Чему радуется Бог, оправдывая нечестивых?

ЧЕМУ РАДУЕТСЯ БОГ, ОПРАВДЫВАЯ НЕЧЕСТИВЫХ?
Марк Петтман
'''[[http://contendforthefaith2.com/justifyingwicked.html]];;
 
В своей замечательной книге "Чему радуется Бог" Джон Пайпер утверждает, что Бог радуется погибели грешников. Этот раздел при всей его глубине был шокирующим для меня: обычно мы считаем, что Бог не радуется ничьей погибели (Иез.33.11). Тем не менее в определенном смысле Он действительно радуется смерти грешника (Втор.28.63, Пс.135.6-12). Он не радуется наказанию нечестивых как таковому, ибо Бог не садист, но скорее радуется тому, что Его славу подтверждает исполнение кары, которой заслуживает грех.
Другая истина, однако, оказалась для меня не менее шокирующей: Бог радуется жизни нечестивых, или, если корректнее, радуется, оправдывая грешников. Мы знаем, что Бог радуется, оправдывая нечестивых, ибо Он всегда делает вещи, которые угодны Ему (Пс.115.3, 135.6). Рим.4.5 ясно говорит, что Бог оправдывает нечестивых. Так каким образом Он радуется при этом?
Проблема в том, что в Притч.17.15 Бог говорит, что тот, кто оправдывает нечестивого, мерзок пред Ним. Кто оправдывает нечестивого, и кто осуждает праведного, оба мерзость для Господа". Бог, таким образом, ненавидит, когда люди оправдывают виновного; как же Он может Сам не только это делать (большинство из нас, видимо, понимает, зачем), но и радоваться этому?
То, что я хотел бы здесь сделать - это извлечь несколько бриллиантов из Рим.5.16-19. Сделав это, мы сможем собрать воедино все остальное и понять, почему Бог радуется тому, что, как Он сказал, Он ненавидит.
Во-первых, обратим внимание, что основой оправдания является праведность Христа. Ст.17 говорит, что в силу получения "дара праведности" у нас есть вечная жизнь. Ст.18 в свою очередь ссылается на этот дар праведности как на "правду одного", то есть Христа. Чуть дальше мы поймем, что это означает.
Во-вторых, обратим внимание, что праведность Христа конкретно определена здесь как Его послушание: то, что названо даром праведности, ст.19 называет также "послушанием одного".
В-третьих, это послушание Христа является как активным, так и пассивным. Обратим внимание, что Его послушание здесь рассматривается и как оплата за наши грехи, и как положительное исполнение предписаний закона. Эти два аспекта часто называют активным и пассивным послушанием. Закон Божий требует, чтобы нарушившие его понесли наказание (Рим.6.23); пассивное послушание Христа есть исполнение на Нем этого наказания. Но закон также требует, чтобы были исполнены его положительные предписания (Гал.3.10). Он не просто требует, чтобы мы никогда не нарушали его, он требует, чтобы мы положительно исполняли то, что он повелевает. Активное послушание Христа - это Его положительное исполнение закона, это все, что Он сделал на земле.
Вряд ли можно оспаривать, что когда Павел говорит о послушании Христа в Рим.5.19, он имеет в виду Его пассивное послушание. Ибо говоря о "праведности одного", он четко имеет в виду смерть Христа как высший акт Его послушания. Чуть ранее (ст.9-11) Павел говорил о смерти Христа как о примирении нас с Богом и удалении вражды, явно имея в виду прежде всего устранение наших грехов. Павел безусловно рассматривает смерть Христа как наказание за наши грехи. Но в этом отрывке он имеет также в виду то, что в Своей смерти Христос идеально выполнил положительное требование закона - любить Бога и ближнего своего, ибо он противопоставляет послушание Христа неповиновению Адама. Джонатан Эдвардс справедливо указывает на это: "Что можно понимать под праведностью как противоположностью греху, как не нравственное добро, и под праведностью как противоположностью преступления, как не угождение Богу? А что такщу послушание, как не противоположность нарушению заповеди, то есть положительное подчинение и фактическое исполнение ее?" (Edwards J. Justification by Faith Alone // Works 1:638). Согласно этому тексту, смерть Христа (т.е. "послушание одного" как акт праведности) не просто возлагает на Него наши грехи, но дает нам плод Его дивного послушания Богу. 
Это подтверждает и Фил.2.6-10, где мы читаем, что Христос "смирил Себя, став послушным до смерти, и смерти крестной... Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних". Если в Послании к Римлянам Павел говорит о послушании Христа как о "праведности одного", так здесь - о том, что Христос был "послушен до смерти". Это указывает на то, что Павел видит смерть Христа как кульминацию послушания всей Его жизни. Таким образом, смерть Христа - не просто вещь, которой Бог оправдывает нас, но кульминация Его праведности и краеугольный камень послушания Христа. По этой причине Павел может говорить о нас как об оправданных "правдою одного" (в KJV "одним актом праведности").
Что особенно важно - здесь ясно, что Павел смотрит на смерть Христа не просто как на исполнение казней закона. Это видно не только из того, что речь идет о послушании, но и из того, что упомянуты основания возвышения Христа. Христос повиновался до смерти, и потому Бог превознес Его: акт Его морального послушания Богу есть основание Его возвышения. Точно так же в Рим.5 Павел говорит о смерти Христа как об акте морального послушания, и это означает, что в силу морального добра этого послушания мы оправдываемся. Иными словами, смерть Христа для Павла - это совершенное исполнение положительных заповедей закона.
Наконец, этот взгляд Павла на смерть Христа вытекает просто из самого понятия праведности. Джон Пайпер в "Оправдании Бога" говорит, что праведность для Павла - это непоколебимая приверженность славе Божией. Называя смерть Христа "правдою одного", Павел рассматривает ее как акт послушания, который не только оплачивает штраф за наши грехи, но и дивно поддерживает и отражает славу Божия имени, ибо идеально исполняет то, что предполагает закон.
В-четвертых, заметим, что эта праведность вменяется нам. Ст.18 ясно указывает, что оправдание - это результат праведной смерти Христа, но далее конкретно объясняется, что "послушанием одного делаются праведными многие". Мы оправдываемся активным и пассивным послушанием Христа, и здесь Павел говорит о вменении. Обратим внимание на 2 Кор.5.21: "Не знавшего греха сделал грехом за нас, чтобы мы сделались в Нем праведными пред Богом". Когда Павел говорит, что Христос был "сделан грехом", это не может означать, что Христос стал грешником - что было бы кощунством. Это может в широком смысле означать, что в некотором смысле наши грехи привели Христа к смерти, но это также означает, что они были вменены Ему. Он не стал греховным, но стал рассматриваться как виновный за наши грехи.
Точно так же поэтому, когда Павел говорит в Рим.5.19, что мы праведны через послушание Христа, это должно означать, что Его праведность вменяется нам. Термин "праведные", казалось бы, должен означать, что для Павла мы делаемся по своей сути праведными через послушание Христа. Но параллельное использование этого термина в 2 Кор.5.21 не позволит нам сделать такой вывод, ибо когда речь идет о смерти Христа, Павел не говорит о наделении праведностью, но лишь о вменении. И поэтому он и в Рим.5.19 имеет в виду, что мы становимся праведными через вменение, а не наделение. Праведность Христа вменяется нам, и тем самым мы делаемся юридически (но не по сути) праведными.
Что необходимо подчеркнуть здесь, так это то, что послушание и расплата Христа за все наши грехи и Его положительное соответствие всем предписаниям закона вменяются нам именно как Его активное и пассивное послушание. Мы не должны делить праведность Христа. Поскольку Павел рассматривает послушание Христа именно двояко, нам вменяется не просто оплата Христом нашего наказания, но и Его положительное соблюдение закона.
В-пятых, речь идет о том, что плодом идеального послушания Христа является вечная жизнь. Не будь это так, даже Его совершенное послушание не могло бы обеспечить ее. Это не значит, что послушание ведет к оправдания от Бога, делая что-то для Него прежде, чем Он дарует нам, но, скорее, что Бог обещал'' даровать вечную жизнь на основе совершенного послушания. Если мы будем отрицать этот принцип, мы будем отрицать, что смерть Христа обеспечила наше спасение.
В-шестых, все это означает, что вечная жизнь дается совершенным послушанием в некотором смысле по справедливости, а не просто по благодати. Это не значит, что Бог расширяет возможности послушания или что мы можем сделать Его чем-то обязанным еам. Скорее это означает, что если Бог обещал даровать вечную жизнь на основе совершенного послушания, то Он уже должен даровать ее тем, кто обладает совершенным послушанием. Сказать, что вечная жизнь дается в таком случае по справедливости, значит сказать, что Бог не может удержать ее от тех, кто обладает совершенным послушанием. Чисто по милости вы можете дать или не дать, не совершая несправедливости, но так как Бог Сам решил считать смерть Христа основанием вечной жизни для тех, кто получает ее, Он уже не может удержать ее от тех, кто оправдан через совершенное послушание Христово. Таким образом, Он дарует ее уже по справедливости, а не по благодати.
Одна из причин того, что совершенное послушание обеспечивает жизнь по справедливости - это то, что Бог не может по закону отказать в вечной жизни тем, кто имеет праведность Христа. Это безусловно немыслимо. Это был бы позор для Сына. Недостаточно просто сказать, что Бог дает вечную жизнь всем, кто принимает праведность Его Сына; мы должны сказать, что Бог должен дать вечную жизнь таковым. Все меньшее будет означать, что Бог не спас нас и что Он не чтит Сына, предоставляя верующим плоды Его дела, то есть вечную жизнь для всех, кто обладает Его праведностью.
В основе нашей вечной жизни тем самым лежит справедливость. И это также безопасность спасения, ибо Бог был бы несправедлив, не дав вечную жизнь тем, кто верит во Христа, и нечестен к Своему Сыну, ибо Он должен получить награду за Свои страдания, а именно вечную жизнь для всех, кто принимает Его праведность. Мы также можем более отчетливо увидеть разительный контраст, который Павел проводит между оправданием делами и благодатью в таких местах, как Рим.4.4-16. Оправдание делами дается по справедливости, оправдание верой - по благодати. Но для тех, кто верит и получил праведность Христа, оправдание в конечном счете, совершается на основании дел и, следовательно, по справедливости, только это не их собственные дела, а дела Христа.
Мы не должны думать, что из-за того, что мы верим, Бог был бы несправедлив, удерживая вечную жизнь от нас, но Он был бы несправедлив, если бы удержал ее при наличии вменения идеального послушания Христа. Мы действительно получаем послушание Христа по благодати, когда мы верим, но лишь потому, что Бог даровал нам веру, ибо вера - лишь инструмент, а не основание получения праведности Христа. Но если мы обладаем совершенным послушанием Христа, Бог уже должен предоставить нам вечную жизнь, ибо Его праведность - это действительно основание, а не инструмент спасения.
Это показывает одну из причин, по которой Павел настолько непреклонен, утверждая оправдание грешников через веру, а не делами, ибо если мы хоть как-то оправданы делами, то даже силой Бога наше оправдание будет дано нам по справедливости за то, что мы сделали. Проблема в том, что в таком случае грешники - ибо мы не безгрешны, как Христос - неизбежно будут превозноситься (Рим.4.2).
В-седьмых, двигаясь назад от 2 Кор.5.21, мы видим, что праведность Божия есть праведность Христа: "чтобы мы стали в Нем праведными пред Богом". Подобно тому как Павел говорит в Рим.5.19, что мы становимся праведными через послушание Христа, так в этом тексте он говорит, что в Нем мы становимся праведными пред Богом. Вмененная праведность в Рим.5.21 - это послушание Христа, а в 2 Кор.5.21 - это Божия праведность. Отсюда мы должны заключить, что послушание Христа - это Божия праведность. 
Это подтверждает взаимосвязь между Рим.5.17-19 (где говорится о послушании Христа) и Рим.3.22 (где говорится о Божией праведности). То, что Бог оправдывает нас и делает это через веру, есть то же самое, что вменение праведности нам. Так как Рим.5.17-19 говорит, что праведность вменяется нам через послушание Христа, то послушание Христа и есть праведность Божия.  Кроме того, затем Павел в Рим.4.6 говорит, что Бог "считает праведными" тех, кто верит, и это указывает на активную и пассивную праведность Христа. Поэтому нам вменяется и та и другая, ибо все это праведность Божья (2 Кор.5.21, Рим.3.22, 4.6, 5.18-19).
Так почему Бог радуется, оправдывая нечестивого? Вопрос в Его цели. Если бы Бог просто объявил нечестивого праведным, не вменив ему праведность Христа, Он действительно сделал бы мерзость, объявив неправедного праведным. Но из Рим.5.19 и 2 Кор.5.21 мы видим, что акт оправдания Божия - не просто декларативный, но установительный. Иными словами, это заявление Бога о том, что мы праведны, основано на вменении Им реальной праведности. Праведность Христа вменяется нам и, следовательно, мы объявлены праведными и восстановлены в правильных отношениях с Богом. Поэтому Бог, строго говоря, не оправдывает нечестивых тогда, когда они таковыми являются (что по Притч.17.15 невозможно). Скорее Он делает тех, кто по сути своей нечестивы, юридически (хотя и не по сути) праведными, и Его суд согласуется с реальностью. И все это не мерзость для Него.      
Хотя мы уже видим, почему оправдание нечестивого не мерзость пред Богом, мы еще не можем ответить, почему Бог радуется, оправдывая нечестивого. Но ответ найти не трудно. Бог радуется этому потому, что праведность, которую Он вменяет людям, есть праведность Его возлюбленного Сына, Который дивно отражает ценность Его славы. 
Именно в этой связи крайне важно ясно понять, что мы оправданы на основании послушания Христа. Послушание или праведность - это то, что, будучи творимо силою Бога (1 Пет.4.11), прекрасно отражает Его величие. Поэтому, делая послушание основой оправдания, Бог оправдывает нас на основе отражения Его собственных моральных ценностей и совершенства. Соответственно, когда Бог оправдывает нас, Он свидетельствует о превосходстве Своей славы и радуется ему. Сделав Свою славу основой для высшего блага вечной жизни, Он показывает, что Его слава сама по себе является высшим благом, ибо ничто иное не может иметь столь великого значения. 
Если я получил медаль за победу в гонке, то эта медаль - свидетельство важности победы. Поскольку Бог дарует вечную жизнь на основе идеального отражения Его нравственного совершенства в творении, то есть совершенного послушания, вечная жизнь является свидетельством ценности Божьей славы. И так же, как дорогая медаль говорит о чем-то важном, так высочайшая цена вечной жизни свидетельствует о высшем превосходстве славы Божией, которая лежит в основе этой жизни.
Мы можем расширить этот момент. Поскольку Христос есть воплощенная слава Божия как основа нашего оправдания, Бог, когда Он оправдывает нас, свидетельствует о той всепревосходящей ценности и радости, которую Он находит в Своем Сыне, Который является идеальным отражением Его славы. Бог радуется оправданию нечестивых потому, что таким образом Он подчеркивает всепревосходство Своего Сына, Которого Он любит и восхищается Его делом оправдания, послужившим такому Его возвеличиванию. Потому так велика радость в сердце Бога.
Мужайтесь и радуйтесь тому, что Бог благоволил оправдать нас. Изучив этот факт, вы сможете не только призвать людей укрыться в радости Бога, оправдавшего грешников во Христе, но и сами радоваться тому, что Он принимает вас в Своем Сыне и Его славе.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии