот же человек по-прежнему совершает грехи, после того как он рожден от Бога, остается вопрос, как он может не считаться грешником в глазах Бога. На этот вопрос нужно попытаться ответить здесь.
Я начну, отметив, что существительное «оправдание» является юридическим термином. Оно означает просто "признание кого-то невиновным". Рассмотрим его применение. Человек арестован, обвинен в преступлении и вызван в суд. Прокуратура констатирует наличие обвинения, а затем представляет доказательства. После этого защита пытается оспорить обвинение, выясняя, совершил ли человек преступление, в котором он обвиняется. В итоге суд выносит благоприятное решение и объявляет человека невиновным, по крайней мере, в конкретном преступлении, обвинение в котором привело его в зал суда. Человека освобождают. Он не наказывается, ибо он оправдан.
Как это применимо в богословском смысле? И Иов, и Вилдад задали здесь очень хороший вопрос. Рассмотрим, что имеется в виду. Во-первых, их вопрос сосредоточен на том, как человек может быть с Богом. Мы можем понять это из человеческих отношений. Мы уже рассмотрели пример с судебным оправданием. Некоторые педагоги занижают стандарты для для групп из посредственных учащихся, и те получают высокие оценки. Но если мы стоим пред святым Богом, это не пройдет. Павел указывает: "Если Авраам оправдался делами, то он имеет похвалу, но не пред Богом" (Рим.4.1). Иными словами, даже Авраам мог похвалиться своей жизнью пред людьми, но ему нечем было хвалиться пред Богом. Серафимы, которых Исайя видел в своем видении, прославляли Бога: "Свят, свят, свят Господь Саваоф"; и увидев это, пророк мог лишь вскричать: "Горе мне, погиб я,   потому что я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6.3,5). Видение святости Бога привело его к чувству своей полной нечистоты. Ничего иного, когда он предстал пред Богом, и быть не могло.
Во-вторых, мы должны видеть, что нет никаких исключений, которые позволят нам на основании нашего собственного поведения, иметь хорошие отношения с Богом, ибо Писание говорит: "все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3.23).
В-третьих, если мы согрешили пред Богом, о Котором пророк говорит: "Очи Твои чисты, чтобы глядеть на злодеяния, и Ты не можешь взирать на беззаконие" (Авв.1.13), то мы должны вздрогнуть, зная, как Бог смотрит на наши грехи. Именно это имел в виду псалмопевец, когда писал в Пс.130.3: "Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, то кто устоит?". Иов сам ответил на свой вопрос, как человек может предстать пред Богом: "Если состязаться с Ним, не ответит Ему ни один из тысячи" (Иов 9.3). Можно сказать и иначе: если Бог выдвинет тысячу обвинений против человека, тот не ответит ни на одно из них.
В-четвертых, следует заметить, что грешники имеют склонность продолжать грешить. В Иер.13.23 читаем:  «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс пятна свои Тогда вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?». Легче ожидать, что человек изменит цвет кожи, чем чтобы грешник начал творить добро.
В-пятых, отсюда неизбежен вывод, что даже лучшим из людей нечем хвастаться: "Воистину лучший из людей тщеславен" (Пс.39.5 KJV).
В-шестых, даже лучшими своими качествами нам нет смысла хвастаться: "Но все мы нечисты, и наша праведность как запачканная одежда" (Ис.64.6). Думаю, ясно, что в грязных тряпках далеко не уйдешь.
В-седьмых, подумайте, как возможно, чтобы человек мог предстать пред Богом. Может ли кто пустить пыль Ему в глаза? Вы знаете, что наше правосудие работает не всегда. Человек может совершить преступление и быть оправданным присяжными. Тем не менее с Богом это не так, и здесь не стоит лелеять надежд. Притч. 5.21 говорит ясную истину: "пути человека перед глазами Господа, и Он измеряет все стези его». Таким образом, мы должны заключить, Бог никогда не сможет просто отбросить грехи, которые мы совершили.
Вот жалкое состояние человека. Он стоит пред Богом согрешив, и не раз, а много раз. Он не может предложить никакое приемлемое оправдание своих действий. Даже лучшие из людей, что делают максимум добра, по прежнему недостойные грешники. Никто не в состоянии скрыть свои грехи пред Богом. Как же тогда человек может предстать пред Ним?
Давайте посмотрим на пути, открытые для человека, чтобы быть с Богом. Можно попробовать оправдаться пред Богом, цепляясь за соблюдение закона. Но здесь снова нет никакой надежды для человека. "Мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех" (Рим.3.19-20). Подумайте об этом заявлении апостола. Закон не просто не позволит вам хвастаться. Он заставит вас замолчать. Он не имеет спасительной власти ни для кого. Он ведет только к тому, чтобы все признали себя виновными пред Богом. Закон прекрасно делает одно - он указывает на наши грехи, но не стоит ожидать от него, чтобы он оправдал нас. Он просто не может этого сделать.
Думали ли вы когда-нибудь всерьез о том, что это безнадежное дело - искать самим оправдания пред Богом? Большинство людей не думает об этом, но в один прекрасный день вы окажетесь на том месте, о котором говорил Христос: "Когда Сын Человеческий придет во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей: И перед ним будут собраны все народы, и Он отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов "(Мф. 25.31-32). Вот Царь, сидящий на престоле как Судия. Он отделяет овец от козлов. Овцам Он говорит: "Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира"; козлам же -  "идите от Меня, проклятые, в вечный огонь, уготованный диаволу и ангелам его". Скажите мне, насколько вы можете быть уверены, что вы из драгоценных овец Божиих, если вы живете собственной прежней жизнью? Скорее всего, вам придется заключить, что вы из козлов. Если задача предстать пред Богом в наших руках, мы должны смотреть на это как на самую страшную вещь!
Тем не менее то, о чем говорит Мтф.25, содержит элемент надежды. В конце концов, в ней упоминаются люди, которые названы "овцами" и "благословенными". Они должны наследовать Царство Божие, уготованное им до начала времен. Поэтому для человека действительно должен быть путь, чтобы предстать пред Богом. Каков же этот путь?
В Рим.3.23 Павел говорит, что все мы грешники. "Все согрешили и лишены славы Божией". Но он продолжает славной истиной о спасении грешников, которые "получают оправдание даром по благодати Его" (Рим.3.24). Тот же апостол также заявил: «Будучи оправданы по благодати Его, мы должны быть наследниками в надежде на жизнь вечную» (Тит 3.7). Как человек может быть с Богом? Посмотрим на благодать как на движущую причину нашего оправдания.
Павел продолжает, говоря, что та благодать, что оправдывает грешников, была дана "через искупление во Христе Иисусе, Которому Бог предназначил быть умилостивлением" (Рим.3.24-25). Грешники оправданы через Иисуса Христа. Он обеспечил искупление для Своего народа. Слово умилостивление означает "очищение". Христос является источником искупления Его народа. Это слово также включает в себя мысль о «милости». Так, в притче Господней о фарисее и мытаре мытарь вскричал: "Боже, будь милостив ко мне грешнику" (Лк. 18.13). Слово "милосердный" есть производное от слова «умилостивление». Мытарь говорит: "Боже, будь благоприятным по отношению ко мне". Вдохновенные авторы Библии используют различные слова, чтобы выразить, как Христос оправдывает грешников перед Богом.
В Рим.5.9 Павел пишет: Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева его». Петр говорит о заместительных страданиях Христа за нас: "Потому что и Христос, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных" (I Петр 3,18). Павел проводит по существу ту же мысль, когда пишет: "Не знавшего греха сделал грехом за нас, чтобы мы могли стать в Нем праведными пред Богом" (2 Кор.5.21). Это возможно только через Христа. Иисус не совершил никакого греха, и тем не менее Бог возложил на Него все грехи Своего народа. Так как Он заплатил за них, мы становимся праведными только через Него. Должны ли мы удивляться, что Господь вскричал с Креста в исполнение пророчества о Нем:  «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?" (Пс.21.1, Мтф.27.46). Он был оставлен, ибо Он взял на Себя страдания, которые иначе постигли бы нас. Снимите грех, и удалятся его следствия. Поскольку мы объявлены праведными, Бог не оставил нас.
В романе "Повесть о двух городах" Чарльз Диккенс описывает историю времен Французской революции, когда Сидни Картер заменил Чарльза Дарни в камере смертников и отправился на гильотину. Это просто рассказ, но он иллюстрирует то, что Христос сделал для Своего народа. Он действительно занял наше место, чтобы мы могли стать в Нем праведными пред Богом.
Позвольте мне сделать еще один шаг. В Рим.8.31-34 Павел пишет:  "Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?  Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас". Никто не может обвинить или осудить избранных Божиих. Почему это так? Именно потому, что Бог оправдывает их через Христа, Который умер за них, а затем воскрес из мертвых, а затем вознесся, чтобы ходатайствовать за них одесную Бога. Это мощное заявление о Христе как о Заступнике. Хотя мы еще грешим в этой жизни, ходатайство Христа - это причина того, почему мы не рассматриваемся как грешники пред Богом. Христос говорит о Своих людях: Я умер за них, они Мои.
Есть еще один способ, описанный в Писании, которым человек может пребыть с Богом. Он появляется там, где говорится, как грешники могут воспринять эту оправдывающую благодать через Иисуса Христа. Павел утверждает, что умилостивление получено через Христа, "которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,
во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса" (Рим.3.25-26). Далее в Рим.5.1 апостол заявляет: "Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа". Грешник получает благословение от Христа, оправдавшись пред Ним через дар веры (Еф.2.8). Он узнает, что все его прежние грехи удалены, и теперь он имеет мир с Богом. "Был мертв - и чудом стал живой", как пел об этом Джон Ньютон.
Чтобы никто не сделал вывод, что эта вера не оказывает никакого воздействия на верующего, прочтите о жизни святых Ветхого Завета и посмотрите на добрые дела, которые произвела их вера. Понимая, что оправдывающая вера приносит добрые дела, Иаков знал, что писал: "покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих". Он сделал вывод, что вера без дел так же мертва, как тело без духа. На самом деле то, что сделали Авраам и Раав по своей вере, оправдало их в относительном смысле - пред ближними (Иак.2.18-26). Дела, которые исходят из веры, не ставят нас пред Богом, но они доказывают, что мы действительно люди Божьи, которых Бог спас чрез веру в Господа Иисуса Христа.
Заканчивая это эссе, я хотел бы отметить несколько слов из проповеди Павла евреям в синагоге Антиохии. "Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий" (Деян.13.38-39). В этих словах апостол говорит о двух благословениях святых в завете через Господа Иисуса Христа. Первое из них - это прощение грехов, а второе - оправдание.  Через Иисуса по вере Бог совершает то, чего я никогда не сделаю по закону. Думали ли вы когда-либо, что в нашей системе юстиции помилование и оправдание несовместимы? Они исходят из совершенно разных предпосылок. Одним из последних нашумевших действий президента Клинтона было помилование нескольких человек. Он имел право это сделать. Но он исходил из того, что эти люди были признаны виновными. Если вы придете к человеку, против которого вы ничего не совершили, и будете просить у него прощения за преступление, он, конечно же, поинтересуется, зачем вам это нужно. Президентское помилование не относится к невиновным. Люди помилованы через Христа, потому что они согрешили против Бога. Но с презумпцией оправдания не так. Оправдание - это заявление, что человек не виновен, то есть правосудие,  в рамках своих возможностей, признает, что он никогда не совершал преступления. Оправдание подразумевает, что вины как таковой нет. Для президента в таком случае нет оснований рассматривать вопрос о помиловании: если человек оправдан, то оно бессмысленно. 
Только суд Божий может применить помилование к оправданным. Мы грешники, и потому нуждаемся в прощении, но мы также стоим пред Богом через заслуги Христа как люди, что никогда не совершали беззакония. Только Господь может сделать то, что Павел описал в Кол.1.21-22: И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными в его глазах ". Независимо от того, сколько раз я читал эти слова, я не перестаю удивляться тому, что Бог сделал для своего народа через заслуги Господа нашего Иисуса Христа.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии