Рик Ричи. Бог, прославленный в оправдании

БОГ, ПРОСЛАВЛЕННЫЙ В ОПРАВДАНИИ
Рик Ричи

 
"Если Бога нет, то все дозволено". Это центральная тема "Братьев Карамазовых" Достоевского, одной из великих книг Европы. В ней рассматриваются аргументы за и против существования Бога. Ужас мира, где все дозволено и все безнаказанно, является важнейшим аргументом Достоевского в пользу веры в Бога. Божий суд является единственной надеждой на то, чтобы в этом мире можно было жить.
Но что, если самые страшные преступления в истории помилованы Богом? Что делать, если зло выходит на свободу? Если остаются безнаказанными извращенцы, серийные убийцы и палачи?
В мире, страдающем от зла, весть о том, что Бог прославляется, когда Он прощает нечестмвых, кажется атакой на нравственность. Если Сам Бог оправдывает виновных, то есть ли у нас надежда на создание лучшего мира? Как мы можем помешать новым Гитлерам и Сталиным? Как мы можем ожидать сдержанности от тех, кто может уйти со своими преступлениями туда, где их не ждет суд? Несомненно, это опасная весть!
Две ветви христианства, лютеранство и реформатство, стоят вместе, возвещая эту высшую и изначальную весть протестантской Реформации. Весть, что Бог оправдывает нечестивых, распространилась тогда по всей Европе в самых разных формах. Среди простого народа она расходилась в виде проповедей и листовок, среди образованных людей - в виде трактатов и диссертаций. Наиболее устойчивой формой, в которой эта весть была брошена в общество, были, однако, церковные исповедания, где ее признание было успешно проведено и передавалось из поколения в поколение.
Если лютеране обязаны подписаться под одним окончательным собранием исповеданий, которое составляет Книгу Согласия, в реформатской Церкви есть несколько форм исповедания, которые борются за ее приверженность. Вестминстерское Исповедание в своем первоначальном виде имело обязательную силу только для пресвитериан, но в модифицированных версиях его приняли также частные баптисты и конгрегационалисты. Есть важные доктринальные различия, которые запрещают лютеранам признать эти исповедания как свои собственные, но они признают наличие      в них общих доктрин, которые отличают Церкви Реформации от большинства христианского мира.
 
Конфессионализм в Церкви сегодня
 
Слова "Мы исповедуем" все реже и реже встречаются в современном мире. Мало того, что исповедание греха отсутствует в большинстве богослужений, из них почти исчезло также исповедание веры. Большинство христиан сегодня равнодушны к доктрине. Либеральная теология прошлого века негативно сказывается даже на так называемых консервативных церквах именно таким образом, хотя большинство в них и не признает этого. Рационализм и пиетизм либеральных церквей сегодня становится источником индивидуализма и морализма консервативных церквей.
Индивидуализм говорит нам, что отдельный христианин является первичной реальностью, церкви же являются лишь человеческими институтами, организованными, чтобы взращивать веру отдельных верующих. Как таковые, они могут быть изменены по желаниям и нуждам их членов. Морализм же говорит нам, что наши усилия, а не дела Бога заслуживают основного акцента в Церкви. Библию можно рассматривать поэтому только как руководство для жизни христиан и для их совместного действия в мире, но она мало что говорит о том, как Бог достиг Своего народа и примирил его с Собой.
Индивидуализм и морализм разоружили Церковь в ее борьбе за то, чтобы сохранить истинное учение живым. На самом деле сама эта борьба за продолжение жизни Церкви сама заражена грехом. Многие отрывки, которые могут быть использованы, чтобы показать важность истинного учения, теперь читаются моралистически. Воины истины теперь вступают в бой с тупым оружием.
Как это отличается от позиции Нового Завета! Если сегодня конфессионализм часто называют узколобым фанатизмом и угрозой единству христиан, Иисус и апостолы учили, что охранять содержание здравого учения - это серьезная обязанность. В конце самого доктринального послания Нового Завета Павел увещевает Церковь "остерегаться производящих разделения и создающих препятствия на вашем пути, противясь истине, которую вы узнали. Держитесь от них подальше" (Рим.16.17 KJV). Будучи верен своему пастырскому долгу отличать истину от заблуждения, Павел предупреждает Тимофея: "Если кто учит ложному учению и не согласен с четким наставлением Господа нашего Иисуса Христа и с учением благочестия, он тщеславен и ничего не понимает" (1 Тим.6.14 KJV). Он также призывает фессалоникийцев: "Стойте и держите учение, преданное вам письменно или устно" (2 Фес.2.15).
Что сегодняшние церкви делают с этими наставлениями? Часто они либо игнорируют их, либо искажают. Например, когда Иисус говорит Своим ученикам: "Если пребудете в слове Моем, вы истинно Мои ученики. Тогда вы познаете истину, и истина сделает вас свободнными" (Иоан.8.31-32) - сегодня это обычно толкуется моралистически: если вы будете следовать заповедям, особенно о любви друг к другу, Я непосредственно явлю вам Свою волю, даже помимо Писания.  Поскольку все мы научены читать Писание, то для сегодняшних христиан очевидно, что мы должны избегать доктринальных битв и безлюбовных действий, если мы научены слову Христову. Если мы и нуждаемся в научении, то наше послушание означает, что Иисус будет говорить с нами напрямую через Святого Духа. Те места Писания, которые явно поддерживают конфессионализм, были явно перекручены в моралистические принципы, конфессионализм подрывающие. Но возвращение к исповеданию не только скажет нам, какие тексты имеют важнейшее значение, оно будет напоминать нам, как читать Священное Писание путем, данным Самим Богом.
 
Конфессионализм в Церкви вчера
 
Церковь Иисуса Христа никогда не видела золотого века, при апостолах ли или при реформаторах. Тем не менее в ней были времена, что  были менее склонны к определенным недостаткам, которые характеризуют церкви в нашу эпоху. Протестантскте Церкви  XVI - XVII вв. имели свои проблемы: узость, распри, отсутствие целостного видения - если назвать лишь некоторые. Но они охраняли свое учение, оставив нам после себя в наследие ясное евангельское учение, из которого мы извлекаем пользу и сегодня.
Если я, лютеранин, обращаюсь к Вестминстерскому исповеданию, я считаю, что этот документ не вполне отражает мои убеждения. Если бы я отвечал на это открытие в рамках типичной для ХХ века моды, я сказал бы: "Какие узколобые люди кальвинисты, которые требуют принять их понимание христианства, чтобы я мог присоединиться к их Церкви!". Но это не мой ответ.
Хотя я не разделяю всех убеждений Вестминстерской ассамблеи, я уважаю то, что  она считала необходимым, чтобы все ее участники были согласны со столь мощной доктринальной платформой и все представленные в ней Церкви были в полном общении друг с другом. Сделать нечто меньшее для нее означало проигнорировать Павла и Иисуса, когда они предостерегали от лжеучений. Любое ложное учение по таким темам, как Личность Христа, оправдание, Таинства или Церковь, может быть вредным для спасительной веры, и поэтому необходимо охранять Церковь от заблуждений, написав исповедания и требуя, чтобы ее члены подписались под ними. Если даже представит, что церковь как сообщество может допустить ошибку в определении правильного учения (реформаты в это не верят. - прим.пер.), она не может ошибаться в определении необходимости охранять то, что она считает правильным учением. Хотя я не считаю, что Вестминстерское Исповедание во всех случаях выражает истинное учение, реформированные Церкви, которые его приняли, были правы, требуя от своих членов придерживаться доктрин, которые Церковь нашла правильными. 
В Послании к Ефесянам Павел призывает своих читателей облечься во всеоружие Божие. Его описание частей этой брони требует от нас признать, что истинное учение и его знание являются обязательными в нашем бою с миром, плотью и дьяволом. Как мы можем надеть пояс истины, если мы не знаем, что такое истина? Как мы возьмем щит веры, если мы не знаем Того, Кому мы должны верить? Как мы можем владеть мечом духовным, если мы не знаем, о чем говорит Слово Божие? Если мы пренебрегаем исповеданием, мы пренебрегаем истиной. Вместо того, чтобы облечься во всеоружие Божие, современная церковь стала сообществом нудистов. Мы выставляем напоказ нашу наготу, думая, что это добродетель.
 
Вестминстер об оправдании
 
Многие элементы реформатских исповеданий являются вызовом учениям и практикам, сложившимся в ХХ веке. Среди них учение об оправдании, которое стоит перед сегодняшней Церковью как забытая истина, имеющая жизненно важное значение. 11-я глава ВИВ рассматривает это учение. Хотя в ней есть утверждения, с которыми лютеране не согласны, другие ее истины драгоценны для нас. Это учение - не просто один из общих элементов христианства, о которых все стороны утверждают, что они с ними знакомы. Это учение, которое лютеране и реформаты защищали один на один от большей части христианского мира более 400 лет. По этой причине я хотел бы остановиться на нем подробнее.
Вестминстерское Исповедание, говоря об оправдании, использует антитезу. Оно объясняет, что происходит, говоря о том, чего не происходит. Мы учимся этому методу у апостола Павла, который, когда он учит о благодати, говорит, что она дар от Бога и она не от дел (Еф.2.8-9). Этого должно быть достаточно, чтобы опровергнуть тех, кто говорит, что мы должны лишь научить истинному учению и в борьбе с ложными доктринами никогда не упоминать их напрямую. Если этого недостаточно, перечитайте послания Павла и Нагорную проповедь! Исповедание не только использует метод Павла для иллюстрации контраста истины и заблуждения. Оно использует его, когда учит тому же, чему учил Павел. 
 
Бог свободно оправдывает нечестивого
 
Вестминстерское Исповедание делает упор на том, что оправдание является свободным актом. Бог не обязан оправдывать человека за счет любого рода добра, которое Он в нем находит. В нынешней Церкви достаточно часто говорят, что мы не можем своими делами достичь небес, но ясное понимание этого утверждения встречается редко. Большинство людей понимают под этим то, что отдельных добрых дел для претензии на небо не хватит. В глубине души они, однако, подозревают, что может умилостивить Бога, если достаточно любить Его. Дела не спасают, но то, что мы хотим их делать - возможно.
Католические богословы средневековья говорили о делах в этом двойном смысле. Они различали два типа заслуг: совершенные и конгруэнтные (дополнительные). Совершенные заслуги означают, что вы получаете то, что заслужили. Если вы попадаете на небо, то потому, что заслужили это добрыми делами. Как и большинство людей в сегодняшних церквах, средневековое богословие отвергало этот грубый взгляд на спасение делами. Конгруэнтные заслуги, однако, означают, что вы не собственно зарабатываете свой путь на небеса. В самом деле, если бы Иисус не умер за вас, вы были бы прокляты. Но смерть Иисуса сделала возможным для несовершенных людей попасть на небеса. Теперь Бог может предложить более низкий уровень праведности и даже помочь людям в осуществлении этого стандарта через работу Святого Духа.
Протестантские реформаторы увидели в этом учении подрыв Божьей благодати. Хотя оно дает место и для дела Христа, и для действия Святого Духа, оно по-прежнему ставит в центр внимания то, что человек сделал или не сделал. Разница между теми, кто спасен и не спасен, основана на том, кто лучше распорядится помощью, которую Бог дал. Те, кто на небе, попали туда потому, что потрудились больше, или же, что то же самое, потому, что были более искренними, более открытыми или больше любили Бога.
Проблема с таким учением - в его мелком взгляде на состояние человека. Человек имеет враждебную волю, духовно слеп и связан узами греха. Все его способности принимают участие в восстании против Бога. Если это так, то как простая помощь от Бога может улучшить ситуацию? Дайте твари в таком состоянии духовное зрение и нож, чтобы разрезать узы греха - и что произойдет? Враждебная воля схватит нож и вонзит его в восстановленные глаза! Нам нужна помощь в целом и главном!
Спасение - только к вечной славе Божией. Бог оправдывает свободно. Он спасает нас, несмотря на нашу вражду.  Писание учит, что, "когда мы были врагами Бога, мы примирились с ним через смерть Его Сына» (Рим. 5.10), и что "Бог оправдывает нечестивого» (Рим.4.5). Тот факт, что мы никак не заслуживаем дара, приносит славу Богу. Бог задумал так, чтобы мы были никоим образом не в состоянии заслужить спасение! Если уничтожить саму возможность заслуг так важно для Бога, что Он позволил человеку пасть, а Израилю ожесточиться, то как новые виды заслуг пробираются в нашу схему оправдания и спасения? Если Бог позволил человеческому роду пасть так, что он не может спасти себя, то Он прославляет Себя, и мы можем учить о благодати без риска вызвать морализацию и негодование наших церковных коллег.
 
Не вливая праведность
 
Первый способ исказить учение об оправдании - это непонимание смысла самого термина. В Писании он означает просто "объявить праведным". Это юридический термин. Когда судья провозглашает обвиняемого невиновным, это значит, что он оправдывает его. Общее неправильное понимание термина "оправдание" предполагает, что кого-то делают праведным. Если это так, то хотя и считается, что Бог здесь активный участник, люди часто не замечают, что благодать убита. Проблема в том, что мы в конечном счете являемся более активными участниками, ибо Бог лишь вернул нам способность видеть свой грех. В конечном счете мы возвращаемся к оправданию делами.
Еще один способ увидеть здесь проблемы - это посмотреть, как изменяется само определение благодати, если пересмотреть понятие оправдания. Слово "благодать" означает "незаслуженная Божья милость к нам". Если оправдание включает в себя то, что Бог делает нас иными, то благодать становится чем-то, существующим в наших сердцах, а не у Бога. Тогда мы спасаемся влитой в нас благодатью, а сила Божия дает нам зарабатывать себе заслуги. Если наши исповедания говорят, что Бог оправдывает свободно и что Он не спасает, внедряя в нас что-то, то люди будут знать, что благодать есть незаслуженная Божья милость к нам, а не власть, которую мы должны применить себе на пользу.
 
Помилование, вменение и принятие
 
Объяснив, что оправдание не является влитием благодати, Исповедание утверждает, что Бог оправдывает через помилование. Обратим внимание на это различие. Помилование и влитие благодати - не просто два способа достижения одной и той же цели, то есть оправдания. Это отдельные действия: объявление людей праведными и делание их таковыми. Исповедание проводит контраст между спасением как внутренним изменением и оправданием как юридической декларацией.
Люди часто обвиняют этот "юридический" метод спасения в том, что он абстрактный, холодный и безличный. Но помните, что если вы понимаете оправдание как юридический принцип, вы можете рассматривать благодать как незаслуженное расположение, исходящее из Божьего сердца, а не как вполне абстрактную, холодную и безличную власть, которую вы используете, чтобы спасти себя сами! 
 
Не за что-то в нас или сделанное нами
 
Исповедание проводит различие между тем, что Бог делает и чего не делает в оправдании. Он прощает людей, но еще не возрождает их. Объяснить эту разницу очень важно, ибо если не понять ее, можно упустить серьезнейший момент. После долгих дебатов сторонник дел может сказать: "Хорошо. Оправдание - это заявление о прощении грехов Богом. Но Он прощает нас только для того, чтобы мы обновились". Если мы позволим продолжить это рассуждение дальше, мы получим некое понятие об оправдании, но благодать опять будет потеряна.
 
Только ради Христа
 
Разница между спасением по благодати и внутренним обновлением усиливается, когда Исповедание говорит, что Бог не оправдывает ни за что сделанное человеком, а только ради Христа. Здесь ясно, что если оправдание - это не прощение грехов, а процесс обновления, то это не правда Христова, а наша собственная. Мы не оправдываемся, потому что дали хорошее начало: "хорошо начали - полдела сделано". Это не эстафета, где Иисус занимает наше место, когда мы устали. Мы не можем заявить, что выиграли забег, если бежали быстрее всех, но не в ту сторону! Оправдание - это дело только Бога.
Эти  два различия - между помилованием и обновлением и между нашей праведностью и Христовой - нужно помнить в нашу эпоху, когда так распространилась сосредоточенность на человеке. Наш век нуждается в этом учении даже больше, чем XVII век, когда было написано Исповедание.

Прославляя Бога сегодня

Как облака не могут сделать солнце тусклым, а могут лишь затемнить его свет, так мы не затемним славу Бога. Мы можем, однако, скрыть ее своим учением, ибо людям будет труднее видеть ее. Наши исповедания в свое время рассеяли тучи, и они могут сделать это и сейчас. Бог будет продолжать прославлять Себя, оправдывая нечестивых без нашей помощи, и в последний день Его слава явится всем. До тех пор, однако, мы в долгу пред Богом и пред всеми, кто ради Его славы четко учил о благодати, несмотря ни на какое противостояние. Бог предал все человечество непослушанию, а затем воплотился и пострадал позорной смертью, явив нам Свою славу. Кто мы такие, чтобы со своими богословскими ухищрениями придумывать новые виды заслуг человека в его спасении? Его слава - в свободе Его благодати, и давайте следовать этим путем. Мы ничего не сделали для своего спасения.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn   


Рецензии