Роджер Николь. Оправдание только верой

ОПРАВДАНИЕ ТОЛЬКО ВЕРОЙ
Роджер Николь (2008)

 
В последние два десятилетия возникло множество обсуждений, касающихся оправдания. В особенности это имело место в связи с "Новыми перспективами Павла", занявшимися в основном Посланиями к Римлянам и Галатам. Три виднейших имени в этой области - это Э.П.Сандерс, Джеймс Данн и Н.Т.Райт. Между позициями этих трех людей есть различия, но их общее утверждение таково, что в I в. н.э. большинство евреев не верило в спасение с точки зрения индивидуальных заслуг и добрых дел и что Павел в этих двух Посланиях вообще не касается основы спасения, но лишь решает вопрос о том, могут ли неевреи быть по праву приняты в члены Церкви, не практикуя такие еврейские отличия, как обрезание, суббота и кошерная пища. Иудео-христиане считали, что не могут; Павел обеспокоенно доказывал, что это возможно. Если это суть аргументов Павла, то мы теряем многие из основных отрывков, рассматриваемых как свидетельство об оправдании верой!
1. Первое замечание, которое я должен сделать здесь, касается того факта, что то, что двери Церкви были открыты для всех истинно верующих, независимо от их происхождения и культурного фона, было проблемой, остро стоявшей около 50 г. по Р.Х., т.е. перед тем, как были написаны Послания к Римлянам и Галатам. Эта проблема возникла уже в Ветхом Завете, где преимущества евреев были четко сформулированы, при этом не закрывая дверь язычникам (Быт.12.3, 18.18, 22.18, Ос.1.10, 2.23, Рим.15.9-13). Иисус также говорил об участии язычников в Своих благословениях (Мтф.8.11, 28.19, Лк.13.29).
Книга Деяний (гл.2-15) показывает, как Бог постепенно открывал Церковь для неевреев. В ней "все были исполнены Духом Святым" (2.4, это касалось также женщин, согласно 1.14), и "говорили на иных языках", грекоговорящие иудео-христиане получили равенство с ивритоязычными (6.1-4), началось крещение самарян (8.12), появились первые неевреи, которые и не могли быть обрезаны, как евнух (8.38), Петр получил Божие наставление проповедовать язычникам и крестить их (10.47-48), христианское свидетельство достигает многих неевреев, так что Павел и Варнава посылаются Богом в качестве служителей для них (13.47), и, движимые желанием язычников не принимать обрезания, апостолы идут в Иерусалим с запросом о принятии общего решения, которое было принято как вдохновленное Святым Духом (15.28). После этого вопрос закрыт: обращенные язычники не обязываются принимать еврейскую практику.
У нас нет четкой даты написания Книги Деяний, но поскольку в ней не упоминается смерть Павла, можно предположить, что она появилась до 68 г. по Р.Х. Иерусалимский        Собор, видимо, состоялся около 50 г. по Р.Х. В этих условиях представляется крайне маловероятным, что Павел должен был сосредоточиться в двух своих основных посланиях к церквам, о которых не известно, чтобы они состояли в основном из иудео-христиан, на демонстрации того, что язычники должны допускаться в Церковь без обрезания, субботы и диетарных законов. Если вы хотите найти место, где Павел действительно обсуждает эту тему, посмотрите на Еф.2.11-12, где о принятии язычников говорится кристально ясно. Можем ли мы представить, что Боговдохновенный автор, который был настолько ясен и краток в Послании к Ефесянам, мог быть столь темен и неубедителен в этом вопросе в двух главных письмах, о которых практически никто за 1900 лет не подозревал, что они написаны о том, в чем нас просветили "Новые перспективы"?
2. Следующее замечание, которое я хотел бы сделать, таково, что упоминания об обрезании действительно присутствуют чаще в Послании к Римлянам (16 раз) и к Галатам (13 раз), чем в остальном Новом Завете. Но это касается не обсуждения, должны ли христиане-неевреи принимать эту практику, а скорее утверждения, что евреи, имеющие обрезание, и неевреи, для которых оно не нужно, действительно нуждаются в спасении по благодати через веру, которое было реализовано в Иисусе Христе (Еф.2.1-10). Обрезание здесь не представлено как нечто необходимое для спасения, но оно упоминается для обозначения группы людей, которые, несмотря на свои претензии, спасаются не через эту практику, но по вере, о которой обрезание было призвано свидетельствовать. Важно не "рукотворное обрезание", но обрезание "нерукотворенное", Христово (Кол.2.11). Павел заходит так далеко, что представляет сторонников обязательности обрезания как болтунов и обманщиков (Тит 1.10), которые выступают против здравой веры.
3. Инициаторы "Новых перспектив" утверждают, что "дела плоти", которые для Павла противостоят спасению, не являются добрыми делами в целом, которыми некоторые люди надеются заслужить принятие Богом, но это просто продолжение соблюдения важнейших еврейских практик - обрезания, соблюдения субботы и диетарных законов. Это правда, что в этой дискуссии Павел довольно часто упоминает обрезание. Но он нередко связывает ее также с соблюдением праздников (Рим.14.5, Гал.4.10, Кол.2.16), правил питания (Рим.14.3-6,17, Кол.2.16, 1 Тим.4.2-3), при том что эти вопросы представлены в Ветхом Завете подробнее, чем обрезание. Иисус в Своих спорах с еврейскими лидерами никогда не упоминал что-то иное, кроме обрезания (Иоан.7.22-23) и пищевых законов (Мтф.15.17, Мк.7.18-20). Он часто спорил о субботе, но никогда не подвергал сомнению истинность закона. Он возражал против его толкования фарисеями, но Сам был в высшей степени уполномочен толковать его (Мтф.12.8, Мк.2.28, Лк.6.5). Библейские указания на выделение данных трех практик в качестве высшего выражения ветхозаветного закона являются неубедительными, ибо Новый Завет больше говорит о Декалоге или отдельных его частях, и если Павел в Рим.7.7-12 анализирует следствия соблюдения конкретных заповедей, то это не имеет ничего общего с тем, что выделяют "Новые перспективы".   
4. На самом деле истина об оправдании только верой, вопреки тому, чему учат "Новые перспективы" и их авторы, является одним из самых ясных и настойчивых утверждений в Посланиях к Римлянам и Галатам, которому учили и многие Отцы Церкви, в частности, св. Августин. Эта великая истина, которая долго была скрыта, особенно в католицизме, была великолепно восстановлена в тщательном толковании, гдубоком духовном опыте и мощной проповеди великих реформаторов XVI века и после них, в силу их послушания Писанию, всеми основными протестантскими движениями в течение последних 500 лет. Это было одним из основных пунктов их несогласия с католическим богословием, и потому источником самого пристального внимания к толкованию, особенно на Послание к Римлянам, к которому написано больше комментариев, чем к любой другой книге Библии! Во множестве мест Посланий Павел формулирует эту истину.
5. Учение об оправдании только верой напрямую связано с несколькими другими основными элементами христианской веры. Оно тесно связано с важностью дела Христа, замещающего верующих в Него, несущего их вину, ответственность и наказание и вполне удовлетворяющего требования Божией справедливости. Те, кто пытаются отрицать это, по меньшей мере не имеют никакого морального объяснения страданий Христа (Лк.22.42, Мк.15.34). Библейское понимание серьезности нашего греховного состояния (Рим..9-23) делает очевидным, что никто не может делать такие добрые дела, которые введут его или ее на небо. Мы нуждаемся в сверхъестественном вмешательстве Бога, или мы погибнем! Вот пункт, из которого исходит Павел в Рим.3.24-26.
Совершенно очевидно из всего Нового Завета, что и после пришествия Иисуса Христа соблюдение закона никого не спасает. Павел никак не исходит из того, что если язычники примут еврейскую практику, то они будут угодны Богу, ибо акцент его посланий таков, что даже те, кто думают, что они послушны закону, на самом деле нуждаются во Христе для спасения. Если же не так, то Воплощение не является абсолютно необходимым для спасения людей, и это величайшее чудо столь же несоизмеримо со своим результатом, как использование атомного реактора для электробритвы!
6. Некоторые возражают, что Иак.2.14 противоречит учению об оправдании только верой. Это совершенно ошибочное толкование Иакова. Павел учит, что любой, кто рассчитывает на свои заслуги для принятия Богом, неправ. Такой человек опирается на мертвые дела, и он никогда не достигнет оправдания. Реальное основание правдания - это дело Христа, даруемое только по благодати и усваиваемое через веру (Еф.2.8). Иаков же обеспокоен тем, чтобы расшевелить людей, которые воображают, что если у них есть вера, они теперь имеют право ослушаться Бога и жить как хотят. Это злоупотребление благодатью Божией и попустительство греху (Рим.6.1). Иаков показывает, что такие действия несовместимы с истинной верой, и выражают веру мертвую, как несъедобные плоды дерева (Мтф.7.15-20, 12.33, Лк.13.6-9). Проблема здесь заключается в смешении оправдания, относящегося к принятию на Божьем суде, и освящения, которое относится к постепенному искоренению зла и греха и к развитию духовного обновления по образу Христа (2 Кор.3.17). Это вещи неразделимые, но различные, и здесь дело обстоит так же, как с Лицами Божества и природами Христа, где отказ провести различие является ересью. 
Есть возражение, что если вера во Христа необходима для оправдания, то эта вера должна рассматриваться как способность человека, что разрушает полную бесплатность дара Божия. Это серьезная ошибка, ибо мы должны признать, что сама вера есть дар Божий (Деян.16.14, Еф.2.8, Фил.1.29). Тем не менее вера не является основанием оправдания, а лишь средством усвоения его. Если я поливаю сад, я могу сказать, что вода поддерживает жизнь растений, а шланг лмшь доставляет воду. Точно так же вера не спасает сама по себе, она лишь доводит до нас то, что сделал Христос.
Некоторые люди столь впечатлены элементом прощения в оправдании, что они, как правило, обходят вниманием великое благословение праведности Христа в Его искупленных людях в силу Его главенства в Церкви. Прощение оставляет нас чистыми, но нагими. После него верующие должны быть облечены в безупречную одежду праведности Христовой (Мтф.22.11-13).
В заключение позвольте мне еще раз отметить важность оправдания по вере во всем провозглашении Евангелия и ответственной жизни христианина. Принятие в Церковь язычников без еврейских практик было проблемой I века, когда большинство христиан были евреями. После 100 г. по Р.Х. это преобладание исчезло, и большой перевес язычников поставил скорее проблему, что должны делать евреи, становясь христианами - что в итоге привело к очень плохому, нехристианскому отношению к евреям. Но если представить себе, что Послания к Римлянам и Галатам занимаются в основном первой из этих ситуаций, окажется, что они были почти бесполезными на протяжении 1900 лет!

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
(C) Права оригинала сохранены. Коммерческое использование запрещено         


Рецензии