Дэвид Ван Друнен. Природа оправдания верой

ПРИРОДА ОПРАВДАНИЯ ВЕРОЙ
Дэвид Ван Друнен

 
Утверждение, что оправдание совершается Sola Fide, занимает центральное место в спорах Реформации. Когда поднимается этот вопрос, обычно стремятся сосредоточить внимание на первом из этих слов - "только". Мы помним, как реформаторы учили об оправдании только верой, тогда как католики возражали, что оправдание совершается по вере и добрым делам. Таким образом может показаться, что обе стороны подтвердили важность веры, но были не согласны в том, может ли что-то быть добавлено к вере в целях обеспечения оправдания. Можно сказать, что обе стороны были согласны с необходимостью веры, однако это тоже может ввести в заблуждение, поскольку реформаторы и католики разногласили в большем, нежели природа оправдания по вере. Иными словами, Реформация отклонилась от Рима не только в утверждении, что оправдывает только веры, но и в определении веры и того, как и почему она оправдывает.
Этот спор - нечто гораздо большее, чем исторический курьез. Христиане, которые сегодня продолжают утверждать, что оправдывает только вера, должны позаботиться точно определить эту веру. Если мы хотим добиться такого высокого понимания веры, мы должны быть уверены, что понимаем, что она такое. И разногласия в характере оправдания верой - это то, что жизненно важно. Несмотря на некоторое развитие католического учения о вере, которое смогло приблизить его к пониманию Реформации, фундаментальные различия между ними остаются. Кроме того, в некоторых современных споров по доктрине оправдания в протестантских кругах ряд авторов предложили понимание веры, которое также расходится с историческим учением Реформации. В этой статье мы рассмотрим эти различные представления о вере и поразмышляем над библейским учением.
 
Различные определения веры
 
Римо-католическая традиция стремится подчеркнуть веру как интеллектуальный акт, то есть как способ познания. Часто католическое богословие отличает веру от разума. Разум берется здесь в качестве способа постижения того, что не зависит от сверхъестественного откровения, но что человек может знать своей собственной внутренней силой. Через разум  человек может получить истинное знание многих вещей об этом мире и даже о Боге. Некоторые вещи тем не менее по традиционному католическому учению не могут быть известны разуму. По вере человек приходит к познанию вещей не в силу естественного света разума, а через Божественное откровение. Такое знание опирается на авторитет Самого Бога, как Он говорит в Священном Писании и особенно в Церкви. Вера сообщает людям о некоторых вещах, которые могут быть известны разуму, но и о многом, что находится за пределами его возможностей. Некоторые современные католические богословы после II Ватиканского Собора попытались расширить это понимание веры как способа познания, но этот интеллектуальный акцент все еще остается.
Для Рима вера как способ познания является необходимой, но недостаточной для оправдания. К вере должны быть добавлены добрые дела и любовь. Вера, которой "споспешествуют" добрые дела, оправдывает, тогда как вера, которой их не хватает - это мертвая вера, она не может оправдать. Она не может спасти не потому, что что-то с самой верой не так, но потому, что отсутствует существенный сопровождающий ее элемент - добрые дела. Остановимся на мгновение, чтобы рассмотреть значение этого факта.
В свете такого богословского фона реформаторы сочли необходимым не просто настаивать на том, что оправдывает только вера, но и предложить другое определение оправдания верой, лучше отражающее библейское учение. Они не отрицали, что истинная вера имеет интеллектуальный аспект. Конечно же, вера включает в себя знание. Но они были убеждены, что она есть нечто большее, и что именно это определяет, что такое вера. Три латинских термина, которые часто используются для описания этой обогащенной концепции оправдывающей веры - это notitia, assensus и fuditia. Notitia - это интеллектуальное понимание Христа и Его Евангелия.  Assensus - это умственное согласие на истинность того, что провозглашается в Евангелии. Но помимо этих важнейших интеллектуальных актов есть fuditia, акт не интеллекта, но воли, который может быть описан просто как доверие. Вера в гораздо большей мере, чем знание, есть искреннее доверие ко Христу и Его спасительному Евангелию.   
Вопрос 86 Вестминстерского Краткого катехизиса представляет собой краткое и полезное утверждение этого понимания. На вопрос, что такое вера в Иисуса Христа, катехизис отвечает: "Вера в Иисуса Христа является спасительной благодатью, в силу которой мы обретаем Его и опираемся только на Него одного для спасения, как оно предлагается нам в Евангелии".  Необходимо не только умом понять Христа и Его Евангелие, но сердце должно опираться на Него как совершенного Спасителя от греха. Такой характер оправдывающей веры как доверия ко Христу побуждает некоторых богословов говорить о вере как о явлении экстраспективном. Термин "интроспекция" знаком многим: он означает взгляд внутрь себя. Экстраспекция же - это взгляд вне себя. Именно это делает вера как доверие: она смотрит вне себя, оставляя всякую уверенность в себе, и опирается на Другого, на Господа Иисуса Христа, Который сделал все необходимое для нашего спасения.
В свете этого обогащенного понимания веры некоторые важные различия между Римом и Реформацией становятся совершенно понятными. Поскольку Рим, как правило, понимает веру как способ познания, он, естественно, сопоставляет веру с разумом. Для Рима вера и разум - это два способа познания. В отличие от этого в протестантском богословии вера гораздо чаще противопоставляется делам. Поскольку для сердца вера - это не знание, но экстраспективное доверие, наиболее важным является отличать ее от тех дел, которые совершаются, чтобы заслужить спасение. С этой точки зрения вера является не способом познания, который следует отличать от разума, а средством достижения вечной жизни, которое следует отличать от добрых дел.  Оставляя все добрые дела, которыми мы стремимся самостоятельно достичь вечной жизни, вера отбрасывает все свои достижения и полностью полагается на Христа, Который добился вечной жизни для нас. Именно поэтому для оправдания нужна только вера. Если оправдание верой будет дополнено любыми нашими собственными добрыми делами, то вера уже не будет оставлением уверенности в своих делах и полным доверием к делу Христа.
    Это также помогает объяснить различное понимание того, что такое мертвая вера. Для Рима, как уже отмечалось, вера мертва, если она не сопровождается добрыми делами, но это не обязательно означает, что что-то не так с самой верой. Для понимания веры Реформацией, с другой стороны, важно, что вера мертва, если она только знает, но не доверяет. Это важная разница. Реформаторы признавали, что мертвая вера - это дефект в самой вере. Это не просто вера, которой не хватает любви или некоторых других сопутствующих добродетелей, но это вовсе не истинная вера. Без экстраспективного доверия, которое опирается только гна Христа, вера, которая просто знает факты, не может оправдать.
Прежде чем поразмыслить над библейским учением о природе веры, будет полезно отметить еще один вид веры, который стал популярным в последнее время, отличаясь от исторического протестантского учения. Эта точка зрения, которая распространена среди сторонников т.н. Федерального видения и Новых перспектив Павла, стремится понять, как вера может быть включена в более широкую идею верности. Вера, по их мнению, включает в себя не только доверие ко Христу, но и ряд добрых дел послушания, которые влечет за собой верность. Если Реформация настаивала, что добрые дела должны вытекать из веры как ее плоды, но ясно отличала их от самой веры, то эта точка зрения рассматривает доверие ко Христу и дела послушания как часть верности, которая оправдывает.
 
Библейское учение о природе веры
 
Идея, что вера влечет за собой экстраспективное доверие ко Христу, может быть найдена во множестве библейских отрывков. Важно помнить, что когда Писание говорит о вере, это слово не всегда имеет значение, отличающее веру от разума. Например, иногда Писание говорит об общей вере в истину Слова Божия (fides generalis). Павел, например, говорит в Деян.21.14: "Я верю всему, что согласуется с законом и что написано у пророков". Кроме того, в Новом Завете греческое слово "пистис" (вера) может также означать верность, как в Мтф.23.23. Но очень важно отметить, что там, где Писание учит о спасении в целом и конкретно об оправдании, оно последовательно использует понятие веры, чтобы описать именно экстраспективное доверие ко Христу. Именно это богословие называет спасительной и оправдывающей верой.
Первое, что может поразить здесь читателей - это то, что Писание подчеркивает снова и снова, что истинная вера есть доверие ко Христу. Очевидно тем не менее, что среди первых христиан это не было той истиной, которая воспринималась легко. Не редкость услышать от людей во времена тревоги ли кризиса: "Имей веру". Но веру во что? Библейская оправдывающая вера не есть общая добродетель, посредством которой человек сохраняет позитивный настрой перед лицом обстоятельств, но особое доверие к Кому-то. Оправдывающая вера действительно верит во все, что написано в законе и пророках, как Павел в Деян.24, но еще важнее, что она опирается на Самого Христа и Его обетования, данные Им в Евангелии. Кто доверяет Ему, не погибнет, но получит жизнь вечную (Иоан.3.16); кто верит в Него, получит прощение грехов (Деян.10.43); Божья праведность приходит "через веру в Иисуса Христа" (Рим.3.22).
Эта христоцентричная, евангельская вера Писания есть доверие и уверенность перед лицом любых земных сомнений. Читатели, знакомые с Павлом, знают, что Послания к Римлянам и к Галатам - это два письма, которые наиболее широко излагают оправдание, и в обоих он ссылается на Авв.2.4 как на центральное заявление доктрины веры, которую он предлагает: "Праведный верою жив будет". Еврейское слово эмуна в Авв.2.4 не означает доверие, и, по сути, часто означает нечто иное. Но контекст, в котором пророк делает это заявление указывает, почему Павел увидел этот стих как наиболее ясно выражающий Евангелие. В отличие от врагов, угрожающих поглотить их, которые горделивы, грубы, надуты и самонадеянны (Авв.1.8-11, 2.4), Божьи люди призваны жить по вере. Не будучи самодостаточны и эгоцентричны, они должны довериться Богу, даже когда их сады и поля не принесли плодов, а скот погиб (3.17). У Израиля не было земных оснований для уверенности, но Господь был его силой (3.19). Вот вера как доверие, когда все земные шансы против тебя!
Именно поэтому Павел находит это краткое изречение Аввакума о вере как резюме Евангелия в своих Посланиях. Мы можем заметить, как Павел описывает эту оправдывающую веру в Рим.4.18-21, в самый разгар обсуждения оправдания, и посмотреть, сколь она соответствует вере, о которой Аввакум писал многими столетиями раньше. "Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: "так многочисленно будет семя твое ".  И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное".
Как израильтяне времен Аввакума, Авраам не имел надежд на будущее. Для них с женой шансы на зачатие были равны нулю. Но Авраам не искал своих усилий или земных надежд, но только Бога и Его обетования. Это действительно была вера как доверие! Авраама не остановило маловерие, он был полностью убежден, что Бог сделает то, что обещал. То, что он не мог сделать сам, Бог сделает для него. Это вера, которая оправдывает, как объясняет Павел: "И поверил Авраам Богу, и вера вменилась ему в праведность". 
Важнее всего отметить здесь то, что вера как экстраспективное доверие отличается от всех других праведных действий, которые мы выполняем. В отличие от любви, радости, терпения, доброты и всех остальных библейских добродетелей вера смотрит вне себя для того, чтобы получить дела Другого и опереться на них. Ничто другое не делает этого. Вот почему Писание и особенно Павел так решительно и настойчиво проводит резкий контраст между верой и делами. Дела, то есть исполнение закона Божия и "зарабатывание" вечной жизни своими достижениями и даже верой, или упование на Другого, Который исполнил закон и заслужил вечную жизнь для нас - вот два различных способа оправдания пред Богом. Ранее в Рим.4 Павел решительно излагает этот контраст. "Делающему причитается не дар, но как должное" (4.4), но "не делающему, но доверяющему Тому, Кто оправдывает нечестивого, его вера вменяется в праведность" (4.5). Далее говорится о вменении праведности Богом без дел, и Рим.5.16-19 объясняет, что праведность - это полученный по вере дар праведности Христа и Его послушания. Таким образом, и здесь вера - это не дело, не подчинение закону с целью заработать награду, но доверие Другому и получение от Него того послушания, которое никогда не может быть достигнуто нами самими.
Возможно, нелегко понять, почему Павел столь часто  проводит такой резкий контраст между верой и делами или законом. В Гал.3.11-12 он снова использует Авв.2.4, чтобы провести этот контраст. Он пишет: "Никто не оправдывается пред Богом по закону, но праведный верою жив будет". "Закон не по вере, но исполнивший его жив будет им". То, что Павел отличает оправдание верой от требований закона, которым человек должен подчиняться идеально, чтобы заслужить оправдание, делает в высшей степени понятным, почему закон не по вере. Только вера, экстраспективное доверие позволяет Аввакуму выстоять среди земных несчастий; послушание закону не есть средство, с помощью которого оправдание приходит ко грешникам. Это было хорошо знакомо Павлу. "Ибо благодатью вы спасены, и сие не от вас, а Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф.2.8-9).
Вера - это доверие. Это не одно доброе дело среди других, но то, что стоит в резком отличии от дел потому, что она опирается на добрые дела Другого и получает их. Таким образом, вопреки утверждениям некоторых современных писателей, вера не является верностью. Верность, и все другие добрые дела, будет вытекать из веры, если мы освящены Духом Святым. Но для оправдания, то есть заявления Бога о том, что мы праведны пред Ним, надо сделать выбор: вера или дела. Таким образом, грешники оправдываются только по вере.
 
По вере, поэтому по благодати
 
Один заключительный пункт может помочь поставить эту дискуссию о природе веры в перспективу. Мы уже рассмотрели природу веры как экстраспективного доверия ко Христу, и это вполне соответствует характеру веры как единственного средства, которым мы можем быть оправданы. Вера не есть некое произвольное условие оправдания, которое Бог решил навязать. Это не так, ибо иначе доброта и терпение точно так же могли бы быть инструментом оправдания. Но Бог заявил, что оправдание грешников совершается верой, потому что вера - это должная альтернатива делам. Она смотрит вне себя и опирается на дело Другого, и потому вера в высшей степени совместима со спасением, которое является благодатным, то есть не достигаемым самостоятельно.
Павел заостряет именно этот момент в Рим.4.16: "Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам". Поскольку оправдание по вере, объясняет Павел, это обетование, которое приходит по благодати. Можно ли быть оправданным послушанием закону и тем не менее так или иначе сохранить благодатный характер спасения? Павел отрицает это: "Вы, оправдывающие себя по закону, отпали от благодати" (Гал.5.4).
 
Заключение
 
От Реформации до наших дней битва за библейское учение об оправдании сосредотачивается вокруг понимания Sola Fide. Оправдание совершается только по вере, но это не просто вера. Оправдывающая вера, в отличие от любой другой добродетели и вопреки всякому плотскому унынию, отворачивается от себя, полагает всю свою уверенность в победе Иисуса Христа и получает Его совершенную праведность как дар. Эта вера, и ничто другое, не любовь, верность или благородные поступки, есть то, благодаря чему грешник может оправдаться пред Богом. Весть Евангелия остается: оставить всякую уверенность в себе и положиться только на Христа.   

Перевод (С) Inqusitor Eisenhorn


Рецензии